Экологический паспорт дошкольного образовательного учреждения. Проект на тему: Экологический паспорт группы

Сейчас почти во всех регионах страны дошкольные учреждения составляют «Экологический паспорт» своего сада, форма которого в свое время была предложена Н.А. Рыжовой. Многие детские сады хотели бы иметь образец, опираясь на который можно оформлять собственные материалы. Мы предлагаем вам познакомиться с фрагментами самого первого «Экологического паспорта ДОУ», который разрабатывался в детском саду
№ 1908 г. Москвы (экспериментальная площадка по экологическому воспитанию с 1996 г. и по настоящее время). Материалы этого «паспорта» обсуждались на коллегии Московского комитета образования, с ними познакомились многие слушатели семинаров по экологическому воспитанию, проводимых Центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Хотим подчеркнуть, что перед вами - всего лишь один из вариантов «Экологического паспорта». Вполне вероятно, что ваш собственный документ будет отличаться от него, однако в целом логика подачи материала вряд ли может измениться. Советуем особенно обратить внимание на раздел «Выводы и рекомендации». Опыт показывает, что именно он вызывает у педагогов наибольшее количество вопросов, являясь в то же время наиболее важной частью «Паспорта».

Общее количество детей, посещающих детский сад, - 175. Общее количество персонала - 46 человек. Количество групп - 7, из них одна группа круглосуточная.

Кадровый состав ДОУ: заведующая, методист, воспитатели - 14 человек, помощники воспитателей, младшие воспитатели - 3 человека, ночной младший воспитатель, помощник воспитателя по уходу за животными и растениями, музыкальные работники - 2 человека, преподаватель по изобразительной деятельности, преподаватель физкультуры, преподаватель ручного художественного труда, медработники - 2 человека.

В детском саду отсутствует ставка эколога. С педагогическим коллективом проводились семинары по экологическому образованию, и занятия по экологии проводят сами воспитатели.

1. Экологическая ситуация района

1.1. Общая характеристика района

Местонахождение дошкольного учреждения: г. Москва, Восточный административный округ, район Перово; 2-я Владимирская улица, д. 26.
Вся Юго-Восточная зона, в которой расположен жилой район Перово, характеризуется крайне неблагоприятной экологической обстановкой. Это объясняется влиянием таких крупных промышленных зон, как ЗИЛ, Волгоградский проспект, Южный порт, железнодорожная сортировочная станция, завод «Прожектор», и др.
В районе наблюдается сильное загрязнение почв свинцом, никелем, алюминием. Электромагнитная обстановка в округе нормальная. Уровень радиационного загрязнения - средний по Москве. Грунтовые воды в прилегающих слоях очень сильно загрязнены. В составе загрязнителей - тяжелые металлы, органика, микрофлора. В воздухе наблюдается превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) висмута и свинца.

Состояние здоровья населения

Для Восточного округа характерен высокий уровень распространенности заболеваний органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы среди детей. Также высока распространенность врожденных аномалий у детей до одного года. В целом состояние здоровья детей в округе крайне неблагоприятное.

Зеленые массивы

На территории округа расположены Измайловский и Кусковский лесопарки, Перовский парк.

Примечание

Приведенные данные взяты из официальных материалов о состоянии окружающей природной среды г. Москвы.

1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада

ДОУ находится на пересечении двух улиц, характеризующихся большими транспортными потоками.
Недалеко от детского сада находится несколько крупных промышленных предприятий, являющихся источниками экологической опасности.
В непосредственной близости от ДОУ расположен Измайловский лесопарк, представляющий интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей. Здесь имеются следующие интересные объекты: липовая аллея, сосновый массив, дубовая аллея, поляны, берег пруда и др.
В связи с тем, что сложившаяся экологическая обстановка в районе крайне неблагоприятная, следует уделять большее внимание оздоровлению детей. Необходимо чаще выводить детей в Измайловский лесопарк, учитывать неблагоприятную погоду (безветренные дни, когда происходит скопление всех вредных выбросов в приземленных слоях атмосферы) и уводить детей в самый дальний от автомагистралей и самый зеленый угол сада.
Рекомендуется познакомить родителей с экологической обстановкой в районе и с результатами данных исследований и провести разъяснительную работу. Желательно провести описание участка Измайловского лесопарка, предназначенного для проведения экскурсий с детьми, выделить наиболее интересные природные объекты и оценить возможность их использования с точки зрения экологического образования.

2. Характеристика территории детского сада

2.1. Общие данные:

Год строительства - 1967-й.
На месте детского сада раньше располагался жилой массив (каменные дома).
Общая площадь земельного участка - 9425 кв. метров.
Общая площадь здания - 1947 кв. метров.
Территория детского сада ровная, со слабым уклоном к зданию, которое находится в центре. Газоны занимают 70-75% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площадки, дорожки.
Затененность территории достаточно высока, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок.
Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.
На территории имеются игровые площадки, а также отдельные песочницы (песок утрамбован, загрязнен) и резиновые протекторы (шины), использующиеся как игровой инвентарь. Кроме того, есть спортивная площадка с турником, лабиринтом и качелями.
Территория детского сада огорожена решетчатым забором высотой 1 метр и в темное время суток освещается мощными фонарями дневного света.

2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров

Растительный мир

На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, лианы, - что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.
Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев. Кроме того, вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений (липа, клен, тополь).
Видовой состав деревьев: тополь бальзамический, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, липа сердцелистная, клен платанолистный, ива остролистная (верба), туя западная, вяз гладкий.
Фруктовые деревья: яблоня, вишня, слива, грецкий орех, груша - всего 12 видов. Среди деревьев преобладают экземпляры средней и пониженной (вплоть до низкой) жизненности.
Кустарники: жимолость обыкновенная, малина обыкновенная, клен американский, рябина черноплодная, сирень обыкновенная, снежноягодник белый, желтая акация (карагана древовидная). В отдельных местах кустарники образуют заросли и живую изгородь (в частности - карагана).
Газоны занимают 70-75% территории, однако они недостаточно ухожены. Культурные травянистые растения малочисленны и вытесняются сорными видами. Сорные же растения распространены практически по всей территории участка.
Сорные травянистые растения: крапива двудомная, яснотка белая, полынь обыкновенная, ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пырей ползучий, райграс пастбищный, лопух паутинный, осот розовый, лебеда раскидистая, бодяк полевой, пастушья сумка, чертополох курчавый, клоповник сорный, щавель конский, сурепица обыкновенная, щирица запрокинутая, гравилат городской.

Животный мир

На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, трясогузки, снегири, различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи) и пауки. Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных исследований.

Почва

На территории детского сада преобладают искусственные грунты со щебнем и другими строительными остатками. Удобрения не используются, но привозится песок, торф, есть участки насыпных почв. На территории разбросаны отдельные кирпичи, камни.
На игровых площадках вытоптанность достигает 100%; грунт очень плотный, песчаный. Такая же степень вытоптанности наблюдается и на наиболее крупных тропинках. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие растений составляет 70-80%. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев - тех, возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.

2.3. Зонирование территории

Различные зоны территории детского сада, тропинки, муравейник, отдельно стоящие пни и вся растительность отмечены на картосхеме.
Территория регулярно посещается посторонними; вход на участок свободный; через него осуществляется транзитный проход (по главной асфальтовой дороге). Кроме того, забор во многих местах поломан, сделаны проходы, которыми часто пользуются родители, ведущие детей в сад. На территории часто гуляют подростки и мамы с маленькими детьми, приходящие сюда из соседних домов; производится выгул собак. Все это осложняет оформление участка.

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории средняя, так как автодороги отделены от нее несколькими рядами деревьев и кустарников, но возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных). Решетчатый забор пропускает пыль, снег, шум.
Ветровой режим благоприятный, так как участок с трех сторон окружен высокими зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра. С четвертой, восточной, стороны оживленная автомагистраль отделена от участка тремя рядами деревьев.
Шумовой фон умеренный (для Москвы), с расстояния три - пять метров свободно слышен тихий разговор и даже шепот. Основным источником шума являются автомагистрали. Шум проезжающих машин слышен в восточной части участка, прилегающей к забору.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами.
Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником, но отмечаются небольшие временные свалки в угловых участках (в основном упаковочный мусор). Иногда встречаются отдельные жестяные банки, бумага, оставляемые посторонними прохожими. На территории детского сада мусоросборника нет.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здание блочное. Этажность здания: 3. Общая площадь здания - 1947 кв. м.
Помещения для занятий: экологический класс, живой уголок, физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет рисования, кабинет ручного труда.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зона игр, учебная зона и зона сна, зона живого уголка.
В оформлении групповых помещений и коридоров используются пластик под дерево, деревянные спилы, аквариумы, искусственные, живые и засушенные растения, картины, панно.
При оформлении внутренних помещений использованы в основном синтетические материалы: пластик, моющиеся обои, синтетические ковры. Из природных материалов использованы деревянные спилы, сухие ветки и натуральные камни.

3.2. Живой уголок и экологический класс

Обитатели живого уголка: волнистые попугайчики, попугаи нимфа-карелла, морские свинки, петух, курица, хомяки, черепахи.
Обитатели аквариума: морские черепахи, лягушки, гуппи, скалярии, гурами, золотые рыбки, сомики, улитки.
Во многих группах находятся аквариумы с рыбками и специальные уголки, где живут хомяки, черепахи и морские свинки. Животные для живого уголка были подарены родителями детей и сотрудниками детского сада.
Наиболее распространенные растения, которые находятся в помещениях групп: хлорофитум, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, бегонии. Алоэ, кактусы и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держат во избежание несчастных случаев.
Площадь экологического класса - 70 кв. метров.
Оформление: фотообои, спилы деревьев, фонтан, камни, аквариум, стеллажи с наглядными пособиями и поделками детей.
Состав растений : амариллис, кливия, папоротник, сансевиерия, папирусная пальма, бегония, олеандр, фикус.
Оборудование и учебные материалы: ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Отходы: за день выбрасывается приблизительно 25 кг отходов (в основном пищевых). Практикуется использование отходов для изготовления поделок детьми.
Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин - используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики

До открытия экспериментальной площадки в работе с детьми использовались следующие программы: Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», Николаева С.Н. «Юный эколог», Российская государственная программа, а также отдельные разделы программ «Детский сад - дом радости» и «Радуга».

5.1. Используемая методическая литература:

Гусев В. «Животные у нас дома», Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», Петров И. «Растительный мир нашей родины», Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой», Гусев В.Г., Витте Л.А. «Наши питомцы», Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы» и др.

5.2. Дидактические материалы:

1) Экологические игры:
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,
«Грибы, овощи, фрукты».

2) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена”»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото».

3) Экологические кубики.

5.3. Основные направления работы

В течение года в детском саду проходят экологические праздники и театральные экологические представления. Совместно с другими детскими садами проводятся викторины. С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада и в находящемся рядом Измайловском парке.
В подготовке экологических праздников участвуют родители.

5.4. Связь с другими организациями

6. Дополнительные сведения

Заболеваемость детей (данные на 1. 09. 96 г. за последние 6 месяцев): ОРЗ (грипп) - 157; бронхит - 8; ангина - 6; скарлатина - 1; отит - 5; гастроэнтерит - 4; гастрит - 3; коклюш - 1; в/о - 12; прочие случаи - 9. Общее количество случаев: 206. В среднем пропущено одним ребенком по болезни - 10,7 дней. Пропущено одним ребенком из-за ОРЗ - 7,5 дней.
С 1 сентября 1996 года детский сад является окружной экспериментальной площадкой по экологическому образованию дошкольников.

7.2. Благоустройство и использование территории ДОУ

Территория детского сада недостаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует окультурить значительную часть газонов, заменив сорные виды на газонные злаки. Отдельные группы сорных растений должны быть оставлены для проведения занятий. При подборе видов для озеленения территории следует учитывать освещенные и увлажненные зоны (они отражены на картосхеме).
Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, разбить цветники и огород, посадить лекарственные, пищевые и декоративные растения. Возможна организация альпийской горки на территории участка.
Для снижения уровня шума и поглощения вредных веществ желательно посадить по всему периметру участка (вдоль забора) кустарники. Вдоль сторон участка, обращенных к автомагистралям, рекомендуется посадить карагану (желтую акацию), которая наиболее эффективно поглощает вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах.
Необходимо вскопать почву вокруг ряда деревьев, так как во многих местах наблюдается сильное вытаптывание, и огородить ствол деревьев в наиболее посещаемых детьми местах.
Для привлечения на участок птиц следует увеличить количество кормушек, развесив их на разных деревьях. Кормушки рекомендуется сделать из использованных пакетов из-под молочных продуктов или подобного материала.
Убрать мусорные свалки из углов территории. В целях соблюдения санитарно-гигиенических норм запретить выгул собак и кошек на территории.
Все вышеперечисленные рекомендации выполнимы только в случае прекращения транзитного прохода через территорию и ее закрытия для посещения посторонними. Поэтому необходимо отремонтировать забор и, по возможности, заменить на более прочный, препятствующий проникновению посторонних.
Все прогулки с детьми проводить в глубине участка, избегая зон влияния транспортных магистралей.
Заменить песок в песочницах.
На основе проведенных исследований была разработана схема экологической тропинки с рекомендациями по ее использованию.

7.3. Оформление помещений

Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия и оборудование для экологического образования детей. Однако сильно увлечение искусственными материалами. Поэтому рекомендуется применять при оформлении помещений как можно больше природных материалов. По возможности не использовать обои с полимерным покрытием, так как обои с пленочным покрытием не впитывают влагу и не пропускают воздух, что может привести к нарушению воздушно-влажностного режима помещений. Также стараться не использовать и ковры из полимерных материалов, недостатком которых является образование на их поверхности электростатических разрядов. Это приводит к притягиванию пыли к ковру и существенно ухудшает гигиенические условия в помещении. Кроме того, при хождении по таким коврам происходит механическое истирание и разрушение синтетического волокна и образование мельчайших ворсинок, которые поступают в воздух комнаты и могут попадать в верхние дыхательные пути. Следует учесть, что организм ребенка гораздо более чувствителен к неблагоприятным воздействиям, чем организм взрослого человека.
Составить списки имеющихся комнатных растений и животных с рекомендациями по уходу и использованию в целях экологического образования.
Добавить вьющиеся формы растений и кактусы.
Луговые растения: полевица тонкая, ежа сборная, кульбаба осенняя, клевер ползучий, клевер луговой, тысячелистник обыкновенный, мышиный горошек.
Вдоль тропинок преобладают горец птичий, подорожник большой, лапчатка гусиная. На одном из участков отмечены лесные растения: сныть обыкновенная, будра плющевидная. Влажные места выделяются присутствием лютика ползучего, ситника, горца землеводного, зеленых мхов.
В одном из угловых участков территории находятся заросли крупных сорных растений (крапивы, лопуха и других) высотой до 1,5 метров. В целом на газонах преобладают злаки и разнотравье.

7.4. Влияние на окружающую среду

Нужно отметить, что работниками детского сада совершенно не учитывается использование ресурсов. Необходимо провести более детальный анализ использования воды и электроэнергии и, по возможности, сократить их потребление. Также необходимо проанализировать состав отходов с целью сокращения их объема. Возможно использование органических отходов (например, яичной скорлупы) в качестве удобрения.

7.5. Профессиональная и методическая база

Для проведения занятий с детьми и организации методической работы необходимо ввести ставку эколога. Возможен обмен опытом с другими дошкольными учреждениями г. Москвы, занимающимися аналогичными проблемами.
Пополнить существующий книжный фонд периодическими изданиями: «Свирель» (экологический детский журнал) и «Вестник АсЭКО» (методический журнал). Регулярно проводить семинары по экологическому образованию среди педагогического состава.
Посвятить ряд родительских собраний экологическим вопросам; привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.
В живом уголке можно повесить карту, на которой флажками отмечать страны - родину растений, животных, находящихся в живом уголке.

Примечание

Паспорт составлен в 1996 г. в самом начале экспериментальной работы. С тех пор большинство рекомендаций, отмеченных в последнем разделе, коллективом детского сада выполнены.

Наталья РЫЖОВА,
доктор педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца,

Инесса КОХАНОВА,
заведующая ДОУ № 1908 г. Москвы

Экологический паспорт ДОУ №11 «Ласточка»

Содержание экологического паспорта

1. Общие данные о ДОУ.

2..Общая характеристика района.

3. Характеристика территории и непосредственного окружения детского сада.

4. Растительный и животный мир, почвенный покров.

5. Зонирование территории.

6. Условия для исследовательской и трудовой деятельности в природе.

7. Используемая методическая литература.

8. Приложение.

1 Общие данные о ДОУ

Год строительства - 1969
Общая площадь земельного участка - 10 164 кв. м
Общая площадь здания - 1980, 3 кв. м
Территория детского сада ровная, со слабым уклоном от здания. Растительность занимает 75-80% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые дорожки. Территория детского сада огорожена стационарным металлическим забором высотой 2 метра и сеткой рабицей.

Общее количество детей, посещающих детский сад -253

Общее количество персонала – 40

Количество групп - 11: ясли - 3, сад-7, логопедическая -1

Кадровый состав ДОУ: заведующая, старший воспитатель, воспитатели - 11, младшие воспитатели - 11, музыкальный работник - 2, логопед - 2, инструктор по физической культуре -1.

2 Общая характеристика района

Местонахождение дошкольного учреждения: Владимирская область Собинский район г.Лакинск, улица Горького, д. 29 а. ДОУ находится в жилом микрорайоне, недалеко от автомагистрали. ДОУ от жилого района с многоэтажными домами отделен дорогой. С трёх сторон ДОУ находятся частные дома с деревьями.

3 Характеристика территории и непосредственного окружения детского сада.

В связи с ремонтом автомагистрали запыленность территории высокая, так как машины ездят по городской дороге.
Ветровой режим благоприятный, так все прогулочные участки с четырех сторон окружены зданием и деревьями, домами частного сектора, смягчающими порывы ветра. Шумовой фон умеренный, с расстояния три - пять метров свободно слышен тихий разговор. Основным источником шума являются автомобили.
Территория посещается машинами, привозящими продукты. Подъезд к детскому учреждению ограничен запрещающим знаком. Участок чистый, регулярно убирается штатным дворником.

4 Растительный и животный мир, почвенный покров. На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, культурные травянистые растения, лианы, цветы, сорные травянистые растения - что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.


Деревьев на участках достаточно много. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев. Кроме того, вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений(рябина,пирамидальный, орешник , ясень и клён американский, вишня, сирень. Видовой состав деревьев : тополь пирамидальный, береза бородавчатая, рябина, яблоня, вишня , обыкновенная, клен платановидный, клён, ясень обыкновенная, сосна обыкновенная, сосна сибирская(кедр), ель колючая.

Кустарники: ирга, сирень обыкновенная, черная смородина, красная смородина, желтая акация, спирея, красная черёмуха, гортензия. На групповые участках кустарники: акация, сирень, черноплодная рябина, ирга они все образуют живую изгородь . Культурные травянистые растения многочисленны и вытесняются сорными видами. Сорные же растения распространены практически по всей территории участков . Сорные травянистые растения : ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пырей ползучий, лебеда раскидистая, пастушья сумка, сурепка обыкновенная, гравилат городской, мятлик, лапчатка гусиная.

Культурные цветущие растения: флокс, колокольчик, лилии, папоротник, мелколепестник, дильфиниум, бархатцы, астры, душистый горошек, нарциссы, тюльпаны, георгины, ирисы, жёлтый кореопсис

На территории детского сада встречаются: вороны , галки, воробьи, трясогузки, снегири, дятлы, синицы, ласточки, различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, а также мухи, комары, пчелы, муравьи, бронзовки) и пауки, улитки, лягушки.

На игровых площадках вытоптанность достигает 20%; грунт очень плотный, суглинистый. Такая же степень вытоптанности наблюдается и на наиболее крупных тропинках. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие растений составляет 80%. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев - тех, возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.

5 Зонирование территории.

До 2007 года в ДОУ было 8 групповых участков. С 2007 по 2013 стало 10 групповых участков. С сентября 2013 года 11 групповых участков.

На территории детского сада присутствуют искусственные грунты со щебнем и другими строительными остатками. Во круг здания асфальтированная дорожка, спортивная площадка, огород, клумбы и газоны.



6 Условия для исследовательской и трудовой деятельности детей в природе.

В каждой группе созданы уголки природы соответствующие возрасту. В них имеются:календари природы, картины по сезонам, модели года, суток.Календари погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.Календари наблюдения за птицами ежедневно схематично отмечаю тптиц, которых видели.

Календарь наблюдения за солнцестоянием. Дневники наблюдений опытов, экспериментов. В уголках природы устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, макеты природных ландшафтов разных регионов.

7 Используемая методическая литература:

В работе с детьми используются следующие программы: Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», Николаева С.Н. «Юный эколог», Людмила Георгиевна Петерсон «Мир открытий» .Гусев В. «Животные у нас дома», Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», Петров И. «Растительный мир нашей родины», Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой», Гусев В.Г., Витте Л.А. «Наши питомцы», Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы» и др.

8 Приложение.

В течение года в детском саду осуществляется проектная деятельность, проходят экологические праздники и театральные экологические представления, проводятся викторины, выставки, конкурсы. С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада и организуются экскурсии: в парк, к водоёму, в поле.
В подготовке и проведении экологических мероприятий принимают участие родители.

Участие детей в озеленении территории детского сада.


Дидактические материалы используемые в образовательной и самостоятельной деятельности

1) Экологические игры:
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,
«Грибы, овощи, фрукты» и др.

2) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото» и др.

3) Экологические кубики.

5) Папки, альбомы, наборы открыто

Папоротник - травянистое растение. Его родиной ученые считают Северный Китай, Корею, Дальний Восток. Встречается папоротник в лесах России. Растение представляет собой зеленый стебель с перисто-рассеченными листьями. Папоротник считается одним из самых древних растений на планете.

Загадка. Есть в лесу трава - краса.

Листья словно паруса,

А в цвету красу - траву

Не увидишь на яву.

Лилии - многолетние растения с чешуйчатыми луковицами, прямыми стеблями и изящными цветками разнообразных форм и окрасок, отличающиеся продолжительным цветением. Они широко распространены в декоративном садоводстве как открытого, так и защищенного грунта.

Загадка. Листики в спирали гнутся,

И друг к другу жмутся,

А над ними те цветы,

Не бутоны, а духи,

Что же это за цветы?

Муравьи(муравейник) - Структура муравьев не может не поражать: мало того, что среди них есть самки, самцы, рабочие особи, так ещё есть виды, содержащие в своём гнезде рабов, которые будучи личинками, были взяты в плен из другого муравейника. Правда, рабы эти исполняют те же функции, что делали бы и в своём гнезде, только заботятся о потомках не своего, а чужого вида.Несмотря на то, что абсолютно все виды муравьев являются хищниками, они не только ловят или подбирают добычу, но и разводят грибы, держат животных, в роли которого выступает тля, и являются единственными в мире существами, за исключением человека, ведущими сельскохозяйственную деятельность.

Загадка. У них огромная семья.
Не сосчитать их никогда.
Их дом зовётся "кучей"
В большом лесу дремучем.

Ворона является одной из самых крупнейших птиц. По размеру самцы больше чем самки. Окрас перьевого покрытия вороны имеет однотонный цвет черного цвета. Оперение птицы чёрного цвета, имеет синеватый или зеленоватый отлив.


Загадка. Серо-чёрная та птица.
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает
Птицам певчим подражает.

Грач – стройная черная птица. В оперении грача присутствует, в основном, чёрный цвет с металлическим отливом. Самцы крупнее самок, между собой птицы общаются, громко каркая.Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.

Загадка. Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Юлия Кудливская
Экологический паспорт участка группы

В этом году наша группа работала по проекту "Природа - наш дом!". Проект был исследовательский, духовно - нравственный, долгосрочный – 8 месяцев. Возраст детей 6 – 7 лет. Тема : «Природа – наш дом»

Мы считаем, что в год Экологии эта тема является одной из самых актуальных и в дошкольном образовании. Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эти действия в конечном итоге могут привести не к созиданию, а к разрушению, к гибели всей планеты Земля. Очень важно именно в дошкольном возрасте показать значение природы для всего живого на Земле. Показать о существующей взаимосвязи всех её компонентов, о том, что гибель одно из них неминуемо приведёт к уничтожению всех остальных. Важно, чтобы ребёнок понял, что главным звеном в этой цепи является человек, от которого очень многое зависит, и понял, что природу нужно любить и беречь. Требования ФГОС к ДО гласят : "Необходимо дать детям представление о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы". А начать эту глобальную работу, как мы считаем нужно с ближайшего окружения.

Мы провели с детьми наблюдения и исследования и создали "Экологический паспорт участка группы ".

Структура паспорта :

1. Внешний вид участка .

2. Схема участка с представлением всех важных объектов живой и неживой природа.

3. Объекты неживой природа с названиями.

4. Объекты живой природы. Растительный мир :

Деревья и кустарники;

Растения цветника;

5. Объекты живой природы. Животный мир :

Насекомые;

Пресмыкающиеся;

Земноводные;

6. Условия для опытно – экспериментальной деятельности.

7. Условия для игровой деятельности.

8. Условия для продуктивной деятельности.

9. Условия для трудовой деятельности.

10. Фотосессия.

К паспорту могут прилагаться Приложения :

Приложение 1 : Краткое описание объектов неживой природы с фотографиями (см.

Приложение 2 : Краткое описание объектов растительного мира живой

природы с использованием стихотворений и загадок,

фотографий (см. фото) .

Приложение 3 : Краткое описание объектов животного мира живой природы с

использованием стихотворений и загадок, фотографий (см. фото) .

Приложение 4 : Опыты и эксперименты.

Приложение 5 : Картотека наблюдений.

Приложение 6 : Картотека экологических игр .

Публикации по теме:

Паспорт средней группы МБДОУ «Детский сад № 23» ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! Паспорт средней группы включает следующую информацию: -данные.

ПАСПОРТ подготовительной группы «Рыбка» 1. Центр поликлиника «Айболит»: Набор детский для больницы, бинт, вата, медицинский халат, емкости.

Список детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Радуга» МО «Алданский.

Приемная 1. Информационный стенд «Для вас родители»; 2. Информационный стенд «Времена года»; 3. Информационный стенд «Советы специалистов»;.

Дата начала функционирования группы «Русалочка» 1 сентября 2014 г. 1. Краткое описание группы «Русалочка» (Площадь, расположение, освещенность,.

Группа "Теремок" оснащена дидактическими средствами и оборудованием для всестороннего развития детей: - аудиовизуальные средства; - альбомы;.

Паспорт подготовительной группы Паспорт подготовительной группы "Улыбка" Паспорт подготовительной группы. Жданова Л. И., Степанова Л. Д. В группе 32 ребенка. Из них 12 девочек,.

Экологический паспорт ДОУ №26

Общее количество детей, посещающих детский сад — 160.

Общее количество персонала — 38 человек.

Количество групп — 7

Кадровый состав ДОУ: заведующая, старший воспитатель, воспитатели — 14 человек, младшие воспитатели — 6 человек, музыкальный работник — 1 человек, преподаватель по обучению татарскому языку, логопед, медработник — 1 человек.

С педагогическим коллективом проводились семинары по экологическому образованию, занятия по экологии проводят сами воспитатели.

1. Экологическая ситуация района

1.1. Общая характеристика района

Местонахождение дошкольного учреждения: г. Зеленодольск, Республика Татарстан, улица Тургенева, д. 31.
Вся северная зона, в которой расположен жилой район, характеризуется благоприятной экологической обстановкой. Это объясняетсяотсутствием крупных промышленных зон, В районе не наблюдается сильное загрязнение почв свинцом, никелем, алюминием. Электромагнитная обстановка в округе нормальная. Уровень радиационного загрязнения — средний по Зеленодольску.

Состояние здоровья населения

Для жителей микрорайона характерен средний уровень распространенности заболеваний органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы среди детей. Также встречается распространенность врожденных аномалий у детей до одного года. В целом состояние здоровья детей вмикрорайоне благоприятное.

Зеленые массивы

Рядом с территорией микрорайона расположена лесная зона.

Примечание

Приведенные данные взяты из официальных материалов о состоянии окружающей природной среды г.Зеленодольска.

1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада

ДОУ находится на пересечении двух улиц, характеризующихся небольшими транспортными потоками. Недалеко от детского сада находится крупная ЛЭП, являющаяся источником экологической опасности. В непосредственной близости от ДОУ расположена лесная зона, представляющая интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей. Здесь имеются следующие интересные объекты: березовая роща, сосновый, дубовый массив, поляны, берег пруда и др. Не смотря на то, что экологическая обстановка в районе благоприятная, следует уделять большее внимание оздоровлению детей. Необходимо чаще выводить детей в лесную зону, учитывать неблагоприятную погоду (безветренные дни, когда происходит скопление всех вредных выбросов в приземленных слоях атмосферы) и уводить детей от автомагистралей.
Рекомендуется познакомить родителей с экологической обстановкой в районе и с результатами данных исследований и провести разъяснительную работу. Желательно провести описание ближайшего участкалесной зоны, предназначенного для проведения экскурсий с детьми, выделить наиболее интересные природные объекты и оценить возможность их использования с точки зрения экологического образования.

2. Характеристика территории детского сада

2.1. Общие данные:

Год строительства — 1 здание -1959-й, 2 здание - 1991-й
На месте детского сада раньше располагался зеленый массив (тополя, липы, березы) .
Общая площадь земельного участка — 4 343,8кв. м
Общая площадь здания — 1 346,4 кв. м
Территория детского сада ровная, со слабым уклоном к зданию, которое находится в центре. Газоны занимают 70—75% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площадки, дорожки.
Затененность территории достаточно высока, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок.
Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.
На территории имеются игровые площадки, а также отдельные песочницы и игровой инвентарь. Кроме того, есть спортивная площадка с турником,ямой для прыжков, гимнастическим бревном, дорожками для бега.
Территория детского сада огорожена бетонным забором высотой 1,5 метра и в темное время суток освещается мощными фонарями дневного света.

2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров

Растительный мир

На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, лианы, — что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.
Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев. Кроме того, вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений (липа, клен, тополь).

Видовой состав деревьев : тополь бальзамический, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, липа сердцелистная, клен платанолистный, ива остролистная (верба), туя западная, вяз гладкий.

Фруктовые деревья: яблоня, вишня — всего 12 видов. Среди деревьев преобладают экземпляры средней и пониженной (вплоть до низкой) жизненности.

Кустарники: жимолость обыкновенная, малина обыкновенная, клен американский, рябина, ирга, сирень обыкновенная, черная смородина, снежноягодник белый, желтая акация (карагана древовидная). В отдельных местах кустарники образуют заросли и живую изгородь (в частности — карагана).

Газоны занимают 70—75% территории. Культурные травянистые растения многочисленны и вытесняются сорными видами. Сорные же растения распространены практически по всей территории участка.

Сорные травянистые растения : крапива двудомная, яснотка белая, полынь обыкновенная, ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пырей ползучий, райграс пастбищный, лопух паутинный, осот розовый, лебеда раскидистая, бодяк полевой, пастушья сумка, чертополох курчавый, клоповник сорный, щавель конский, сурепица обыкновенная, щирица запрокинутая, гравилат городской.

Животный мир

На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, трясогузки, снегири, различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи) и пауки. Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных исследований.

Почва

На территории детского сада преобладают искусственные грунты со щебнем и другими строительными остатками. Удобрения не используются, но привозится песок, торф, есть участки насыпных почв. На территории разбросаны отдельные кирпичи, камни.
На игровых площадках вытоптанность достигает 20%; грунт очень плотный, песчаный. Такая же степень вытоптанности наблюдается и на наиболее крупных тропинках. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие растений составляет 80%. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев — тех, возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.

2.3. Зонирование территории

Различные зоны территории детского сада, тропинки, клумбы, газоны, отдельно стоящие пни и вся растительность отмечены на картосхеме. Организована альпийская горка на территории участка.

Территория регулярно не посещается посторонними; вход на участок ограничен.

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории низкая, так как автодороги отделены от нее деревьями и кустарниками, несколькими рядамидомов.
Ветровой режим благоприятный, так как участок с четырех сторон окружен зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра.

Шумовой фон умеренный (для Зеленодольска), с расстояния три — пять метров свободно слышен тихий разговор и даже шепот. Основным источником шума являются автомобили. Шум проезжающих машин слышен в восточной части участка, прилегающей к забору.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами.

Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здания кирпичные - 2 шт. Этажность зданий: 2. Общая площадь 2-х зданий — 1346,4 м2

Помещения для занятий: экологические, живые уголки в группах, физкультурный зал, музыкальный зал.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зона игр, учебная зона и зона сна, зона живого уголка.
В оформлении групповых помещений и коридоров используются пластик под дерево, деревянные спилы, аквариумы, искусственные, живые и засушенные растения, картины, панно.
При оформлении внутренних помещений использованы в основном синтетические материалы: пластик, моющиеся обои, синтетические ковры. Из природных материалов использованы деревянные спилы, сухие ветки и натуральные камни.

3.2. Живой и экологический уголок в группах
В зимнем саду ДОУ находится аквариум с рыбками и специальные уголок, где живут хомяки, черепахи и морские свинки. Животные для живого уголка были подарены родителями детей и сотрудниками детского сада.
Наиболее распространенные растения, которые находятся в помещениях групп: хлорофитум, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, бегонии. Алоэ, кактусы и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держат во избежание несчастных случаев.

Обитатели живого уголка: волнистые попугайчики, попугаи, морские свинки, хомяки, черепахи.
Обитатели аквариума: морские черепахи, гуппи, скалярии, гурами, золотые рыбки, сомики, улитки.

Оформление: фотообои, спилы деревьев, камни, стеллажи споделками детей.
Состав растений : амариллис, кливия, папоротник, сансевиерия, папирусная пальма, бегония, олеандр, фикус.Оборудование и учебные материалы : ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Отходы: за день выбрасывается приблизительно 30 кг отходов (в основном пищевых). Практикуется использование отходов для изготовления поделок детьми.

Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин — используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики

В работе с детьми используются следующие программы: Рыжова Н.А. «Наш дом — природа», Николаева С.Н. «Юный эколог», Российская государственная программа, а также отдельные разделы программы «От рождения до школы» Н.Е.Веракса.

5.1. Используемая методическая литература:

Гусев В. «Животные у нас дома», Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», Петров И. «Растительный мир нашей родины», Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой», Гусев В.Г., Витте Л.А. «Наши питомцы», Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы» и др.

5.2. Дидактические материалы:

1) Экологические игры:
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,
«Грибы, овощи, фрукты» и др.

2) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото» и др.

3) Экологические кубики.

5) Папки, альбомы, наборы открыток

5.3. Основные направления работы

В течение года в детском саду осуществляется проектная деятельность, проходят экологические праздники и театральные экологические представления, проводятся викторины, выставки, конкурсы. С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада и в находящемся рядом лесном массиве.
В подготовке и проведении всех экологических мероприятий участвуют родители.

6. Дополнительные сведения

Анализ заболеваемости детей за последние три года:

Показатели

Среднесписочный состав

Посещаемость

Пропущено

По болезни

Прочие причины

1 ребенком пропущено по болезни

Случаев болезни

Местонахождение дошкольного учреждения:

Город Краснодар, Центральный административный округ, ул. 40-летия Победы, 29/17, район Чистяковской рощи.

Характеристика непосредственного окружения учреждения

МДОУ находится вдали от автомагистралей, в парковой зоне, на территории Детского дошкольного городка «Сказка». Недалеко от детского сада находится Чистяковская роща, водозабор «Роща», центр «Матери и ребенка».

В непосредственной близости от ДОУ расположена Чистяковская роща, представляющая интерес с точки зрения улучшения состояния здоровья детей и экологического образования (экскурсии, интересные природные объекты).

2. Характеристика территории учреждения

Общие данные

Здание детского сада построено в 1969 году. Оно состоит из двух корпусов, в которых расположены 7 возрастных групп.

Здание детского сад является объектом культурного наследия и входит в комплекс зданий краевой выставки сельского хозяйства, павильон № 7, павильон №41.

Общая площадь земельного участка - 8261 м 2

Общая застроенная площадь - 1525 м 2

Заасфальтировано - 1753 м 2

Озеленённая площадь - 4983 м2

Территория д етского сада ровная. Озеленённая площадь травяного покрытия составляет 63% от общей площади земельного участка.

Затененность территории сада средняя. Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит весной и зимой на участках много света, а летом кружевная легкая затененность защищает детей от прямых лучей знойного солнца. Хвойные деревья выделяют фитонциды, что благоприятно сказывается на здоровье детей с заболеваниями иммунной системы (бронхиальная астма, атопический дерматит).

Участки МДОУ оборудованы спортивным и игровым инвентарем. Имеется мини стадиона с грунтовым травяным и частично асфальтовым покрытием. Создана дорожка здоровья, экологическая тропа. Разработаны и проложены маршруты оздоровительной ходьбы.

Территория детского сада огорожена решетчатым забором высотой 1,5 метров. В темное время суток освещается мощными фонарями дневного света.

Почвы, растительный и животный мир

Почва

На территории детского сада преобладает чернозем. Удобрения не используется, но привозится песок для игровой деятельности детей и хозяйственных нужд.

Растительный мир

На территории ДОУ представлены различные виды растений: деревья, кустарники, травянистые растения, что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой, организовывать физкультурно-оздоровительную работу на свежем воздухе.

Деревьев на участке достаточно много. На территории ДОУ посажено 57 деревьев, из них 26 - хвойных пород и 31- лиственных.

Видовой состав деревьев:

· береза

· ива остролистная

· орех

· конский каштан

· платан

· липа

· вяз

· клён

· рябина

· сосна

· кипарис

· ель

· туя западная

· лиственница

Вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений (кусты), а также групповые и единичные посадки).

Кустарники:

· жасмин

· форзиция

· спирея «невеста»

· самшит

В некоторых местах кустарники образуют живую изгородь, в частности самшит и невеста.

Травянистые растения

дикорастущие:

· спорыш

· овсяница

· подорожник

· цикорий

· фиалка лесная

- одуванчик

- тимофеевка

- лопух

- медуница

- клевер

декоративные

многолетние декоративные цветы на клумбах:

- рудбекия

- очинок

- дубки

- хосты

- ландыши

- ирисы

- луковичные (нарциссы, тюльпаны, крокусы)

однолетние декоративные цветы на клубах

(меняются ежегодно, предпочтение отдаётся цветам без сильно выраженного запаха)

Животный мир

На территории детского сада встречаются:

Млекопитающие

- белки

- кошки

- ежи

- собаки

птицы

· воробьи

· вороны

· галки

· трясогузки

· голуби

· синицы

· дятлы

· стрижи

· ласточки

· совы

· пересмешники

· скворцы

· сойки

насекомые

- различные виды бабочек

- жуки (божьи коровки, жужелицы, майский жук, жук-носорог)

- клопы-пожарники

- мухи

- комары

- пчёлы

- осы

- муравьи

- шмели

- пауки

Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных следований.

Зонирование территории

Различные зоны детского сада, тропинки, муравейник, отдельно стоящие пни и вся растительность отмечены на карте-схеме.

Загрязнение территории

Запыленность территории низкая, так как МДОУ находится вдали от автомобильной проезжей части дороги. Шумовой фон умеренный. С расстояния 3-5 метров свободно слышен тихий разговор. Основным источником шума является автомагистраль. Шум проезжающих машин слышен с восточной части участка, прилегающих к забору. Участок в целом чистый, регулярно убирается.

3. Характеристика здания (помещений)

Характеристика самого здания

Здание детского сада построено в 1969 году. Фундамент бетонный, стены и их наружная отделка кирпичная, со штукатуркой и побелкой.

Здание одноэтажное, находится в удовлетворительном состоянии, в соответствии с санитарными нормами.

Группы изолированны друг от друга, в каждой группе имеется игровая комната, спальня, раздевальная комната, туалетная и умывальная комната. В групповых комнатах потолок и стены побелены известью, пол покрыт паркетом. В спальных комнатах подвесные потолки, пол покрыт линолеумом.

В детском саду функционируют 7 дошкольные группы для детей с аллергопатологией в пяти групповых ячейках. Имеется музыкально-физкультурный зал, оснащенный необходимым оборудованием; зал ЛФК, кабинет логопеда, кабинет психолога, методический кабинет.

Также оборудован медицинский кабинет, физиокабинет, кабинет врача-аллерголога, изолятор.

4. Влияние учреждения на окружающую среду.

Использование воды

· Детский сад в сутки потребляет в сутки м 3 воды

· Вода используется как средство гигиены (закаливающие процедуры, мытье рук до и после еды, по мере загрязнения) и полива растений в теплый период года.

· В летний период расходуется большее количество воды, так как

· увеличивается расход воды на гигиенические цели. На полив территории и уборку веранд.

· Вода поступает централизованно от АО «Водоканал»

· Вода стекает по канализационным трубам в общий водосток микрорайона Чистяковской рощи.

· В МДОУ установлен водяной счетчик, по которому ведется расчет за использованную воду.

· оплата ведется за счет муниципалитета

· санитарно-техническое оборудование находится в удовлетворительном состоянии.

Использование энергии

· детским садом используется кВт/ч в месяц

· оплата за использование электроэнергии производится по показаниям электросчетчика из средств муниципалитета.

· в детском саду используются энергосберегающие и люминесцентные лампы

· электроэнергия поступает по линиям электропередач от подстанции

· ведется строгий учет расходования электроэнергии

Отопление

· В детском саду имеется централизованное отопление

· Регулирование теплового режима осуществляется путем проветривания (сквозного и углового)

Отходы

· Мусор собирается в мусорные баки

· Оплата за вывоз мусора производится централизованно за счет средств муниципалитета.

· Бросовый материал (упаковочная тара используется при изготовлении поделочного и дидактического материала.

Химические вещества

В детском саду используются следующие химические вещества:

СМС (порошки типа «Кристалл», «Аист»и др.)Мыльно-содовый раствор

· Кальцинированная сода

· Чистящее средство типа «Пемолюкс»

· Жидкое мыло для мытья посуды типа «Капля»

· Демеркуризация ламп накаливания

5. Профессиональная и методическая подготовка

В детском саду функционируют 7 дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с аллергопатологией.

Общая численность детей 109 человек.

человека обслуживающего и педагогического персонала.

Программы, методики

Реализуемые программы:

Комплексные:

· «Программа воспитания и обучения в детском саду»под ред. М.А.Васильевой.

Парциальные

· «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, Р.Б. Стеркина.

· «Ритмическая мозаика» А.И.Буренина»

Кадры

· Педагогические работники- чел.

· Медицинские работники- чел.

Литература

- Экологическое воспитание в детском саду, О.А. Соломенникова, М., Мозаика-Синтез, 2008г.

- Ребёнок и окружающий мир, О.В. Дыбина, М., Мозаика-Синтез, 2008г.

- Экологический словарь, С.В. Рянжин, Санкт-Петербург, 1996г.

- Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве, С.Н. Николаева, Новая школа,

Дидактические материалы

Экологические игры:

· «Семь желаний природы»

· «Если бы я был деревом»

· «Дерево - это...»

· «Что такое хорошо и что такое плохо»

· «С какого дерева листок»

· «Экологический светофор»

Лото

· «Зоологическое лото»

· «Вершки и корешки»

· «Какое время года»

· «Что за птица»

· «Что где растет»

Основные направления работы

В течение 2009 -2010 года вопросы экологического воспитания брались задачами года. В ДОУ созданы условия для экологического воспитания детей как одного из факторов улучшения здоровья детей с аллергопатологией. Оборудована экологическая тропа, наработано методическое обеспечение для работы на ней с детьми. В детском саду проходят экологические праздники и экологические развлечения, проводятся экологические викторины, систематически по учебному плану проводятся занятия по формированию экологической культуры у дошкольников; на прогулках ведутся наблюдения, экспериментирование на экологической тропе МДОУ, проводятся экскурсии, целевые прогулки на территории детского сада, ДДГ «Сказка», Чистяковской рощи.

Благоустройство и использование территории ДОУ

По возможности заменить цветущие растения на участках на растения без ярко выраженного цветения для предупреждения поллинозов у детей

- всю грунтовую территорию засеять газонной травой

- обновить альпийскую горку

- вырубить старые деревья (две сосны), посадить новые

- дооборудовать мини-сквер на свободной территории

- заменить цветущие кустарники (спирею) на самшит

- посадить можжевеловую аллею

Вопросы о растениях.

· Назови, какие ты знаешь лекарственные растения?

(Клевер, репейник, мать-и-мачеха, лютик едкий, тысячелистник, алое, Щавель, ландыш майский, василек, крапива, гвоздика травяная. Пижма, шиповник.)

· Какие грибы называются также как и деревья?

(Подберезовик, подосиновик)

· Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

хвойных деревьев вместо листьев -иголки, хвоя, они не боятся мороза)

· Какое дерево летом и зимой остается зеленым?

(Ель. Сосна.)

· Какую пользу приносят деревья?

(Листья деревьев собирают пыль и гарь, обогащают воздух кислородом.)

· Почему растение называют мать -и - мачеха?

(Снизу листик теплый, мягкий, как мать, а сверху — гладкий, холодный- мачеха.)

· Почему нельзя уничтожать мухоморы?

(Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

· Для чего нужна трава?

(Для красоты, как корм животных,душистые вещества для получения духов, очищает воздух)

Вопросы о животных.

· Какие животные и насекомые являются санитарами леса?

(Волки, муравьи.)

· Почему в одних сказках — заяц -белый, а в других — серый?

(белый заяц бывает зимой, весной и летом — серый)

· Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(белка)

· Посмотрите-ка какая,

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

(лиса)

· Назови домашних животных?

(Собака, лошадь, корова, кошка, овца...)

· Назови диких животных?

(Волк, кабан, медведь, лиса, заяц, белка...

Вопросы о птицах.

· Для чего птице нужен хвост?

(С помощью хвоста птица управляет полетом как рулем.)

· Какие птицы и насекомые предсказывают погоду?

(Ласточки, стрижи -низко летают перед грозой, муравьи прячутся в домики перед ненастьем, комары вьются к теплой погоде.)

· Почему июнь называют месяцем тишины?

(Птицы сидят на гнездах. Высиживают птенцов)

· Почему глухаря так назвали?

(Когда он поет-токует -он глохнет)

· Назови хищных птиц?

(Орел, ястреб, сокол, сова.)

· Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам на дерево? Назовите перелетных птиц?

(Журавли, ласточки, грачи, скворцы, гуси, кукушка. соловей)

Вопросы о насекомых.

· Какую пользу приносят муравьи?

(Очищают лес от мусора, вычесывают насекомых у птиц и опрыскивают их полезной смесью.)

· Из чего муравьи строит свои дома?

(Из хвойных иголок. Листьев. Кусочков коры. Веточек.)

· Расскажите как появляется бабочка?

(Из яичка появляется гусеница, гусеница становится куколкой. Из куколки появляется бабочка.)

· Какую пользу приносит червяк?

(Рыхлит почву. Чтобы корни растений больше получали больше влаги и воздуха.)

· Куда зимой пропадают насекомые?

(Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю и впадают в спячку.

· Муха-Цокотуха:

«Вот один из моих гостей:

Черен, да не ворон, рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт. Летит-воет,

На землю сядет — роет.

Назван по одному из весенних месяцев.»

(майский жук)

Вопросы о природе.

· СТАРИЧЕК-ЛЕСОВИЧЕК спрашивает:

«Еще на полях лежит снег, еще упрямится зима, посылая на землю снег, метель и холод. Но уже становится длиннее день, звенят капели. Бегут ручьи. От тепла осел снег. Почернел и начал таять. На крышах плачут сосульки. Но почки еще не набухли. Когда это бывает? »

(В начале весны.)

· ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ: «Почему в народе говорят: весна да осень- на дню погод восемь?»

(Весной очень переменчивая погода. С утра холодно, как зимой, днем солнце греет, все тает, а может и снег посыпать, и снова выглянет солнце — и все в один день.)

· Какой снег быстрей тает- грязный или чистый?

(Грязный. Потому что солнце к темному припекает быстрей)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!