Практическая работа по химии получение этилена. Конспект урока на тему "получение этилена и опыты с ним"

Цель:

Оборудование:

Просмотр содержимого документа
«Химия 10 класс Практическая работа №2. «Получение этилена и опыты с ним»»

Практическая работа 2.

«Получение этилена и опыты с ним»

Цель:

    закрепить знания учащихся по теме «Алканы. Алкены», научить получать этилен и проводить с ним опыты;

    совершенствовать умение получать газообразные вещества в простейших приборах, соблюдая правила техники безопасности;

    воспитывать чувство ответственности, коллективизма.

Оборудование: на столах учащихся: лабораторный штатив с лапкой, спиртовка, спички, пробирки в штативе, газоотводная трубка, песок, бромная вода, раствор перманганата калия, этиловый спирт, концентрированная серная кислота.

Ход урока

1. Инструктаж по технике безопасности под роспись.

Затем вместе разбираем ход практической работы по пунктам, останавливаюсь

подробно на предельной осторожности при проведении практической работы.

2. Учащиеся начинают оформлять практическую работу в тетрадях для

практических работ: записывают число, тему, цель, оборудование.

3. Затем выполняют практическую работу. Выданную пробирку с уже готовой

смесью этилового спирта (2 – 3 мл), концентрированной серной кислоты

(6 – 9 мл) и прокаленного песка закрывают газоотводной трубкой, укрепляют

в лабораторном штативе и начинают осторожно нагревать, начиная с прогрева

всей пробирки.

а) C 2 H 5 OH → H 2 C = CH 2 + H 2 O

этиловый спирт этилен

Конец газоотводной трубки опускают в пробирку, в которую налито 2-3 мл

бромной воды. Через некоторое время выделяющийся газ обесцвечивает

бромную воду. Это значит, что произошла химическая реакция, и образовалось

новое вещество:

б) H 2 C = CH 2 + Br 2 → CH 2 Br – CH 2 Br

этилен 1,2 – дибромэтан

4. После того, как обесцветилась бромная вода, в другую пробирку налить 2-3 мл

разбавленного раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой,

и также пропустить через него образующийся газ. Через некоторое время

окраска исчезает, раствор становится прозрачным, значит также здесь

произошла химическая реакция и образовалось новое вещество:

H 2 C = CH 2 + [O] + H 2 O → CH 2 – CH 2

этилен ׀ ׀

этиленгликоль

5. После проделанных опытов вынуть газоотводную трубку из пробирки и

выделяющийся газ поджечь, он горит светящимся пламенем. Этилен, как и все

углеводороды горит с образованием углекислого газа и воды:

C 2 H 4 +3O 2 → 2CO 2 + 2H 2 O

6. После окончания работы на рабочем столе навести порядок и приступить к

оформлению работы в тетради: описать весь ход работы, зарисовать

рисунок 19 на стр. 56, по ходу работы написать уравнения соответствующих

реакций, в конце работы сделать вывод, при этом ответить на все вопросы для

самостоятельных выводов, в конце урока тетради сдаются на проверку.

Химия – экспериментальная наука, поэтому всегда с большим вниманием, интересом, любознательностью ученики относятся к любому виду эксперимента используемого на уроке, тем более – если это практическая работа. В своей методике, я очень часто применяю проведение и показ демонстрационных экспериментов непосредственно учащимися.

Данный урок разработан для 10 класса информационно-технологического профиля (1 час).

Образовательные цели:

  • закрепление, применение и оценивание знаний учащихся о лабораторном способе получения алкенов;
  • создание условий для формирования и развития экспериментальных умений учащихся;
  • формирование целостной системы знаний.

Воспитательные цели:

  • формирование коммуникативных и информационных компетенций школьников через организацию работы в группе;
  • воспитывать ответственность при работе в коллективе, исполнительность;
  • формировать черты социально направленной личности учащихся.

Развивающие цели:

Задачи:

  1. знать лабораторный способ получения этилена, правила по технике безопасности при работе с органическими веществами и концентрированной серной кислотой;
  2. уметь практически получать этилен и доказывать его свойства (непредельность) характерными реакциями ;
  3. уметь составлять уравнения реакций , доказывающие свойства этилена, проводить наблюдения, делать выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

Тип урока: применение знаний на практике

Форма урока: урок-практикум.

Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.

Форма организации деятельности учащихся : индивидуальная работа и работа в группах.

Основные единицы знаний: лабораторный способ получения этилена; качественные реакции на непредельные углеводороды этиленового ряда.

Методы обучения:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • применение знаний;
  • формирование умений и навыков;
  • творческая деятельность;
  • инструктивно-практические.

Средства обучения:

  • учебник Н.Е.Кузнецова, Титова И.М, Гара Н.Н. Химия: учебник для 10класса ;
  • электронное пособие - Виртуальная лаборатория (химия 8-11 класс);
  • вопросы для повторения техники безопасности (в программе PowerPoint);
  • проектор;
  • экран;
  • ноутбук;
  • карточки-путеводители для 4-х групп, 4 варианта;
  • 5 ноутбуков;
  • плакат: «Осторожно работайте с химическим оборудованием! Осторожно обращайтесь с концентрированной серной кислотой H 2 SO 4 !»;
  • концентрированная серная кислота – H 2 SO 4 ;
  • раствор перманганата калия – KMnO 4
  • штатив;
  • мерный цилиндр;
  • пробирки;
  • мерная ложка;
  • пробиркодержатель;
  • спиртовка;
  • прокаленный речной песок;
  • этиловый спирт – С 2 Н 5 ОН;
  • бромная вода Br 2 (aq);
  • газоотводная трубка;
  • спички;
  • крышка от тигля.

Ход урока:

Дома ребята изучали самостоятельно Практическую работу №1 по учебнику с. 102.

На уроке практическую работу учащиеся выполняют индивидуально в электронном пособии (5 человек) используя ноутбуки и экспериментально в группах (4 группы по 4 человека).

Учитель дифференцирует работу ребят – индивидуально и по карточкам-путеводителям - 2,4 работают учащиеся с высоким уровнем обучаемости (третий уровень - показатели, по которым можно судить об уровнях развития учащихся, Р.В.Шиленков и Г.М.Чернобельская выделяют три основных уровня усвоения знаний учащихся), по карточкам-путеводителям 3 – со средним (второй уровень), по карточкам-путеводителям - 1 – с низким (первый уровень).

1. Подготовка к проведению практической работы (организационный этап ).

Приложение 1 MicrosoftPowerPoint .

Вопросы (актуализация знаний ) о правилах техники безопасности при работе с органическими веществами и поведении в кабинете химии (можно использовать электронное пособие - Виртуальная лаборатория (химия 8-11 класс).

Вопрос 1 .

Следует ли конец газоотводной трубки вынимать из пробирки с раствором, например перманганата калия, не прекращая нагревания смеси H 2 SO 4 и С 2 Н 5 ОН?

  • нет соблюдать это правило необязательно;
  • так делать не следует, т.к. возрастает опасность разрушения пробирки- реактора;
  • да, т.к. при охлаждении пробирки- реактора создается разряжение и холодный раствор, попав в горячую пробирку, приведет к ее разрушению;
  • да, потому, что смесь в пробирке-реакторе должна остывать постепенно, иначе возможен взрыв.

Вопрос 2.

Для чего в смесь этилового спирта и концентрированной серной кислоты добавляют кипятильные камешки?

  • для более равномерного кипения;
  • кипятильные камешки предохраняют смесь от перегрева;
  • для увеличения объема смеси;
  • кипятильные камешки играют роль катализатора.

Вопрос 3.

Как правильно приготовить реакционную смесь (смесь этилового спирта и концентрированной серной кислоты)?

Вопрос 4.

Прокомментируйте изображение «нагревание жидкости в пробирке».

Повторение основных правил техники безопасности.

2. Беседа о ходе проведения работы, с использованием карточек-путеводителей, запись цели работы (проверка домашнего задания, постановка цели ) .

Цель работы: научиться получать этилен в лаборатории и проводить качественные реакции на непредельные углеводороды этиленового ряда.

3. Проведение практической работы (оперирование знаниями, умениями и навыками ) .

4 группы учащихся получили карточку-путеводитель и приступили к выполнению работы.

5 учащихся индивидуально работают с ноутбуками, в электронном пособии - Виртуальная лаборатория (химия 8-11 класс), выполняют работу «Получение этилена», отчёт оформляют в личном журнале.

Каждый ученик тоже имеет карточку – путеводитель, в каждой карточке есть проблемный вопрос или задание, на который необходимо дать развернутый ответ.

Возможен и другой вариант проведения практической работы (при наличии ноутбуков, по совету учащихся): учащиеся работают в группе экспериментально и в электронном пособии, но состав группы не больше 4-х человек.

(Приложение 2 - MicrosoftWord ).

4. Составление и о формление отчёта о выполнении работы в группах (Приложение 3 - MicrosoftWord ).

5. Составление и о формление отчёта о выполнении работы индивидульно в электронном пособии

(Приложение 4 - MicrosoftPowerPoint).

6. Домашнее задание:

  • §16 с.100-101 , используя интернет, ресурсы предложите свои лабораторные опыты по получению этилена:
    http://www.alhimik.ru/read/grosse11.html
    http://www.alhimik.ru/ucheba/apparatus2.html -- Химический кабинет. Оборудование. Приборы и принадлежности для химического эксперимента.
    XuMuK.ru!
  • Задача. Смесь этана и этилена объёмом 0,8 л (н.у.) обесцветила 200г бромной воды с массовой долей 1,6%. Определите объёмную долю каждого газа в смеси.

Практическая работа закончена, учащиеся в группах сдают тетради для практических работ на проверку, учащиеся, которые выполняли работу самостоятельно, отмечают - Фамилию, Имя, класс, пароль регистрации.

7. Анализ практической работы «Получение этилена и опыты с ним».

Учащиеся профильных классов с данной практической работой справились очень хорошо. Экспериментальная часть работы не вызвала затруднений. Сложность возникла у одной группы, работающей по карточке-путеводителю -2, ребята затруднились ответить на вопрос: почему реакционная смесь почернела.

Изучив рефлексию учащихся, я знаю, что мотивация к изучению дальнейших тем по органической химии повысилась.

Многие ребята в качестве трудности отметили, что боялись самостоятельно поджигать выделяющийся газ или прогревать пробирку с реакционной смесью, т.к. в состав смеси входит концентрированная серная кислота, свойства которой они очень хорошо изучили в 9-ом классе.

Удивило, простое человеческое — СПАСИБО ЗА УРОК!

Самое интересное, для меня, что одна группа ребят предложила провести данную практическую работу как экспериментально, так и в электронном виде, такое предложение мне понравилось и в следующем учебном году последую совету 10-классников.

Естественно - математическое направление/

Цель: выявление уровня практических ЗУН учащихся.

Знать лабораторный способ получения этилена, правила ТБ при работе

с органическими веществами и концентрированными кислотами;

Уметь практически получать этилен, доказывать его непредельные

свойства характерными реакциями, составлять уравнения

данных химических реакций;

Воспитывать умение работать в ГПС/группах постоянного состава/,

наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Тип урока: урок-практикум

Форма обучения: ГПС - при выполнении , индивидуальная - при оформлении результатов работы.

Методы обучения: наглядно-практический, частично - поисковый, самостоятельная работа учащихся.

Средства обучения: учебник «Химия-11» /ЕМН/, интерактивная доска,

видео сюжеты , схема- алгоритм для выполнения практической работы, набор реактивов и химической посуды.

Ход урока:

I Мотивация / вступительное слово учителя/

Химики - это люди, которые познают мир своими руками, а если выражаться более научно, основной метод их работы - экспериментальный. Есть много доступных и интересных опытов, которые по плечу начинающим химикам. При их выполнении нужно помнить, что даже самый простой химический эксперимент требует к себе очень серьезного отношения: он должен быть поставлен грамотно, правильно и обязательно проведен с соблюдением всех правил .

Вы, выпускники школы, обучаетесь в классе по естественно - математическому направлению. После окончания школы кто - то из вас обязательно напрямую свяжет свою жизнь с химией, а если и нет, то косвенно будет с ней соприкасаться, работая в , отраслях промышленности, медицине и других сферах. Химические знания вам пригодятся обязательно, ведь они - атрибут образованного, всесторонне - развитого человека, а выполняя химический эксперимент на уроках химии, вы приобретете такие важные для будущей жизни качества как внимательность, наблюдательность, аккуратность и ответственность.

II Сообщение темы, цели и задач урока.

III Запись в тетрадь для практических работ темы, цели, необходимых для работы реактивов и оборудования.

IV Подготовка к проведению практической работы, актуализация ЗУН учащихся:

Просмотр видео сюжетов /«Получение этилена, взаимодействие с раствором перманганата калия, взаимодействие с бромной водой, горение»/

Беседа об особенностях и ходе проведения практической работы:

а) назовите основной лабораторный способ получения этилена;

б)какова роль прокаленного песка или фарфоровых кусочков при выполнении ПР;

в) перечислите последовательность собирания прибора для получения и сбора этилена/ схема прибора демонстрируется на интерактивной доске/;

Беседа о правилах техники безопасности:

а) при собирании газа этилена;

б)при проверке прибора для собирания этилена на герметичность;

в) при нагревании веществ;

г) при работе с концентрированной серной кислотой;

V. Составление схемы - алгоритма для выполнения практической работы

/ составляется учителем совместно с учащимися и проецируется на интерактивной доске - приложение А /

VI. Выполнение практической работы / форма работы - ГПС, в каждой ГПС - консультант, фиксирующий в листе контроля коэффициент участия каждого члена группы при выполнении практической работы – приложение Б/

VII. Итог урока /учитель-приложение В/

Рефлексия / творческие работы учащихся/

Смешали кислоту и этанол,

Затем собрали мы прибор.

Если будет он герметичный,

Этилен получится отличный. /А. Хамзина/

Обесцветил «марганцовку»,

Воду бромную успел,

Потому что, он - непредельный

C2H4- газ этилен / К. Файзулина/

Поджигаем этилен, факел яркий заалел,

H2O и CO2 – результат сего огня. / О. Кирш/

VIII. Домашнее задание. /Провести ЛО по теме «Непредельные углеводороды»; «Домашний эксперимент по химии» М. Просвещение, 1999г, стр. 90-91/

Опыт №1 «Получение этилена и изучение его свойств»

Речной песок и глину очистить от примесей, прокалить и высушить. Одну треть пробирки заполнить данной смесью и добавить три миллилитра одеколона. Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагреть. Выделяющийся газ пропустить через раствор перманганата калия, затем поджечь. Как доказать, что выделяющийся газ - этилен? Как можно объяснить химизм получения и взаимодействия этилена с перманганатом калия?

Опыт №2. Применение этилена для дозревания плодов.

В две стеклянные банки поместите по два недозрелых плода помидоров, по возможности одинаковых размеров. Накройте банки кусками картона, смазав нижние края . В одну банку пропустить этилен, вторая - контроль. Обе банки оставить на двое суток, после чего сравнить результаты опыта в обеих банках. Что наблюдается? Такой же опыт можно проделать с недозрелыми плодами груш и дынь.

Приложение А

Схема - алгоритм выполнения ПР № 2

«Получение этилена и изучение его свойств»

Приложение Б

Лист контроля консультанта при выполнении ПР № 2

«Получение этилена и опыты с ним»

группа №1

Хамзина А.

Приложение В

Лист контроля учителя при выполнении ПР № 2

«Получение этилена и опыты с ним»

Практическая работа №2

Получение этилена и изучение его свойств

Цель работы: экспериментальным путем получить этилен, провести качественные реакции, доказывающие непредельный характер этилена; совершенствовать умение получить газообразные вещества.

Оборудование и реактивы: металлический штатив, лабораторный штатив с пробирками, спиртовка, спички, пробка с газоотводной трубкой, фарфоровая чашка, тигельные щипцы, смесь этанола и концентрированной серной кислоты, растворы перманганата калия, бромная вода, чистый песок или кусочки пористой керамики.

Экспериментальная задача I. Уровень I

Получение этилена.

Исполнитель

Экспериментальная задача I

Комментатор

    Этилен получаем нагреванием смеси этилового спирта C 2 H 5 OH и серной кислоты H 2 SO 4 .

    Для этого в пробирку наливаем 1 мл спирта и 3 мл концентрированной серной кислоты.

    ТБ: Добавлять следует именно кислоту к спирту, а не наоборот, при этом кислоту нужно приливать постепенно, перемешивая смесь в пробирке.

    Добавляем в пробирку 1-2 шпателя чистого песка или кусочек пористой керамики для равномерного кипения смеси.

    Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой.

    Закрепляем пробирку наклонно в лапке держателя на штативе, как это показано на рис., и осторожно нагреваем.

    Сразу же приступаем к исследованию свойств выделяющегося газа! (экспериментальная задача II, III).

Экспериментальная задача I. Уровень II

Получение этилена.

Экспериментальная задача I. Уровень III

Получение этилена

    Для опыта собираем прибор для получения газов, в соответствии с рисунком.

    Этилен получаем нагреванием смеси _________ и _________________.

    Для этого в пробирку наливаем 1 мл ________ и 3 мл концентрированной ______________ .

    Добавляем в пробирку 1-2 шпателя чистого песка или кусочек пористой керамики для _____________________.

    Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой.

    Закрепляем пробирку наклонно в лапке держателя на штативе, как это показано на рис., и осторожно нагреваем.

    Сразу же приступаем к исследованию свойств выделяющегося газа! (экспериментальная задача II, III).

Экспериментальная задача I. Уровень IV

Получите этилен из этилового спирта и серной кислоты, пользуясь рисунком.

Экспериментальная задача II. Уровень I

Свойства этилена.

    В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия KMnO4 и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта).

    Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия KMnO 4 .

    Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание раствора перманганата калия KMnO 4 .

    Вывод: этилен взаимодействует с раствором перманганата калия KMnO 4 .

Тема: Получение этилена и изучение его свойств

Исполнитель

Экспериментальная задача II

Комментатор

    В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия KMnO4 и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта).

    Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой.

    Пропускаем через неё выделяющийся газ.

    Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание бромной воды.

    Вывод: этилен взаимодействует с бромной водой.

    Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия KMnO4.

    Наблюдаем по мере пропускания газа обесцвечивание раствора перманганата калия KMnO4.

    Вывод: этилен взаимодействует с раствором перманганата калия KMnO4.

    Растворы оставляем для сравнения.

Экспериментальная задача II. Уровень II

Свойства этилена.

    Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой.

    Пропускаем через неё выделяющийся газ.

    Вывод: этилен взаимодействует с бромной водой.

    Наблюдаем по мере пропускания газа ______________ раствора перманганата калия KMnO4 .

    Вывод: этилен взаимодействует с раствором перманганата калия.

    Растворы оставляем для сравнения.

Экспериментальная задача II. Уровень III

Свойства этилена.

    В две чистые пробирки наливаем по 2–3 мл раствора перманганата калия и бромной воды (получаем их у преподавателя или лаборанта).

    Опускаем газоотводную трубку сначала до дна пробирки с бромной водой.

    Пропускаем через неё выделяющийся газ.

    Наблюдаем по мере пропускания газа ____________ бромной воды.

    Вывод: этилен взаимодействует с ______________.

    Аналогичным образом пропускаем газ через раствор перманганата калия.

    Наблюдаем по мере пропускания газа ______________ раствора перманганата калия.

    Вывод: этилен взаимодействует с раствором __________________.

    Растворы оставляем для сравнения.

Экспериментальная задача II. Уровень IV

Осуществите взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

Экспериментальная задача III. Уровень I

    Делаем вывод: цвет пламени более светлый в сравнении с бытовым газом, что свидетельствует о повышении массовой доли углерода в непредельных углеводородах в сравнении с предельными.

    Наблюдаем образование чёрного пятна сажи, появление которой можно объяснить большим содержанием (%) углерода в молекуле этилена и его неполным окислением:

Н 2 С=СН 2 + О 2 -> СО 2 + С + Н 2 О + CO

Тема: Получение этилена и изучение его свойств

Исполнитель

Экспериментальная задача III

Комментатор

    Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх.

    Спичками поджигаем выходящий газ.

    Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа, который представляет собой смесь пропана и бутана, отличается.

    Делаем вывод: цвет пламени более светлый в сравнении с бытовым газом (природного, состоящего на 80% из CH 4), что свидетельствует о повышении массовой доли углерода в непредельных углеводородах в сравнении с предельными.

    Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку, закрепленную в тигельных щипцах.

    Наблюдаем образование чёрного пятна сажи, появление которой можно объяснить большим содержанием (%) углерода в молекуле этилена и его неполным окислением:

Н 2 С=СН 2 + О 2 -> СО 2 + С + Н2О + СО

    Приводим рабочее место в порядок.

Экспериментальная задача III. Уровень II

Изучение свойств пламени этилена.

    Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх.

    Спичками поджигаем выходящий газ.

    Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа (природного, состоящего на 80% из CH 4), который представляет собой смесь пропана и бутана, отличается.

    Делаем вывод: цвет пламени _____________ в сравнении с бытовым газом, что свидетельствует о повышении массовой доли углерода в непредельных углеводородах в сравнении с предельными.

    Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку, закрепленную в тигельных щипцах.

    Наблюдаем образование _________ пятна сажи, появление которой можно объяснить бoльшим содержанием (%) углерода в молекуле этилена и его неполным окислением:

Н 2 С=СН 2 + О 2 -> СО 2 + С + Н 2 О + СО

Экспериментальная задача III. Уровень III

Изучение свойств пламени этилена.

    Направляем конец газоотводной трубки с выделяющимся этиленом вертикально вверх.

    Спичками поджигаем выходящий газ.

    Наблюдаем, что цвет и яркость свечения этиленового пламени от пламени обычного бытового газа, который представляет собой смесь пропана и бутана, ______________ .

    Делаем вывод: цвет пламени _____________ в сравнении с бытовым газом, что свидетельствует о повышении массовой доли ___________ в непредельных углеводородах в сравнении с __________________.

    Поднесем к верхней части пламени фарфоровую чашку.

    Наблюдаем образование _________ пятна сажи, появление которой можно объяснить бoльшим содержанием (%) элемента _________ в молекуле этилена и его неполным окислением.

Экспериментальная задача III. Уровень IV

Изучите свойства пламени этилена, используя: 1) в сравнении пламя бытового газа 2) фарфоровую чашку.

Отчетные задания

Вариант 1

    Какова роль серной кислоты в реакции получения этилена?

    Как опытным путем можно очистить пропан от примеси бутена-1?

    Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.

    Составьте уравнение химической реакции получения этилена.

Вариант 2

    Как опытным путем отличить этилен от этана?

    Как опытным путем можно очистить бутан от примеси бутена-1?

    Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

    Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.

    Составьте уравнение химической реакции взаимодействия этилена с перманганатом калия.

    Оформите ход, наблюдения и выводы проводимых опытов в своей тетради.

Вариант 3

    Зависят ли свойства алкенов от симметричного строения молекул? Приведите примеры.

    Как опытным путем можно очистить бутан от примеси пентена-1?

    Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

    Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.

    Составьте уравнение химической реакции взаимодействия этилена с йодной водой.

    Оформите ход, наблюдения и выводы проводимых опытов в своей тетради

  1. Практическая работа №1 Получение этилена и изучение его свойств Повторите технику безопасности при выполнении практической работы! (распишитесь в тетради по тб) Цель работы

    Документ

    Работа № 1 Получение этилена и изучение его свойств Повторите технику безопасности при... реакций. Вывод: При взаимодействии этилена с бромной водой, красно-бурый... содержанием углерода. Задание: Смесь этана и этилена объёмом 0,8 л (н.у.) обесцветила 200 г...

  2. Тематическое планирование уроков химии в 8-11 классах 6

    Тематическое планирование

    1 1 63 Полимеры. 1 1 64 Практическая работа №6. «Получение этилена и изучение его свойств ». 1 1 65 Контрольная работа №3 «Органические вещества...

  3. «Составление уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе». Цель

    Документ

    Лабораторное занятие №6 «Получение этилена и изучение его свойств » Цель: закрепление знаний о свойствах непредельных углеводородов: способности... Лабораторная работа №8 «Получение и свойства карбоновых кислот» Цель: изучение свойств карбоновых кислот на...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПОЛУЧЕНИЕ ЭТИЛЕНА И ОПЫТЫ С НИМ”

/ 11 класс, естественно- математическое направление/

Цель: выявление уровня практических ЗУН учащихся. Задачи: - знать лабораторный способ получения этилена, правила ТБ при работе с органическими веществами и концентрированными кислотами; - уметь практически получать этилен, доказывать его непредельные свойства характерными реакциями, составлять уравнения данных химических реакций; - воспитывать умение работать в ГПС/группах постоянного состава/, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Тип урока: урок-практикум Форма обучения: ГПС - при выполнении практической работы, индивидуальная- при оформлении результатов работы. Методы обучения: наглядно-практический, частично- поисковый, самостоятельная работа учащихся. Средства обучения: учебник «Химия-11» /ЕМН/, интерактивная доска, видео сюжеты «Получение этилена и опыты с ним», схема- алгоритм для выполнения практической работы, набор реактивов и химической посуды.

Ход урока:

I Мотивация / вступительное слово учителя/ Химики- это люди, которые познают мир своими руками, а если выражаться более научно, основной метод их работы- экспериментальный. Есть много доступных и интересных опытов, которые по плечу начинающим химикам. При их выполнении нужно помнить, что даже самый простой химический эксперимент требует к себе очень серьезного отношения: он должен быть поставлен грамотно, правильно и обязательно проведен с соблюдением всех правил техники безопасности. Вы, выпускники школы, обучаетесь в классе по естественно- математическому направлению. После окончания школы кто- то из вас обязательно напрямую свяжет свою жизнь с химией, а если и нет, то косвенно будет с ней соприкасаться, работая в сельском хозяйстве, отраслях промышленности, медицине и других сферах. Химические знания вам пригодятся обязательно, ведь они- атрибут образованного, всесторонне- развитого человека, а выполняя химический эксперимент на уроках химии, вы приобретете такие важные для будущей жизни качества как внимательность, наблюдательность, аккуратность и ответственность. II Сообщение темы, цели и задач урока. III Запись в тетрадь для практических работ темы, цели, необходимых для работы реактивов и оборудования. IV Подготовка к проведению практической работы, актуализация ЗУН учащихся:

Просмотр видео сюжетов /«Получение этилена, взаимодействие с раствором перманганата калия, взаимодействие с бромной водой, горение»/ - беседа об особенностях и ходе проведения практической работы: а) назовите основной лабораторный способ получения этилена; б)какова роль прокаленного песка или фарфоровых кусочков при выполнении ПР; в) перечислите последовательность собирания прибора для получения и сбора этилена/ схема прибора демонстрируется на интерактивной доске/; - беседа о правилах техники безопасности: а) при собирании газа этилена; б)при проверке прибора для собирания этилена на герметичность; в) при нагревании веществ; г) при работе с концентрированной серной кислотой; V. Составление схемы- алгоритма для выполнения практической работы / составляется учителем совместно с учащимися и проецируется на интерактивной доске- приложение А / VI . Выполнение практической работы / форма работы- ГПС, в каждой ГПС- консультант, фиксирующий в листе контроля коэффициент участия каждого члена группы при выполнении практической работы – приложение Б/ VII . Итог урока / учитель-приложение В/ Рефлексия / творческие работы учащихся/ Смешали кислоту и этанол, Затем собрали мы прибор. Если будет он герметичный, Этилен получится отличный. /А. Хамзина/ Обесцветил «марганцовку», Воду бромную успел,

Потому что, он- непредельный

C 2 H 4 - газ этилен / К. Файзулина/ Поджигаем этилен, факел яркий заалел, H 2 O и CO 2 – результат сего огня. / О. Кирш/VIII . Домашнее задание. /Провести ЛО по теме «Непредельные углеводороды»; И.И.Балаев «Домашний эксперимент по химии» М.Просвещение, 1999г, стр. 90-91/Опыт №1 «Получение этилена и изучение его свойств» Речной песок и глину очистить от примесей, прокалить и высушить. Одну треть пробирки заполнить данной смесью и добавить три миллилитра одеколона. Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагреть. Выделяющийся газ пропустить через раствор перманганата калия, затем поджечь. Как доказать, что выделяющийся газ- этилен? Как можно объяснить химизм получения и взаимодействия этилена с перманганатом калия? Опыт №2. Применение этилена для дозревания плодов. В две стеклянные банки поместите по два недозрелых плода помидоров, по возможности одинаковых размеров. Накройте банки кусками картона, смазав нижние края вазелином. В одну банку пропустить этилен, вторая- контроль. Обе банки оставить на двое суток, после чего сравнить результаты опыта в обеих банках. Что наблюдается? Такой же опыт можно проделать с недозрелыми плодами груш и дынь.

Приложение А

Схема- алгоритм выполнения ПР № 2

«Получение этилена и изучение его свойств»

СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ!

Получение этилена дегидратацией этилового спирта


В сухую пробирку налей 1,5-5мл

C 2 H 2 OH и 3-4 мл H 2 SO 4
Добавь песок
/прокаленный/ или осколки фарфора
Закрой пробкой с газоотводной трубкой
Нагрей

Взаимодействие этилена с бромной водой


Возьми пробирку с бромной водой

Пропусти выделяющийся этилен

Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия
Возьми пробирку с подкисленным раствором перманганата калия

Пропусти выделяющийся этилен

Горение этилена


Поверни газоотводную трубку с выделяющимся этиленом отверстием вверх

Подожги выделяющийся газ

Уборка рабочего места


Оформление результатов работы

Описание опыта
Наблюдение

Уравнения реакций

Выводы

Приложение Б


Лист контроля консультанта при выполнении ПР № 2

ФИ

группа №1

Хамзина А.

Приложение В

Лист контроля учителя при выполнении ПР № 2

«Получение этилена и опыты с ним»

ФИ



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!