Когда был подписан брестский мир. Брестский мир и его последствия

Теоретические методы педагогического исследования

К теоретическим методам исследования относятся изучение литературных источников , теоретический анализ , методылогических обобщений и моделирования .

Изучение литературных источников в педагогическом исследовании позволяет находить и отбирать необходимую информацию. Предметами изучения при использовании этого метода являются научно-методическая литература, нормативно-правовые акты в сфере образования, образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы, а также разнообразные электронные документы. В реализации этого метода используются традиционные приёмы работы с литературой: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста. Кроме того, при изучении электронных документов возможно полное копирование и сохранение источника на доступном носителе, сжатие и архивация документа, распечатка всего документа либо его фрагмента (например, оглавления, электронного адреса или прилагаемой аннотации), поиск данных по ключевым словам и т.д.

Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

При теоретическом анализе полученные эмпирическим путём данные могут:

Сопоставляться с научно обоснованными и многократно подтверждёнными на практике фактами;

Сравниваться с данными того же класса, полученными ранее в этой же или подобной системе;

Соотноситься с целями и задачами управляемого процесса;

Осмысливаться как конечные или промежуточные результаты некоторой деятельности;

Обобщаться в виде кратких выводов.

Результатами теоретического анализа могут быть:

Установление степени достоверности полученных данных;

Выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий в анализируемой информации;

Выявление тенденций;

Прогнозирование дальнейшего развития управляемого объекта;

Определение наиболее эффективных методов познания и преобразования тех или иных объектов управления, частей управляемого процесса;

Обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.

Рис. 2.5. Пример использования теоретического анализа

Прокомментируем рис. 2.5. Факт 1 подтверждается всеми тремя методами, значит, он проявляется устойчиво, а информация, свидетельствующая о его наличии, наиболее достоверна. Факты 2 и 3 установлены двумя методами из трёх, что значительно снижает вероятность ошибки в получении и обработке данных, однако достоверность этих сведений не столь высока, как у предыдущего факта. Факты 4 и 5 зафиксированы лишь одним методом из трёх. Достоверность этих данных требует уточнения: возможно, что эти факты единичны и в целом не влияют на общую картину состояния управляемого объекта, но может оказаться, что некоторый факт достоверно установлен лишь одним из нескольких применённых методов потому, что остальные методы просто не рассчитаны на выявление подобных фактов. В каждом из этих случаев недостаточно просто зафиксировать факт, необходимо ещё и теоретически осмыслить связи, которые позволили его обнаружить.

Индукция и дедукция являются методами логических обобщений . Индукция как путь от частного к общему предполагает выявление общих свойств и зависимостей на основе известных частных фактов. При дедукции логика обратная: менеджер, зная общие свойства и зависимости объектов данного класса, делает вывод о наличии этих свойств и зависимостей в частных случаях явлений и процессов того же класса. Индукция и дедукция применяются и для построения рассуждений при анализе полученных данных. При индукции рассуждение строится от частных фактов к общим умозаключениям; при дедукции – от общих, заранее известных исследователю принципов, закономерностей к выявлению и объяснению частных фактов.

Педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научно-педагогических моделей. Научно-педагогическая модель – мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности.

Признаки научной модели:

1) идеальная система, оптимизированная для изучения;

3) способна замещать моделируемый объект;

4) изучение модели даёт новую информацию о предмете исследования.

Главным преимуществом модели является целостность представленной информации, дающая возможность осуществлять синтетический подход в познании данного объекта. Педагогическое моделирование помогает осмыслить предмет исследования в различных условиях.

Например, в некоторой педагогической системе требуется определить, какими свойствами должен обладать определённый компонент, чтобы значительно улучшились показатели другого компонента, который формируется в результате довольно сложного процесса (рис.2.6).

Рис. 2.6. Создание научной модели предмета исследования

Вся система в целом – объект исследования, а связь выделенных компонентов – предмет исследования. Для исследования нужен именно предмет, и чтобы корректно выделить его из объекта, не упустив ничего важного, создаётся модель, в которой можно изменять компоненты системы или изменять её внутреннюю структуру, осмысливая, как те или иные изменения повлияют на предмет исследования.

Итак, моделирование позволяет выделить в объекте исследования наиболее существенное – то, что относится к исследуемому предмету. Создав модель, в дальнейшем можно сосредоточиться на её изучении, теоретически разработать оптимальную систему – и только после этого проверять её в реальных условиях педагогического процесса.

Имеются методы собственно педагогические, общенаучные и методы других наук, используемые педагогикой. В зависимости от уровня исследования, его целей и этапов выделены три группы методов: эмпирические, теоретические и математические.

Эффективность каждого из перечисленных методов исследования зависит от задач педагогического исследования и конкретных ситуаций, в которых они применяются. Любой метод имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому в практике педагогического исследования используется не один, а комплекс методов, что гарантирует получение наиболее достоверных результатов.

Эмпирические методы служат сбору данных о состоянии объекта исследования, получению и фиксированию научных фактов. Они же служат изучению и обобщению педагогического опыта, анализу состояния практики воспитания, выявлению проблем. К ним относятся наблюдение, изучение продуктов деятельности, литературы, документов, опросные методы (анкеты, беседа, интервью), социометрия, метод независимых характеристик и др.

Теоретические методы используются в основном в фундаментальных исследованиях и на этапе осмысления, обобщения фактов, служат интерпретации эмпирических данных, для обоснования научных положений и построения теорий. К теоретическим методам относятся анализ и синтез, абстракция и конкретизация, классификация, сравнение, реферирование, мысленный эксперимент, моделирование, мозговая атака, операции с научной терминологией и пр.

Математические методы служат установлению количественных зависимостей между явлениями. К ним относятся регистрация, ранжирование, шкалирование и пр. Педагогика стремится использовать математический язык для описания своих теорий.

Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. К традиционным методам педагогических исследований относятся: наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1. Определяются задачи, выделяются объекты. 2. результаты обязательно фиксируются; 3. Полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Так, наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому рассматриваемый метод нередко называют еще историческим. Тесно смыкается с другим методом - изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы конференций. Изучаются также учебные и воспитательные программы, учебные книги, расписания занятий - словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Можно привести множество примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагогической науке и практике взглядам и по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов. Достаточно в этой связи вспомнить, как всколыхнули педагогическую мысль и школьную практику оригинальные методические находки донецкого учителя В.Ф.Шаталова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов. Многие из которых действовали вопреки методическим рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, достигнутые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, совершенствованию технологии обучения.

Изучение опыта будет плодотворным только при соблюдении ряда важных требований. Особое внимание обращается на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи.

Научно-педагогические исследования не проходят без анализа школьной документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс. Источники информации - классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п. В этих документах содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем, как составлено расписание и работоспособностью учеников. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.

Процессы воспитания, обучения носят коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы были заимствованы педагогикой у социологии их часто называют социологическими.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.

Педагогов же анкетирование привлекает возможностью быстрых массовых опросов учеников (учителей, родителей), дешевизной исследования и возможностью автоматизированной обработки полученных данных.

Широко используется в педагогике и метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения.

В результате применения данной методики появляется возможность объективно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Одним из преимуществ данного метода является возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.

Качественное и количественное в явлениях окружающего мира неразрывно связаны; поэтому качественные и количественные характеристики педагогических явлений надо изучать в единстве.

Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое - обработка результатов наблюдений и экспериментов для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются. Особенно широко распространен статистический метод. В его пределах используются следующие конкретные методики:

Регистрация - выявление определенного качества у учащихся данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества.

Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом других изучаемых объектов.

Все более мощным преобразующим средством педагогического исследования становится моделирование. Научная модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование - это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования - целостность представленной информации. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные системы и исследует их функционирование.

Подавляющее большинство созданных ныне педагогических моделей относятся к дидактическим моделям.

Подписание Брестского мира означало поражение Советской России в Первой мировой войне. Ленин назвал этот договор похабным, потому что у России отнималась большая часть её территорий, а также она была обязана выплачивать крупную контрибуцию. Подписание этого документа вызвало резкую критику со стороны стран Антанты, так как Россия фактически отказывалась от своих союзнических обязательств. Почему был подписан столь невыгодный мир и можно ли было этого избежать, поспорили наши эксперты.

Вопросы:

Какова была ситуация в стране перед заключением Брестского мира?

Игорь Чубайс

Дело в том, что ситуация менялась очень быстро. Ситуация очень сильно ухудшалась с приходом большевиков. Брестский мир был необходим для Ленина. Но если бы большевики не разлагали русскую армию, не выступали иностранными агентами, не брали деньги от немцев, чтобы подтолкнуть Россию к хаосу, Россия неизбежно побеждала бы в этой войне. Это ясно хотя бы потому, что даже после выхода России из Антанты последняя, как известно, победила. А если бы Россия не выходила из Антанты, то она тем более бы победила.

Юрий Емельянов

Ситуация была ужасная для страны, потому что армия к этому времени полностью развалилась, и когда наши делегаты ехали в Брест, чтобы вести переговоры, они видели совершенно пустые окопы. В общем, к этому времени армия бежала. Возможность защищать страну от весьма вероятного нашествия немцев, австрийцев и других отсутствовала. Страна в это время находилась в брожении, фактически начиналась гражданская война, хотя она ещё и не приобрела полномасштабный характер. Поэтому стране был отчаянно нужен мир.

Почему было решено заключить Брестский мир?

Игорь Чубайс

Потому что большевики вели себя как предатели. У них были разнообразные договорённости с немцами. Уже через некоторое время после Февральской революции большевики начали активно действовать внутри армии. Керенский отказывался от каких-либо ограничений. В армии была отменена смертная казнь. В общем, невозможно представить, чтобы армия вела боевые военные действия в условиях абсолютной демократизации. Даже в мирное время в любом государстве, в том числе демократическом, существуют какие-то рамки и ограничения. Тогда ограничений не было.

Юрий Емельянов

Советское правительство уже в первые дни объявило о намерении прекращения этой войны. Приход большевиков к власти был вызван тем кризисом, который был порождён Первой мировой войной. Война привела к банкротству всех держав, которые в ней участвовали. Они обещали закончить войну за несколько месяцев, но этого не случилось. Война приобрела невероятно жестокий характер. Применялись самые разрушительные методы борьбы. Народы устали от войны. Это стало ясно уже после её окончания, когда оказалось, что кроме Соединённых Штатов все были разорены этой войной. Особенно пострадала Россия, которая была вопиющим образом не готова к войне и вынесла значительную часть бремени, не только направив большую армию на борьбу против германских и австро-венгерских войск, но ещё и посылая свои войска во Францию для борьбы на западном фронте. Но самое главное: набор 16 миллионов людей в армию и части, которые обслуживали армию, обескровил деревню. Там работали женщины и подростки, что привело к колоссальному падению сельскохозяйственного производства. Страна была в отчаянном положении.

Была ли альтернатива заключению Брестского мира?

Игорь Чубайс

После захвата власти большевиками ситуация непрерывно ухудшалась. Если бы не было Ленина и большевиков, то Россия была бы подписантом Версальского мира и получала бы все дивиденды по Версальскому миру. Вторая мировая была бы после этого абсолютно невозможна. Была ли альтернатива Брестскому миру? Когда он был подписан, альтернативы особо и не было, но альтернатива была раньше. Она заключалась в том, что Россия не имела права выходить из Антанты. Она же нарушила договор. Она сепаратно вышла из Антанты. Один из пунктов этого договора заключался в том, что ни одна из стран не может вести сепаратные переговоры и выходить из этого союза, она должна действовать совместно с остальными странами. То есть Ленин всё нарушил. Большевизм начал с того, что нарушил международные договоры, международные правила.

Юрий Емельянов

Альтернативой было продолжение войны. Среди большевистской партии были очень сильны сторонники её продолжения. Потому что условия мира, которые представила Германия, были разрушительны для страны. Вот это одна из альтернатив. Другую альтернативу озвучил Троцкий - ни мира, ни войны. Унизительный мир подписывать не будем, но войну прекращаем. Вот три альтернативы. Ленин был в меньшинстве, большинство было за продолжение войны. Лишь после того, как срыв Брестского договора привёл к решительному наступлению германских и австро-венгерских войск на фронте, что привело к тому, что Россия потеряла Прибалтику, Белоруссию, Украину, вот тогда Ленин получил очень шаткое большинство и мир был подписан.

Какова была реакция союзников России на заключение Брестского мира?

Игорь Чубайс

Конечно, большевики вели переговоры с союзниками о выходе из Антанты. Уже через 2-3 недели после захвата власти Ленин начал предупреждать Лондон и Париж о том, что Россия хочет выйти из договора. Конечно, они отреагировали. Во-первых, они поддерживали, насколько это возможно, белое движение, которое возникло. В Россию был выслан некоторый военный десант для поддержки тех сил, которые сопротивлялись большевистской власти. Также больше десяти лет после провозглашения так называемой советской власти в России ни одна западная страна не признавала это квазигосударство.

Юрий Емельянов

Союзники были категорически против, потому что, с их точки зрения, военные действия России - это было единственное, что сдерживало немцев от разгрома союзников на западном фронте. Но они не учитывали, что немцы в значительной степени истощили свои силы. Тем не менее было совершенно очевидно, что как только на восточном фронте был заключен мир, немцы смогли перебросить на западный фронт значительную часть своих войск, были организованы огромные наступления, наступательные операции. Говорить, как некоторые, включая президента нашей страны, о том, что Германия на тот момент была проигравшей стороной, значит проявлять полное невежество в событиях 1918 года. Потому что на самом деле после Брестского мира Германия была на грани победы. Но, к сожалению для немцев, их силы иссякли. Кроме того, к этому времени американцы стали подтягивать свои силы.

К чему привело заключение Брестского мира?

Игорь Чубайс

Брестский мир - это стопроцентное предательство России. Для большевиков не было ни родины, ни народа - у них была фанатичная идея, которую они были готовы защищать любой ценой. То есть если война идёт за интересы народа, за интересы своей страны, то большевики воевали за то, чтобы сохранить свою власть. Это была единственная их подлинная цель. Поэтому они готовы были идти на любые уступки, на потерю территорий. В результате большевистского путча были потеряны не только Финляндия и Польша, но также образовались страны Прибалтики, которых до этого не было, отделилась Бессарабия. То есть всё это было отдано ради того, чтобы большевистская власть сохранилась. И более того, из-за Брестского мира возникло два государства-изгоя: Германия, которая платила репарации за развязывание Первой мировой войны, и в изгоя также превратилась великая тысячелетняя Россия, которая стала называться Советским Союзом, которую никто не признавал. Эти два изгоя довольно быстро нашли друг друга, и уже с начала 20-х годов они вступили в тайные контакты. Договорились о взаимопомощи, о нарушении всех военных ограничений, которые были наложены на Германию. В конце концов это привело ко Второй мировой войне.

Юрий Емельянов

Ленин назвал этот мир похабным. И действительно: он оказался грабительским. Мы платили контрибуцию, правда, не до конца доплатили. Мы теряли огромные территории. Это в значительной степени ослабило экономику страны, особенно сельское хозяйство. Но надо учитывать, что Брестский мир продержался недолго. Подписание этого мира было вынужденной исторической необходимостью.

Подписание Брестского мира

Брестский мир — сепаратный мирный договор между Германией и Советской Россией, в результате которого последняя, в нарушении своих созных обязательств перед Англией и Францией, вышла из Первой мировой войны. Брестский мирный договор был подписан в Брест-Литовске

Брестский мир был подписан 3 марта 1918 года Советской Россией с одной стороны и Германией, Австро-Венгрией и Турцией — с другой

Суть Брестского мира

Главной движущей силой Октябрьской революции были солдаты, которым ужасно надоела война, длящаяся четвертый год. Большевики обещали в случае прихода к власти её прекратить. Потому первым декретом Советского правительства был Декрет о мире, принятый 26 октября по старому стилю

«Рабочее и Крестьянское правительство, созданное 24-25 октября…, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире. Справедливым или демократическим миром, …Правительство считает немедленный мир без аннексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций. Такой мир предлагает Правительство России заключить всем воюющим народам немедленно…»

Стремление советского правительства во главе с Лениным заключить мир с Германией пусть ценой некоторых уступок и территориальных потерь являлось с одной стороны выполнением своих «предвыборных» обещаний народу, с другой опасениями солдатского бунта

«В течение всей осени делегаты с фронта являлись ежедневно в Петроградский Совет с заявлением, что если до 1 ноября не будет заключен мир, то сами солдаты двинутся в тыл добывать мир своими средствами. Это стало лозунгом фронта. Солдаты покидали окопы массами. Октябрьский переворот до некоторой степени приостановил это движение, но, разумеется, не надолго » (Троцкий «Моя жизнь»)

Брестский мир. Кратко

Сначала было перемирие

  • 1914, 5 сентября — соглашение России, Франции, Англии, запрещавшее заключение союзниками сепаратного мира или перемирия с Германией
  • 1917, 8 ноября (ст. ст.) — Совет Народных комиссаров приказал командующему армией генералу Духонину предложить противникам премирие. Духонин отказался.
  • 1917, 8 ноября — Троцкий, как народный комиссар иностранных дел, обратился к государствам Антанты и центральным империям (Германии и Австро-венгрии) с пердложением заключит мир. Ответа не последовало
  • 1917, 9 ноября — генерал Духонин смещен с должности. его место занял прапорщик Крыленко
  • 1917, 14 ноября — Германия ответила на предложение Советской власти начать переговоры о мире
  • 1917, 14 ноября — Ленин безрезультатно обратился с нотой к правительствам Франции, Великобритании, Италии, США, Бельгии, Сербии, Румынии, Японии и Китая с предложением вместе с советской властью приступить 1 декабря к мирным переговорам

«Ответ на эти вопросы должен быть дан сейчас же, и ответ не на словах, а на деле. Русская армия и русский народ не могут и не хотят больше ждать. 1 декабря мы приступаем к мирным переговорам. Если союзные народы не пришлют своих представителей, мы будем вести с немцами переговоры одни»

  • 1917, 20 ноября — Крыленко прибыл в ставку главнокомандующего в Могилев, отстарнил и арестовал Духонина. В тот же день генерал был убит солдатами
  • 1917, 20 ноября — в Брест-Литовске начались переговоры России и Германии о перемирии
  • 1917, 21 ноября — советская делегация изложила свои условия: перемирие заключается на 6 месяцев; военные действия приостанавливаются на всех фронтах; немцы очищают Моонзундские острова и Ригу; запрещаются какие бы то ни было переброски немецких войск па Западный фронт. На что представитель Германии генерал Гофман заявил, что такие условия могут предлагать только победители и достаточно взглянуть на карту, чтобы судить, кто является побеждённой страной
  • 1917, 22 ноября — советская делегация потребовала перерыва в переговорах. Германия вынуждена была согласиться на предложения России. Было оглашено перемирие на 10 дней
  • 1917, 24 ноября — новое обращение России к странам Антанты с предложением присоединиться к мирным переговорам. Без ответа
  • 1917, 2 декабря — второе перемирие с немцами. На этот раз сроком на 28 дней

Мирные переговоры

  • 1917, 9 декабря по ст. ст. — в офицерском собрании Брест-Литовска началась конференция о мире. Делегация России предложила принять за основу следующую программу
    1. Не допускаются никакие насильственные присоединения захваченных во время войны территорий…
    2. Восстанавливается политическая самостоятельность тех народов, которые во время настоящей войны были этой самостоятельности лишены
    3. Национальным группам, не пользовавшимся политической самостоятельностью до войны, гарантируется возможность свободно решить вопрос …. о своей государственной самостоятельности…
    4. По отношению к территориям, населённым несколькими национальностями, право меньшинства ограждается специальными законами….
    5. Ни одна из воюющих стран не обязана платить другим странам так называемых военных издержек…
    6. Колониальные вопросы решаются при соблюдении принципов, изложенных в пунктах 1, 2, 3 и 4.
  • 1917, 12 декабря — Германия и её союзники приняли советские предложения за основу, однако с принципиальной оговоркой: «предложения русской делегации могли бы быть осуществлены лишь в том случае, если бы все причастные к войне державы … обязались соблюдать общие для всех народов условия»
  • 1917, 13 декабря — советская делегация предложила объявить десятидневный перерыв, чтобы правительства государств, которые не примкнули ещё к переговорам, могли ознакомиться с выработанными принципами
  • 1917, 27 декабря — после многочисленных дипломатических демаршей, в том числе требования Ленина перенести переговоры в Стокгольм, обсуждения украинского вопроса, мирная конференция снова заработала

На втором этапе переговоров советскую делегацию возглавлял Л. Троцкий

  • 1917, 27 декабря — Заявление германской делегации о том, что раз одно из самых существенных условий, которые были представлены российской делегацией 9 декабря — единогласное принятие всеми враждующими державами условий, обязательных для всех — не принято, значит документ стал недействительным
  • 1917, 30 декабря — после нескольких дней бесплодных разговоров немецкий генерал Гофман заявил: «Русская делегация заговорила так, будто бы она представляет собой победителя, вошедшего в нашу страну. Я хотел бы указать на то, что факты как раз противоречат этому: победоносные германские войска находятся на русской территории»
  • 1918, 5 января — Германия предъявила России условия подписания мира

«Вынув карту, генерал Гофман заявил: «Я оставляю карту на столе и прошу присутствующих с ней ознакомиться…Начерченная линия продиктована военными соображениями; она обеспечит народам, живущим по ту сторону линии, спокойное государственное строительство и осуществление права на самоопределение». Линия Гофмана отрезала от владений бывшей Российской империи территорию размером свыше 150 тысяч квадратных километров. Германия и Австро-Венгрия занимали Польшу, Литву, некоторую часть Белоруссии и Украины, часть Эстонии и Латвии, Моонзундские острова, Рижский залив. Это передавало им контроль над морскими путями к Финскому и Ботническому заливам и позволяло развить наступательные операции вглубь Финского залива, против Петрограда. В руки немцев переходили порты Балтийского моря, через которые шло 27% всего морского вывоза из России. Через эти же порты шло 20% русского импорта. Установленная граница была крайне невыгодна для России в стратегическом отношении. Она грозила оккупацией всей Латвии и Эстонии, угрожала Петрограду и в известной мере Москве. В случае войны с Германией эта граница обрекала Россию на потерю территорий в самом начале войны» («История дипломатии», том 2)

  • 1918, 5 января — По требованию российской делегации конференция взяла 10 дневнй тайм-аут
  • 1918, 17 января — Конференция возобновила работу
  • 1918, 27 января — подписан мирный договор с Украиной, которую 12 января признали Германия и Австро-Венгрия
  • 1918, 27 января — Германия предъявила России ультиматум

«Россия принимает к сведению следующие территориальные изменения, вступающие в силу вместе с ратификацией этого мирного договора: области между границами Германии и Австро-Венгрии и линией, которая проходит… впредь не будут подлежать территориальному верховенству России. Из факта их принадлежности к бывшей Российской империи для них не будут вытекать никакие обязательства по отношению к России. Будущая судьба этих областей будет решаться в согласии с данными народами, а именно на основании тех соглашений, которые заключат с ними Германия и Австро-Венгрия»

  • 1918, 28 января — в ответ на немецкий ультиматум Троцкий объявил, что войну Советская Россия прекращает, но мира не подписывает — «ни войны, ни мира». Мирная конференция кончилась

Борьба в партии вокруг подписания Брестского мира

«В партии господствовало непримиримое отношение к подписанию брестских условий… Наиболее яркое выражение оно нашло в группировке левого коммунизма, выдвинувшей лозунг революционной войны. Первое широкое обсуждение разногласий происходило 21 января на собрании активных работников партии. Выявились три точки зрения. Ленин стоял за то, чтобы попытаться еще затянуть переговоры, но, в случае ультиматума, немедленно капитулировать. Я считал необходимым довести переговоры до разрыва, даже с опасностью нового наступления Германии, чтобы капитулировать пришлось…уже перед очевидным применением силы. Бухарин требовал войны для расширения арены революции. 32 голоса получили сторонники революционной войны, Ленин собрал 15 голосов, я — 16…На предложение Совнаркома местным Советам высказать свое мнение о войне и мире откликнулось свыше двухсот Советов. Лишь Петроградский и Севастопольский — высказались за мир. Москва, Екатеринбург, Харьков, Екатеринослав, Иваново-Вознесенск, Кронштадт подавляющим числом голосов высказались за разрыв. Таково же было настроение и наших партийных организаций. На решающем заседании Центрального Комитета 22 января прошло мое предложение: затягивать переговоры; в случае немецкого ультиматума объявить войну прекращенной, но мира не подписывать; в дальнейшем действовать в зависимости от обстоятельств. 25 января состоялось заседание Центральных Комитетов большевиков и левых эсеров, на котором подавляющим большинством прошла та же формула» (Л. Троцкий «Моя жизнь»)

Косвенным образом идея Троцкого заключалась в том, чтобы дезавуировать упорные слухи того времени о том, что Ленин и его партия — агенты Германии, посланные в Россию, чтобы развалить её и вывести из Первой мировой войны (Германии было уже невозможно вести войну на два фронта). Покорное подписание мира с Германией подтверждало бы эти слухи. Но под влиянием силы, то есть германского наступления, утверждение мира выглядело бы вынужденной мерой

Заключение мирного договора

  • 1918, 18 февраля — Германия и Австро-Венгрия начали наступление по всему фронту от Балтики до Черного моря. Троцкий предложил запросить немцев, чего они хотят. Ленин возразил: «Теперь нет возможности ждать, это значит сдавать русскую революцию на слом… на карту поставлено то, что мы, играя с войной, отдаём революцию немцам»
  • 1918, 19 февраля — Телеграмма Ленина немцам: «Ввиду создавшегося положения, Совет Народных Комиссаров видит себя вынужденным подписать условия мира, предложенные в Брест-Литовске делегациями Четверного Союза»
  • 1918, 21 февраля — Ленин объявил «социалистическое отечество в опасности»
  • 1918, 23 февраля — рождение Красной армии
  • 1918, 23 февраля — новый германский ультиматум

«Первые два пункта повторяли ультиматум от 27 января. Но в остальном ультиматум шёл несравненно дальше

  1. Пункт 3 Немедленное отступление русских войск из Лифляндии и Эстляндии.
  2. Пункт 4 Россия обязывалась заключить мир с Украинской Центральной радой. Украина и Финляндия должны были быть очищены от русских войск.
  3. Пункт 5 Россия должна была возвратить Турции анатолийские провинции и признать отмену турецких капитуляций
  4. Пункт 6. Русская армия немедленно демобилизуется, включая и вновь образованные части. Русские корабли в Чёрном и Балтийском море и в Ледовитом океане должны быть разоружены.
  5. Пункт 7. Восстанавливается германо-русский торговый договор от 1904 г. К нему присоединяются гарантии свободного вывоза, право беспошлинного вывоза руды, гарантия наибольшего благоприятствования Германии по меньшей мере до конца 1925 года…
  6. Пункты 8 и 9. Россия обязуется прекратить всякую агитацию и пропаганду против стран германского блока как внутри страны, так и в оккупированных ими областях.
  7. Пункт 10. Условия мира должны быть приняты в течение 48 часов. Уполномоченные с советской стороны немедленно отправляются в Брест-Литовск и там обязаны подписать в течение трёх дней мирный договор, который подлежит ратификации не позже чем по истечении двух недель»

  • 1918, 24 февраля — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял германский ультиматум
  • 1918, 25 февраля — советская делегация заявила резкий протест против продолжения военных действий. И всё же наступление продолжалось
  • 1918, 28 февраля — Троцкий подал в отставку с поста министра иностранных дел
  • 1918, 28 февраля — советская делегация была уже в Бресте
  • 1918, 1 марта — возобновление мирной конференции
  • 1918, 3 марта — подписание мирного договора между Россией и Германией
  • 1918, 15 марта — Всероссийский съезд Советов большинством голосов ратифицировал мирный договор

Условия Брестского мира

Мирный договор между Россией и центральными державами состоял из 13 статей. В основных статьях было обусловлено, что Россия, с одной стороны, Германия и её союзники, с другой, объявляют о прекращении войны.
Россия производит полную демобилизацию своей армии;
Военные суда России переходят в русские порты до заключения всеобщего мира или же немедленно разоружаются.
От Советской России по договору отходили Польша, Литва, Курляндия, Лифляндия и Эстляндия.
В руках немцев оставались те районы, которые лежали восточнее установленной договором границы и были заняты к моменту подписания договора немецкими войсками.
На Кавказе Россия уступала Турции Карс, Ардаган и Батум.
Украина и Финляндия признавались самостоятельными государствами.
С Украинской Центральной радой Советская Россия обязывалась заключить мирный договор и признать мирный договор между Украиной и Германией.
Финляндия и Аландские острова очищались от русских войск.
Советская Россия обязывалась прекратить всякую агитацию против правительства Финляндии.
Вновь вступали в силу отдельные статьи невыгодного для России русско-германского торгового договора 1904 года
В Брестском договоре не были зафиксированы границы России, а также ничего не говорилось об уважении суверенитета и целостности территории договаривающихся сторон
Что касается территорий, которые лежали к востоку от линии, отмеченной в договоре, то Германия соглашалась их очистить только после полной демобилизации советской армии и заключения всеобщего мира.
Военнопленные обеих сторон отпускались на родину

Выступление Ленина на Седьмом съезде РКП(б): «Никогда в войне формальными соображениями связывать себя нельзя, …договор есть средство собирать силы…Некоторые определённо, как дети, думают: подписал договор, значит, продался сатане, пошёл в ад. Это просто смешно, когда военная история говорит яснее ясного, что подписание договора при поражении есть средство собирания сил»

Аннулирование Брестского мира

Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета от 13 ноября 1918 года
Об аннулировании Брест-Литовского мирного договора
Всем народам России, населению всех оккупированных областей и земель.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов всем торжественно заявляет, что условия мира с Германией, подписанные в Бресте 3 марта 1918 года, лишились силы и значения. Брест-Литовский договор (равно и дополнительное соглашение, подписанное в Берлине 27 августа и ратифицированное Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом 6 сентября 1918 г.) в целом и во всех пунктах объявляется уничтоженным. Все включенные в Брест-Литовский договор обязательства, касающиеся уплаты контрибуции или уступки территории и областей, объявляются недействительными….
Трудящиеся массы России, Лифляндии, Эстляндии, Польши, Литвы, Украины, Финляндии, Крыма и Кавказа, освобожденные германской революцией от гнета грабительского договора, продиктованного германской военщиной, призваны ныне сами решать свою судьбу. На место империалистического мира должен прийти социалистический мир, заключенный освободившимися от гнета империалистов трудящимися массами народов России, Германии и Австро-Венгрии. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предлагает братским народам Германии и бывшей Австро-Венгрии, в лице их Советов рабочих и солдатских депутатов, немедленно приступить к урегулированию вопросов, связанных с уничтожением Брестского договора. В основу истинного мира народов могут лечь только те принципы, которые соответствуют братским отношениям между трудящимися всех стран и наций и которые были провозглашены Октябрьской революцией и отстаивались русской делегацией в Бресте. Все оккупированные области России будут очищены. Право на самоопределение в полной мере будет признано за трудящимися нациями всех народов. Все убытки будут возложены на истинных виновников войны, на буржуазные классы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!