Выставка к дню экологических знаний. День экологических знаний

Эко-уроки проводятся в муниципальных образовательных организациях города Новокузнецка каждую третью неделю месяца в течение учебного года.

Основной целью проведения Эко-уроков является развитие системы экологического образования и просвещения на территории Новокузнецкого городского округа, создание воспитательно-образовательной среды, формирующей экологическую культуру как часть общей культуры личности человека, представляющей собой совокупность экологически развитых сфер: интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной.

Серия экологических уроков об оращении с отходами "Разделяй с нами"

Направление Эко-урока: « Разделяй с нами"»

  1. Разделяй с нами » для 7-11 классов.
  2. «Разделяй с нами » для 7-11 классов.
  3. Комплект для проведения ролевой игры.

Январь, Февраль, Март 2019 г.

Направление Эко-урока: « Всероссийский экологический урок " Чистый город начинается с тебя"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению « » для младших.
  2. Презентации Эко-урока на тему «Чистый город начинается с тебя »

Декабрь 2018 г.

Направление Эко-урока: « Всероссийский экологический урок " Лес и климат"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Лес и климат
  2. Презентации Эко-урока на тему «Лес и климат » для младших, средних и страрших классов.
  3. Видеоролик и комплект для проведения ролевой игры.

Ноябрь 2018 г.

Направление Эко-урока: « Всероссийский экологический урок "

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению « » для младших, средних и старших классов.
  2. Презентации Эко-урока на тему «Сохранение редких видов животных » для младших, средних и страрших классов.
  3. Видеоролик и комплект для проведения ролевой игры.

Октябрь 2018 г.

Направление Эко-урока: « Всероссийский экологический урок " Сохранение редких видов животных"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Сохранение редких видов животных » для младших, средних и старших классов.
  2. Презентации Эко-урока на тему «Сохранение редких видов животных » для младших, средних и страрших классов.
  3. Видеоролик и комплект для проведения ролевой игры.

Сентябрь 2018 г.

Направление Эко-урока: « Всероссийский экологический урок " Лесомания"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Лесомания » для младших, средних и старших классов.
  2. Презентации Эко-урока на тему «Лесомания» для младших, средних и страрших классов.
  3. Комплект для настольной игры.

Май 2018 г.

Направление Эко-урока: «Вода России. Чистые реки!»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Вода России. Чистые реки!» .
  2. Презентации Эко-урока на тему «Вода России. Чистые реки!» для младших, средних и страрших классов.
  3. Комплект для настольной игры.
  4. Покетмоды.

Апрель 2018 г.

Направление Эко-урока: «Правила пожарной безопасности в лесу.»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Правила пожарной безопасности в лесу.».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Правила пожарной безопасности в лесу.».

Март 2018 г.

Направление Эко-урока: «Лес»

Материалы для проведения Эко-урока:

Февраль 2018 г.

Направление Эко-урока: « Разделяй с нами"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Карточки-задания.
  2. Карманная книжка.

Январь 2018 г.

Направление Эко-урока:

Материалы для проведения Эко-урока:

Декабрь 2017 г.

Направление Эко-урока: «Природное наследие Кузбасса»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Природное наследие Кузбасса».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Природное наследие Кузбасса».

Ноябрь 2017 г.

Направление Эко-урока: « Общероссийский экологический урок " Разделяй с нами"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Общероссийский экологический урок "Разделяй с нами"».
  2. Презентации Эко-урока на тему «Разделяй с нами».
  3. Карточки-задания.
  4. Карманная книжка.

Октябрь 2017 г.

Направление Эко-урока: «Как жить экологично в мегаполисе »

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока для 3-6 классов, 7-11 классов.
  2. Презентации Эко-урока для 3-6 классов, 7-11 классов.
  3. Устные коментарии к слайдам.
  4. Карманная книжка.
  5. Карточки для настольной игры.

Сентябрь 2017 г.

Направление Эко-урока: « Общероссийский экологический урок " Энергосбережение"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Энергосбережение » для младших классов.

Май 2017 г.

Направление Эко-урока: « Общероссийский экологический урок " Хранители воды"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Комплект для настольной игры.
  2. Покетмоды.

Апрель 2017 г.

Направление Эко-урока: « Общероссийский экологический урок " Разделяй с нами"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Общероссийский экологический урок "Разделяй с нами"».
  2. Презентации Эко-урока на тему «Разделяй с нами».
  3. Карточки-задания.
  4. Карманная книжка.

Март 2017 г.

Направление Эко-урока: «Лес»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Лес».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Лес».

Февраль 2017 г.

Направление Эко-урока:

Материалы для проведения Эко-урока:

Январь 2017 г.

Направление Эко-урока: «Заповедные острова. Сохраняя будующее »

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Заповедные острова. Сохраняя будующее»

Декабрь 2016 г.

Направление Эко-урока: «Природное наследие Кузбасса»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Природное наследие Кузбасса».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Природное наследие Кузбасса».

Ноябрь 2016 г.

Направление Эко-урока: « Общероссийский экологический урок " Разделяй с нами"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Общероссийский экологический урок "Разделяй с нами"».
  2. Презентации Эко-урока на тему «Разделяй с нами».
  3. Карточки-задания.
  4. Карманная книжка.

Октябрь 2016 г.

Направление Эко-урока: « Общероссийский экологический урок " Хранители воды"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Общероссийский экологический урок "Хранители воды"».
  2. Презентации Эко-урока на тему «Вода России» для младших, средних и страрших классов.
  3. Комплект для настольной игры.
  4. Покетмоды.

Сентябрь 2016 г.

Направление Эко-урока: «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».

Май 2016 г.

Направление Эко-урока: «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».

Апрель 2016 г.

Направление Эко-урока: « Всероссийский экологический урок " Вода России"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Презентации Эко-урока на тему «Вода России» для младших, средних и страрших классов.
  2. Комплект для настольной игры.
  3. Покетмоды.

Март 2016 г.

Направление Эко-урока: ежегодная глобальная акция "Час Земли"

1. Текст лекции для проведения Эко-урока.

2. Фильмы: "Час Земли в 2015 году", "Час Земли В Гонконге"

Февраль 2016 г.

Направление Эко-урока: «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».

Январь 2016 г.

Направление Эко-урока: Экологический урок - игра "Путешествие на лесную опушку"

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока.
  2. Презентация для проведения Эко-урока.

Декабрь 2015 г.

Направление Эко-урока: «Природное наследие Кузбасса»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Природное наследие Кузбасса».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Природное наследие Кузбасса».

Ноябрь 2015 г.

Направление Эко-урока: «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей».

Октябрь 2015 г.

Направление Эко-урока: « Всероссийский экологический урок " Вода России"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Методический гид для проведения Эко-урока по направлению «Всероссийский экологический урок "Вода России"».
  2. Презентации Эко-урока на тему «Вода России» для младших, средних и страрших классов.
  3. Комплект для настольной игры.
  4. Покетмоды.

Сентябрь 2015 г.

Направление Эко-урока: «Всероссийский экологический урок "Сделаем вместе"»

Материалы для проведения Эко-урока:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Всероссийский экологический урок "Сделаем вместе"».
  2. Презентация для Эко-урока по направлению «Всероссийский экологический урок "Сделаем вместе"».
  3. Фильмы: «Енот и Гиена»; «Как мусор уничтожил мир»; «Право на природу - Экология КУЗБАССА».

Май 2015 г.

Направление Эко-урока: «Экологическое законодательство. Экологическая активность»

Материалы для проведения Эко-урока разработаны Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации города Новокузнецка и включают в себя:

  1. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Экологическое законодательство. Экологическая активность»
  2. Презентацию для Эко-урока по направлению «Экологическое законодательство. Экологическая активность»

Апрель 2015 г.

Эко-уроки в апреле посвящены Дню экологических знаний (15 апреля), проводятся в течение недели с 13 по 18 апреля.

Направление Эко-урока: «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»

Материалы для проведения Эко-урока разработаны СРО «Кузбасская Ассоциация переработчиков отходов» и включают в себя:

  1. Разъяснения для проведения Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»
  2. Текст лекции для проведения Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»
  3. Презентация для Эко-урока по направлению «Ресурсосбережение. Раздельный сбор и переработка отходов. Вторая жизнь вещей»
  4. Видеофильм о переработке отходов в Кузбассе (вспомогательный материал)
  5. Соглашение по проекту «СОБИРАТОР» с приложением

В Год экологии Российская государственная библиотека для молодёжи и Государственная публичная научно-техническая библиотека России про поддержке Министерства культуры РФ и Министерства природных ресурсов и экологии РФ объявили о проведении акции в формате единого дня действий «День экологических знаний», приуроченную к Международному дню экологических знаний 15 апреля.
К участию в Акции приглашались все библиотеки России, готовые отметить этот день проведением публичных эко-просветительских мероприятий. Разные форматы и возможности, аудитория и творческая энергия библиотекарей помогли в Год экологии продемонстрировать весь огромный потенциал библиотек России в экологическом просвещении. В рамках Акции прошел также Всероссийский конкурс на лучшее мероприятие. Для участия в акции зарегистрировались почти 1500 библиотек из 73 регионов России от Калининграда до Хабаровского края.
Библиотеки Мариинской ЦБС активно включились во Всероссийскую библиотечную акцию единого дня действий «День экологических знаний».
Экологическое просвещение читателей является одним из приоритетных направлений в деятельности библиотек города и района. Здесь накоплен значительный опыт работы с материалами экологической тематики, продвижения их к читателю. При этом используются ее самые разнообразные формы: начиная от традиционных книжных выставок и заканчивая организацией акций и марафонов.
Такой экологический марафон под названием «Добрый след на земле» и был объявлен в рамках Всероссийской библиотечной акции единого дня действий «День экологических знаний». В нем приняли участие 20 библиотек-филиалов Мариинской ЦБС.
Экомарафон проходил в три этапа. До начала мероприятий, объявленных в библиотеках в рамках марафона, везде прошел единый флэшмоб под названием «Мы хотим дружить с природой?».
Флаеры, которые библиотекари раздавали прохожим, содержали в себе информацию о том, к каким необратимым последствиям приводит бездумное вмешательство человека в мир природы, в окружающую среду. Эти тревожные факты говорят сами за себя: если мы хотим дружить с природой, мы должны рационально использовать ее ресурсы и не губить то, что нас окружает.
Второй этап марафона включал в себя проведение мероприятий в библиотеках ЦБС. Это были экологические игры, викторины, турниры, конкурсы, игры-путешествия, уроки экологии, устные журналы, акции – вот не полный перечень форм работы, которые активно использовались в библиотеках.
На третьем этапе марафона в библиотеках был организован еще один флэшмоб с тем же названием, но с другим акцентом. Оно звучало так: «Мы хотим дружить с природой!». Жителям города и района библиотекари и волонтеры раздавали флаеры с информацией о том, как в нашей области борются с загрязнением окружающей среды, какие акции устраивают по высадке деревьев, по очистке берегов рек от мусора и т.д.
Экомарафон, проходивший в библиотеках ЦБС, имел определенный информационный резонанс. Отчет о его проведении имел отражение на библиотечных ресурсах, сайте администрации Мариинского муниципального района, сайте Управления культуры администрации Мариинского муниципального района, ресурсах партнёрских организаций – Управления молодежной политики и спорта, Управления образования Администрации Мариинского муниципального района, в районной газете «Вперед» и т.д.
По итогам экомарафона была создана виртуальная карта «Добрый след на земле», которая включила в себя фотоотчет о мероприятиях, проводимых в библиотеках ЦБС.
Всего было проведено 26 мероприятий, на которых побывало 744 человека, большей частью дети, подростки и молодежь.
В Городской библиотеке им. В.А. Чивилихина для старшеклассников прошел информационный час «Сохраним природу – сохраним себя». На мероприятии речь шла об экологическом состоянии Мирового океана, проблеме источников пресной воды, загрязнении воздуха, сокращении лесных массивов. День экологических знаний продолжился флешмобом «Мы хотим дружить с природой?». Гимназисты вместе с библиотекарями раздавали прохожим красочные флаеры с призывом бережно относиться к окружающей природе. Участники акции хотели еще раз напомнить людям, что мы неразрывно связаны с природой, от того, как мы относимся к ней, зависит наша жизнь и жизнь последующих поколений.
В рамках Всероссийской библиотечной акции единого дня действий «День экологических знаний» сотрудники модельной библиотеки для детей и юношества провели среди учащихся трех школ интеллектуально-экологический ринг «Мир прекрасный, мир живой».
Ребята соревновались в различных конкурсах на экологическую тему, работали с природоведческой литературой, отвечали на вопросы о животном и растительном мире Кемеровской области, разбирали разнообразные ситуации, касающиеся экологической обстановки в Кузбассе и Мариинске.
В этот же день библиотекари побывали у пятиклассников Гимназии № 2, для которых провели экологическую игру «Планета – дом. Мы в нем живем». Ребята, поделившись на команды, отвечали на экологические вопросы, объясняли правила поведения в лесу, придумывали слоганы к акции «Первоцветы» и «Против поджога сухой травы».
Библиотекари городской библиотеки-филиала №4 побывали в детском саду, где вместе с ребятами инсценировали сказку о красках «Кто главней?». Дети читали стихи о природе, выполняли творческую работу, знакомились с детскими книгами по экологии.
Городская библиотека-филиал № 47 совместно со школой приняли участие в акции «Мы - за чистый город». С приветственным словом к ребятам обратилась депутат Мариинского Совета народных депутатов Т. А. Бахтеева. Затем участники акции, вооружившись метлами, граблями, мешками для мусора, отправились по своим участкам. Кто-то убирал школьный двор, кто-то - прилегающие к школе улицы. В результате акции ребята собрали около 70 кг различного мусора.
В рамках экомарафона в библиотеке прошел эколого-краеведческий урок «Путешествие по карте Кузбасса». Совершая виртуальное путешествие на поезде, ребята побывали на станции «Исторической», «Природной», «Самой, самой…» и др. В завершении мероприятия библиотекари представили ребятам литературу, которая поможет им расширить свои знания о крае, в котором они живут – величественном и неповторимом Кузбассе.
Сотрудники Сусловской модельной библиотеки организовали экологический десант «Твой след на Земле». Совместно с участниками клуба «ЮНИОР» библиотекари очистили от мусора детскую игровую площадку. Каждый смог внести свой посильный вклад в благоустройство села.
После уборки территории школьники раздали жителям листовки с призывом соблюдать чистоту и порядок на улицах, возле домов и в общественных местах.
В Малопесчанскую сельскую библиотеку были приглашены юные читатели, для которых было организовано заочное путешествие «Заповедной тропой родного края».
15 апреля агитбригада «Экологический патруль», организованная Благовещенской сельской библиотекой, выступила перед учащимися местной школы. Участники агитбригады призывали ребят навести порядок в сёлах, в которых они проживают: Благовещенке, Колеуле, Обояновке, Тенгулах. Организовать вместе со взрослыми субботники по очистке территории вокруг своих домов, на улицах, возле школы. Затем ребятам были продемонстрированы слайды с фотографиями заповедников Кемеровской области, их флорой и фауной.
В этот же день участники агитбригады посетили общественные места села, где провели беседу со взрослым населением по ознакомлению с обязанностями домовладельцев по уборке своих территорий и вывозу мусора.
Кирсановская сельская библиотека отметила «День экологических знаний» очень интересным и необычным мероприятием. Заведующая библиотекой Т.В.Апончинцева предложила своим читателям интеллектуальную игру хэт дибейт, что в переводе на русский обозначает «шляпная дискуссия».
Тема для дискуссии была задана вроде бы простая: «Кот или пес? Вот вопрос!». Но тем и интереснее были по ней рассуждения. Ребята подготовились к дискуссии заранее. Они придумывали вопросы или задания, записывали это все на бумаге и складывали в шляпу. Разделились на две команды и обменялись шляпами. Участники команд по очереди отвечали на вопросы, выполняли различные задания, а Совет мудрейших следил за точностью ответов. Игра получилось очень интересной, тем более, что капитанами команд были кот Матроскин и собака Шарик из всем известного Простоквашино. Ребята получили не только массу интересной информации, но и много положительных эмоций.
В Красноорловской сельской библиотеке прошла экологическая акция: «Экология – безопасность – жизнь!».
Главной её целью являлось формирование у читателей представлений о положительном и отрицательном воздействии человека на природу, о том, что Земля – наш родной дом, а человек – часть природы. Началась акция с флешмоба: «Мы хотим дружить с природой?».
Ребята, собравшиеся в этот день в библиотеке, прослушали информацию об экологических проблемах Мариинского района и Кузбасса.
Финишировала акция распространением листовок среди жителей села с призывами беречь и охранять окружающий мир.
Калининская сельская библиотека пригласила шестиклассников местной школы на заповедный урок «Сохраним дом, в котором мы живем».
Для ребят была подготовлена электронная презентация «Национальные парки и заповедники», посвященная Году особо охраняемых природных территорий в России. Ребята с интересом сыграли в экологическое лото «Береги свою планету», организованное сотрудниками библиотеки, а также познакомились с книгами, представленными на выставке «Земля - наш дом».
Во 2-Пристанской сельской библиотеке был проведен экологический урок «Сохраним родную природу!» (по материалам Красной Книги Кемеровской области). На урок были приглашены семиклассники местной школы. Ребятам была представлена слайд-презентация «Азбука исчезающих видов животных и растений Кемеровской области». Они познакомились с некоторыми животными и растениями, занесенными в Красную книгу, открыли для себя новые названия птиц, насекомых, рыб, прочитали стихи об охране природы.
На экологическом часе «В гости к деду - природоведу», который состоялся в Первомайской сельской библиотеке, заведующая библиотекой Т. Н. Васильева предложила юным читателям вместе с детьми отправиться в гости к Деду – природоведу. Дед побеседовал с ними о важности бережного отношения к природе, о значении растений в жизни человека, о жизни зверей и птиц. В увлекательной игровой форме юным читателям было рассказано об охране лесов, рек и озер, о бережном отношении к животным и растениям. Ребята отвечали на вопросы экологической викторины, играли в экологические игры.
Юные читатели Приметкинской сельской библиотеки были приглашены на познавательный час «Первоцветы - улыбка весны». Они разгадывали загадки о первоцветах, читали стихи, посвященные подснежнику, ветренице, примуле, крокусу, медунице, гусиному луку и другим не менее привлекательным цветам. Очень заинтересовала ребят идея библиотекаря создать своими руками подснежник. Все великолепно справились с заданием и были довольны проделанной работой. Сделанные своими руками цветы оказались нисколько не хуже живых первоцветов.
Подводя итоги Всероссийской библиотечной акции единого дня действий «День экологических знаний» в библиотеках МБУК «ЦБС Мариинского муниципального района» можно отметить, что правильно организованная работа в этом направлении дает свои плоды. Библиотекари используют в своей практике достаточное количество разнообразных форм мероприятий. Все эти формы постоянно находятся в развитии, отвечают потребностям читателей, появляются новые, нетрадиционные формы, а старые модифицируются, особенно при использовании новых информационных технологий. Увеличивается число пользователей, интересующихся темой экологии и природы, пополняется фонд природоведческой литературы, в том числе и изданиями библиотек, что ведет и к увеличению книговыдачи.
Можно со всей ответственностью заявить, что библиотеки сумели найти свое место в общей системе экологического образования и просвещения, привести в действие имеющийся потенциал и внести определенный вклад в формирование экологической культуры населения, в том числе детей, подростков и молодежи.

Ежегодно во многих странах мира отмечается . Он ведет свою историю с 1992 года, когда на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, где обсуждались проблемы окружающей среды, было подчеркнуто огромное значение экологического образования населения всех стран мира в реализации стратегии выживания и для устойчивого развития человечества.

В нашей стране этот праздник отмечается с 1996 года по инициативе общественных природоохранных организаций и дает старт ежегодной общероссийской акции «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности», которая завершается Всемирным днем охраны окружающей среды.

Основная цель сегодняшнего праздника – продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, информирование общественности о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды, а также воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически.

Важность экологического образования в современном мире уже ни у кого не вызывает сомнений и во многих странах является приоритетным направлением обучения и воспитания. Ведь деятельность по формированию экологической культуры населения и бережного отношения к окружающей природной среде – это залог безопасного будущего для всего человечества.

Термин «экология» (от греческого «oikos» – дом, убежище и «logos» – наука, учение) был впервые введен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. В современном понимании экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Поэтому, чтобы достичь разумного равновесия между растущими потребностями человечества и оскудевающими возможностями планеты, при этом сохраняя и без того ухудшающееся состояние природы, каждый в наше время должен обладать минимальным набором экологических знаний и способов бережного взаимодействия с окружающим миром.

Экологическое образование и просвещение получили международное признание как важнейшие средства решения проблем охраны природы. Программа Десятилетия образования в интересах устойчивого развития, объявленного ООН на 2005-2014 годы, также включала задачу развития экологического образования во всем мире, которая не теряет своей актуальности и сегодня. Эти вопросы отражены в целом ряде международных научных конференций, к которым присоединилась и Россия.

В нашей стране экологическое просвещение и воспитание является одним из приоритетных направлений работы общеобразовательных учреждений. Ведь от экологической культуры подрастающего поколения зависит будущее всей планеты. Конечно, решить глобальные экологические проблемы возможно только совместными усилиями на общегосударственном и мировом уровне, но улучшить экологию места проживания по силам даже одному конкретному человеку.

В честь сегодняшнего праздника во многих ВУЗах, школах, библиотеках и научных учреждениях разных городов России проходят различные конференции, семинары, выставки, праздники, круглые столы и другие мероприятия, посвященные вопросам экологии и охраны окружающей среды. В большинстве случаев эти мероприятия организуются образовательными учреждениями всех уровней в тесном взаимодействии с органами власти, общественностью, учреждениями культуры и СМИ. Большую роль играет также привлечение всех желающих в различные природоохранные проекты и глобальные экологические акции, которые проходят во многих регионах России.

Важно также отметить, что День экологических знаний значим не только для тех, кто занимается экологическим просвещением и образованием, но и для всех жителей нашей планеты, ведь речь идет о безопасной жизни в будущем всех нас. Привитие экологической культуры сегодня – залог сохранения здоровья будущих поколений!

Экологических проблем у нас хватает,
Наверно, в мире это каждый знает!
А потому нам нужно чаще вспоминать
О том, что Дом нельзя свой загрязнять!
Должны мы отыскать скорей решения,
Чтоб Землю защитить от загрязнения,
Планету нужно содержать нам в чистоте,
Чтоб прикоснуться, наконец, к своей мечте,
Представьте: чистый воздух, нету сора,
Вокруг кристальные моря, реки, озера!
И не страдают ни животные, ни люди!
Надеюсь, что когда-то так и будет!

Сегодня затрагивает почти каждый уголок мира. Пропаганда борьбы с загрязнением природы - это одна из ступенек к сохранению окружающей среды. С этой целью 15 апреля празднуется День экологических знаний.

Проблемы экологии

Истощение ресурсов, исчезновение редких видов растений и животных - все это является следствием воздействия человека на природу. Однако люди могут не только разрушать, но и создавать, а значит, они в силах сохранить природу и восстановить то, что еще не утеряно навсегда.

К экологическим проблемам относятся:

  • загрязнение окружающей среды;
  • нерациональное использование ресурсов;
  • воздействие человека на природу в корыстных целях (вырубка лесов, осушение водоемов, чрезмерный отстрел животных);
  • косвенное воздействие человека (например, попадание большого количества фреонов в атмосферу ведет к разрушению озонового слоя).

Так как проблема существует, ей необходимо уделить должное внимание. Многие из нас наслышаны об этой ситуации, однако не каждый знает, как можно повлиять на состояние окружающей среды. Поэтому всемирный день экологических знаний - это важный шаг к осуществлению цели.

Международный день экологических знаний. Как зародилась идея праздника?

Впервые предложение о создании подобного праздника прозвучало в 1992 году на Всемирной экологической конференции в Рио-де-Жанейро. ООН как организатор этого съезда акцентировала внимание на проблемах экологии того времени.

В итоге одним из пунктов этой конференции было создание нового праздника - Всемирного дня экологических знаний. День проведения акции назначили на 15 апреля.

День экологических знаний. Сценарий праздника

Цель дня экологических знаний - привлечь как можно больше людей к борьбе с загрязнением окружающей среды. 15 апреля во всех школах и вузах России и многих других стран проводятся акции, экологические конференции и собрания, игры и другие способы приобщить учащихся общеобразовательных учреждений к проблеме экологии. Специалисты считают, что очень важно именно в этом возрасте обратить внимание ребенка на глобальную проблему загрязнения окружающей среды.

Однако мероприятия проводятся не только в школах, но и на улицах. Соревнования, акции, направленные на повышение интереса слушателей к сохранению природы, выступления экологов - это можно увидеть на площадках проведения праздника. Зачастую участие сопровождается призами.

знаний в России

15 апреля в стенах почти каждого учебного заведения России организовываются мероприятия по То же касается и экологических конкурсов-акций, которые проводятся на улицах больших городов. В общем, все, что характерно для праздника, можно увидеть в действии на многих площадках страны.

День экологических знаний - не единственный подобный праздник в России. 15 апреля открывается сезон сразу нескольких событий, посвященных охране природы и борьбе с загрязнением окружающей среды. Сразу за этим праздником следуют дни защиты окружающей среды от экологической опасности, а закрывает эту цепочку Всемирный день который проводится 5 июня.

Везде ли празднуются дни экологических знаний

Хоть День экологических знаний - это международный праздник, не в каждой стране он проводится. Так, в Беларуси и вовсе говорят о ненадобности этого события. Доказывается такой подход тем, что в вузах и так обучают хороших экологов во время учебных занятий, поэтому необходимости в лишней пропаганде нет. Так считают даже профессора университета им. Сахарова - ведущего вуза страны с экологической направленностью деятельности.

Однако такая ситуация не означает полное игнорирование проблем экологии. Напротив, кроме Сахаровского университета, работу по проводят биологический и геологический факультеты Белорусского государственного университета, а на химическом факультете был создан проект «Зеленая химия», направленный, опять же, на помощь в сохранении даров природы.

Значение праздника

Проблема экологии преследует человечество уже давно, и чтобы не ухудшить нынешнее состояние, каждый должен внести свой вклад в сохранение природы. Понятно, что такие глобальные проблемы, как истощение ресурсов или аварии на электростанциях, не под силу решить обычному человеку, однако даже маленький вклад каждого способен повлиять в совокупности на экологическое состояние.

Первостепенная задача Дня экологических знаний - показать людям, насколько важно сохранить природу. Акция заставляет задуматься о насущных проблемах и о том, насколько важно их решить. Знания, полученные во время праздника, должны повлиять на отношение человека к природе и помочь ему по мере возможности сохранить ее.

Угроза экологической катастрофы - одна из глобальных проблем человечества. Ложные представления о неисчерпаемости ресурсов, прагматичное отношение ко всему живому поставили существование людей, животных и растений под угрозу. Осознавая опасность сложившейся ситуации, члены ООН в 1992 году учредили праздничную дату: 15 апреля - День экологических знаний.

Экология (греч. «наука о местообитании») - это учение о взаимодействии людей с другими существами, окружающей средой. Также выделяют экологию человека, изучающую проблемы народонаселения, физического и психического здоровья homo sapiens, возможности человека.

Экологические знания

Экологическими называют знания о свойствах, многообразии предметов и явлений природы. Имеются в виду не представления о том, как устроены, живут, размножаются организмы, а поиск оптимальных способов сохранения благоприятных условий существования для всех обитателей планеты.

Элементарные знания экологии необходимы каждому из нас, чтобы научиться беречь окружающую среду. Именно поэтому 15 апреля, День экологических знаний - дата, значимая для всех людей Земли.

Развитие экологии как науки

Первобытный человек считал себя частью мира, полностью зависел от стихий, поэтому был вынужден наблюдать за тем, что происходит вокруг, делать элементарные обобщения. Первые знания о происходящих в природе закономерностях не носили научного характера, но способствовали выживанию людей. Разрозненные факты постепенно складывались в систему.

Целенаправленно исследовать живых существ начали в Древнем мире. Первым источником, повествующим об образе жизни рыб, зверей, птиц, стал труд Аристотеля «Истории животных». Автор уделял пристальное внимание взаимосвязи образа жизни братьев наших меньших со средой их обитания. Подобные вопросы также рассматривались в работах Теофраста и Плиния Старшего.

Большой интерес к изучению окружающей среды проявляли в эпоху Возрождения. Учёные активно анализировали флору и фауну своей родины, других земель, открытых великими путешественниками. Первый экологический эксперимент поставил Целью исследования было определение влияния атмосферного давления на образ жизни животных.

Позже влияние факторов среды на организмы изучалось Карлом Линнеем, Ж. Бюффоном, Ж.Б. Ламарком, учёными Российской академии наук. Термин «экология» впервые предложил Как самостоятельное научное знание экология оформилась к началу XX столетия. Дальнейшее развитие учения о взаимодействии организма и среды связано с именами К.А. Тимирязева, В.В. Докучаева, Ф. Клеменса, В.Н. Сукачёва.

Новую методологию науки разработал В.И. Вернадский. Учёный ввёл понятие «ноосфера», под которым подразумевал состояние биосферы, формирующееся под влиянием мыслительной Движущей силой дальнейшего развития жизни на Земле становится разум, которому предписывается перестройка «живой оболочки» планеты в интересах человечества.

Экологические проблемы начали серьёзно рассматривать в шестидесятые годы двадцатого века. Десятилетия спустя стали отмечать День экологических знаний. Сценарий 15 апреля (перечень торжеств) организации разрабатывают сами.

Мероприятия

С 1996 г. в России ежегодно стартует проект «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности». Целенаправленная работа с населением начинается 15 апреля. День экологических знаний одновременно выступает первым днём акции.

Около двух месяцев с учащимися проводятся лекционные и практические занятия экологической направленности. Школьники защищают природоведческие проекты, устраивают выставки, путешествуют по посещают зоопарки, станции юных натуралистов, заказники. Взрослые выступают на конференциях и семинарах, докладывают о реализации государственных экологических программ. Так, 15 апреля (День экологических знаний) в Смоленском зоопарке начинается с занятий на тему «Человек и природа». Сотрудники учреждения стремятся сформировать у подрастающего поколения понимание того, что человек - единственное существо, способное предотвратить катастрофу. На итоговые конференции собираются педагоги и сотрудники учреждения.

Не менее интересно проходит (15 апреля) в школе. Педагоги-энтузиасты собирают учеников на классные часы, проводят экологические уроки, устраивают акции, организуют мастер-классы по изготовлению скворечников, посадке деревьев, уборке территории, предлагают проверить степень личной заинтересованности в деле спасения планеты.

В День экологических знаний (15 апреля) мероприятия проводятся с целью формирования у людей экоцентрического типа сознания. В XIX-XX ст. мышление учёных и рядовых граждан было антропоцентрическим. Отношение к окружающей среде в то время соответствовало высказыванию героя И.С. Тургенева о природе-мастерской и человеке-работнике. В аспекте экологических знаний жизнь человека рассматривается не с позиции «что мне даёт окружающая среда», а с точки зрения того, как взаимодействовать с другими существами, чтобы всем было хорошо.

Экологические прогнозы

Осознавая опасность экологической катастрофы, деятели науки создают различные сценарии развития жизни на Земле. Кто-то считает, что цивилизация будущего станет полностью техногенной. Кому-то близки идеи безотходного производства, ограничения потребления ресурсов, освоения других планет. Несмотря на противоречивые взгляды, большинство специалистов сходится в одном: исправление ситуации невозможно без экологизации технологий, и образа жизни человека.

Биосфера будет существовать и без людей, существование же homo sapiens без биосферы невозможно. Об этом следует помнить 15 апреля (День экологических знаний), а также во все остальные дни года.

Глобальные проекты

Впервые о международных экологических программах заговорили в 1972 году на конференции под эгидой ООН в Стокгольме. Первым глобальным проектом стал мониторинг. Наблюдение за пресной водой, лесами, горными системами, пустыней и т. д. ведётся на станциях по всему миру.

С 1986 года работает Международная Геосферно-биосферная программа, проекты которой включают определение изменений климата, закономерностей протекания химических и биохимических процессов, анализ результатов взаимодействия экосистем. Пристальное внимание уделяется особенностям биоценозов прошлого и прогнозированию. Плодотворное сотрудничество специалистов из разных стран приводит к положительным результатам.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!