Пастернак достать чернил плакать анализ. Урок-анализ стихотворения Б

Стихотворение «Февраль», относящееся к ранней лирике Б. Пастернака , было написано им в 1912 году и опубликовано спустя год в числе пяти стихотворений поэта в коллективном сборнике «Лирика». Позднее поэт открыл им раздел «Начальная пора» в персональном сборнике. «Февраль» существует в трех вариантах, датируемых 1912, 1928 и 1945 гг. На протяжении всей жизни Пастернак не раз возвращался к одному из самых любимых своих стихотворений, дорабатывал его, стремясь передать ощущение сиюминутности. В 1945 году поэт включил в сборник «Избранное» новый вариант произведения, однако спустя десятилетие вернулся к прежней его редакции. В итоге стихотворение, словно слепок текучей и изменчивой жизни, отражает внутреннюю и внешнюю реальность через впечатления, схваченные «на лету».

Основной темой стихотворения является изображение природы, описание приближающейся весны, и сквозь призму картины природы дается картина порывов человеческой души и рождения поэзии. Основная идея «Февраля» заключается в обновлении природы и человеческой души в преддверии весны. В произведении нашло отражение увлечение поэта эстетикой символизма .

Композиция включающего четыре катрена стихотворения состоит из трех частей. В лирическом зачине обилие глаголов в неопределенной форме с побудительным оттенком обозначает начало процесса движения и пробуждения в природе и душе человека. Уже в первом назывном предложении заявляется конфликт зимы и грядущей весны. Поэт приурочивает пейзаж к конкретному времени года, подчеркивая реальность происходящего, и улавливает то мгновение исхода зимы, когда она переходит в весну. В основной части тема сдвигов, которые несет с собой весна, получает свое дальнейшее развитие. Хотя февраль вызывает ассоциации со снегом и морозом, образный ряд стихотворения передает ощущение приближающейся весны – грохочущая слякоть, грачи, проталины, лужи, ливень. Лейтмотивом стихотворения являются слезы: это и поток слез человека, и поток дождя, и поток чернил и стихов. Слово «навзрыд» начинает и заканчивает произведение, замыкая его композицию в кольцо. В концовке стихотворения возникает идея творчества, и финал обретает обобщенность.

Внутренний план стихотворения раскрывает процесс пробуждения поэзии, когда под воздействием обновляющейся природы поэт обретает способность «слагать стихи навзрыд» .

Композиции стихотворения соответствует его ритмическая организация , напоминающая колокольный звон с чередованием быстрого и размеренного звучания. Медленный темп в первой строфе, созданный короткими предложениями и паузами, заметно убыстряется во второй и третьей строфах – его создают переход от безличных форм к личным глаголам и введение анафоры (). Последний катрен с равномерным членением плавно возвращает к медленному темпу начала стихотворения.

Мир человека и мир природы у Пастернака тесно взаимосвязаны. Между этими мирами, находящимися в постоянном движении, полными звуков и влаги, на протяжении всего стихотворения идут постоянные смысловые переклички. Такой эффект создается благодаря цветовому и звуковому параллелизм у. Ведущий цвет стихотворения – черный – относится как к миру человека (чернила ), так и окружающему миру (весною черной, проталины чернеют, тысячи грачей, обугленные груши ). Произведение богато звуковыми образами : к человеку относятся слезы и рыдания, мир природы насыщен криками грачей, кликом колес, грохотом слякоти, звоном благовеста и ливнем, что «еще шумней чернил и слез» .

Пастернак сумел представить картину природы в единстве всех стихий: огонь воплощен в словах «…весною черною горит» и «обугленные груши» , стихию воздуха представляют грачи в небе и ветер, стихия земли воплощена в чернеющих проталинах, а вода – в слякоти, ливне и лужах.

Классический четырехстопный ямб невероятным образом сочетается с изломанным синтаксисом и неточностью рифм (гривен – ливень, груши – обрушат ). Внутренние рифмы в перекрестной рифмовке также подчинены общей идее стихотворения, связывая мир человека и мир природы.

Потрясающую выразительность стихотворению придает обилие изобразительных средств: неожиданные эпитеты (сухая грусть, черная весна, грохочущая слякоть ), непривычные метафоры (ветер криками изрыт, дно очей, слякоть… горит ) и оригинальное сравнение (грачи, «как обугленные груши» ). «Февраль» отличает фоническое своеобразие: в нем соседствуют ассонанс «у» («сорвутся в лужи и обрушат» ) и звуковой повтор сонорных («чрез благовест, чрез клик колес» ). Аллитерация шипящих «ж», «ч», «ш» передает грохот и шуршание, аллитерация «л» придает плавность стихотворению, а аллитерация «р» создает впечатление, что стихотворение написано «навзрыд» .

В концовке стихотворения, выражающей поэтическое кредо поэта , Пастернак заявляет, что слагать стихи нужно не по правилам, а повинуясь мгновенным порывам своей души.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..», написанное в 1912 году, - одно из первых стихотворений поэта, оно является как бы визитной карточкой его раннего творчества. Тема - описание приближающейся весны. Стихотворение начинается с назывного предложения: «Февраль». Февраль ассоциируется с холодом, снегом, стужей. Однако образный ряд произведе­ния - «грохочущая слякоть», ливень, лужи, грачи, ветер - передают ощущение неумолимо при­ближающейся весны. Основной цвет - черный (чернила, грачи, как обугленные груши, чернею­щие проталины). Он ассоциируется с цветом показавшейся из-под снега земли. Таким образом, уже в первой строфе обозначается конфликт зимы и наступающей весны.

Помимо внешнего плана (образа приближающейся весны) существует и внутренний - процесс пробуждения поэзии. Лирический герой под воздействием обновляющегося, пробуждающегося к жизни мира обретает способность «слагать стихи навзрыд».

1 вариант

Стихотворение Б.Л.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..» посвящено природе.

М.Цветаева писала о Пастернаке: «Его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вздохнул, втянул ее всю… и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает ее, но никогда не выдохнет».

В этом стихотворении поэт передает ту тонкую грань, когда зимний месяц февраль начинает уступать место весне. Но лирический герой, видимо, больше любит зиму, от того и получились строки;

Февраль. Достать чернил и плакать!..

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Но все же первое весеннее чувство, которое просыпается еще в феврале берет верх и потому хочется:

Чрез благовест, чрез клик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

В этом стихотворении все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого движения, и мы сами, того не подозревая, становимся участниками, свидетелями этого сказочного действия.

Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени (сорвутся, обрушат).

Это стихотворение очень эмоционально, последние его строки – это уже гимн весне:

Под ней проталины чернеют

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Весна – символ обновления, поэтому весной и стихи «слагаются навзрыд».

В стихотворении используются интересные метафоры, эпитеты и сравнения: «грохочущая слякоть», «как обугленные груши», «ливень еще шумней чернил и слез», «обрушат сухую грусть на дно очей», что, несомненно, придает стихотворению яркую индивидуальность.

Эмоциональность, чувства лирического героя отражает также и звуковая организация стиха.

2 вариант

В стихах Б.Л. Пастернака всегда завораживает его особое отношение к миру, его умение во всякой картине увидеть красоту и передать это неуследимое чувство любования жизнью. Ахматова замечала, что Пастернак описывает мир до шестого дня творения, когда в нем еще нет человека, а есть только природа. Цветаева также писала поэту: «Вы не человек… а явление природы… Бог по ошибке создал Вас человеком…». Глубокие человеческие переживания Пастернак передавал через проникновенные пейзажные зарисовки, восхищаясь чудом мирозданья и ощущая себя его частью. Поэтому каждое из стихотворений мастера мы воспринимаем как развитие одной общей темы – темы красоты мира, «сгущение некоей «энергии», развертываемой в любой точке времени и пространства» (Л. Аннинский).

Пастернак часто в стихах приурочивал пейзаж к определенному моменту –времени года или времени суток, будто обозначая реальность происходящего. Так и в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…» лирический герой словно останавливает для себя мгновения исхода зимы, он остро чувствует перемену сезона, надлом, происходящий в природе. Все это пронзительно отзывается в душе поэта и стихи его слагаются «навзрыд». Определение «навзрыд» повторяется дважды – в первой и последней строфах, определяя общую тональность произведения. Однако четкие временные рамки подчеркивают конечность любого явления. Анализируемое стихотворение перекликается со стихотворением «Зимняя ночь», где последняя строфа («Мело весь месяц в феврале, / И то и дело / Свеча горела на столе, / Свеча горела») повторяет первую, но в нее вводится упоминание месяца, как будто ориентируя читателя на то, что зимняя буря не бесконечна, ей на смену придет иное состояние природы.

Поэт буквально упивается предметностью мира, поэтическая реальность собирается у него из мелких и конкретных деталей: «достать пролетку», «шесть гривен» извозчику. Образные ряды Пастернака помогают впустить в природу будничность и простоту из повседневной жизни. Но с конкретностью парадоксально соседствует хаотичность бытия, где все неуследимо: «…Пока грохочущая слякоть / Весною черною горит». Стихия воспринимается лирическим героем не как что-то таинственное и вечное в своей неизбежности (это было свойственно поэзии Блока), а, скорее, как игра, забава:

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Молниеносная смена впечатлений рождает у поэта совершенно неожиданные ассоциации и образы:

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Сравнение грачей с обугленными грушами вносит своеобразный хаос в описание февральского ненастья, придает стихотворению эмоциональную непосредственность. Мы удивляемся свежести восприятия поэтом пейзажа. Природа у него не просто одушевлена, в ней узнаются живые черты то озорницы и проказницы, то человека с «сухой грустью» в душе. Интересно, что Пастернак почти никогда не придает неодушевленным предметам облик живых существ, но в его поэзии очеловечены действия, «повадки» природы (например, «ветер криками изрыт»). В словосочетании «грохочущая слякоть» эпитет, присвоенный заурядному природному явлению, выражает хлещущую через край энергию, которую поэт умел почувствовать в окружающей жизни.

Действительность в глазах Пастернака полна беспорядка, и описание внешнего мира помогает разобраться в душевной сумятице. Шум за окном, где «грохочущая слякоть / Весною черною горит», где «с деревьев тысячи грачей / Сорвутся в лужи и обрушат…», где «ветер криками изрыт», перекликается с рыданиями души лирического героя. Аллитерация [р] сближает голос природы с голосом поэта, слагающего «стихи навзрыд». Но рядом с плачем звучит благовест, «клик колес», «ливень еще шумней чернил и слез». И звук [л] рождает в нас ощущение благости, умиротворения.

Такая противоречивость мировосприятия вообще была свойственна Пастернаку. Отсюда неслучайность в его поэзии приема антитезы. Например, образ «сухой грусти», обрушивающейся «на дно очей», предполагает рождение у нас ассоциации с глазами, влажными от слез. В строках «И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» противопоставляются на понятийном уровне случайность и уверенность, плавность и надрывность, а на звуковом – резкий, грубый [р] с мягким, плавным [л]. Синтез зрительных, слуховых, обонятельных и осязательных ощущений сближает творчество Пастернака с поэзией А.А. Фета, они придают стихотворению страстность, неистовость, трепетность.

Кроме предметного и звукового параллелизма, мы видим, как соотносятся цветовые образы черной весны, обугленных груш, чернеющихся проталин и образ чернил, которыми выплаканы строки стихов. Здесь, вместо противопоставления, поэт ищет гармонию между велениями своего сердца и настроениями природы. Мифологический мотив дождя, традиционный в лирике Пастернака, а в этом стихотворении сочетающийся с мотивом плача, призван ознаменовать соединение земли и неба, тела и души. Опорой для поэта всегда являются стихи, и последняя строфа стихотворения становится итоговой в развитии мысли о месте человека в мире природы, его чувств, переживаний, которые с наибольшей полнотой могут быть выражены только в творчестве. Излюбленная метафора Пастернака: стих – губка: реальность впитывается, а потом выжимается на бумагу. И читатель вслед за поэтом учится смотреть на мир широко распахнутыми глазами, пленяясь его разнообразием и дивясь его богатству.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» – является одним из лучших в пейзажной лирике поэта, поскольку помимо традиционного для жанра описания природы здесь также четко прослеживается связь влияния природы на поэтическое вдохновение. Поэт как бы дает готовый рецепт того, как рождаются стихи.

С первых же строчек сказывается то влияние, которое оказали на Б.Л.Пастернака такие течения, как символизм и футуризм: первые два предложения короткие, емкие, безличные. Стихотворение написано, как бы от рыданий взахлеб, на едином эмоциональном порыве. «Плакать» означает у поэта «слиться со слезами февральского дождя», омывающего землю и готовящего ее к приходу весны. «Грохочащая слякоть весною черною горит» – это удивительное сочетание зрительных и звуковых ощущений от природы.

Но поэту этого мало, ему сквозь время и расстояния хочется перенестись туда, «где ливень еще шумней чернил и слез». Именно там будут слагаться стихи, когда поэт остановится в своем безудержном движении, а на «дно очей» обрушится «сухая грусть».

Характерно, что в этом стихотворении много черного цвета – «черная весна», «обугленные груши», «проталины чернеют», да и грачи, как известно, тоже черного цвета. Но этот цвет, в отличие от его традиционной, грустной, траурной трактовки, у поэта является цветом зарождающейся весны: появляющихся от февральского ливня проталин, грачей, которые прилетают по весне из теплых краев.

Интересен звуковой ряд стихотворения. Олицетворением «слякоть грохочет» поэт уже задает высокие регистры, но, оказывается, ему хочется большего, чтобы было «шумней чернил и слез». Новое олицетворение «ветер криками изрыт» создает апофеоз звучания в душе поэта, которое вот-вот «навзрыд» выльется в готовые стихи. Не случайно это слово – «навзрыд»- дважды повторяется: в начале и в конце стихотворения, когда слезы от умиления природой переходят в слезы творчества.

Последнее четверостишие – это уже описание не природы, а внутреннего мира лирического героя стихотворения. И он не сам пишет стихи, а они сами «слагаются» в его душе. Так, Б.Л.Пастернак описывает свободу сложения стихов – свободу творческого вдохновения.

Описание методики школьного анализа стихотворения Б.Л. Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать» в 11 классе.

В своей работе мне хотелось бы представить урок, в основу которого положен анализ лирического произведения.

Тема урока: «Анализ лирического произведения на примере стихотворения Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать».

Цель урока: закрепление основных теоретико-литературных понятий посредством их практического применения в процессе анализа лирического произведения.

Задачи:

Вспомнить и закрепить основные теоретико-литературные понятия (тема, идея, жанр, рифма и т.д.);

Продолжить вырабатывать навыки анализа лирического произведения и применения основных положений теории литературы для выявления особенностей того или иного лирического произведения;

Воспитывать чувства прекрасного посредством приобщения учеников к осмысленному прочтению лирического произведения;

Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Б.Пастернака.

Данный урок можно проводить в 11 классе, как в процессе изучения творчества Б.Л. Пастернака, так и обособленно, как урок по изучению теории литературы.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

Вспомнить основные теоретико-литературные понятия необходимые для анализа лирического произведения, при помощи опроса учеников (повторение данных понятий было задано ученикам на дом):

жанр;

идея;

тема;

основная мысль.

стихотворный размер – ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий;

основные тропы и т.д.

2. Составление схемы анализа лирического произведения.

На следующем этапе уроке, при помощи эвристической беседы с учениками вспоминаем и записываем на доске схему анализа лирического произведения. Естественно, что в данном случае за основу берется готовая схема, однако, как мне кажется, совместное составление плана анализа с учениками в дальнейшем поможет им и непосредственно применять его на практике.

План разбора лирического стихотворения.

1. Дата создания.

2. Реально-биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержание:

5. Ведущая тема.

6. Основная мысль.

7. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

8. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

9. Преобладание общественных или личных интонаций.

10. Лирический герой.

11. Структура стихотворения:

12. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

13. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

14. Основные особенности ритмики:

А) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

Б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

15. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

16. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

17. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

18. Единство формы и содержания

3. Практическая часть урока – анализ стихотворения.

Данную часть урока необходимо провести так, чтобы большую часть анализа проговаривали дети, задача же учителя заключается в том, чтобы ученики не увлекались содержательной стороной произведения, и все-таки обращались к теоретико-литературным понятиям и оперировали ими в процессе анализа.

Учитель: Мы применяем полученные сведения на практике, причем, на наш взгляд, нам не стоит сильно заостряться на приведенной выше схеме. Она несет лишь вспомогательную функцию, главным в данном случае является применение теоретико-литературных понятий как инструмента для выявления настроения поэта, в данном случае Пастернака.

Примерный образец анализа.

А) Учитель: Когда создано данное стиховорение?

Ученики:

В 1913 году в созданном несколькими молодыми людьми издательстве "Лирика" на началах складчины вышел альманах, в котором напечатаны пять стихотворений Б. Пастернака. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

За это лето он написал стихотворения первой своей книги, и к
новому, 1914 году, она вышла в том же издании под названием "Близнец в
тучах".

Учитель:

Стихотворение “Февраль…” имеет три варианта, датированных 1912, 1928 и 1945 годом. Мы с вами анализируем второй, знаменитый вариант 1928 года.

Б) Чтение стихотворения учителем наизусть.

В) Беседа.

1. Какие образы использует поэт в этом стихотворении?

Какие краски? Звуки?

В стихотворении образный предметный ряд: чернила, слякоть, пролетка, шесть гривен, колёса, грачи, лужи, ветер. Краски: «чёрного» («весною чёрную горит»), обугленные груши, проталины чернеют.

Какое настроение рождает черный цвет? Почему так много черных красок?

Чёрные краски не мрачные, наоборот, они передают динамику прихода весны, ассоциируются с цветом показавшейся из-под снега земли, а это цвет обновления жизни.

Звуки: благовест, клик колёс, грохочущая слякоть, шум ливня. С другой стороны: «сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей». Мир представлен звучащим на многие лады: здесь и плавность и шуршание, и грохот. Это музыка приближающейся весны.

На одном из звуков остановимся подробнее. Этот звук таится в слове «благовест». Слово вообще в лирике и у Пастернака, конечно же, имеет удивительную смысловую наполненность, вот почему в небольшом лирическом произведении можно сказать столько же, сколько в большой эпической форме.

Какие ассоциации рождает у вас слово «благовест»

Благовест – это колокольный звон, возвещающий о начале церковной службы. Звон соединяет небо и землю. Также в слове улавливается связь с Благовещением - весенним религиозным праздником, который празднуется 25 марта и восходит к библейскому мифу об Ангеле Гаврииле, посланном Богом к деве Марии возвестить о непорочном зачатии и рождении Марией Иисуса Христа.

Эти ассоциации создают и ощущение праздника, причем праздника духовного, и ощущение близкой, уже наступающей весны.

2. Какие средства художественной выразительности использует поэт для создания зрительных и звуковых образов?

Ответы учащихся. Комментарий учителя.

Стихотворение начинается со слова «февраль». Это последний месяц зимы. Но поэт не оправдывает наши ожидания – речь пойдет не о зиме. Создается пейзаж весеннего пробуждения земли. Можно говорить об

антитезе ожидаемого, вроде бы заявленного первой строкой и фактически изображенного пейзажа.

Пейзаж весны, как мазками, нарисован эпитетами. Их немного, но они мастерски подобраны: «грохочущая», «черною», «обугленные». Эпитеты передают и краски, и звуки, и настроение лирического героя.

Язык произведения метафоричен. «Грохочущая слякоть весною черною горит». «Ветер криками изрыт».

Очень интересно сравнение, создающее яркий зрительный образ: грачи, «как обугленные груши».

Звуки создаёт и звукопись: пролётка – ливень – слёзы; колёса, клик, благовест, слякоть и т.д. Как называется этот прием?

(Аллитерация).

3. Учитель:

Это стихотворение написал один из самых “загадочных” поэтов ХХ века - Б.Л.Пастернак. “Загадочных”, потому что любил поиграть с читателем, зашифровывая информацию, придумывая “чудаковатые” образы, наполняя слова новым смыслом. Давайте мы с вами включимся в эту игру и попробуем понять, что скрывается за пейзажем.

Итак, внешний план стихотворения – это образ приближающейся весны. Пейзаж великолепен, но, как всегда у Пастернака, есть внутренний план стихотворения. Мы знаем, что в стихах Пастернака природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии поэта.

Внутренний план стихотворения связан с образом лирического героя. Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева считает, что размышление Б.Пастернака о рождении поэзии держится на философии двойственности. “В стихотворении Б.Пастернака “Февраль…” мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга”.

Давайте приведем конкретные примеры пересечения двух миров – мира природы и человека, чтобы лучше понять, о чем идет речь в этом утверждении. Эту связь можно уловить на всех уровнях: в отдельном слове, в ассоциативных образах.

Ответы учащихся. Комментарий учителя.

В первой строке употребляется слово «чернила». Это и цвет наступающей весны – освобождающейся от снега земли. Этот цвет несут однокоренные с ним слова «черною», «чернеют», а также образы, содержащие в себе черный цвет, («слякоть», «обугленные груши», «тысячи грачей»). Словом, «чернила» в этом смысле - деталь пейзажа. Но «чернила» относятся и к миру человека, становятся частью такого понятия, как

«поэзия». Так происходит взаимопроникновение миров, как и всегда у Пастернака.

Главный образ пейзажа – весна. Весна зарождается в недрах февраля. Весна символизирует рождение новой жизни в природе, но это и пробуждение чувств в человеке, которые могут явиться основой для рождения поэзии.

Каким вы видите лирического героя? Какие чувства он испытывает? Что его волнует?

Стихотворение – крик души поэта. В нем он рассказал о самом себе, о главном состоянии своей души – состоянии творчества. Звучит тема поэзии, творчества. Поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу:

Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Поэт уточняет, что "чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд". И этот мотив случайности всего происходящего в жизни Пастернак часто использует в своей лирике, указывая на то, что настоящие стихи рождаются часто мгновенно, неожиданно, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота.

4. Каковы особенности синтаксиса, ритмики, рифмы?

Ответы учащихся. Комментарий учителя.

Отметим особенности синтаксиса. Стихотворение начинается с назывного предложения: оно создаёт ощущение скорой весны, ведь февраль – последний месяц зимы. С другой стороны – эффект неожиданности: ждем февральского, а значит, зимнего пейзажа, а речь пойдет о приближении весны.

Предложения о природе – двусоставные, в них присутствует субъект действия: “слякоть горит”, “тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат…”, “проталины чернеют и ветер криками изрыт”. Но там, где речь идет о лирическом герое, много глаголов в неопределённой форме. Предложения односоставные, безличные, но глаголы употребляются в значении повелительного наклонения, обращённого к самому лирическому герою. Отсюда ощущение необходимости действия, невозможности не осуществить его.

Литературоведы считают, что в лирике Б.Пастернака есть стихотворения, в которых отсутствует словесное выражение лирического героя в виде местоимения я. Действие, относимое к одному предмету, может быть отнесено и к другому. Неопределенность в этом отношении оказывается необходимой для полноты лирического высказывания. Таким путем стираются грани между лирическим “я” и миром.

Третья строфа – придаточное предложение, однородное тому, что есть во второй строфе – отсюда нарастание эмоциональной напряжённости. Нарастание чувства усиливает и приём нарушения фразеологизма «плакать навзрыд», превращённого в словосочетание «писать навзрыд».

Так сливаются внутренний и внешний планы стихотворения. Внутренний – процесс пробуждения поэзии.

7. Определите, каким размером написано стихотворение. Какова рифма? Воспроизведите ритмический рисунок текста. Прокомментируйте.

Пастернак использует перекрестную рифмовку: навзрыд – горит, изрыт – навзрыд и др. В рифменной организации представляет интерес то, что рифмы между собой тоже составляют семантическую двойственность (относятся к миру природы и к миру человека).

Размер стиха – ямб.

8. Учитель:

Подведем итоги. О чем же это стихотворение?

Ответы учащихся. Комментарий учителя.

Итак, в стихотворении создан образ горящей весны, преображающей мир природы и мир человека. Ощущения лирического героя в предчувствии весны усиливаются, он обретает способность «слагать стихи» под воздействием потока обрушившейся на него жизни. Природа и поэзия уравнены: поэзию творит поэт, включённый в мир живой природы. Конкретные образы наполнены метафорическим смыслом.

Г) Развитие навыков сопоставительного анализа.

Учитель:

Какие стихотворения созвучны стихотворению «Февраль…».

Предоставим слово ребятам, которые выполняли индивидуальное задание.

1 группа, анализировавшая стихотворение «Определение поэзии».

Ученик-чтец читает стихотворение «Определение поэзии»

Ученик-литературовед рассказывает о восприятии этого стихотворения. (Для подготовки ответа ему предлагалось воспользоваться статьей М.Г. Павловец., Т.В. Павловец «Определение поэзии» в Большом учебном справочнике для школьников и поступающих в вузы «Русская литература 20 века», - М.: Дрофа, 2000 г.)

Когда Пастернаку понадобилось дать "определение поэзии", он не нашел ничего другого как единым взглядом, и слухом, и осязанием – не выборочно, подряд - охватить окружающее: «Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и флейт - Фигаро Низвергается градом на грядку…»

В стихотворении – мнимая произвольность определений поэзии. Кажется, одно из определений без ущерба может быть заменено другим… Однако вспомним, что «чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд». С поэзией отождествляется и горох, и звезды, и музыка – все, чем богат мир. Поэзия – вселенная.

"Милый Пастернак, - писала ему Цветаева, - <…> Вы - явление природы. <…> Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком, и в Вас ударяют все молнии (есть - такие дубы!)…"

Художник, поэт - живой орган, живой центр восприятий. На первом месте в поэзии - высочайшая восприимчивость, отзывчивость поэта на нравственные впечатления, а не превращение жизни в жизнь поэта. По убеждению Пастернака, подлинному искусству следует всегда "быть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и верней". В понимании Пастернака искусство - явление нравственной жизни. Человек познает мир через собственную личность, страсть. Человек познает себя через непреложность общего хода вещей.

Идея безусловного приятия мира основополагающая у Пастернака. Богатство мира вполне предметно, "подробно" и постигается шаг за шагом. Восприятие природы у Пастернака выразительно по точности и

проникновению, но природа, будучи самым близким и полным синонимом жизни, не является в этом отношении чем-то исключительным и единственным. Открытое лирическое чувство (любовь) или мир вещей (вплоть до интерьера) выполняют ту же роль. Жизнь шире любого из этих образно-тематических рядов, и каждый из них, становясь непосредственным "предметом" стихотворения, как бы стремится представить и выразить всю жизнь, поэтому они практически взаимозаменяемы и тем более полно являют жизнь в своей совокупности, взаимопроникновении.

2 группа, анализировавшая стихотворение «Гамлет».

Ученик-чтец читает стихотворение «Гамлет».

Ученик-литературовед рассказывает о восприятии этого стихотворения. (Для подготовки ответа ему предлагалось воспользоваться статьей Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Б. Пастернака «Гамлет».)

В стихотворении «Гамлет» (1946 г.) также звучит тема поэта и поэзии. Оно вошло в сборник стихов Юрия Живаго, героя известного романа Пастернака "Доктор Живаго".

Стихотворение многоаспектное. Оно и о принце Датском Гамлете, герое В. Шекспира, поднявшемся на борьбу со злом и погибшем в этой

борьбе. И о гениальном актере, сыгравшем роль Гамлете, глубоко постигнувшем ее. И об Иисусе Христе, который пришел на землю, чтобы пройти путь страданий и искупить этими страданиями грехи человеческие. И о герое произведения Пастернака Юрии Живаго. И о самом поэте.

В буквальном смысле стихотворение – монолог актера. В метафорическом – исповедь самого писателя. Уже в первых строках писатель строчкой "я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку" определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: "неотвратим конец пути". Поэт намекает на обстоятельства собственной жизни (ведь он на самом деле находился под жестким контролем): "На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси", - и молит о том, чтобы он избежал участи многих других коллег по перу (расстрел, ссылка, изгнание).

Но смысл более глубокий. Вводится ассоциация с евангельской историей о молении о чаше. Строки стихотворения:

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси. –

Близко передают молитву Христа в Гефсиманском саду: «Авва Отче! Все возможно тебе, пронеси чашу сию мимо меня.» То есть, герой ассоциируется с Иисусом Христом. В строфе переданы колебания и Христа, и Гамлета, и Живаго, и самого поэта.

В следующей строфе:

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль. –

пастернаковский герой принимает все испытания, предпосланные ему, какими бы они ни были.

Последняя строфа также многозначна.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Фарисеи отвергли учение Христа. Фарисейским – лживым – был и двор короля Клавдио в Эльсиноре. Лицемерие и ханжество своего времени не раз обличал Б.Л. Пастернак. Высокий библейский слог соединяется с народной пословицей, содержащей простую, но мудрую мысль. Такой конец придает стихотворению естественность и достоверность.

Именно так высоко и торжественно определяется роль поэзии в жизни в стихотворении 1946 года.

Учитель. Вывод.

При всем различии трех стихотворений Б.Л. Пастернака о поэзии вы ощутили, насколько ответственно относится поэт к своей миссии в нашем мире. Путь художника труден, жертвенен (буквально каждое стихотворение Пастернака пронизано трагедийными нотами, истоки которых следует искать

и в его собственной жизни, и в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию), но он должен быть пройден во имя людей, ибо поэзия есть жизнь, а жизнь – поэзия.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!