Складывание фигурок из бумаги как называется. Кто знает, как называется искуство изготовления птичек, корабликов, самолетиков и пр. из бумаги

2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/462

3. Гофротрубочки - так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.
Примеры:

«Мы рассматриваем их как очень похожие вещи», говорит Эрик, 28-летний ассистент, ссылаясь на математику и искусство. Они - оба творческих процесса. Они оба имеют правильную идею. Демьяны работали в металле и стекле, но в настоящее время сосредоточены в основном на бумаге, создавая закрученные, жидкие скульптуры, складываясь вдоль изогнутых сгибов в заштрихованных кусках бумаги, которые прикреплены к концам. Они еще не понимают, почему бумага реагирует так, как она делает, поэтому они чередуются между доской, где они пишут уравнения, компьютер, где они работают с моделями, и пучки жесткой коричневой бумаги, которую они забивают лазерным резаком, а затем раз за разом.

4. Квиллинг (от англ. quilling - от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Примеры:

4. Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
Примеры:
Виды:
- Киригами- вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: киру - резать, ками - бумага.
Pop-up - целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник.
- Киригами и Вырезания и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.
Примеры:
- Кусудама (с яп. букв. «лекарственный шар») - бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.
Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.
Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.
Примеры:
- Оригами из кругов - складывание оригами из бумажного круга. Обычно затем из сложенных деталей склеивается аппликация.
Примеры:
- Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами - придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Примеры:

Математически, даже не ясно, какие правильные вопросы задавать, - говорит Эрик об изогнутых сгибах, которые находятся на переднем крае исследования складчатости. Они обращаются к скульптурам, когда они «застревают» по формуле, и, делая постепенные изменения размера и формы складок, начинают появляться шаблоны. Они начали продвигаться по математике, чтобы доказать, что формы, которые они складывают могут быть сделаны с использованием шаблонов складок, которые они используют.

После 10 лет исследований они доказали в начале этого года, что изогнутая форма, называемая гиперболическим параболоидом, которую они и другие складывали годами, на самом деле не существует. Статья обманывает как-то, - объясняет Эрик. Необычные складки, которые они не могут видеть, должны быть крадутся в бумагу, когда она складывается, потому что математика теперь показывает, что невозможно сделать трехмерную форму, используя только складки, которые, по мнению Демайнса, они использовали.

5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.
Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж.
Примеры:

Очень здорово сделать что-то, что не существует, - шутит Мартин. Хотя оба мужчины - математики и художники, у них есть ясные специальности. Его интерес к складкам и оригами привел к гранту «гения» Макартура, десяткам бумаг и книге. Его исследование по сгибанию выходит за рамки бумаги, например, пытается выяснить, почему белки складываются так, как они делают, и изучают лучший способ свернуть роботизированные руки.

Мартин начал как профессиональный художник и школьный учитель Эрика, когда они путешествовали по родной Канаде и Соединенным Штатам, пока Эрик не стал учиться в колледже у Мартина. Эрик был немного молод, чтобы оставить его сам по себе, поэтому он проверил занятия Эрика. помогли отточить Мартин собственное понимание складчатости, которое было его хобби в течение многих лет.

7. Тиснение (другое название «эмбоссинг») - механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте (техника называется «пергамано», см.ниже), а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.
Этот вид работ может определяться многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом и другими факторами.
Примеры:
Виды:
- Пергамано - пергаментная бумага (плотная вощёная калька) обрабатывается инструментом для тиснения и в процессе обработки становится выпуклой и белеет. В этой технике получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления скрапстранички.
Примеры:
- Текстурирование - нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д)

Если бы он мог доказать, что он ценный ресурс для школы, он может продолжать. Он сделал это, и в дополнение к сотрудничеству с Эриком по математическим исследованиям, он теперь первый художник отдела в резиденции. Мужчины известны как буйные учителя и являются фаворитами среди ученых, занимающихся информатикой и математикой, а также специалистами в области архитектуры, инженерии и биологии, которые часто занимают свои уроки.

Демоны бесконечно творческие и любят веселиться. Эрик, как известно, взламывает банальные шутки в середине лекции. И у Мартина есть любопытство ребенка, постоянно гадая, может ли он создавать новые интересные скульптуры, такие как целая, удобная спальня, которую он сделал из старых книг.

* Техники, связанные с плетением:
Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.
С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение,плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)...
Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.
Примеры:

Он описывает задачу, которую Эрик и Мартин предложили: спроектировать кирпичный фасад здания, который выглядит как лицо, но когда солнце пересекает небо в течение дня, лицо превращается из ребенка в пожилого человека. Эта идея, так же как и скульптуры Демейна, проистекает из желания сделать что-то красивое, основанное на тяжелом математическом исследовании, говорит Оксендорф. «Все дело в веселии», - говорит он о работе Эрика и Мартина Тем не менее, «то, что происходит как игривое, подкрепляется огромным пониманием и огромной строгостью».

Эрик Демейн, слева, и его отец, Мартин Демейн, моделируют пару своих скульптур. Эрик и Мартин хотели создать шрифт, который был связан с математикой. В математическом мире была открытая проблема того, можно ли сделать полный алфавит с помощью «шарнирного вскрытия», что означает серию плоских фигур, которые связаны друг с другом, но подвижны в суставах.

1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы.
С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно- индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок..
На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки...
Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое.
Примеры:

Это привело к их доказательству в прошлом году - в сотрудничестве со студентами Тимоти Эбботтом, Захари Абелем, Дэвидом Чарлтоном и Скоттом Коминерсом - что любая коллекция плоских фигур одинаковой площади может быть сделана из одного навесного рассечения.

Стекло намного сложнее складывать, чем бумагу, потому что слишком жарко на ощупь, когда оно является податливым. Поэтому они полагаются на гравитацию, чтобы делать складку для них. Черное стекло в этом куске более мягкое и нагревается и сгибается быстрее. Затем люди надеются начать комбинировать стекло и бумагу в скульптурах.

2. Ганутель - эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря.
В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.
В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель».
Примеры:

Любезность Эрик и Мартин Демейн. Эта однометровая скульптура - это модель для 10-метровой, которую они хотели бы сделать, а затем стерли всю бумагу на экране, оставив только линии складки, после чего они вернулись в реальный мир и использовали алюминий стержни, чтобы представить эти линии складки и пластиковые сферы, чтобы прикрепить стержни к суставам.

Эта бумажная скульптура не существует по расчетам Демайна. Это ряд гиперболических параболоидов, соединенных вместе, которые они назвали гипарэдром. Индивидуальные искривленные параболиды в нем были сфальсифицированы людьми в течение десятилетий, но Эрик и Марти в начале этого года доказали, что вы не можете создать трехмерный объект на основе на линиях складки, которые они использовали. Каким-то образом мелкие складки проникают в бумагу, позволяя ей открыться.

3. Макраме (от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.
Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII-IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Примеры:

Скульптура была сделана вместе с Анной Люби, профессором Университета Ватерлоо. Эрик Демейн осторожно пинает лист бумаги. Рыбка с вырезом: Сложите вдоль горизонтальной линии лист назад. Затем сложите бумагу вдоль себя вдоль синих линий, в красных «долинах» к себе. Сложите каждую отдельную линию, чтобы положить ручку, чтобы собрать рыбу вместе, что требует некоторой практики.

Серая линия теперь выглядит как прямой разрез. Красочный хаос заполняет небольшой офис Деминана в Отделе информатики. На стене висели книжные полки и вееровая тарелка, на столе лежали три жонглирующих шара, красочные стеклянные скульптуры, любопытно изогнутые бумажные фигуры и несколько предметов оригами для студентов. Однако, казалось бы, неясная страсть Демена не является эзотерической сферой деятельности. Промышленность давно уже открыла множество аспектов технологии оригами. В девяностые годы исследователи, такие как калифорнийский художник оригами и инженер Роберт Ланг, начали математически формализовать свои основы и интегрировать их в компьютерные программы.

4. Плетение кружева на коклюшках. В России до сих пор известны - Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский промыслы.
Примеры:

5. Фриволите - это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево специальным челноком.
Примеры:

* Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений:

Вот как создавались математические инструменты, чтобы все более и более умело складывать мир. Это позволит оригами сегодня создать целый зоопарк бумажных животных, оленей, рыб или скорпионов - каждое животное из одного листа. Для изысканных методов складывания интерес представляют не только энтузиасты ремесел, но и 100 экспертов по алгоритмической геометрии, которая является одним из истоков обучения оригами. С помощью программного обеспечения оригами компании умело складывают подушки безопасности в рулевое колесо, чтобы они не ломались при раздувании, и никто не травмировал себя.

Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.
Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером...
Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.
Примеры:

Их цель: объектив диаметром 100 метров, который в один прекрасный день они хотят зажать перед телескопом. Но, как известно, пространство для хранения в транспортных ракетах мало. Вот почему дизайнеры разработали складной узор, который представляет собой космическое средство видения, такое как карманный зонтик. Демейн напрямую не участвует в этих проектах. Тем не менее, он участвует в проекте оригами, который эксперты прогнозируют величайшее будущее: молекулярные биологи хотят расшифровать структуры белка формулами, вдохновленными японским складчатым искусством.

1. Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань (шёлк, хлопок, шерсть, синтетику), не пропускают через себя краску - или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
Существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, свободная роспись с применением солевого раствора, шибори.
Батик - batik - индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» - означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» - «точка» или «капля». Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Роспись «батик» издавна известна у народов Индонезии, Индии и др.. В Европе - с ХХ века.
Примеры:

Наконец, белки - это не что иное, как сложные морщинистые молекулы. Однажды это может даже помочь разработать синтетические белки. В любом случае он не хочет брать на себя какие-либо заявки, но предпочитает быть мастером-кинематографистом, консультантом и основным исследователем в таких начинаниях. Я постоянно занимаюсь несколькими вещами, - объясняет Демейн. «Значит, моя голова остается ясной».

В нескольких дверях от кабинета компьютерного ученого есть исследование его отца Мартина Демена. Как и его сын, он носит круглые очки, волосы привязаны к его тесьме, бороде. Ибо сын не хочет отказываться от совета. И без него истоки исследователя оригами не могут быть поняты.

2. Витраж (лат. Vitrum - стекло) - это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу.
Примеры:

Его родители развелись рано. Когда Эрику исполнилось семь лет, отец взял его из школы в Галифаксе и начал с ним походы. Вместе они пересекли несколько летних промежуточных станций на юг, до. Чтобы справиться с дефицитом продовольствия, «я разработал металлические головоломки с моим сыном, которые затем продали в магазин игрушек», - говорит Мартин Демейн.

Именно по этой причине Демейн-младший даже не закончил начальную школу. Отец изначально учил сына дома, один час в день, пока мальчик не понял, как сам приобрести учебное содержание. «Если бы Эрик интересовался темой, мы искали больше материалов в библиотеках или книжных магазинах, и мы часто встречались с людьми, которые много понимали». Вскоре Эрик считался исключительным талантом. За последние годы его интересы изменились. Он остался верен только одной страсти: он сделал компьютерные игры «много», признается профессор сегодня.

3. Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки).
Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги.

Цифровая причуда вызвала любопытство Демейна в отношении компьютерного программирования, которое, среди прочего, привело его к моделированию тектоники плит и токов. В возрасте двенадцати лет он получил специальное разрешение на въезд в университет Далхаузи в Канаде. Отец Демейн подтолкнул к нему школьный стол. И когда Эрик искал тему для докторской диссертации в 16 лет, отец принес ему сгиб и проблему. Это в двух словах: можете ли вы сделать прямую линию формы - звезды, цепочки, дома, буквы или стилизованные самолеты - с листа бумаги с помощью складок и одного разреза с ножницами?

4. Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой.
Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.
Салфетки, панно с аппликациями, закладки для книг, платочки, воротнички - всё это и много другое, что подскажет ваша фантазия, украсит любой дом!
Примеры:

5. Граттаж (от французского gratter - скрести, царапать) - техника царапанья.
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).
Примеры:

6. Мозаика - одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
Примеры:

7. Монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток) - одной из простейших графических техник.
По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) - делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Примеры:

8. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.
Примеры:

9. Орна́мент (лат. ornamentum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Примеры:

10. Печать.
Виды:
- Печатание при помощи губки. Для этого подойдет и морская губка, и обычная, предназначенная для мытья посуды.
Примеры:
В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов...
- Штамп (штамповка). В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов и т.д.
Примеры:

11. Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Основоположником стиля явился Жорж Сера.
Другое название пуантилизма - дивизионизм (от лат. divisio - разделение, дробление).
Примеры:

12. Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Примеры:

13. Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка.
Примеры:

14. Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.
Вот некоторые из них:
- Жостовская роспись - старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.
- Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
- Хохломская роспись - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Примеры:

15. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
Примеры:

*Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей:
Шитье - разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито.
Примеры:

2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.
Примеры:
Виды:
- Артишок – разновидность пэчворка, получившая своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия - «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья».
По большому счёту в этой технике все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в объёме.
Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера - острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают объем, то, следовательно, и к «3d» технике.
Пример:
- Крэйзи-квилт. Недавно столкнулась и с такой разновидностью. По-моему, это мультиметод.
Суть заключается в том, что изделие создаётся из сочетания различных техник: пэчворк+вышивка+роспись и т.д.
Пример:

3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
Примеры:

* Техники, связанные с вязанием:
Что же такое вязание? Это процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы).
Примеры:

1. Вязание на вилке. Интересный способ вязания крючком с помощью специального приспособления - вилки, изогнутой в форме буквы U. В результате получаются легкие, воздушные узоры.
2. Вязание крючком (тамбурное)- процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. создавающий не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. Правильное соотношение - толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.
Примеры:
3. Простое (европейское) вязание на спицах позволяет комбинировать несколько видов петель, что создаёт простые и сложные ажурные узоры.
Примеры:
4. Тунисском вязании длинным крючком (одновременно могут участвовать как одна, так и несколько петель для создания узора).
5. Жаккардовое вязание - узоры вывязываются на спицах из нитей нескольких цветов.
6. Филейное вязание – имитирует филейно-гипюрные вышивки по специальной сетке.
7. Гипюрное вязание (ирландское или брюссельское кружево) крючком.

2. Выпиливание. Одним из видов является выпиливание лобзиком. Украшая свой быт и жилище удобными для повседневной жизни изделиями ручной работы или детскими игрушками, вы испытываете радость от внешнего вида и удовольствие от процесса их создания.
Примеры:

3. Резьба - вид декоративно-прикладного искусства. Является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.
Примеры:

* Другие самодостаточные техники:
1. Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.
Примеры:
Также существуют:
- Аппликация из пластилина - пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.
Примеры:
- Аппликация из «ладошек». Примеры:
- Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа - лист картона, материал - разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент - клей и ваши руки. Примеры:

2. Ассамбляж (фр. assemblage) - техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.
Примеры:

3. Бумажный туннель. Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel - туннель - сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как - скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом.
Первый бумажный туннель был датирован серединой ХVIII в. и являлся воплощением театральных сцен.
Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов.
Примеры:

4. Вырезание - термин очень широкого понимания.
Примеры:
Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание), из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.
Виды:
- Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. Примеры:
- Вырезание симметричное. При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде.
Примеры:
- Вытынанка - искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны.
Примеры:
- Карвинг (см.ниже).

5. Декупаж (от французского decoupage -существительное, «то, что вырезано») - это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.
Сегодня самый популярный материал для декупажа - это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название - «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным - посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность - кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс - должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.
Примеры:

6. Карвинг (от англ. carvу - резать, вырезать, гравировать, нарезать; carving - резьба, резная работа, резной орнамент, высеченная фигура) в кулинарии - это наипростейшая форма скульптуры или гравировки по поверхности изделий из овощей и фруктов, столь недолговечных украшений стола.
Примеры:

7. Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée - наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами - тушью, акварелью и т. д.
Примеры:

8. Конструктор (из лат. constructor «строитель») - многозначный термин. Для нашего профиля это набор сопрягательных деталей. т.е деталей или элементов некоего будущего макета, информация о котором собрана автором, проанализирована и воплощена в красивое, художественно выполненное изделие.
Конструкторы различаются по типу материала - металл, дерево, пластмасса и даже бумага (например, бумажные оригами модули). При сочетании разносортных элементов возникают интересные конструкции для игр и весёлого времяпровождения.
Примеры:

9. Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.
Примеры:

10. Макет - это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта.
Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения (выставочный макет, подарочный, презентационный и т.д.). Это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока.
Примеры:
Вид макета - модель - это действующий макет, который изображает (имитирует) какие-либо существенные особенности оригинала. Причём, внимание концентрируется на определённых сторонах моделируемого объекта или в равной степени детализации оного. Модель создают, чтобы использовать, например, для наглядно-модельного обучения математике, физике, химии и других школьных предметов, для морского или авиа клуба. В моделировании применяют разнообразные материалы: воздушные шарики, легкая и пластичная масса, воск, глина, гипс, папье-маше, солёное тесто, бумага, пенопласт, поролон, спички, нитки для вязания, ткань…
Моделирование - это создание такой модели, которая достоверно близка к оригиналу.
"Моделями" называются те макеты, которые действуют. А модели, которые не действуют, т.е. "стрендовые" - обычно называют макетом.
Примеры:

11. Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).
Примеры:

12. Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок, поролон, мыло). Методы обработки - лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка, вырезание и др.
Примеры:

13. Ткачество- производство из пряжи ткани и текстиля.
Примеры:

14. Фильдцевание (или фильцевание, или валяние) – валяние шерсти. Бывает «мокрое» и «сухое».
Примеры:

15. Плоская чеканка - это один их видов декоративно-прикладного искусства, в результате выбивания на пластине определённого орнаментального рельефа, рисунка, надписи или круглого фигурного изображения, порой близкого к гравировке, создаётся новое художественное произведение.
Обработка материала осуществляется при помощи стержня - чекана, который стаивтся вертикально, по верхнему концу которого бьют молотком. Перемещая чекан постепенно проявляется новая форма. Материал должен обладать определённой пластичностью и способностью изменяться под воздействием силы.
Примеры:

В заключение следует отметить, что деление (объединение по какому-либо признаку) большинства техник условно (субъективно), а многие техники прикладного творчества являются мультитехниками, т.е.сочетают несколько видов техник.

Всем приятного творчества!
Ваша Маргарита.

Страница 1

Оригами
Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.
Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.

История оригами
Существует множество версий происхождения оригами. Одно можно сказать наверняка - по большей части это искусство развивалось в Японии. Однако, независимые традиции складывания из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали среди прочего в Китае, Корее, Германии и Испании.
Оригами стало значительной частью японских церемоний уже к началу периода Хэйан. Самураи обменивались подарками, украшенными носи, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб синто и представляли жениха и невесту.
В 1960-х искусство оригами стало распространятся по всему миру, первым получило распространение модульное оригами, а затем и многочисленные течения, включая киригами. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство.
Виды и техники оригами
Модульное оригами
Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.
Простое оригами
Простое оригами - стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.
Складывание по развёртке
Развёртка (англ. crease pattern; паттерн складок) - один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана - дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отстутствия для некоторых моделей иных диаграм, кроме развёртки.
Мокрое складывание
Мокрое складывание - техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов - в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.
Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.
Бумага и другие материалы
Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид модели.

Для несложных моделей, таких как журавлик или водяная бомбочка, подходит обычная бумага для принтера 70–90 г/м². Более тяжелые сорта бумаги (более 100 г/м²) могут быть использованы для мокрого складывания.


Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая «ками» (бумага по-японски), которая продаётся сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне варьируются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая - цветная, но встречаются и двуцветные разновидности и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает её подходящей для широкого класса фигурок.
Фольгированная бумага, или как её часто называют «сэндвич», представляет тонкий лист фольги склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.
В самой Японии в качестве материала для оригами господствует тип бумаги под названием васи (яп. 和紙?). Васи жестче обыкновенной бумаги, сделанной из древесной массы и используется во многих традиционных искусствах. Воси обычно делается из волокон коры Edgeworthia papyrifera, но так же может производится из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.
Формат бумаги
Чаще всего для оригами используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные листы (формата А или половинки квадратов), треугольники, пятиугольники, шести- и восьмиугольники. Существуют даже модели, складываемые из круга.

Схема оригами “Журавлик”
Пожалуй, “Журавлик” – это самая, что ни на есть классическая форма оригами. С помощью приведенной схемы вы легко сможете сложить эту красивую птицу.
Схема оригами “Журавлик”:

Порядок действий:

1. Журавлика начинаем складывать с базовой формы Квадрат

2. Раздвигаем слои бумаги по бокам и делаем три сгиба: загибаем и разгибаем правый и левый края, после чего загибаем и разгибаем верхушку фигуры. Переворачиваем, повторяем то же самое с другой стороной;

3. Аккуратно поднимаем верхний слой ромба и загибаем его кверху. Проделываем это, нажимая по бокам.

4. Переворачиваем фигуру, повторяем то же самое с другой стороной;

5. Раздвигаем по бокам слои бумаги и загибаем бока лицевого слоя фигуры к центру;

6. Переворачиваем фигуру другой стороной и проделываем то же самое, что и в прошлом пункте;

7. Теперь раздвигаем слои бумаги по бокам фигуры и заворачиваем кверху острые нижние концы. Нажимаем по бокам, выравниваем фигуру и отгибаем в стороны как вы уже догадались, нос и хвост журавлика;

8. Загибаем журавлю нос, расправляем крылья и вуаля.

Схема оригами «Тюлень»

Хотите сделать вот такого вот бумажного красавца? Тогда внимательно рассматривайте схему и принимайтесь за дело.


Начинаем складывать фигуру “Тюлень” с базовой формы Рыба-2.

1. Сгибаем пополам “горкой” нашу рыбу-2;

2. Раздвигаем слои бумаги на “носу” и загибаем его внутрь. Также подгибаем рыбе плавники. Повторяем наши действия с другой стороной фигуры;

3. Раздвигаем слои бумаги на носу рыбы и загибаем их вверх;

4. Снова раздвигаем бумагу в верхней части фигуры и загибаем рыбе-тюленю голову;

5. Подгибаем кверху кончик носа;

6. Вот так вот из рыбы получается тюлень.





Схема оригами “Голубь”


1. Сгибаем и разгибаем ромб по диагонали, затем сгибаем по другой и превращаем в треугольник;

2. В указанных проворциях загибаем верхний угол треугольника;

3. В указанных пропорциях загибаем кверху верхний угол треугольника;

4. Раздвигаем слои бумаги и сгибаем пополам фигуру, загибая наверх нижнюю половину;

5. Опускаем вниз у почти птицы оба крыла;

6. Поворачиваем птицу на 180 градусов;

7. Загибаем оба крыла и выгибаем клюв;

Голубь готов. Ещё бы оливковую веточку и будет настоящий голубь мира.



Схема оригами “Лягушка”

1. Сгибаем лист пополам;

2. Сгибаем и расгибаем поочередно верхние углы прямоугольника;

3. Сгибаем и разгибаем верхнюю четверть прямоугольника;

4. Сгибаем верхнюю четверть и загибаем бока фигуры;

5. Раздвигаем слои верхнего треугольника и загибаем вверх углы основания. Сгибаем пополам квадрат основания;

6. Загибаем всередину края фигуры;

7. Сгибаем и разгибаем основание;

8. Раздвигаем нижние слои бумаги, загибаем основание вверх и вытягиваем углы в стороны, чтобы получилось основание в виде лодочки;

9. Раздвигаем стенки “лодочки” и загибаем вниз правый и левый края;

10. Выгибаем в стороны оба лепестка у основания фигуры;

11. Загибаем основание “лягушки” гармошкой;

12. Переворачиваем животное;

13. Давим ему на спину и смотрим, как хладнокровное бумажное создание весело скачет.



Схема оригами “Бабочка”

Начинаем схему с базовой формы “Катамаран”.

1. Cгибаем “горкой” наш катамаран пополам. Нижние же края загибаем книзу, раздвинув перед этим слои бумаги;

2. Раздвигаем бумагу и загибаем бока;

3. Сгибаем “долиной” фигуру пополам;

4. Раздвигаем слои бумаги, делаем складку по центру в верхней части;

5. Переворачиваем фигуру;

6. Получаем бабочку.


Схема оригами “Вертушка”

1. Начинаем складку с базовой формы “Катамаран”;

2. Раздвигаем слои бумаги в указанном месте и загибаем два лепестка;

3. Получаем симпатичную вертушку.

Схема оригами “Пароход”

1. Складываем и разгибаем квадрат по его диагоналям;

2. Теперь загибаем к центру все углы фигуры;

3. Переворачиваем ромб другой стороной;

4. Загибаем к центру все его углы;

5. Загибаем к центру все углы получившегося квадрата;

6. Переворачиваем получившийся ромб другой стороной;

7. Разгибаем указанные слои бумаги;

8. Отгибаем два ромба в стороны и складываем фигуру пополам;

9. Дать кораблю имя и можно попробовать спустить его на воду.





Схема оригами “Коробочка”

1. Складываем и разгибаем лист по центру, повторяем действие;

2. Делаем то же самое, по диагоналям;

3. Загибаем все 4 угла квадрата к центру;

4. Разгибаем две складки, получая нечто вроде конфеты;

5. Сгибаем бока, образуя два прямых угла. Аналогичным образом поднимаем вершину “конфеты”;

6. Загибаем книзу вершину “конфеты”;

7. Разворачиваем фигуру и повторяем со второй вершиной действия 5-6;

8. Лихорадочно придумываем, что бы сложить в нашу чудесную коробочку.


Схема оригами “Цикада”

1. Сгибаем ромб по диагоналям, превращая его в треугольник;

2. “Долиной” загибаем кверху нижние углы треугольника;

3. Раздвигаем указанные слои и сгибаем книзу пополам треугольники лицевого слоя;

4. Раздвигаем указанные слои, сгибаем книзу (не пополам) следующий слой бумаги;

5. Аналогично поступаем с последним слоем;

6. Загибаем “горкой” от себя указанные края фигуры;

7. Получаем то, что нам было нужно – цикаду. Да, это цикада




страница 1



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!