Изменения в духовной жизни и идеологии. Негативные явления в РПЦ

Языковая проблема . Во второй половине 80-х гг. в республике особенную актуальность приобрела языковая проблема, которая из культурно-этничной превращалась в политическую. С вопросом о языках все более связывались проблемы суверенитета, национального развития Беларуси, сохранения белорусской нации, ее мировоззрения, духовности, культуры. Но политическое руководство СССР считало, что в национальном вопросе, в том числе и в вопросе о национальных языках, нет никаких проблем. Подобного мнения придерживалось и руководство БССР.

15 декабря 1986г. 28 представителей творческой и научной интеллигенции Беларуси, в том числе В.Быков, Я.Брыль, Г.Бородулин и другие, написали открытое письмо М.С.Горбачеву с предложениями по улучшению положения белорусского языка. Реакции на это письмо не последовало.

4 июня 1987г. на имя М.С.Горбачева было отправлено письмо уже 134 представителей белорусской интеллигенции, среди которых были поэты, писатели, композиторы, актеры, художники, учителя, врачи, инженеры, воспитатели детских дошкольных учреждений, рабочие. В этом письме впервые национальная политика советской власти в Беларуси была названа ее действительным именем: русификация.

С лета 1988г. в средствах массовой информации Беларуси начинается кампания за придание белорусскому языку статуса государственного. Особенно активно в этом деле участвовала газета «Літаратура і мастацтва». В апреле 1989г. в ней появилась рубрика «Беларускай мове – статус дзяржаўнай». В этой рубрике выступали многие: от академиков до колхозников. В поддержку белорусского языка, национальной культуры выступили неформальные молодежные организации «Талака» в Минске, «Паходня» в Гродно.

Важное значение в расширении сферы использования белорусского языка имело создание 27 июня 1989г. Товарищества белорусского языка. Товариществу было присвоено имя Ф.Скорины. Республиканский совет возглавил Нил Гилевич. С марта 1990г. товарищество стало издавать газету «Наше слово».

Новые политические условия, активная деятельность национальной интеллигенции содействовали тому, что в июле 1989г. Верховный совет БССР создает комиссию по подготовке предложений о законодательном урегулировании статуса белорусского, русского и других языков населения республики. 26 января 1990г. Верховный Совет БССР принял закон «О языках в Белорусской ССР». Закон провозгласил белорусский язык государственным языком республики.

В связи с принятием Закона о языках Верховный Совет поручил правительству разработать Государственную программу развития белорусского языка и других национальных языков, которая была утверждена 20 сентября 1990г. Программа содержала ряд мер по возрождению и развитию языка и культуры белорусского народа, свободному использованию родных языков гражданами других национальностей, которые проживали на территории республики. Так была создана законодательная база возрождения белорусского языка.

Образование . В формировании духовности каждого народа важнейшее место принадлежит образованию. Во второй половине 80-х стали осуществляться новые подходы, а именно: 1) курс на формирование национальной системы образования; 2) демократизация, повышение самостоятельности учебных заведений; 3) интеграция образования с наукой, производством и культурой.

Было усилено внимание детским садам – первой образовательной ступени, где закладываются предусловия развития личности. С каждым годом росло количество детских садиков на белорусском языке обучения. В 1987г. таких садов было 18,3% от общего количества, в 1993- 68,6%.

Принцип плюрализма в образовании привел к созданию, наряду со средними образовательными школами, учебных заведений нового типа – гимназий, лицеев, колледжей и других.

Характерная черта гимназии – приоритет гуманитарной компоненты, т.е. глубокое изучение языков, литературы, истории, логики, риторики, основ экономики, философии, права, религиоведения и других психолого-педагогических и социально-гуманитарных дисциплин. В 1990 - 91 уч. году в Минске открылась первая гимназия, спустя три года их было уже 52.

Если гимназии создавались на базе средних школ, то лицеи, как правило, при вузах. Их задача - подготовить способных учеников к продолжению учебы в вузах. В 1993-94 уч. году насчитывалось 22 лицея.

В процессе обновления высшей школы главная задача виделась в соответствии ее стандартам высшего образования развитых стран. Учитывая, что в мире наиболее распространены университеты и академии, в БССР начался повсеместный переход на новые формы высших учебных заведений. Институты были преобразованы в университеты и академии. В частности, на базе Белорусского государственного института народного хозяйства имени В.В.Куйбышева был создан Белорусский государственный экономический университет. Всего в 1993-94 уч. году в Беларуси имелось 38 государственных и 9 негосударственных вузов, в которых обучалось более 180 тыс. студентов по примерно 200 специальностям.

В вузах республики начался переход к многоуровневой системе подготовки бакалавр-магистр, вводятся новые учебные курсы, усиливается гуманитаризация высшего образования. Одним из составляющих моментов гуманитаризации является изучение отечественной и мировой истории, на изучение которой во всех вузах республики увеличивается количество часов.

Есть и проблемы. Это и не до конца просчитанные соотношения между образовательными и специальными дисциплинами, это и требования связывать учебный процесс с научно-исследовательской работой студентов, это и сроки обучения, это и проблемы распределения выпускников и ответственность вузов за их трудоустройство и много других.

Литература в годы перестройки . В период перестройки белорусская литература резко усилила свое внимание к исторической теме, освещению культурного наследия, национальной проблематике, чернобыльской катастрофе. Особенно быстро развивался при этом публицистический жанр, периодические издания шли в это время нарасхват.

На волне гласности обществу возвращались произведения «забытых» поэтов и писателей. Из хранилищ и спецхранов были изъяты и опубликованы проза Н.Горецкого, А.Гаруна, П.Головача, В.Ластовского, стихи и поэмы Л.Гениюш, Я.Чечета, Я.Лучины, И.Дворчанина и других.

Издавались и новые произведения. В 1992г. романом «Возвращение к войне» завершил свой знаменитый цикл Иван Чигринов. Роман «Голос крови брата твоего» (1990г.) Вячеслав Адамчик посвятил истории западно-белорусской деревни в 30-40-е гг. ХХ века. Свою очередную повесть «Стужа» издал Василий Быков.

Демократизация, гласность принесли новое осмысление сталинского тоталитарного режима. С интересом были восприняты повести-воспоминания С.Граховского «Зона молчания» и «С волчьим билетом», П.Прудникова «Ежовые рукавицы» и «Пекло», Ф.Алехновича «В когтях ГПУ», Б.Микулича «Повесть для себя», мемуары Л.Гениюш «Исповедь», повести Я.Скрыгана «Кожаное пальто», «Награда», В.Хомченко «Царь-зэк Семен Ивашкин».

Белорусские литераторы не остались в стороне от осмысления причин и итогов чернобыльской беды. Романом «Злая звезда» откликнулся И.Шамякин. Этой же теме посвящены повести В.Карамазова «Краем Белого пути», В.Козько «Спаси и помилуй нас, черный аист», Б.Саченко «Родной угол», в книге А.Адамовича «Апокалипсис по графику».

Одной из важнейших тем в это время становится историческая. Леонид Дайнеко написал три исторических романа «Меч князя Вячки». «След волколака» о Полоцкой Руси, «Железные желуди» о временах ВКЛ. Ряд интересных работ на исторические темы вышли из-под пера Владимира Орлова, Константина Тарасова, Олега Лойко и других.

Белорусские поэты многие свои произведения посвящали проблемам национально-культурного возрождения. Нил Гилевич издал несколько сборников, сборник стихов издал Григорий Бородулин, В.Зуенок, Н.Метлицкий, Владимир Некляев написал поэму «Зона» о чернобыльской беде.

В поэзию в конце 80-х – начале 90-х гг. пришло новое поколение белорусских поэтов: Анатолий Сыс, Сергей Соколов-Воюш, Людмила Рублевская, Михаил Скобля, Олег Минкин, Алесь Письменков, Леонид Дранько-Майсюк, Ирина Богданович, Галина Булыко, Любовь Тарасюк, Владимир Марук и многие другие.

Новыми достижениями в этот период была отмечена белорусская драматургия. Алексей Дударев написал четыре пьесы, в том числе «Излом» о людях «дна», «Песня про зубра» по Н.Гусовскому и другие.

В белорусской драматургии появились новые имена: Алесь Осташонок, Владимир Бутрамеев, Николай Ореховский, Владимир Саулич, Сергей Ковалев, Игорь Сидорук.

Таким образом, белорусская литература середины 80-х начале 90-х гг. несла в себе идеи возрождения, духовно обогащала человека, содействовала его национальному самосознанию, утверждению в обществе демократии и гуманизма.

Театральная жизнь. В этот период для театральной жизни Беларуси основополагающими темами были белорусизации и возрождения.

Несмотря на сложности экономической жизни, росла сеть театров. Если в 1985г. в республике имелось 17 театров, то в 1995г. – 24 театральных коллектива. Они финансировались за счет республиканского, областного и городского бюджетов. Впервые начали работать театры в Слониме, Мозыре и Молодечно.

Появились частные театры. Меценат американский предприниматель Григорий Фиглин открыл свой независимый театр. Следует отметить, что половина театров Беларуси осуществляют свои постановки на белорусском языке.

К отмене жесткой цензуры, возможности жить по законам саморазвития, неожиданной свободе многие театры оказались просто не готовы, ибо самостоятельность – это еще и ответственность. Поэтому каждый театр переживал этот период по-своему. Одни бросились ставить ранее запрещенные спектакли, которые приносили хорошие сборы, но не всегда были высокохудожественными, другие гнали старый репертуар, третьи – искать новые критерии для осмысления современности.

Именно по этому пути пошел Белорусский государственный академическмй театр имени Я.Купалы. Художественный руководитель театра В. Раевский в 1989г. поставил пьесу В.Бутромеева «Страсти по Авдею», которая имела большой успех. Режиссер этого же театра Н.Пинигин поставил спектакль «Тутэйшыя» по пьесе Я.Купалы, за который в 1992г. режиссер Н.Пинигин, композитор В.Курьян, актеры В.Кин-Каминский и В.Манаев были удостоены Государственной премии Республики Беларусь. Сегодня этот театр по праву носит название Национальный академический театр имени Я.Купалы.

Широкой популярностью у любителей театра пользовались спектакли академического театра им. Я.Коласа в Витебске, республиканского театра-лаборатории «Вольная сцена» Альтернативного театра, театра драмы, театра-студии – все в Минске, а также областных драматических театров в Гомеле, Могилеве, Гродно и Бресте.

Оживлению театральной жизни в Беларуси несомненно способствовало проведение театральных фестивалей. В октябре 1993г. в Минске прошел первый международный фестиваль моноспектаклей, в котором приняли участие драматурги, режиссеры, искусствоведы, актеры из Англии, Германии, Польши, России, Литвы и Беларуси. В 1994г. в Молодечно прошел фестиваль, посвященный мастерам театра – Стефании Станюто, Александре Климовой, Ростиславу Янковскому, Зинаиде Броварской, Виктору Лебедеву и другим признанным мастерам сцены. Большую помощь в проведении этого фестиваля оказал тогдашний мэр Молодечно Геннадий Карпенко.

В развитии театра Беларуси в эти годы было немало проблем. Слабой оставалась социальная защищенность актеров и режиссеров, низкой была заработная плата, не устанавливалось надбавок как бы за «талант». Театры плохо обеспечены помещениями, транспортом, материалами. Особенно негативно это сказалось на театрах в областных и районных центрах. В эти годы стали резко ограниченными гастроли. Однако, несмотря на сложности бытия, белорусский театр доказал свою жизненную стойкость, способность не только выстоять, но и развиваться.

Достаточно плодотворно работали и музыкальные театры. Это прежде всего Государственный академический большой театр оперы и балета Беларуси, балетная труппа которого под руководством В.Елизарьева по праву входит в число одной из лучших в СНГ, театр музыкальной комедии.

Европейскую известность получили проводимые в Беларуси музыкальные фестивали «Славянский базар» в Витебске, «Золотой шлягер» и «Могучий боже» в Могилеве. Традиционным стал фестиваль белорусской песни и поэзии в Молодечно. Музыка и песня также способствуют воспитанию самосознания белорусского народа, повышению авторитета молодого государства в международном сообществе.

Таким образом, духовная жизнь белорусского народа в конце 80 - начале 90-х гг. была полна сложностей. Экономический кризис не позволял выделять необходимые средства на развитие культуры, а и те средства, которые выделялись, обесценивались инфляцией. Но и в таких условиях государство делало все возможное, чтобы сохранить интеллектуальный и культурный потенциал белорусского народа.

Изменения в духовной жизни

Переход страны к рыночной экономике и радикальные перемены в политической и социальной жизни происходили в условиях информационной открытости. Исчез идеологический диктат государства и с ним цензура. Быстрыми темпами насыщался рынок информационных услуг. Граждане получили свободный доступ к глобальной сети коммуникаций Интернету. Число его пользователей составило в 2003 г. около 11,5 млн человек.

В начале 1990-х гг. резко сократились Государственные расходы на развитие культуры. Закрывались клубы и творческие центры, выставочные залы и кинотеатры, спортивные и туристические базы. Упали тиражи литературно-художественных журналов и газет, некогда имевших огромные аудитории.

В условиях рыночной экономики наиболее динамично развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счет популярности у массовой аудитории. Появились многочисленные частные издательства. Стремительно насыщался рынок книжной продукции и периодики, прежде всего изданиями развлекательного характера.

На экраны и в печать широким потоком хлынула продукция зарубежной массовой культуры, порой не лучшего художественного качества. Популярными у потребителя стали такие символы западного повседневного быта, как ресторан быстрого питания «Макдоналдс», как продукция известных торговых марок «Кока-кола» и «Рибок» и др.

В отечественной молодежной культуре выделились субкультурные группы, ориентированные на заимствованные из зарубежного повседневного опыта стили поведения и одежды, подражание героям массовой культуры.

Так, толкиенисты (поклонники романов Дж. Р. Толкиена) с нетерпением ждали появления на экране новых фильмов с приключениями своих кумиров. Айкидоки пропагандировали стиль жизни поклонников восточных единоборств. Панков отличали особые приметы в одежде и в общении друг с другом. Металлисты, рокеры и рэперы отстаивали свою приверженность различным направлениям в современной популярной музыке. Их манера одеваться копировала пристрастия в одежде их музыкальных кумиров.

Популярными формами молодежного досуга стали развлекательные центры - клубы, дискотеки, воспроизводящие западные стандарты. Тенденция вестернизации (заимствования западных образцов) молодежной культуры рельефно отражала те процессы, которые происходили в массовой культуре в условиях ее быстрого распространения.

Во второй половине 1990-х гг. возросло предложение массовой культурной продукции отечественного образца. Стремительно развивалась сфера досуга. Появились отечественные телесериалы и коммерческие киноленты, видеоклипы и рекламные ролики. В результате ориентированная на потребителя индустрия развлечений превратилась в один из наиболее динамичных секторов национальной экономики. Книгоиздание и телевидение, производство и тиражирование аудиовизуальной продукции, шоу-бизнес, строительство новых и переоборудование старых объектов культуры оказались в центре внимания отечественного бизнеса. Продолжая традиции российского меценатства, крупнейшие компании и банки оказывали материальную поддержку музыкальным и театральным коллективам, издательским, образовательным и реставрационным проектам.

Своего рода ответом на коммерциализацию массовых форм досуга стал рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. Верующим были возвращены сотни православных храмов и многие мечети. Повысилось внимание к культуре" и традициям православия, ислама, буддизма, иудаизма и других вероисповеданий. Развивалась сфера религиозного образования и воспитания - от воскресных школ до семинарий, духовных академий и университетов, а также издательское дело.

В поисках устойчивых ценностных ориентиров люди обращались к историко-культурному наследию страны. Появились новые формы освоения отечественного наследия историко-культурные инсценировки, воссоздающие эпизоды крупнейших исторических событий - Куликовской битвы, Бородинского сражения и др., пользующиеся неизменным успехом у зрителя.

Культурный туризм становился одним из перспективных направлений экономического развития российских территорий вокруг памятников исторического наследия. Всего на конец истекшего столетия в России насчитывалось около 2000 государственных музеев, в том числе 90 заповедников.

Особенности духовной жизни страны во многом определились динамикой социальных и культурных перемен, происходивших в российском обществе в постсоветский период.

Возросло многообразие форм творчества. Разные направления, стили, школы и художественные индивидуальности получили возможность выразить собственные взгляды и реализовать свой потенциал. Многие из них не только вступали в творческие споры и конфликты друг с другом, но и вызывали ожесточенные дискуссии в обществе. Продолжался процесс духовного переосмыслении прошлого и поисков своего места в глобализирующемся мире. Культурная жизнь открывалась навстречу влияниям и заимствованиям из иных культур и одновременно искала пути обновления собственных традиций. Первоочередной задачей становилось накопление интеллектуального капитала - главного ресурса развития современного мира, совершенствования качества и уровня образования. По мере углубления социального расслоения главным источником удовлетворения культурных потребностей у значительной части населения стало телевидение (средняя продолжительность просмотра телепередач составляла около 3-3,5 ч в день). Часть россиян, имевшая высокий уровень доходов, напротив, ориентировалась на элитарную индустрию досуга - платные телеканалы, доступ к Интернету, дорогие клубы и зарубежный туризм.

Приложение 1

Особенности политического и духовного развития страны в 60-70е гг.

Особенности Социальные последствия
Разрыв между провозглашёнными идеалами развитого социализма и реальной жизнью Всё большее закостенение партийно-государственных структур
Нерешённость проблем развития национальных республик Постепенное пробуждение национального самосознания народов
Уход от анализа реальных противоречий общественного развития Нарастание массового скептицизма, политической апатии, цинизма; догматизм в идейной сфере
Обострение идеологической борьбы Запреты и ограничения в духовной жизни; создание образа «внешнего врага»
Идейная реабилитация сталинизма Возвеличивание нового вождя – Л.И. Брежнева
Противостояние официально-догматической и гуманистической, демократической культуры Формирование духовных предпосылок перестройки

Приложение 2

СССР в начале 80-х гг.

Экономика

o Резкое падение темпов экономического роста

o Упрочение командно-административной системы управления хозяйством

o Попытки дальнейшего усиления централизации управления в ходе реформы 1979 г.

o Кризис жёсткого бюрократического управления сельским хозяйством

o Кризис системы внеэкономического принуждения

o неэффективное использование материальных и трудовых ресурсов и задержка перехода к интенсивным методам производства

o инфляционные процессы, товарный дефицит, огромный отложенный спрос.

Политическая система

o Закоснелость партийно-государственных структур ужесточение репрессий против инакомыслящих

o Усиление бюрократизации государственной машины

o Усиление противоречий в социально- классовой структуре общества

o Кризис межнациональных отношений

Духовная сфера

o Усиление разрыва между словом и делом

o Уход от объективного анализа положения дел в обществе

o Ужесточение идеологического диктата

o Идейная реабилитация сталинизма

o Нарастание массового скептицизма, политической апатии, цинизма

Возникновение предкризисного состояния нашего общества можно объяснить как объективными, так и субъективными причинами. К объективным относятся особенности развития нашей страны в 70-е годы. Здесь свою роль сыграла сложная демографическая ситуация, удаление источников сырья и энергоносителей от традиционных районов их использования, обострение экономических проблем, неблагополучная мировая экономическая конъюнктура, возраставшее бремя расходов на поддержание военно-стратегического паритета и на помощь союзникам. В этой связи стоит обратить внимание на то, что доля СССР в рамках Варшавского договора составляла 90% совокупных расходов, и лишь 10% приходилось на долю союзников (для сравнения: в рамках НАТО расходы США составляют 54%).

Особенности и итоги предыдущих лет развития страны также способствовали складыванию предкризисного состояния. Такие процессы, как, например, чрезмерная централизация управления экономикой, огосударствление кооперативной формы собственности обозначались и набрали силу гораздо раньше. Но в 70-е годы, вместе с ростом масштабов производства они стали проявляться более отчетливо.

Диагноз положения, в котором оказалось развитие нашего общества - застой. По сути дела возникла целая система ослабления инструментов власти, образовался своего рода механизм торможения социально-экономического развития. Понятие "механизм торможения" помогает понять причины застойных явлений в жизни общества.

Механизм торможения - это совокупность застойных явлений во всех сферах жизни нашего общества: в политической, экономической, социальной, духовной, международной. Механизм торможения есть следствие, а точнее проявление противоречий между производительными силами и производственными отношениями. В складывании механизма торможения значительную роль играл субъективный фактор. В 70-е - начале 80-х годов партийно-государственное руководство оказалось неподготовленным активно и эффективно противостоять нараставшим негативным явлениям во всех областях жизни страны.

Приложение 3

Основные этапы перестройки в СССР

Приложение 4

Этапы реформы экономики в СССР (1985 – 1991)

Приложение 5

Производство основных видов пищевой продукции (в % к предыдущему году)

Приложение 6

Перестройка и изменения в духовной жизни общества на рубеже 1990-х гг.

1985 год стал рубежным в духовной жизни СССР. Провозглашенный М. С. Горбачевым принцип гласности создавал условия для большей открытости в принятии решений и для объективного переосмысления прошлого (в этом виделась преемственность с первыми годами «оттепели»). Но главной целью нового руководства КПСС было создание условий для обновления социализма. Не случайно был выдвинут лозунг «Больше гласности, больше социализма!» и не менее красноречивый «Гласность нам нужна, как воздух!». Гласность предполагала большее разнообразие тем и подходов, более живой стиль подачи материала в средствах массовой информации. Она не была равнозначна утверждению принципа свободы слова и возможности беспрепятственного и свободного выражения мнений. Реализация этого принципа предполагает наличие соответствующих правовых и политических институтов, которых в Советском Союзе середины 1980-х гг. не было.

Численность КПСС в 1986 г., когда состоялся XXVII съезд, достигла рекордного в ее истории уровня в 19 млн человек, после чего началось сокращение рядов правящей партии (до 18 млн в 1989 г.). В выступлении Горбачева на съезде впервые было сказано о том, что без гласности нет, и не может быть демократии. Удержать гласность в узде, в дозированных объемах оказалось невозможным, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.), когда обнаружилась неготовность руководства страны дать объективную информацию и поставить вопрос об ответственности за трагедию.

В обществе гласность стала рассматриваться как отказ от идеологической зашоренности в освещении текущих событий и в оценках прошлого. Это открывало, как казалось, неисчерпаемые возможности для формирования нового информационного поля и для открытого обсуждения всех важнейших вопросов в средствах массовой информации. В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика. Именно этот жанр печатного слова мог наиболее остро и оперативно реагировать на волновавшие общество проблемы. В 1987-1988 гг. в печати уже широко обсуждались самые злободневные темы, выдвигались спорные точки зрения о путях развития страны. Появление таких острых публикаций на страницах подцензурных изданий невозможно было представить еще несколько лет назад. Публицисты на короткое время стали настоящими «властителями дум». В эпицентре внимания оказались новые авторитетные авторы из числа видных экономистов, социологов, журналистов и историков. До невероятного уровня выросла популярность печатных изданий, публиковавших ошеломляющие статьи о провалах в экономике и социальной политике, - «Московских новостей», «Огонька», «Аргументов и фактов», «Литературной газеты». Серия статей о прошлом и настоящем и о перспективах советского опыта (И. И. Клямкина «Какая улица ведет к храму?», Н. П. Шмелева «Авансы и долги», В. И. Селюнина и Г. Н. Ханина «Лукавая цифра» и др.) в журнале «Новый мир», в котором редактором был писатель С. П. Залыгин, вызвала огромный читательский отклик. Широко обсуждались публикации Л. А. Абалкина, Н. П. Шмелева, Л. А. Пияшевой, Г. Х. Попова, Т. И. Корягиной о проблемах экономического развития страны. А. А. Ципко предложил критическое осмысление ленинского идейного наследия и перспектив социализма, публицист Ю. Черниченко призывал пересмотреть аграрную политику КПСС. Ю. Н. Афанасьев организовал весной 1987 г. историко-политические чтения «Социальная память человечества», они имели отклик далеко за пределами московского Историко-архивного института, которым он руководил. Особой популярностью пользовались сборники, печатавшие под одной обложкой публицистические статьи, их читали как увлекательный роман. В 1988 г. тиражом в 50 тыс. экземпляров вышел и сразу стал «дефицитом» сборник «Иного не дано». Статьи его авторов (Ю. Н. Афанасьев, Т. Н. Заславская, А. Д. Сахаров, А. А. Нуйкин, В. И. Селюнин, Ю. Ф. Карякин, Г. Г. Водолазов и др.) - известных своей общественной позицией представителей интеллигенции объединял страстный и бескомпромиссный призыв к демократизации советского общества. В каждой статье читалось желание перемен. В коротком предисловии редактора Ю. Н. Афанасьева говорилось о «разных темах, противоречивых мнениях, нетривиальных подходах. Может быть, именно это и придает особую убедительность магистральной идее сборника: перестройка - это условие жизненности нашего общества. Иного не дано».

«Звездным часом» прессы стал 1989 год. Тиражи печатных изданий достигли беспрецедентного уровня: еженедельник «Аргументы и факты» выходил тиражом в 30 млн экземпляров (этот абсолютный рекорд среди еженедельников был занесен в Книгу рекордов Гиннесса), газета «Труд» - 20 млн, «Правда» - 10 млн. Резко подскочила подписка на «толстые» журналы (особенно после разразившегося в конце 1988 г. скандала с подпиской, когда ее попытались ограничить под предлогом дефицита бумаги). Поднялась общественная волна в защиту гласности, и подписку удалось отстоять. «Новый мир» в 1990 г. вышел невиданным для литературного журнала тиражом в 2,7 млн экземпляров.

Огромную зрительскую аудиторию собирали прямые трансляции с заседаний Съездов народных депутатов СССР (1989-1990), на работе люди не выключали радиоприемники, брали из дома переносные телевизоры. Появилась убежденность в том, что именно здесь, на съезде, в противоборстве позиций и точек зрения решается судьба страны. Телевидение стало использовать прием репортажа с места событий и прямой эфир, это было революционным шагом в освещении происходящего. Родились «говорящие в прямом эфире» передачи - круглые столы, телемосты, дискуссии в студии и т. п. Всенародная без преувеличения популярность публицистических и информационных программ («Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд») была обусловлена не только потребностью в информации, но и стремлением людей быть в центре происходящего. Молодые ведущие телепередач своим примером доказали, что в стране появляется свобода слова и возможна свободная полемика вокруг волновавших людей проблем. (Правда, не раз в годы перестройки руководство ТВ пыталось вернуться к старой практике предварительной записи передач.)

Полемический подход отличал и самые яркие документальные ленты публицистического жанра, появившиеся на рубеже 1990-х гг.: «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» (реж. С. Говорухин), «Легко ли быть молодым?» (реж. Ю. Подниекс). Последний фильм был непосредственно обращен к молодежной аудитории.

Самые известные художественные картины о современности без прикрас и ложного пафоса рассказывали о жизни молодого поколения («Маленькая Вера», реж. В. Пичул, «Асса», реж. С. Соловьев, обе вышли на экран в 1988 г.). Соловьев собрал на массовку для съемки последних кадров фильма толпу молодежи, объявив заранее, что петь и сниматься будет В. Цой. Его песни стали для поколения 1980-х гг. тем, чем было для предшествующего поколения творчество В. Высоцкого.

Из печати, по существу, исчезли «запретные» темы. В историю вернулись имена Н. И. Бухарина, Л. Д. Троцкого, Л. Б. Каменева, Г. Е. Зиновьева и многих других репрессированных политических деятелей. Были обнародованы никогда не публиковавшиеся партийные документы, началось рассекречивание архивов. Характерно, что одними из «первых ласточек» в осмыслении прошлого стали уже опубликованные за рубежом работы западных авторов о советском периоде отечественной истории (С. Коэн «Бухарин», А. Рабинович «Большевики идут к власти», двухтомная «История Советского Союза» итальянского историка Дж. Боффы). Публикация трудов Н. И. Бухарина, неизвестных новому поколению читателей, вызвала бурную дискуссию об альтернативных моделях строительства социализма. Сама фигура Бухарина и его наследие противопоставлялись Сталину; обсуждение альтернатив развития велось в контексте современных перспектив «обновления социализма». Потребность осмыслить историческую правду и ответить на вопросы, «что же случилось» и «почему это случилось» со страной и народом, вызвала огромный интерес к публикациям по отечественной истории XX в., особенно к начавшей появляться без цензурных купюр мемуарной литературе. В свет в 1988 г. выходит первый номер журнала «Наше наследие», на его страницах появляются неизвестные материалы по истории отечественной культуры, в том числе из наследия русской эмиграции.

На мучившие людей вопросы искало ответы и современное искусство. Фильм режиссера Т. Е. Абуладзе «Покаяние» (1986) - притча о всемирном зле, воплощенном в узнаваемом образе диктатора, без преувеличения, потряс общество. В финале картины прозвучал афоризм, ставший лейтмотивом перестройки: «Зачем дорога, если она не ведет к храму?» Проблемы нравственного выбора человека оказались в центре внимания двух разных по темам шедевров отечественного кинематографа - экранизации повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» (Реж. В. Бортко, 1988) и «Холодного лета 53-го» (реж. А. Прошкин, 1987). В прокате появились и те картины, которые ранее не были допущены на экран цензурой или выходили с огромными купюрами: А. Ю. Германа, А. А. Тарковского, К. П. Муратовой, С. И. Параджанова. Сильнейшее впечатление произвела картина А. Я. Аскольдова «Комиссар» - фильм высокого трагедийного пафоса.

Приложение 7

«Новое политическое мышление» в международных отношениях

В середине 1980-х гг. новое руководство СССР резко активизировало внешнюю политику. Были определены следующие традиционные для советской внешней политики задачи: достижение всеобщей безопасности и разоружения; укрепление мировой социалистической системы в целом, социалистического содружества в особенности; укрепление отношений с освободившимися странами, прежде всего со странами «социалистической ориентации»; восстановление взаимовыгодных отношений с капиталистическими странами; укрепление международного коммунистического и рабочего движения.

Эти задачи были одобрены XXVII съездом КПСС в начале 1986 г. Однако в 1987-1988 гг. в них были внесены значительные коррективы. Впервые они были отражены в книге М. С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира» (осень 1987 г.). Активное участие в определении и реализации принципов «нового мышления» во внешней политике СССР принимали министр иностранных дел, член Политбюро ЦК КПСС Э.А. Шеварднадзе и секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС А. Н. Яковлев. Смену курса символизировала замена многоопытного министра иностранных дел А. А. Громыко первым секретарем ЦК компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе, имевшим до этого лишь опыт комсомольской и милицейской работы и не владевшим никакими иностранными языками.

«Новое политическое мышление» (НПМ) во внешней политике явилось попыткой реализации «идей перестройки» на международной арене. Основные принципы НПМ сводились к следующему:

  • отказ от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы - капиталистическую и социалистическую, и признание современного мира единым, взаимосвязанным;
  • отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе сил двух противоположных систем, и признание баланса интересов в качестве гаранта этой безопасности;
  • отказ от принципа пролетарского, социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми и т. п.).

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики:

  • деидеологизация межгосударственных отношений;
  • совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека);
  • совместное строительство «общеевропейского дома» и единого европейского рынка, войти в который планировалось в начале 1990-х гг.

В качестве решающего шага на этом пути Политический консультативный комитет стран Варшавского договора по инициативе советского руководства принял в мае 1987 г. «Берлинскую декларацию» об одновременном роспуске ОВД и НАТО и в первую очередь их военных организаций.

Во второй половине 1980-х гг. Советский Союз предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985 г., в сороковую годовщину атомной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытание ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. В ответ руководство США пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Поэтому мораторий был временно отменен в апреле 1987 г. В 1990 г. к нему вернулись. 15 января 1986 г. генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев выступил с заявлением «В 2000-й год без ядерного оружия». В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к XXI в. В феврале 1987 г. в Москве на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества» Горбачев призвал представителей свыше 80 стран «очеловечить» международные отношения, соединить нравственность и политику, заменить древний принцип «хочешь мира - готовься к войне» современным «хочешь мира - борись за мир».

Курс к безъядерному миру последовательно проводился в ходе советско-американских встреч на высшем уровне. Они были возобновлены в ноябре 1985 г. и стали ежегодными. Встречи и переговоры М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем-старшим способствовали уничтожению образа врага, налаживанию всесторонних отношений между двумя государствами и привели к подписанию двух договоров по военным вопросам. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД (ракетам средней и малой дальности). Он положил начало повороту от гонки вооружений к разоружению через уничтожение целого класса оружия. Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г., он привел к ликвидации к маю 1990 г. более 2,5 тыс. ракет (в том числе 2/3 советских). Это составило примерно 4% мирового запаса ядерного оружия. В июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Это был второй договор, предусматривавший ликвидацию части ядерного оружия.

Приложение 8

ИЗ СООБЩЕНИЯ КОМИТЕТА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ “О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ РЕШЕНИЯ О ВВОДЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАН”

В итоге обстоятельного анализа имеющихся данных комитет пришел к выводу, что решение о вводе советских войск в Афганистан заслуживает морального и политического осуждения. Общая международная обстановка, в которой принималось решение, была, несомненно, сложной, характеризовалась острой политической конфронтацией. В той ситуации существовали представления о намерении определенных кругов Соединенных Штатов Америки взять в Афганистане реванш за утрату позиций после падения шахского режима в Иране, факты указывали на возможность такого развития событий. В последовавших за вводом войск официальных заявлениях одним из мотивов предпринятой акции было названо стремление укрепить безопасность Советского Союза на подступах к южным границам и тем самым оградить его позиции в регионе в связи с напряженностью, которая к тому времени сложилась в Афганистане. Нарастали элементы вооруженного вмешательства извне. Были обращения афганского правительства к советскому руководству за помощью. Документально установлено, что афганское правительство, начиная с марта 1979 г., более 10 раз высказывало просьбу направить в страну советские воинские части. В ответ советская сторона отклоняла такую форму оказания помощи, заявляя, что афганская революция должна сама защищать себя. Однако в дальнейшем эта позиция претерпела, прямо скажем, драматические изменения.

Комитет констатирует, что решение о вводе войск было принято в нарушение Конституции СССР... В этом контексте сообщаем, что Верховный Совет СССР и его Президиум вопрос о вводе войск в Афганистан не рассматривали. Решение было принято узким кругом лиц. Как установил Комитет по международным делам, Политбюро даже не собиралось в полном составе для обсуждения этого вопроса и принятия по нему решения. Давая политическую и моральную оценку ввода войск в Афганистан, необходимо, это наша обязанность, назвать имена тех, кто, занимаясь проработкой важнейших внешнеполитических вопросов с середины 70-х гг., принял решение о вводе советских войск в Афганистан. Это Леонид Ильич Брежнев, занимавший в то время посты Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета нашей страны, Председателя Совета Обороны и Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР; это бывший министр обороны СССР Устинов, председатель Комитета государственной безопасности Андропов, министр иностранных дел СССР Громыко. <...> Политически и морально осуждая решение о вводе советских войск, Комитет считает необходимым заявить, что это ни в коей мере не бросает тень на солдат и офицеров, направлявшихся в Афганистан. Верные присяге, убежденные в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли свой воинский долг. <...>

Приложение 9

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ Б.Н. ЕЛЬЦИНА НА IV СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР

Нужно откровенно признать: союзное руководство не имеет четкого политического курса на обновление страны. Внешне его действия носят характер импровизации, нереагирования на возникающие обстоятельства, бесконечного лавирования. Но за ними жесткая политическая логика, направленная на срыв суверенитетов республик, на саботаж радикальных реформ. В результате мы имеем сегодня союзный центр “народного недоверия”. Так называемая революция сверху закончилась. Кремль перестал быть инициатором обновления страны и активным проводником нового. Процессы обновления, заблокированные на уровне центра, переместились в республики. Депутатский корпус в ряде республик впервые серьезно ослабил контроль над собой со стороны тоталитарной системы. Выявилась реальная возможность начать радикальные преобразования именно в республиках. Оказалась под угрозой неограниченная власть партийно-государственной бюрократии. И это не передача властных функций от союзной к республиканской бюрократии, как здесь это пытаются преподнести, а единственная реальная возможность в условиях тоталитарного строя защитить самостоятельность предприятий, свои народы, каждого человека от произвола ведомств. <...>

Приложение 10

ИЗ ДЕКЛАРАЦИИ I СЪЕЗДА НАРОДНЫХ

ДЕПУТАТОВ РСФСР “О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РСФСР”

Первый съезд народных депутатов РСФСР, - сознавая историческую ответственность за судьбу России, - свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик, - выражая волю народов РСФСР торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. <...>

Приложение 11

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ Б.Н. ЕЛЬЦИНА НА

III ВНЕОЧЕРЕДНОМ СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР

В стране к настоящему времени четко обозначились два противоположных по направлению политических курса: первый - это курс на осуществление стратегии глубоких преобразований во всех сферах жизни; - демонтаж политического и идеологического монополизма одной партии, развитие институтов демократии; - создание эффективных механизмов социальной защиты человека, проведение социальной политики, направленной на раскрепощение активности человека, его инициативы и творчества; - и, наконец, это курс на проведение открытой внешней политики. Другой, противоположный по характеру политический курс - это не что иное, как возвращение политики, которая проводилась до апреля 1985 г. и нанесла огромный ущерб России. Этот курс способен лишь обеспечить безрадостное сегодняшнее существование и его ухудшение... На союзном и республиканском уровнях необходимо выполнение следующих политических условий. Немедленное начало диалога всех политических сил и профессиональных объединений всех республик на принципах “круглого стола”, формирование широкой демократической коалиции партий, рабочих движений и различных объединений. Официальный отказ от применения силы, в том числе военной, как средства политической борьбы. Развитие системы прямого народовластия, реализация решений союзного и республиканских референдумов. Реальная департизация органов Прокуратуры, юстиции, КГБ, армии, государственного аппарата, запрет на совмещение партийных должностей с руководящими должностями в органах власти и управления, в том числе и для Президента страны. Введение системы разделения властей как начало строительства правового государства... Отмена всех неконституционных решений союзных и республиканских органов, ущемляющих политические, экономические, социальные и личные права и свободы граждан, создание эффективной системы гарантий их обеспечения. Реальное обеспечение политического плюрализма, гарантии многопартийности. Создание условий для реализации конституционного права граждан на достоверную информацию, обеспечение независимости средств массовой информации. <....>

Приложение 12

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ № 1 ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ В СССР

В целях защиты жизненно важных интересов народов и граждан Союза ССР, независимости и территориальной целостности страны, восстановления законности и правопорядка, стабилизации обстановки, преодоления тяжелейшего кризиса, недопущения хаоса, анархии и братоубийственной гражданской войны Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР постановляет:

1. Всем органам власти и управления Союза ССР, союзных и автономных республик, краев, областей, городов, районов, поселков и сел обеспечить неукоснительное соблюдение режима чрезвычайного положения в соответствии с Законом Союза ССР “О правовом режиме чрезвычайного положения” и постановлениями ГКЧП СССР. В случаях неспособности обеспечить выполнение этого режима полномочия соответствующих органов власти и управления приостанавливаются, а осуществление их функций возлагается на лиц, специально уполномоченных ГКЧП СССР.

2. Незамедлительно расформировать структуры власти и управления, военизированные формирования, действующие вопреки Конституции СССР и законам СССР.

4. Приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки.

5. В связи с тем, что Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР временно берет на себя функции Совета Безопасности СССР, деятельность последнего приостанавливается.

Приложение 13

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РСФСР “О НЕЗАКОННОСТИ ДЕЙСТВИЙ ГКЧП”

В связи с действиями группы лиц, объявивших себя Государственным комитетом по чрезвычайному положению постановляю:

2. Все решения, принимаемые от имени так называемого комитета по чрезвычайному положению, считать незаконными и не имеющими силу на территории РСФСР. На территории Российской Федерации действует законно избранная власть в лице Президента, Верховного Совета и Председателя Совета Министров, всех государственных и местных органов власти и управления РСФСР.

3. Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного комитета, подпадают под действие Уголовного кодекса РСФСР и подлежат преследованию по закону.

Настоящий Указ вводится в действие с момента его подписания.

Президент РСФСР Б. Ельцин

Красное или белое? Драма августа-91: факты, гипотезы, столкновение мнений. М., 1992. С. 71.

Приложение 14

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РСФСР Б.Н. ЕЛЬЦИНА “К ГРАЖДАНАМ РОССИИ!”

Какими бы причинами ни оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с правым, реакционным, антиконституционным переворотом.

При всех трудностях и тяжелейших испытаниях, переживаемых народом, демократический процесс в стране приобретает все более глубокий размах, необратимый характер. Народы России становятся хозяевами своей судьбы. Существенно ограничены бесконтрольные права неконституционных органов, включая партийные. Руководство России заняло решительную позицию по Союзному договору, стремясь к единству Советского Союза, единству России. Наша позиция по этому вопросу позволила существенно ускорить подготовку этого Договора, согласовать его со всеми республиками и определить дату его подписания - 20 августа с. г.

Такое развитие событий вызывало озлобление реакционных сил, толкало их на безответственные, авантюристические попытки решения сложнейших политических и экономических проблем силовыми методами. Ранее уже предпринимались попытки осуществления переворота.

Мы считали и считаем, что такие силовые методы неприемлемы. Они дискредитируют СССР перед всем миром, подрывают наш престиж в мировом сообществе, возвращают нас к эпохе холодной войны и изоляции Советского Союза от мирового сообщества.

Все это заставляет нас объявить незаконным пришедший к власти так называемый комитет. Соответственно, объявляем незаконными все решения и распоряжения этого комитета.

Уверены, органы местной власти будут неукоснительно следовать конституционным Законам и Указам Президента РСФСР.

Призываем граждан России дать достойный ответ путчистам и требовать вернуть страну к нормальному конституционному развитию.

Безусловно необходимо обеспечить возможность Президенту страны Горбачеву выступить перед народом. Требуем немедленного созыва Чрезвычайного съезда народных депутатов СССР.

Мы абсолютно уверены, что наши соотечественники не дадут утвердиться произволу и беззаконию потерявших всякий стыд и совесть путчистов. Обращаемся к военнослужащим с призывом проявить высокую гражданственность и не принимать участия в реакционном перевороте.

До выполнения этих требований призываем к всеобщей бессрочной забастовке.

Не сомневаемся, что мировое сообщество даст объективную оценку циничной попытке правого переворота.

Президент РСФСР Ельцин Б. Н.

Председатель СМ РСФСР Силаев И. С.

И. О. Председателя ВС РСФСР Хасбулатов Р. И.

Красное или белое? Драма августа-91: факты, гипотезы, столкновение мнений. М., 1992. С. 63 – 72.

Приложение 15

ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ К СОЛДАТАМ И ОФИЦЕРАМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР, КГБ СССР, МВД СССР.

Военнослужащие!

Соотечественники!

Предпринята попытка государственного переворота. Отстранен от должности Президент СССР, являющийся Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил СССР. Вице-президент СССР, премьер-министр, председатель КГБ СССР, министры обороны и внутренних дел СССР вошли в антиконституционный орган, совершив тем самым государственную измену - тягчайшее государственное преступление.

Страна оказалась перед угрозой террора. “Порядок”, который обещают нам новоявленные спасители Отечества, обернется трагедией, подавлением инакомыслия, концентрационными лагерями, ночными арестами. “Лучшая жизнь” останется пропагандистским обманом. Солдаты и офицеры России! В эту трагическую для России, всей страны минуту я обращаюсь к вам. Не дайте поймать себя в сети лжи, обещаний и демагогических рассуждений о воинском долге! Не станьте слепым орудием преступной воли группы авантюристов, поправших Конституцию и законы СССР.

Солдаты! Я обращаюсь к вам. Подумайте о своих близких, друзьях, о своем народе. В тяжелый миг выбора не забудьте, что вы давали присягу на верность народу. Народу, против которого пытаются обратить ваше оружие.

Можно построить трон из штыков, но долго на нем не просидишь. Возврата к прошлому нет и не будет. Дни заговорщиков сочтены.

Солдаты, офицеры и генералы! Час назад мною назначен председатель Комитета РСФСР по оборонным вопросам. Им стал ваш товарищ по оружию - генерал-полковник К. И. Кобец. Издан указ, согласно которому все территориальные и иные органы МВД, КГБ, министерства Обороны на территории РСФСР обязаны незамедлительно исполнять все распоряжения Президента РСФСР, КГБ РСФСР, МВД РСФСР, Госкомитета РСФСР по оборонным вопросам.

Над Россией, над всей страной сгустились тучи террора и диктатуры. Но они не могут превратиться в вечную ночь. Закон восторжествует на нашей земле и наш многострадальный народ вновь обретет свободу. Теперь уже - раз и навсегда!

Солдаты! Верю, в этот трагический час вы сумеете сделать правильный выбор. Честь и слава российского оружия не будет обагрена кровью народа.

Борис Ельцин, Президент Российской Федерации.

7 часов 10 минут.

Красное или белое? Драма августа-91: факты, гипотезы, столкновение мнений. М., 1992. С. 73.

Приложение 16

СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ СНГ

Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств (СНГ). <...>

Статья 4. Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства. Стороны считают необходимым заключить соглашение о сотрудничестве в указанных областях.

Статья 5. Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества. Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества. <...>

Статья 7. Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что в сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся:

  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и европейского рынков, в области таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
  • сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;
  • вопросы миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью.

Статья 14. Официальным местом пребывания координирующих органов Содружества является город Минск. <...>

За Республику Беларусь С. Шушкевич

За РСФСР Б. Ельцин, Г. Бурбулис

За Украину Л. Кравчук

Приложение 17

Независимые государства

Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина,

стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоотделение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права;

признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ;

считая, что укрепление имеющих глубокие исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности;

осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межнационального согласия;

будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, заявляют о нижеследующем:

взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства.

Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств - членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.

Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. <...>

Приложение 18

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ М.С. ГОРБАЧЕВА ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ

Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твердо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны. События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться. И после алма-атинской встречи и принятых там решений моя позиция на этот счет не изменилась. Кроме того, убежден, что решения подобного масштаба должны были бы приниматься на основе народного волеизъявления. <...> Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы - наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни.

Приложение 19

ИЗ ДЕКЛАРАЦИИ СОВЕТА РЕСПУБЛИК ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР В СВЯЗИ С СОЗДАНИЕМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Опираясь на волю, выраженную высшими государственными органами Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины о создании Содружества Независимых Государств, Совет Республик Верховного Совета СССР констатирует, что с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование.

Совет Республик Верховного Совета СССР обращается к главам Независимых Государств с предложением рассмотреть вопросы:

  • правопреемстве Союза ССР и союзных органов государственной власти и управления в связи с образованием Содружества Независимых Государств;
  • создании межпарламентского органа Содружества с целью сохранения единого правового, экономического, гуманитарного и экологического пространства на территориях государств - участников Содружества;
  • ратификации, исполнении и денонсации международных договоров, заключенных Союзом ССР до образования Содружества.

Совет Республик Верховного Совета СССР призывает высшие представительные органы государственной власти и глав государств - членов Содружества принять все зависящие от них меры для обеспечения прав и свобод граждан независимо от их национальности в соответствии с Декларацией прав и свобод человека, мирного сожительства народов Содружества, демократического развития их государственности, добрососедских отношений и сотрудничества с государствами и народами мирового сообщества, неуклонного выполнения международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений Союза ССР.

Председатель Совета Республик А. Алимжанов

Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 52. Ст. 2058 – 2059.

Провозглашенный М.С. Горбачевым принцип гласности создавал условия для большей открытости в принятии решений и для объективного переосмысления прошлого (в этом виделась преемственность с первыми годами «оттепели»). Но главной целью нового руководства КПСС было создание условий для обновления социализма. Не случайно был выдвинут лозунг «Больше гласности, больше социализма!» и не менее красноречивый «Гласность нам нужна, как воздух!». Гласность предполагала большее разнообразие тем и подходов, более живой стиль подачи материала в средствах массовой информации. Она не была равнозначна утверждению принципа свободы слова и возможности беспрепятственного и свободного выражения мнений. Реализация этого принципа предполагает наличие соответствующих правовых и политических институтов, которых в Советском Союзе середины 1980-х гг. не было.

В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика. Именно этот жанр печатного слова мог наиболее остро и оперативно реагировать на волновавшие общество проблемы. В 1987-1988 гг. в печати уже широко обсуждались самые злободневные темы, выдвигались спорные точки зрения о путях развития страны.

В эпицентре внимания оказались новые авторитетные авторы из числа видных экономистов, социологов, журналистов и историков. До невероятного уровня выросла популярность печатных изданий, публиковавших ошеломляющие статьи о провалах в экономике и социальной политике, - «Московских новостей», «Огонька», «Аргументов и фактов», «Литературной газеты». Серия статей о прошлом и настоящем и о перспективах советского опыта (И.И. Клямкина «Какая улица ведет к храму?», Н.П. Шмелева «Авансы и долги», В.И. Селюнина и Г.Н. Ханина «Лукавая цифра» и др.) Ю.Н. Афанасьев организовал весной 1987 г. историко-политические чтения «Социальная память человечества», они имели отклик далеко за пределами московского Историко-архивного института, которым он руководил. Особой популярностью пользовались сборники, печатавшие под одной обложкой публицистические статьи, их читали как увлекательный роман. В 1988 г. тиражом в 50 тыс. экземпляров вышел и сразу стал «дефицитом» сборник «Иного не дано». Статьи его авторов (Ю.Н. Афанасьев, Т.И. Заславская, А.Д. Сахаров, А.А. Нуйкин, В.И. Се- люнин, Ю.Ф. Карякин, Г.Г. Водолазов и др.) - известных своей общественной позицией представителей интеллигенции объединял страстный и бескомпромиссный призыв к демократизации советского общества. В каждой статье читалось желание перемен. «Звездным часом» прессы стал 1989 год. Тиражи печатных изданий достигли беспрецедентного уровня: еженедельник «Аргументы и факты» выходил тиражом в 30 млн экземпляров (этот абсолютный рекорд среди еженедельников был занесен в Книгу рекордов Гиннесса), газета «Труд» - 20 млн, «Правда» - 10 млн.


Огромную зрительскую аудиторию собирали прямые трансляции с заседаний Съездов народных депутатов СССР (1989-1990), на работе люди не выключали радиоприемники, брали из дома переносные телевизоры. Появилась убежденность в том, что именно здесь, на съезде, в противоборстве позиций и точек зрения решается судьба страны. Телевидение стало использовать прием репортажа с места событий и прямой эфир, это было революционным шагом в освещении происходящего. Родились «говорящие в прямом эфире» передачи - круглые столы, телемосты, дискуссии в студии и т. п. Всенародная без преувеличения популярность публицистических и информационных программ («Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд») была обусловлена не только потребностью в информации, но и стремлением людей быть в центре происходящего. Молодые ведущие телепередач своим примером доказали, что в стране появляется свобода слова и возможна свободная полемика вокруг волновавших людей проблем. (Правда, не раз в годы перестройки руководство ТВ пыталось вернуться к старой практике предварительной записи передач.)

Самые известные художественные картины о современности без прикрас и ложного пафоса рассказывали о жизни молодого поколения («Маленькая Вера», реж. В. Пичул, «Асса», реж. С. Соловьев, обе вышли на экран в 1988 г.). Из печати, по существу, исчезли «запретные» темы. В историю вернулись имена Н.И. Бухарина, Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева, Г.Е. Зиновьева и многих других репрессированных политических деятелей. Были обнародованы никогда не публиковавшиеся партийные документы, началось рассекречивание архивов. На мучившие людей вопросы искало ответы и современное искусство. Фильм режиссера Т.Е. Абуладзе «Покаяние» (1986) - притча о всемирном зле, воплощенном в узнаваемом образе диктатора, без преувеличения, потряс общество. В финале картины прозвучал афоризм, ставший лейтмотивом перестройки: «Зачем дорога, если она не ведет к храму?» Проблемы нравственного выбора человека оказались в центре внимания двух разных по темам шедевров отечественного кинематографа - экранизации повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» (реж. В. Бортко, 1988) и «Холодного лета 53-го» (реж. А. Прошкин, 1987). В прокате появились и те картины,которые ранее не были допущены на экран цензурой или выходили с огромными купюрами: А.Ю. Германа, А.А. Тарковского, К.П. Муратовой, С.И. Параджанова. Сильнейшее впечатление произвела картина А.Я. Аскольдова «Комиссар» - фильм высокого трагедийного пафоса.

На рубеж 1990-х гг. пришелся период бурного роста исторического самосознания нации и пик общественной активности. Изменения в экономической и политической жизни становились реальностью, людьми овладело стремление не допустить обратимости перемен. Однако по вопросу о приоритетах, механизмах и темпах перемен не было единомыслия. Вокруг «перестроечной» прессы группировались сторонники радикализации политического курса и последовательного проведения демократических реформ. Они пользовались широкой поддержкой общественного мнения, оформившегося в первые годы перестройки.

Своей нравственной и гражданской позицией такие люди, как Д.С. Лихачев и А.Д. Сахаров, оказали огромное влияние на духовный климат в стране. Их деятельность стала для многих нравственным ориентиром в эпоху, когда начали разрушаться привычные представления о стране и об окружающем мире.

В годы перестройки родились многочисленные независимые от государства общественные инициативы. Так называемые неформалы (т. е. не организованные государством активисты) собирались под «крышей» научных институтов, вузов и таких известных общественных (на деле государственных) организаций, как Советский комитет защиты мира. В отличие от прежних времен, группы общественных инициатив создавались «снизу» людьми самых разных взглядов и идейных позиций, всех объединяла готовность личным участием добиваться радикальных перемен к лучшему в стране.

Резко увеличился и поток выезжавших за рубеж советских людей, причем в основном не за счет туризма, а в рамках общественных инициатив («народная дипломатия», «детская дипломатия», семейные обмены).

К читателю начали возвращаться запрещенные ранее к публикации в СССР произведения. В «Новом мире» спустя 30 лет после присуждения Б.Л. Пастернаку Нобелевской премии по литературе вышел роман «Доктор Живаго».

В 1990 г. был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», он гарантировал право граждан исповедовать любую религию (или не исповедовать никакой) и равенство религий и вероисповеданий перед законом, закреплял право религиозных организаций на участие в общественной жизни. Признанием значимости православной традиции в духовной жизни страны стало появление в календаре нового государственного праздника - Рождества Христова (впервые 7 января 1991 г.). Но процесс возрождения религиозной жизни к тому времени уже шел полным ходом. Стремительно росло число желающих принять крещение, на рубеже 1990-х гг. заметно повысился уровень религиозности людей. Не хватало священнослужителей, открывались первые центры религиозного образования. Стала появляться первая доступная массовому читателю религиозная литература, регистрировались приходы и открывались храмы.

Вскоре после прихода М.С. Горбачева к руководству страной были объявлены чрезвычайные меры по ограничению потребления алкоголя. Резко сократилось число торговых точек, где продавали спиртные напитки, в печати широко пропагандировались «безалкогольные свадьбы», были уничтожены плантации элитных сортов винограда на юге страны. В результате резко подскочили теневой оборот алкоголя и самогоноварение.

Россия в XVIII веке Каменский Александр Борисович

9. Изменения в культуре, быту, духовной жизни

Изменения, происходившие в петровское время в повседневной жизни русских людей, их мировосприятии, самосознании, бытовом поведении, а также в культуре были обусловлены как целенаправленной политикой Петра I, так и опосредованным влиянием перемен в социальной сфере и политической жизни. Большое значение, как уже упоминалось, имело само изменение в самом начале периода реформ внешнего облика русского человека, сбрившего бороду и надевшего европейское платье, что качественно изменило его самовосприятие. Кардинальным образом изменился и образ жизни. Люди, вовлеченные в разнообразные мероприятия петровского времени, приобщались к новым, неизвестным прежде занятиям, им приходилось много передвигаться по стране, решать новые проблемы, иметь дело с новыми видами документов, в которых было необходимо по-новому выражать свои мысли. Важную роль сыграла предпринятая Петром лингвистическая реформа, начатая в 1708 г. введением так называемого гражданского шрифта для печатания книг светского содержания и приведшая к формированию нового литературного языка. При этом освоение и восприятие этого языка, его лексики, стиля, приемов изложения мысли имело идеологическое значение, ибо означало фактически положительную рецепцию всего комплекса петровских преобразований, поскольку человек начинал мыслить теми же категориями, что и сам царь. Принципиальное значение имело и строительство Петербурга, где было не только иное, на европейский манер организованное городское пространство; но и в сфере быта (планировки жилых помещений, интерьера, домашней утвари, рациона и культуры питания) все было иным. Такие изменения способствовали появлению у россиян новых повседневных практик и нового поведения в быту. По существу петровские реформы как бы создали новый мир с иной, радикально отличной от традиционно русской системой ценностей, образом жизни, нормами поведения, принципами взаимоотношений между людьми.

Самосознание русского человека, прежде всего дворянина, менялось и в связи с необходимостью получать светское, основанное на естественно-научном знании, образование. В петровское время в России появляются первые светские учебные заведения; активно печатается переводная естественнонаучная и философская литература; заводятся первые аптеки; основывается Кунсткамера - первый русский музей, также преимущественно естественно-научного характера; устраиваются театральные представления; начинает выходить первая русская газета «Ведомости»; в царских дворцах и садах звучит европейская музыка, устанавливаются привезенные из Европы скульптуры; устраиваются фейерверки и балы; основывается Академия наук. Царские указы предписывают дворянам собираться на ассамблеи и строго определяют правила поведения на них. Серьезные изменения произошли и в положении русской женщины, прежде всего, дворянки, становящейся в это время полноправной участницей светского салона.

Все это способствовало тому, что начавшееся с реформы календаря петровское время воспринималось современниками как действительно начало новой исторической эпохи. Перемены в жизни страны были столь стремительны и кардинальны, что породили острую рефлексию по поводу происходящего, выразившуюся, в частности, в появлении в тот период первых русских мемуаров, что также свидетельствует о начале процесса осознания самоценности человеческой личности, стремлении зафиксировать, сохранить для потомков не только свидетельства об исторических событиях, но и собственный жизненный опыт.

Вместе с тем перемены в сфере культуры и быта коснулись, прежде всего, дворянства и городского населения, в первую очередь, жителей крупных городов. В массе простого народа и в особенности в старообрядческой среде распространялись слухи о подмене царя «немцем», его поведение воспринималось как «антиповедение», а сам царь - как антихрист. Образ жизни основных масс населения, их система ценностей преимущественно оставались неизменными. Но и они оказывались вовлеченными в новые для себя виды занятий, были обложены новыми видами повинностей, привлекались к участию в разнообразных мероприятиях петровского времени, соприкасались с многочисленными иностранцами на русской службе, наблюдая их резко отличный от собственного образ жизни, манеру поведения и т. д.

В целом петровская эпоха стала временем начала формирования русского человека нового типа - рационального, динамичного, открытого к восприятию всего нового. Это было время утверждения в России светской культуры, формирования той культурной среды, которая сохранялась затем вплоть до революционных потрясений начала XX в. Но одновременно реформы Петра привели к культурному расколу русского общества, к возникновению противостоящих друг другу двух типов русской ментальности - традиционной, обращенной преимущественно в прошлое, и европеизированной, ориентированной на ценности европейской культуры. Можно говорить и о появлении двух различных культурных типов русского человека, для которых даже само историческое время текло с различной скоростью. Позднее этот трагический конфликт стал почвой для формирования русской интеллигенции, как особого социокультурного феномена, характерной чертой которого было обостренное восприятие культурного разлома русского общества и его социальных последствий.

Следует, однако, иметь в виду, что и для того социального слоя, которого петровские реформы коснулись в первую очередь и который затем стал источником новой культуры, эта трансформация была отнюдь не безболезненной и далеко не быстрой. Практически на протяжении всего XVIII столетия и в поведении, и в образе жизни, и в психологии не только рядовых русских горожан, но и европейски образованных дворян можно обнаружить причудливое смешение старорусских обычаев и привычек с новейшей европейской модой и самыми «передовыми» взглядами.

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 3. Церковь и кризисные явления духовной жизни общества В средневековом обществе церковь имела важнейшее значение, обладая духовной властью. Однако, сосредоточив в своих руках огромные земельные богатства, церковь и духовенство оказывали влияние на

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ПЕРЕМЕНЫ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Появление новых изобретений и технологий предвещало новые времена, но оно явилось, в свою очередь, порождением меняющегося отношения человека к миру, переноса внимания на более близкие, конкретные цели. Европейские народы в этот момент набрели

Из книги Ислам в Аравии (570-633) автора Большаков Олег Георгиевич

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

3. Развитие духовной жизни китайского общества после Синьхайской революции Обострение политической борьбы и обновление самого стиля политической жизни после Синьхайской революции сопровождались и существенными сдвигами в духовной жизни китайского общества. Они были

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Изменения в социальной и экономической жизни К середине XVII в. разруха и разорение «смутного времени» были в основном преодолены. Вместе с тем, «вся история Московского государства в XVII столетии развивалась в прямой зависимости от того, что произошло в смутную эпоху»

автора Коллектив авторов

СОБЫТИЯ И ПЕРЕМЕНЫ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЕВРОПЫ: ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ,

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

СОБЫТИЯ И ПЕРЕМЕНЫ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЕВРОПЫ: ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ, КОНТРРЕФОРМАЦИЯ Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Опыт исследования. М., 1996 (1-е нем. изд. 1860 г.).История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / ред. Л.М. Брагина. М., 1999.Конрад Н.И.

Из книги История Советского государства. 1900–1991 автора Верт Николя

Из книги Век Константина Великого автора Буркхардт Якоб

Глава 7 СТАРЕНИЕ В ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЕ АНТИЧНОСТИ Если кризис античности и проявляется где-то особенно ясно, то именно в тех сумерках язычества, которые мы в предыдущей главе стремились представить в их подлинных красках. Возникает вопрос: христианство не могло вдохнуть

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

51. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ЯПОНИИ «Закрытие» Японии сегунами для европейцев сделало преобладающими связи с Китаем. Многое было заимствовано японцами из китайской культуры и вообще из всей жизни китайского общества. Так, в Японии было налажено

автора Керов Валерий Всеволодович

1. Изменения в культурной жизни страны 1.1. Начало процесса десталинизации в культурной политике. Хронологически изменения в области культуры начались раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953–1956 гг. писатели И. Г. Эренбург, В. Д. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Изменения в культуре и общественном сознании 4.1. Литература и публицистика. «Перестройка» вызвала зарождение новых тенденций в культурной жизни людей, духовном состоянии общества. Важнейшей тенденцией стала переоценка исторического прошлого. Особую роль в этом

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

1.3.2. Первая и недолгая «оттепель» в духовной жизни Перемены в верхах и изменения во внешней и особенно внутренней политике не могли не вызвать определенные подвижки в общественных настроениях. В предыдущих параграфах уже говорилось о реакции населения на смерть Сталина,

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

5.2. Изменения в культуре дворянства Перемены во властных сферах, которые произошли в течение XV в., повлияли не только на политическую структуру страны, на культурный уровень, но отразились и в области материальной культуры. Король перестал быть самым крупным

Из книги Христианская Церковь в Высокое Средневековье автора Симонова Н. В.

Книга первая Наставления, полезные для духовной жизни Глава I. О подражании Христу и о презрении к миру и суете его1. Кто последует за Мною, – говорит Христос, наш Спаситель, – тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Такими словами призывает нас Иисус



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!