Кто такой вивальди. Краткая биография Вивальди.

28 июля 1741 года скончался композитор Антонио Вивальди. В истории музыки он — признанный гений, и, разумеется, вряд ли найдутся те, кто ни разу не слышал его произведений. Однако о самом Вивальди и его жизни известно не так много. Восстанавливаем справедливость — вспоминаем биографию великого композитора.


Антонио родился 4 марта 1678 года в Венецианской республике, в семье цирюльника Джованни Баттиста и Камиллы Каликкью. Ребенок родился раньше срока на два месяца и был очень слабым, в следствие чего был крещен сразу же после появления на свет. Позже врачи диагностировали у него «тесноту в груди», то есть астму. Это закрыло для Вивальди возможность играть в дальнейшем на духовых инструментах.

Вивальди мог написать полноценную оперу за 5 дней


Отец будущего музыканта в юности увлекался музыкой и научился играть на скрипке, позже ему было предложено место главного скрипача в капелле собора Святого Марка. Первые уроки игры на инструменте маленькому Антонио дал сам отец. Мальчик был настолько способным учеником, что уже с 1689 года замещал отца в капелле. Там юный гений находился в окружении духовных лиц, что и определило выбор будущей профессии: Вивальди решил стать священнослужителем. Впрочем, это на мешало ему продолжать занятия музыкой и совмещать два дела.


Дом Вивальди в Венеции

Впрочем, церковная карьера складывалась не гладко из-за слабого здоровья Вивальди. Он провел всего лишь несколько месс как священник, а после этого перестал исполнять свои обязанности, оставшись, впрочем, при этом священнослужителем. Антонио, зарекомендовавший себя превосходным музыкантом, получает предложение стать преподавателем в венецианской консерватории. Он обучал своих воспитанников как духовной, так и светской музыки. В эти годы Вивальди написал множество произведений для учеников — концертов, кантат, сонат, ораторий. В 1704 году помимо должности учителя скрипки, он получил обязанности преподавателя альта. В 1716 году он становится руководителем консерватории, ответственным за всю музыкальную деятельность.

Вивальди был одним из вдохновителей композитора Баха


В 1710-е Вивальди начинает приобретать известность как композитор. Его имя попало в «Путеводитель по Венеции», где он назывался виртуозным скрипачем. Путешественники, пребывающие в знаменитый итальянский город, разносят славу о Вивальди и за пределы Италии. Так, Вивальди был представлен датскому королю Фредерику IV, которому посвятил впоследствии 12 скрипичных сонат. С 1713-го Вивальди пробует себя в качестве оперного композитора. Им были написаны «Оттон на вилле» и «Роланд, притворяющийся безумцем» — эти произведения обеспечили Вивальди славу, а в следующие 5 лет было поставлено еще 8 опер композитора. Несмотря на бешеную нагрузку, Вивальди не уклонялся от своих обязанностей руководителя консерватории, успевая совмещать их с композиторской деятельностью.


Ванесса Мэй исполняет Вивальди

Не все, впрочем, с энтузиазмом воспринимали оперы Вивальди — так, композитор Бендетто Марчелло опубликовал памфлет, где высмеял творчество Вивальди. Это заставило Антонио приостановить работу над операми на несколько лет.

Именем Вивальди назван кратер на планете Меркурий


В 1717 году Вивальди принимает предложение занять место капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадт, губернатора Мантуи. Именно под впечателнием окрестностей этого городка и родился знаменитый цикл скрипичных концертов, известный в России как «Времена года» (правильное название «Четыре времени года»). Кроме того, в Мантуе Вивальди знакомится с оперной певицей Анной Жиро, которую впоследствии представляет всем как свою ученицу. Сестра Жиро, Паолина, всюду сопровождала композитора, взяв на себя заботу о его здоровье — приступы астмы донимали Вивальди. Обе девушки жили с Вивальди в его доме в Венеции, что вызывало негодование со стороны церковников, так как тот был все же духовным лицом. В 1738 году ему было запрещено служить мессу на основании «грехопадения» композитора. Впрочем, сам Вивальди опровергал всяческие сплетни и домыслы относительно своих отношений с сестрами Жиро, которые были лишь его воспитанницами.



Мантуя

Одним из ценителей музыки Вивальди был философ и писатель Жан-Жак Руссо, некоторые произведения композитора он исполнял на флейте. Среди почитателей его таланта был и император Карл VI, и в 1730-х Вивальди задумал переехать в Вену и занять место композитора при императорском дворе. Для того, чтобы собрать денег на путешествие, ему пришлось распродать свои рукописи по грошовой цене. Слава Вивальди померкла, он уже не был столь популярен в Венеции. Неудачи стали преследовать музыканта: вскоре после прибытия в Вену, умирает Карл VI, начинается война за австрийское наследство. Вивальди отбывает в Дрезден в поисках новой работы, но заболевает. В Вену он вернулся уже глубоко больным, нищим и всеми забытый. Умер Вивальди 28 июля 1741 года, его похоронили на кладбище для бедняков в простой могиле.

Почти на 200 лет творчество Вивальди было забыто

Музыкальное наследие Вивальди было забыто почти на 200 лет: только в 20-х гг. 20 века итальянский музыковед Джентили обнаружил уникальные манускрипты композитора: девятнадцать опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокальных сочинений. Считается, что за всю жизнь Вивальди написал более 90 опер, однако только 40 имеют полостью доказанное авторство.

Карикатура на Вивальди «Рыжий священник»

Получивший из-за яркого цвета волос прозвище «Рыжий священник», был талантливым скрипачом и одним из великих композиторов эпохи барокко.

Известны его инструментальные концерты, главным образом для скрипки, святые хоралы, а также более 40 опер. Один из его лучших концертов — «Времена года» — пережил множество перерождений, а отдельные его части используются повсеместно. Обратимся к биографии мастера.

Некоторые биографические факты о Вивальди

Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Его отец был скрипачом в соборе Святого Марка . Скорее всего, именно родитель дал Антонио первое музыкальное образование. Вивальди прошел обучение как священнослужитель и, отказавшись от мирских претензий, был рукоположен в 1703 году. Бытует мнение, что он имел намерение подстраховаться от финансовых трудностей, получить бесплатное образование, а также иметь возможность сосредоточиться на музыкальной карьере.


Сиротский приют для девочек («Ospedale della Pietà»), которым руководил Антонио

Ходил анекдот о том, что Вивальди сказывался больным, оставлял алтарь и скрывался в ризнице для сочинения очередного произведения. Как бы то ни было, но так начался путь композитора к славе. Умения скрипача и хорошие организаторские способности сделали инструментальный ансамбль сиротского приюта для девочек («Ospedale della Pietà»), которым руководил Антонио, настолько популярным, что на воскресный концерт в церкви Ла Пьета стекались многолюдные сборища.

Становление Вивальди как композитора

Вивальди всегда стремился к простоте и ясности

К 1705 году репутация композитора позволила опубликовать серию из 12 трио-сонат, а три года спустя - сборник сонат для скрипки. Веницианцы начали понимать, что их соотечественник является музыкальным гением, который довел до совершенства концертную форму в стиле барокко, и одновременно нашел новый подход к развитию выразительности в инструментальной музыке. Очень важной в этом плане была публикация сборника 12 концертов «L’Estro Armonico». Эта коллекция стала эталоном организации музыкального материала в единой форме, что открыло огромные возможности для новых исследований.

Вивальди всегда стремился к простоте и ясности, избегая напыщенности и сосредотачиваясь на выразительном раскрытии одной мелодии, сопровождая ее безупречной прозрачной гармонией. Эти концерты стали откровением для современников, перечеркнув все, что было ранее написано в этом жанре. Они же стали вызовом для остальных , которые стремились превзойти Антонио, но мало кто смог приблизиться к такому сочетанию страсти, воображения, изящества и гармонии.

Поэтому не случайно молодой , ознакомившись с «L’Estro Armonico», использовал его в качестве образца для собственных сочинений.

Его биограф Николаус Форкель так прокомментировал этот факт: «Он часто слушал их, с большим вниманием, и, наконец, решил транскрибировать их для своего клавира. Таким образом, он познал логику музыкальных идей, структуру, правильную последовательность модуляций и многое другое…, он научился музыкальному мышлению … брать свои музыкальные идеи не из пальцев, а из воображения».

Обращение Вивальди к вокальным жанрам музыки


Опера «Ottone in villa» ознаменовала собой новый этап в жизни композитора

Вивальди, между тем, не стал почивать на лаврах, заинтересовавшись оперой. Дебют «Ottone in villa» в 1713 году знаменовал собой новый этап в жизни композитора, который стал все больше времени уделять на сочинение, поиск финансирования и руководство постановками опер. Другим важным и переломным моментом был перевод в 1714 году его начальника Гаспарини в Рим. Вследствие этого события Антонио пришлось создавать материал для хора Пьета, в дополнение к работе над своими инструментальными и оперными произведениями.

Уже в конце следующего года Вивальди представил мессу, ораторию, вечерню и более 30 песнопений. До этого, в 1714 году, он успел опубликовать очередную успешную работу в концертном жанре - «La stravanganza». Раз за разом аудитория благодарно принимала его произведения, в которых происходило развитие музыкальных форм, как сольных инструментальных концертов, так и ансамблево-оркестровых концертов – кончерто гроссо (concerto grosso).


Годы странствий

После серии побед, Вивальди решается взять продолжительный отпуск, путешествует по Италии и Европе. Был период времени, когда он находился на службе у губернатора Мантуи, Филиппа фон Гессен-Гомбургского. Находясь там, Антонио встретил певицу Анну Жиро, которая позднее выступала в качестве сопрано в его операх. Их отношения были довольно близкими, Анна со своей сестрой часто были спутницами композитора в его поездках.

Проживая в Риме, в 1723-1724 годах, композитор получил возможность представить свою музыку Папе, где произвел хорошее впечатление на него.

В Амстердаме он продолжает публиковать концерты. Венцом творчества стал набор из 8 концертов, опубликованный в 1725 году. Сборник, получивший название «Il cimento dell’ armonia e dell’ inventione», включал получившие всемирное признание концерты, названные «Времена года». Они сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки, которые Вивальди постарался повторить в своей музыке. Другие работы в этом сборнике, например, скрипичные концерты «Буря на море» и «Охота», были не менее живописны.


Концерты, названные «Времена года» Вивальди сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки

Следующий, последний из опубликованных, цикл концертов «La Cetra» увидел свет в 1727 году. Этот сборник был посвящен австрийскому императору Чарльзу VI, с которым Вивальди познакомился в Вене в начале 20-х годов. Император, будучи композитором-любителем, оказался под впечатлением от произведений Антонио.

Это подтверждено в докладе об их встрече в 1728 году: «Император в течение длительного времени беседовал с Вивальди о музыке, они говорят, что за 15 дней он проговорил наедине с ним больше, чем говорил со своими министрами за два года»

Любопытно, что под названием «La Cetra» существует второй цикл из 12 концертов, также посвященный императору, но содержит только одну общую композицию. Музыка в этом сборнике не менее интересна, чем более ранняя коллекция, при таком же высоком качестве.

Возвращение на Родину и период упадка


С начала 30-х годов А. Вивальди переживает период длительного упадка

С начала 30-х годов слава Антонио Вивальди перешла в период длительного упадка. Новые композиторы и новые стили музыки захватили внимание публики. Его длительное отсутствие в Венеции сделало свое дело, и он уже не смог вернуться к прежней деятельности в Пьете.

Смерть Антонио Вивальди

В 1737 году его оперы были запрещены под предлогом того, что из-за связи с Анной Жиро он больше не может являться священником. Это же привело к разрыву контракта с Пьетой. В конце 1740 года, уставший от длительной изоляции, Вивальди направился в Вену, но его друг, император Карл VI, умер незадолго до приезда композитора, а Австрия погрузилась в войну за королевское наследство. В итоге, не найдя поддержки на закате жизни, Антонио Вивальди умер 28 июля 1741 года, и был похоронен как нищий.

Значение Вивальди в истории музыки

Антонио Вивальди и по сей день остается ярким образцом барочного искусства 18 века. Его творчество повлияло на многих итальянских композиторов того времени, а также на представителей других стран, прежде всего Германии. Кончерто гроссо Вивальди стали одной из ступеней в на лестнице становления классической симфонии.

В 18-19 веках полное наследие Антонио Вивальди было скрыто от внимания слушателей, и находилось в забвении почти 200 лет. Только в 20-х годах 20 века было найдено полное собрание сочинений композитора (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения), благодаря чему началось возрождение былой славы Вивальди.

Имя: Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi)

Дата рождения: 4 марта 1678 г.

Возраст: 63 года

Дата смерти: 28 июля 1741 г.

Место рождения: Венеция, Италия

Деятельность: композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник

Семейное положение: не был женат

Антонио Вивальди: биография

Антонио Лучиано Вивальди – итальянский композитор, дирижер, педагог, скрипач-виртуоз, автор 500 концертов для соло инструментов и оркестра, 90 опер, гений, чьи произведения были преданы забвению в течение 200 лет.

Антонио родился 4 марта 1678 года в Венеции в семье цирюльника и музыканта Джованни Баттиста Вивальди и его супруги Камиллы. Джованни был родом из Брешии, а в 10 лет поселился в Венеции вместе с матерью. В те времена цирюльники брили, стригли, завивали и помадили клиентов, а также развлекали их музицированием.



Вивальди-старший совмещал парикмахерское искусство с игрой на скрипке. Джованни стал скрипачом в капелле собора Святого Марка, также его имя значится в списке основателей музыкального общества и даже на титульном листе одной оперы, датированной 1689 годом.

Директором упомянутого общества был композитор и автор опер Джованни Легренци. На основании этих фактов составители биографии Вивальди пришли к выводу, что композитор талантом и первыми шагам на музыкальном поприще обязан отцу, который привил сыну любовь к скрипке и передал собственные навыки, идеальный слух и мастерство игры. Также существует версия, что юный Антонио обучался у Джованни Легренци.

Обстоятельства рождения Вивальди-младшего позволили выяснить точную дату его появления на свет. Дело в том, что мальчик родился недоношенным, на седьмом месяце. Акушерка, принимавшая роды, посоветовала сразу крестить ребенка на случай внезапной смерти. Спустя пару часов после рождения младенца уже окрестили, о чем свидетельствует запись в церковной книге.



Церковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди

По легенде, в тот день в Венеции произошло землетрясение, и ребенок родился раньше положенного срока. Камилла якобы дала обет отдать сына в священнослужители, если он выживет. Удивительно, но Антонио выжил, хоть и отличался слабым здоровьем и субтильным строением.

Из-за астмы мальчику было трудно передвигаться, под запретом оказались и духовые инструменты. Зато любимая с младенчества скрипка была в полном распоряжении будущего маэстро, и с 10 лет Антонио заменял отца, играя в капелле Святого Марка.



С 13 лет Вивальди-младший исполнял должность «вратаря» при соборе, открывая врата храма. Затем состоялось еще несколько посвящений юного служителя церкви в более высокие должности. Мессу Антонио служил лишь один раз, ему сделали послабление ввиду слабого здоровья, и юноша получил возможность посвятить себя музыке.

В те времена венецианские священники совмещали написание концертов, духовной музыки со служением Богу. Это считалось столь же естественным, как и наличие музыкальных инструментов в каждой цирюльне. В XVII веке Венецианская республика была одной и самых просвещенных и культурных стран мира, а в области оперы, светской и духовной музыки задавала тон остальной Европе.

Музыка

В 25 лет Вивальди стал преподавать искусство игры на скрипке в венецианской консерватории Ospedale della Pietà. Консерваториями тогда именовались школы-приюты при монастырях, где обучались сироты и дети, чьи родители были не в состоянии их обеспечивать. Финансировались эти школы из средств республики.



Приюты для девочек специализировались на гуманитарных науках, особое внимание уделялось пению, музыке, исполнению духовных мелодий, псалмов и песнопений. Мальчикам, из которых готовили торговцев и ремесленников, преподавали точные науки.

Антонио Вивальди стал мастером скрипки для юных воспитанниц приюта, а затем и учителем альта. В его обязанности входило ежемесячное написание концертов, кантат, вокальных произведений для солистов и хора, а также создание новых ораторий и концертов к каждому церковному празднику. Кроме того, учитель лично занимался с сиротами музыкой, игрой на инструментах и вокалом, репетировал и оттачивал мастерство девушек.

Вивальди работал в Pietà с 1703 года по 1740 год, не считая восьмилетнего перерыва с 1715 по 1723 годы, а с 1713 года стал директором консерватории. Все эти годы композитор неустанно трудился, только для приюта им написано более 60 произведений, включая кантаты, концерты для сольных, хоровых, оркестровых выступлений.

В 1705 и 1709 годах венецианские издательства опубликовали два опуса Вивальди по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов под названием «Гармоническое вдохновение». В те же годы о юном и талантливом композиторе впервые услышали за пределами Италии. В 1706 году Вивальди выступил во французском посольстве, а через три года его ораторию прослушал датский король Фредерик IV, которому Антонио впоследствии посвятил 12 сонат.

В 1712 году музыкант познакомился с немецким композитором Готфридом Штельцелем, а спустя пять лет Вивальди на три года переселился в Мантуи по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского.



С 1713 года композитор увлекся новым для себя видом музыкального искусства – светской оперой. Первой написанной Вивальди оперой стала «Оттон на вилле». Талантливого молодого человека заметили импрессарио и меценаты, и вскоре Антонио получил заказ владельца театра Сан-Анджело на новую оперу.

По заявлению композитора, в период с 1713 по 1737 год он написал 94 оперы, но до наших дней дошло только 50 партитур с подтвержденным авторством великого Вивальди. Автора опер ждал ошеломительный успех, но светская слава Вивальди оказалась недолгой. Искушенная в музыке венецианская публика вскоре нашла себе новых кумиров, и оперы Антонио вышли из моды.

В 1721 году маэстро посетил Милан, где представил драму «Сильвия», а на следующий год вернулся с ораторией на библейскую тему. С 1722 по 1725 год Вивальди жил в Риме, где писал новые оперы и выступал перед папой по личному приглашению. Для музыканта-священнослужителя это событие было огромной честью.

В 1723-1724 годах Вивальди написал знаменитые концерты, ошибочно именуемые в СНГ «Времена года» (правильное название – «Четыре времени года»). Каждый из скрипичных концертов посвящен весне, зиме, лету и осени. По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной творчества маэстро.

Революционность гениальных произведений состоит в том, что человеческое ухо отчетливо улавливает в музыке отражение процессов и явлений, свойственных тому или иному сезону. Так, в песне скрипки можно услышать шум бури и лай собак, комариный писк и бурление ручьев, детские голоса, трели птиц узнаваемых пород и даже падение конькобежца на льду.



Гастроли и странствия привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Король был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения. Удивительно, но по мере снижения популярности к музыке композитора на родине, в Венеции, росла его слава в Европе, при дворах французского и австрийского королей.

Под конец жизни удача оставила блистательного композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, разлюбивших его творения, Антонио Вивальди решил перебраться в Вену, «под крылышко» к царственному почитателю его таланта, Карлу VI.

К сожалению, вскоре после переезда композитора в Вену император скончался, потом началась война, и о маэстро забыли.

Личная жизнь

В качестве священнослужителя Антонио Вивальди дал обет безбрачия, который соблюдал на протяжении всей жизни. И все же недоброжелатели сумели усмотреть нарушение приличий в его близких отношениях с одной из воспитанниц консерватории Pietà, Анной Жиро и ее сестрой Паолиной.

Вивальди был учителем и наставником Анны, которая, по воспоминаниям современников, привлекала внимание публики не силой и диапазоном голоса, а актерским дарованием. Для этой девушки композитор писал лучшие из опер, сочинял арии и проводил вместе время на родине и в разъездах.



Сестра Анны, Паолина, боготворила маэстро и стала при нем добровольной медсестрой и сиделкой, помогая справляться с врожденными недугами и телесной слабостью. Высшее духовенство долгое время смотрело сквозь пальцы на увлечение маэстро светской музыкой и операми, но простить ему постоянное пребывание рядом двух молодых девушек не смогло.

В 1738 году кардинал-архиепископ Феррары, где должен был состояться очередной карнавал с неизменными операми, не пустил Вивальди и его спутниц в город, а также повелел отслужить мессу ввиду грехопадения композитора.

Смерть

Гениальный композитор скончался в бедности и одиночестве на чужбине, в Вене. Жизнь Антонио Вивальди оборвалась 28 июля 1741 года. Его имущество было описано и продано за долги, а тело погребено на кладбище для городских бедняков. Только спустя месяц после кончины Антонио его младшие сестры получили печальное известие.



Скульптурная композиция в Вене, посвященная Антонио Вивальди

После смерти имя Вивальди было незаслуженно забыто. Пожалуй, только искренне и глубоко любил музыку итальянца, долгое время оставаясь его единственным верным почитателем. Бах расшифровал десять концертов Вивальди для разных инструментов и оркестра, и наследие венецианского композитора оказало ощутимое влияние на творчество органиста-виртуоза.

  • Большая заслуга в исследовании и открытии шедевров Вивальди для потомков принадлежит итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который обнаружил 14 томов сочинений композитора в начале XX века.
  • Антонио Вивальди – первый композитор, создавший концерты для скрипки и оркестра, двух, четырех скрипок и двух мандолин.
  • Единственный цветной портрет Вивальди, который знаком всем по фото в учебниках, вполне может быть изображением совершенно другого человека (на картине не указаны инициалы, а сам портрет не похож на другие портреты композитора).


  • У маэстро было прозвище «рыжий священник» из-за медного цвета волос, редкого среди венецианцев.
  • Вивальди прославился еще и тем, что мог за пять дней написать трехактную оперу и десятки музыкальных вариаций на одну тему.
  • Пресловутое «Танго смерти», приписываемое Вивальди, на самом деле композиция под названием Palladio современного композитора Карла Дженкинса, а «Эльфийская ночь (песнь)» - песня группы Secret Garden.
  • Композиция «Летняя гроза (шторм)» из цикла «Времена года» в исполнении – одна из самых популярных в мире мелодий.

Дискография

Оперы:

  • «Оттон в деревне», 1713;
  • «Роланд, мнимый безумец», 1714;
  • «Арсильда, царица Понта», 1716;
  • «Коронация Дария»,1717;
  • «Артабан», 1718;
  • «Теузоне», 1719
  • «Тит Манлий», 1719;
  • «Фарначе», 1727 и другие.

Хоровая и вокальная музыка:

  • Sacrum (месса);
  • Laudate Dominum omnes gentes;
  • Stabat Mater и другие.
  • Псалмы:
  • Beatus vir;
  • Confitebor tibi Domine;
  • Dixit Dominus;
  • Lauda Jerusalem и другие.

Оратории:

  • «Торжествующая Юдифь», 1716;
  • «Поклонение трёх волхвов Младенцу Иисусу», 1722;
  • «Большая кантата «Глория и Гименей», 1721.
  • Кантаты для голоса с сопровождением:
  • «Под сенью прекрасного бука»;
  • «Мой взгляд к нему направлен»;
  • «Амур, ты победил»;
  • «Исчезли вы, дни золотые»;
  • «Так плачьте, источники слёз» и другие.

Инструментальные концерты и сонаты, в том числе:

  • «Буря на море»;
  • «Удовольствие»;
  • «Охота»;
  • «Времена года»;
  • «Ночь»;
  • «Щегленок»;
  • «Прелюдия».

, католический священник . Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века , при жизни получил широкое признание во всей Европе . Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо , автор девяноста опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года » .

Многие из его композиций были написаны для женского музыкального ансамбля «Ospedale della Pietà», где Вивальди (который был рукоположен в сан католического священника) работал в периоды с 1703 по 1715 и с 1723 по 1740. Также имели успех пышные постановки опер Вивальди в Венеции, Мантуе и Вене. После встречи с императором Карлом VI Вивальди переехал в Вену, надеясь на продвижение по службе. Однако император умер вскоре после прибытия Вивальди, а сам композитор скончался менее чем через год в нищете

Биография

Церковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди.

Рождение. Детство

Здоровье Вивальди было слабым - такие симптомы, как «strettezza di Petto» («теснота в груди»), были интерпретированы как форма астмы. Хотя это и не помешало ему учиться играть на скрипке, сочинять, а также принимать участие в музыкальных мероприятиях, но всё же не дало возможность играть на духовых инструментах .

Юность

Консерватория «Ospedale della Pietà» в Венеции.

Консерватория «Пиета» в Венеции.

Служба отца в церковном соборе и контакты с духовенством повлияли на выбор дальнейшей карьеры юного Антонио. Он принял решение стать священнослужителем, и это вполне объяснимо, так как в Италии тех времён являлось привычным делом совмещение духовной и музыкальной карьер . Вскоре после своего рукоположения в 1704 году, он получил послабление в проведении Мессы по причине плохого состояния здоровья. Вивальди провёл мессу как священник всего несколько раз, после чего оставил свои обязанности в церкви, хотя и остался при этом священнослужителем.

В сентябре 1703 года Вивальди стал Maestro di Violino (мастером скрипки) в детском доме под названием «Pio Ospedale della Pietà» в Венеции. Являясь, в первую очередь, известным композитором, Вивальди в то же время считался исключительным по виртуозности скрипачом. Вивальди было только 25 лет, когда он начал работать в «Ospedale della Pietà». Именно там он сочинил большинство своих крупных произведений в течение последующих тридцати лет. В Венеции существовало четыре аналогичных учреждения. Их цель состояла в том, чтобы дать приют и образование детям, которые были оставлены, а также сиротам, чьи семьи не могли их поддержать. Эти учреждения финансировались за счет средств Республики. Мальчики обучались торговле и в возрасте 15 лет должны были оставить учебное заведение. Девочки же получали музыкальное образование, а самые талантливые оставались и становились участницами известного оркестра и хора в Ospedale.

Вивальди писал концерты, кантаты, а также вокальную музыку на библейские тексты для учащихся. Эти сочинения, число которых превышает 60, разнообразны: они включают в себя сольные песнопения и крупномасштабные хоровые произведения для солистов, хора и оркестра. В 1704 Вивальди к своим обязанностям учителя скрипки получил также обязанности учителя альта. Положение маэстро ди Коро, которые были приняты в свое время Вивальди, требовали много времени и труда. Он должен был сочинять новую ораторию или концерт к каждому празднику, а также учить сирот теории музыки и игре на определенных инструментах.

Отношения с Вивальди с советом директоров Ospedale часто были напряжёнными. Совет каждый год устраивал голосования, оставлять ли его на работе в качестве учителя. Голосования редко проходили единодушно; и в 1709 году его не поддержали. Через год после службы в качестве внештатного музыканта Совет Ospedale единогласно принял решение вернуть композитора обратно (в 1711 г.). За время годового отсутствия Вивальди в Совете осознали важность его роли. В 1716 году он был назначен музыкальным руководителем Ospedale и стал ответственным за всю музыкальную деятельность учреждения .

Несмотря на частые отлучки Вивальди на гастроли, начиная с 1718 года, «Pietà» платили ему 2 цехина в месяц за обязательство писать по два концерта в месяц для оркестра, а также репетировать с ними не менее пять раз во время его пребывания в Венеции. Записи «Pietà» показывают, что композитору оплатили 140 концертов между 1723 и 1733 годами .

Начало композиторской деятельности. Венеция (1713-1718)

В начале 18-го века опера была самым популярным музыкальным развлечением. Этат жанр оказался наиболее выгодным для Вивальди. В Венеции существовало несколько театров, кинотеатров за внимание публики. Вивальди начал свою карьеру в качестве оперного композитора постепенно: в 1713 году Вивальди написал своё первое произведение, трёхактную оперу «Ottone in villa» («Оттон на вилле»), премьера постановки которой произошла 17 мая того же года на сцене венецианского Театро делле Грацие (Teatro delle Grazie ) . Эта опера представляет собой характерный образец оперы-сериа с её растянутостью действия и запутанной сюжетной интригой. Написанная на либретто Доменико Лалли, с которым Вивальди впоследствии неоднократно сотрудничал, она воссоздает один из эпизодов римской истории . В соответствии с обычаем в качестве солистов, исполнявших и мужские и женские партии, выступали певцы-кастраты . Их исполнение сочетало силу и блеск мужских голосов с лёгкостью и подвижностью женских. По-видимому, постановка имела значительный успех, так как привлекла внимание венецианских импресарио . Вскоре Вивальди получил заказ (scrittura ) на новую оперу от Модотто, владельца театра Сан-Анджело, с которым он поддерживал контакт вплоть до своей последней оперы «Фераспе» (1739) . Год спустя, в 1714 году , он написал свою вторую оперу «Orlando finto pazzo» («Роланд, мнимый безумец»), написанную на либретто Грацио Браччьоли, представляющую собой свободную переработку известной поэмы «Неистовый Роланд» итальянского поэта Лудовико Ариосто . Вскоре композитор написал две оратории на латинские тексты, «Моисей, бог фараонов» в 1714 году и «Юдифь торжествующая» в 1716 году. Партитура его первой оратории «Моисей, бог фараонов» была впоследствии утеряна. В римской консерватории Святой Сессилии сохранился только текст оратории с указанием имен исполнителей, из которого видно, что все партии, включая мужские персонажи, исполнялись девушками - воспитанницами. Оратория «Юдифь торжествующая», отличающаяся свежестью мелодического вдохновения и тонкостью оркестрового колорита, относилась к лучшим созданиям Вивальди. С широким признанием таланта композитора и педагога увеличивалось и количество учеников Вивальди, однако ни новые ученики, ни обилие композиторской работы в консерватории «Пиета» не могли отвлечь Вивальди от интенсивной работы в театре. В 1715 году он получил заказ от театра Сан-Анджело - 12 главных арий в опере «Nerone fatto Cesare» («Нерон, ставший Цезарем»). В 1716 году Вивальди по заказу театра Сан-Анджело написал ещё одну оперу «L’incoronazione di Dario» («Коронация Дария»). В этом же году им была написана опера «La costanza trionfante degl’amori e de gl’odii» («Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью») для второго по значимости венецианского театра Сан-Мозе, с которым композитор был также тесно связан в последующие годы. Премьеры этих опер состоялись на карнавале 1716 года . О том, что Вивальди становится знаменитым не только в Венеции, но и за её пределами, свидетельствует и то, что в 1718 году его опера «Scanderbeg» («Скандербег ») ставится на сцене флорентийского театра.

Прогрессивный оперный стиль Вивальди причинил ему некоторые проблемы с более консервативными музыкантами, например, такими как Бенедетто Марчелло - магистрата и музыканта-любителя. Его статья под названием «Il Teatro Alla Moda» (1720) осуждает Вивальди и его оперы, хотя не упоминает его непосредственно в тексте. Но на обложке статьи была изображена лодка (Сант-Анджело), на левом конце которой стоит маленький ангел в шапке священника и играет на скрипке.

В письме, написанном Вивальди в 1737 году своему покровителю маркизу Бентивольо, он ссылается на то, что написал «94 оперы». Однако было обнаружено лишь около 50 опер Вивальди, и никакой другой документации об остальных операх не существует. Несмотря на то, что Вивальди, конечно, написал много опер в свое время, тем не менее, он никогда не достиг известности таких великих композиторов-современников как Алессандро Скарлатти , Иоганн Адольф Хассе , Леонардо Лео , и Бальдассаре Галуппи .

Его наиболее успешными операми являются «La Costanza trionfante» («Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью») и «Farnace» («Фарначе»), каждая из которых возрождалась на сцене по шесть раз.

В целом, период с 1713 по 1718 год считается многими исследователями самым продуктивным этапом в творчестве композитора: за эти пять лет он написал в общей сложности восемь опер .

Жизнь в Мантуе (1719-1722)


Карикатура на Вивальди - «Рыжий священник», нарисованная в 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци.

В 1717 или 1718 году Вивальди был предложено новое престижное место в качестве капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадт, губернатора города Мантуи. Он переехал туда в течение трёх лет и сочинил несколько опер, среди которых был «Tito Manlio» («Тито Манлио»). В 1721 году композитор был в Милане, где он представил драму «La Silvia» («Сильвия»). Он вновь посетил Милан в следующем году с ораторией «L’Adorazione delli tre Re Magi» («Поклонение волхвов»). В 1722 году переехал в Рим, где поставил свои оперы нового стиля. А папа Бенедикт XIII пригласил Вивальди играть для него. В 1725 году Вивальди вернулся в Венецию и в том же году написал ещё четыре оперы.

В течение этого периода Вивальди написал четыре скрипичных концерта, каждый из которых соответствует четырём временам года и изображает сцены, подходящие для каждого сезона. Трое из концертов являются оригинальной концепцией, в то время как первый, «Весна», заимствует мотивы Sinfonia из первого акта его одновременной оперы «Il Giustino» («Гиустино»). Вдохновением для концертов, вероятно, послужила местность вокруг Мантуи. Эти концерты оказались революционными в музыкальной концепции: в них изображены течение ручьёв, пение птиц (различных видов, каждый конкретно характеризуется), лай собак, шум комаров, плач пастухов, бури, пьяные танцоры, тихие ночи, охота со сторон обоих охотников, катание на коньках детей и потепление зимних вечеров. Каждый концерт связан с сонетом, в котором, возможно, Вивальди описывал сцены, изображенные в музыке. Эти концерты были опубликованы в Амстердаме в 1725 году .

В Мантуе Вивальди познакомился с оперной певицей Анной Жиро (Anna Giraud ), дочерью французского парикмахера. Это знакомство оказало большое влияние на последующую судьбу Вивальди. В своих посланиях к драматургу Карло Гольдони Вивальди представляет ему Анну Жиро как свою «прилежную ученицу». По мнению исследователей, именно Вивальди принадлежит большая заслуга в становлении Анны Жиро как оперной певицы. Это вполне вероятно, так как итальянские оперные композиторы обычно в совершенстве знали секреты вокальной техники. Современники отзывались об Анне как об искусной и одухотворенной певице с приятным, хотя и скромным по диапазону голосом. Карло Гольдони писал, что «она была некрасива, но очень изящна, имела тонкую талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. У неё был небольшой голосок, но несомненное актёрское дарование». Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро, Паолина, которая стала своего рода медицинской сестрой композитора и приняла на себя заботы о здоровье композитора, болевшего бронхиальной астмой . После трёхгодичной службы в Мантуе Вивальди вместе с Анной и Паолиной возвратился в Венецию, где Анну острые на язык венецианцы называли «подругой рыжего священника». В Венеции, обе они постоянно жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями. Эти слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с сестрами Жиро неоднократно вызывали нарекания со стороны церковников. Этому способствовало и появление огромного количества народных слухов и домыслов вокруг персоны Вивальди. Так, по одному из слухов Вивальди был евнухом . Нарушение норм поведения священника привело к тяжёлым для Вивальди последствиям и обострению его отношений с церковной знатью Папской области . Известно, что в 1738 году кардинал-архиепископ города Феррары запретил Вивальди въехать в город и отслужить мессу ввиду грехопадения композитора . Несмотря на все это, он всегда с большой душевной твёрдостью отстаивал честь и человеческое достоинство спутниц своей жизни, неизменно отзываясь о них с глубоким уважением .

Римский период (1723-1724)

После трёхгодичной службы в Мантуе Вивальди возвратился в Венецию. В 1723 году состоялась его первая поездка в Рим и постановка новой оперы «Ercole sul Termodonte» («Геркулес на Термодонте»). Эта опера произвела большее впечатление на римлян. Известный флейтист, композитор и музыкальный теоретик Иоганн Иохим Кванц , прибывший в Рим через полгода после премьеры оперы, заметил, что «публике так понравился „ломбардский стиль“ Вивальди, что с тех пор не хотела слушать другой музыки» . В феврале 1724 года Вивальди вновь посетил Рим для участия в премьере оперы «Giustino» («Юстин» или «Джустино») . Третья опера, «La virtù trionfante dell’amore, e dell’odio, overo Il Tirane» («Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью»), написанная в 1724 году и представленная в том же году на римском карнавале, завершила триумфальный успех произведений композитора в Риме, выступление в котором считалось серьёзным испытанием для любого композитора . В этот же приезд состоялась его аудиенция у папы Бенедикта XIII , которому композитор исполнил отрывки из двух своих произведений. Хотя многие исследователи считают, что Вивальди был принят папой Бенедиктом XIII, по мнению немецкого исследователя Карла Хеллера (Karl Heller ) это могла быть и аудиенция у его предшественника, Иннокентия XIII . Если предполагать что Вивальди был принят Бенедиктом XIII, то это означает, что он пробыл в Риме дольше, чем во время своего первого визита, так как Бенедикт XIII был избран папой лишь 29 мая 1724 года . В 1725 году в Амстердаме был издан цикл из 12 концертов «Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione» («Искус гармонии и инвенции» или «Спор Гармонии с Изобретением»), написанный им приблизительно в 1720 году. Всемирно известные, в России неточно именуемые «Времена года », четыре первые концерта этого цикла уже тогда произвели неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством. Правильное название - «Четыре времени года» (Le quattro stagioni ), что прямо отсылает к многозначной символике цикла. Работавший в то время во французском посольстве в Венеции Жан-Жак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте. Также широко известны концерты Вивальди - «La notte» (ночь), «Il cardellino» (щеглёнок), для флейты с оркестром, концерт для двух мандолин RV532, отличающиеся художественной изобразительностью и гармонической щедростью, свойственной его произведениям, а также духовные сочинения: «Gloria», «Magnificat», «Stabat Mater», «Dixit Dominus».

Последние годы жизни

В разгар своей карьеры Вивальди получил комиссионные от европейской знати и королевской семьи. Серенада (кантата) «Gloria Imeneo» («Глория и Игоменей») была исполнена в 1725 году французским послом в Венеции в праздновании брака Людовика XV. На следующий год была написана другая серенада - «La Sena festeggiante» («Празднующая Сена») - для и премьера в посольстве Франции, а также в честь празднования рождения французских королевских принцесс - Генриетты и Луизы Элизабет. «La Cetra» («Цитра») была посвящена Вивальди императору Карлу VI. В 1728 году Вивальди встретил императора, когда тот посетил Триест, чтобы вести наблюдение за строительством нового порта. Карл восхищался музыкой Рыжего Священника настолько, что, говорят, он беседовал с композитором во время одной встречи дольше, чем со своими министрами в течение двух лет. Он наградил Вивальди званием рыцаря, золотой медалью и пригласил в Вену. В ответ Вивальди подарил императору рукописную копию «La Cetra».

В 1730 году Вивальди отправился в Вену и Прагу в сопровождении своего отца, где была поставлена его опера «Farnace» («Ферначе»). Некоторые из его более поздних опер были созданы в сотрудничестве с двумя крупными писателями Италии того времени. Либретто «Олимпиады» и «Катоне в Утике» были написаны Пьетро Метастазио, придворным поэтом в Вене. «Гризельда» была переписана молодым Карло Гольдони из ранее написанного либретто Апостоло Дзено.

Как и многие композиторы того времени, в последние годы жизни Вивальди имел множество финансовых затруднений. Его композиции были уже не в таком почете, как когда-то в Венеции; изменение музыкальных вкусов быстро сделали их устаревшими. В ответ Вивальди решил продать большое количество рукописей за ничтожные цены, чтобы обеспечить свой переезд в Вену. Причины ухода Вивальди из Венеции неясны, но вполне вероятно, что после успеха его встречи с Императором Карлом VI он хотел занять позицию композитора при императорском дворе.

В возрасте 63 лет . Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». 28 июля он был похоронен в простой могиле на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров. Месяц спустя сёстры Маргарита и Жанетта получили извещение о кончине Антонио. 26 августа судебный пристав описал его имущество в счёт погашения долгов.

Значение Вивальди в истории музыки

Влияние Вивальди

Вивальди - крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века , утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо (concerto grosso ). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста .

Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему.

Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в XVIII -XIX веках , находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах XX века итальянским музыковедом были обнаружены собрания рукописей композитора . Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора в настоящее время ещё не стало достоянием мировой оперной сцены. Его авторство приписывается примерно 94 операм, хотя из них точно определены лишь около 40 . Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».

Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха . В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, её автор, Иоганн Николаус Форкель , выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717-1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приёмов, - оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди, что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, «Бах - его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять всё величие гения этого музыканта». Бахом были расшифрованы шесть концертов Вивальди для клавира, три для органа, и один для четырёх клавесинов, струнных и баса континуо (BWV 1065), основанных на концерте для четырёх скрипок, двух альтов, виолончели и бассо континуо (RV 580).

Значительный вклад в изучение творчества Вивальди внесли французский музыковед Марк Пеншерль (Mark Pincherle ) и немецкий музыковед Вальтер Кольнедер (Walter Kolneder ) .

Вивальди в отечественном и зарубежном музыкознании.

В течение жизни Вивальди его известность распространилась не только в Италии, но и в других странах, включая Францию. Однако после его смерти популярность композитора сократилась. После эпохи барокко концерты Вивальди стали относительно неизвестны и долгое время игнорировались. Даже самая известная работа Вивальди, «Времена года», была неизвестна в оригинальном издании ни в эпоху классицизма, ни в эпоху романтизма.

Антонио Вивальди появился на свет 4 марта 1678 г., в Венеции. Первые уроки игре на скрипке были даны ему отцом.

Антонио был настолько способным учеником, что уже в 11 лет мог заменять своего наставника в капелле собора Св.Марка.

С ранней юности решив посвятить свою жизнь музыке, Антонию одновременно желал быть священнослужителем. Он был рукоположен в 1704 г.

К сожалению, здоровье Вивальди было настолько слабым, что он не мог служить мессу полностью. Поэтому ему были даны некоторые послабления. В скором времени Вивальди оставил свои обязанности священника, но сан с себя не снял.

Начало творческого пути

В 1709 г. Вивальди представили монарху Дании, Фредерику IV. Композитор посвятил ему 12 сонат, написанных для скрипки.

В 1712 г. Вивальди встретился с немецким композитором, Г. Штёцлем.

Деятельность композитора

Начинал Вивальди как оперный композитор. В 1713 г. им была создано 3-актное произведение “Оттон на вилле”. Через год была создана новая опера, “Мнимый безумец”. Она была основана на поэме Л. Ариосто, “Неистовый Роланд”.

Примерно в это время талант композитора был признан и коллегами, и музыкальными критиками, и поклонниками оперы. У Вивальди стало появляться все больше учеников. Свободное от преподавания время он посвящал сочинению новых музыкальных произведений. Также композитор активно сотрудничал с театром, откуда регулярно поступало большое количество заказов.

С течением времени имя музыканта стало известно за пределами Венеции. В 1718 г. во Флоренции была поставлена его опера “Скандерберг”.

В этом же году композитор принял приглашение князя Ф. Гессен-Дармштадт и, переехав в Мантуи, стал капельмейстером при его дворе.

Там состоялось знакомство музыканта с А. Жиро. Она стала ученицей великого композитора, и последний сыграл значительную роль в ее становлении как оперной певицы.

Изучая биографию А. Вивальди, следует знать самое главное. В 1725 г. был издан цикл его произведений под названием “Искус гармонии и инвенции”. Он включил в себя концерты “Времена года”. Творчество этого периода преисполнено драматизмом. Во многих произведениях звучат торжественно-мрачные нотки.

Наибольший вклад Вивальди внес в развитие оркестрово-ансамблевого концерта.

Болезнь и смерть

Как и многие композиторы, Вивальди часто остро нуждался в деньгах. В 1740 г. он прибыл в Вену для постановки своих опер. Но в связи с обострившимся политическим кризисом, музыкант был вынужден выехать в Саксонию.

Композитор с детства страдал бронхиальной астмой, и этот вынужденный переезд неблагоприятно отразился на его здоровье.

Спустя год он возвратился в Австрию, но публика вскоре забыла своего недавнего любимца. В июле 1741 г. великий композитор ушел из жизни. Похоронили его на кладбище для нищих.

Другие варианты биографии

  • Вивальди родился семимесячным. По некоторым данным, новорожденный был настолько хилым и болезненным, что его немедленно крестили.
  • Вивальди ни разу не был женат. Но из-за его теплых отношений с А. Жиро, которые все же оставались платоническими, композитор не раз подвергался критике высокопоставленного духовенства.

Новая функция! Средняя оценка, которую получили учащиеся в школе за эту биографию. Показать оценку



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!