Мы рождены для вдохновения. «Поэт и толпа», анализ стихотворения Пушкина

Procul este, profani.*

Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»

Поэт.

Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы все — на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

Чернь.

Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Поэт.

Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, — полезный труд! —
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
_________________
* Procul este, profani (лат.) — Прочь, непосвященные.

Анализ стихотворения «Поэт и толпа» Пушкина

Поражение декабристов серьезно повлияло на взгляды Пушкина относительно роли и значения поэта в обществе. К тому же после восстания были официально запрещены малейшие упоминания о свободе и равенстве. Литературе отводилась роль развлечения, не имеющего серьезного значения. Пушкин часто подвергался упрекам критиков, которые пытались повлиять на его творчество и указывали «нужные» темы. Его ответом на эти упреки стало стихотворение «Поэт и толпа» (1828 г.).

Эпиграф к стихотворению Пушкин взял из «Энеиды» Вергилия. «Прочь, непосвященные» сразу же проводит резкую грань между автором и глупой толпой.

Следует заметить, что под «народом непосвященным» Пушкин подразумевал не темное крестьянство, а как раз образованные слои общества. Поэт на примере восстания декабристов видел, что возвышенные благородные идеи так и не нашли отклика в сердцах людей. «Чернь тупая» не интересуется богатым духовным миром, для нее важнее примитивные физические наслаждения. Горячие призывы поэта не смогли расшевелить зачерствевшие души. Люди даже не понимают, «о чем бренчит» поэт.

Это непонимание вызывает гнев Пушкина. Он обращается к народу с суровой обличительной речью, в которой называет его «поденщиком, рабом нужды». Поэт имеет в виду не физическое, а духовное рабство. Люди попадают в зависимость от материальных вещей, прежде всего, от денег. Это убивает в них самые лучшие человеческие качества и приводит к повсеместной лжи и обману. Главной ценностью современного общества Пушкин считает «печной горшок», который символизирует грубость и отсутствие духовных устремлений.

В ответ черни автор вкладывает собственные представления об обществе. «Клеветники, рабы, глупцы» — так оценивает он современников. Естественно, образованное общество никогда бы не признало такой оценки. Вымышленный монолог черни позволяет Пушкину подчеркнуть свои взгляды. Толпа признает свое ничтожество и обращается к поэту с просьбой исправить эту ситуацию. Ведь поэт заявил, что ему доступно высшее знание, и он способен стать учителем и направить ближнего на истинный путь.

Но возражение поэта содержит еще больший гнев и раздражение. Все прошлые попытки изменить общество ни к чему не привели. В нем по-прежнему господствуют «глупость и злоба». Все благородные стремления разбиваются о людское равнодушие. Поэтому поэт глубоко разочаровался в людях, он призывает их и дальше «каменеть смело». Если его лира никому не нужна, то поэт отрекается от общества и посвящает всю оставшуюся жизнь «звукам сладким и молитвам».

Стихотворение «Поэт и толпа» — важный этап в становлении мировоззрения Пушкина, после которого его отчуждение от высшего общества только усиливалось.

Стихотворение «Поэт и толпа» было написано в 1828 году. Первоначально оно называлось «Чернь» и было переименовано Пушкиным для второго издания в 1836 году.

Конец 20-х годов – тяжёлый для поэта период. Он угнетён последствиями декабрьского восстания, переживает из-за нападок цензуры и неустроен в личной жизни.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Поэт и толпа» написано в форме диалога, так что некоторые исследователи даже называют его драматизированным стихотворением. У произведения есть приметы драматического рода, Пушкин сам акцентирует на них внимание, давая эпиграф на латыни, который в переводе значит: «Прочь, непосвященные». Сцена беседы поэта с толпой заимствована у Еврипида. В тексте немало примет того, что разговор происходит в античную эпоху: статуя Аполлона Бельведерского, лира, алтарь, жертвоприношение, жрецы. Стихотворение относится к философской лирике и напоминает спор античных философов.

В отличие от античной трагедии, в стихотворении нет хора, который разъяснит зрителям, кто виноват и за что он наказан. Стихотворение относится к реалистическому направлению. Как и в драматическом произведении, в нём важен конфликт между разными типами сознания: возвышенно-поэтическим и прагматическим. Сам по себе этот конфликт романтический. Ни одна из сторон не соглашается с другой (в отличие от стихотворения «Поэт и книгопродавец»). В этом и состоит реализм: конфликт неразрешим, что объясняется психологически. Продолжение диалога невозможно.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – роль творца в истории, влияние его на обычных людей.

Основная мысль в непримиримости двух позиций: тех, кто ищет пользы в искусстве, и тех, кто «рождён для вдохновения».

Стихотворение начинается с рассуждений лирического героя. Поэт поёт, а ничего не понимающие люди спрашивают друг у друга, с какой целью он это делает, что хочет сказать.

В первой реплике поэт обвиняет чернь в том, что она не ценит искусство (статую), хотя оно божественно (статуя – олицетворение бога), а ценит только то, что приносит пользу и насыщает тело, а не душу (печной горшок).

В своей реплике чернь агрессивно требует, чтобы поэт приносил пользу, давая народу, обременённому разными пороками, уроки. Поэт, считающий, что у каждого свой путь, не хочет тратить усилия на то, чтобы изменить приземлённых людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка в стихотворении сложная. Беспорядочно чередуется перекрёстная, парная и кольцевая. Реплика черни рифмуется парной рифмовкой, кроме последних четырёх строчек вывода с перекрёстной рифмовкой.

Тропы и образы

Вступительная часть содержит положительные эпитеты, относящиеся к поэту (лира вдохновенная , рука рассеянная ). Народ характеризуют как будто отрицательные, но на самом деле объективные эпитеты (хладный, надменный, тупой, непосвященный, бессмысленно ). Народ бессмысленный, тупой и непосвященный в значении «непонимающий», поэтому он холоден, то есть равнодушен к происходящему и надменен (отстранён).

Пушкин сразу показывает различие между отношением лирического героя и народа через глагол, передающий игру поэта, в высоком и низком стиле: бряцал (лирический герой) – бренчал (чернь).

В первой реплике чернь восхищается поэтом, сравнивая его с чародеем, его песню с ветром. Противопоставление эпитетов свободна и бесплодна (песнь) – отрицательный вывод народа о пользе деятельности поэта.

Речь поэта более хаотична и эмоциональна. В ней оскорбительные эпитеты (бессмысленный, дерзкий ), метафоры (червь земли, каменеть в разврате, рабы безумные ), сравнения (душе противны вы, как гробы ). Поэт подчёркивает у народа черты глупости и злобы.

Во второй реплике чернь с помощью эпитетов перечисляет свои недостатки (малодушны, коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны ). Ни разу чернь не оскорбляет поэта. Она даёт его творчеству самую высокую оценку: звучно поёт, поражает ухо, ведёт к цели, волнует и мучит сердца, небес избранник, божественный посланник, любит ближнего, даёт уроки. Это объективная оценка, совпадающая с мнением лирического героя. Так же объективен ответ поэта: его лира не сможет исправить человеческие пороки. Поэт заканчивает реплику метафорой-выводом о собственной роли на земле. Это слова не только поэта, но и лирического героя, и автора.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

«Поэт и толпа» Александр Пушкин

Procul este, profani.

Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»

Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы все — на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, — полезный труд! —
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт и толпа»

Пушкин неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание декабристов, литературным вдохновителем которого и являлся Пушкин. Однако провал тайного заговора не только стал для поэта самым большим жизненным разочарованием, но и заставил переосмыслить свое предназначение. В 1828 году Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором провел очень четкую грань между творческими людьми и «чернью», которая в большинстве своем относится к стихам пренебрежительно и не пытается вникать в их смысл. Поэт в произведении автора представлен как высшее существо, которому нет никакого дела до «хладного и надменного» народа, не понимающего, для чего вообще нужны стихи .

Действительно, в первой половине 19 века литературное творчество не несло в себе какой-либо социальной значимость, его задачи сводились к тому, чтобы развлекать людей. И именно так к стихам относились все без исключения слои российского общества. Для них «песнь поэта» была свободной и, в то же время бесплодной, «как ветер», т.е. не представляла какой-либо ценности. Между тем, сам поэт считал, что это далеко не так. Просто люди еще не готовы признавать за литераторами право быть пророками и формировать общественное мировоззрение. Поэтому, отвечая в своем стихотворении соотечественникам на вопрос, что же несет в себе современная поэзия, Пушкин отмечает: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Расшифровка этой фразы достаточно проста – поэт убежден, что основной проблемой общества является его приземленность и бездушие . Люди погрязли в мирских делах и заботах настолько, что даже в стихах пытаются отыскать некое рациональное зерно. Точно так же они не могут наслаждаться другими произведениями искусства, потому что «печной горшок тебе дороже, ты пищу в нем себе варишь».

Пушкин открыто признается в том, что «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», отмечая, что этими качествами обладает подавляющее большинство людей. Они настолько далеки от духовной жизни, что поэт просто отказывается достучаться до их сердец, заявляя: «Довольно с вас, рабов безумных!». При этом автор считает рабством не физическую, а именно духовную зависимость от материальных благ, на фоне которой люди попросту теряют способность видеть прекрасное и деградируют из поколения в поколение, лишая себя будущего. Эта тенденция характерна не только для низших слоев общества, которые вынуждены каждый день беспокоиться о хлебе насущном, чтобы выжить, но и для знати, которая погрязла в пороках и развлечениях, перестав различать, что по-настоящему является ценным, а что – временным и приходящим. Обращаясь к своему народу, поэт отмечает: «Ты червь земли, не сын небес; тебе бы пользы все – на вес».

При этом автор не видит возможности переломить общественное сознание, поэтому утверждает: «Не оживит вас лиры глас!» . Он разочарован в том, что поэту в обществе по-прежнему отводится роль шута, и никого не интересует, какие именно чувства и мысли он вкладывает в свои произведения. Таким образом, Пушкин осознанно отрекается от того мира, в котором живет, так как понимает, что ему суждено быть услышанным лишь единицами. Однако он не отказывается от творчества и продолжает писать стихи «не для житейского волненья, не для корысти, не для битв», а для того, чтобы сделать мир немного прекраснее и разбудить в душах хоть некоторых людей благородные, чистые и светлые чувства.

Стихотворение было написано в 1828 году. Читать стих «Поэт и толпа» Пушкина Александра Сергеевича можно на сайте. В преддверии 30-х годов начинается сложный период в жизни поэта: подавлено восстание декабристов, усилена цензура. Не случайно стихотворение пронизано драматичными нотами.

Тема – общественная роль и предназначение поэта.Основной конфликт произведения - разлад общества, которое поэт называет «толпой» и творческой личности. Стихотворение построено в форме диалога межу «чернью» и «поэтом». Поэт-творец поет, но глас его толпа не приемлет, не видит пользы. Его песнопение толпа уподобляет ветру, поющему песни, но не приносящему плодов. В адрес «черни» звучат обвинения автора в том, что люди в массе своей не способны ценить искусство, божественную статую Аполлона, в которой видят лишь холодный мрамор. Им не нужна пища для души, но вполне устроит печной горшок, чтобы приготовить пищу земную. В конце стиха противостояние нарастает, усиливается трагизм, а в заключительных строках автор устами поэта обличает толпу в глупой покорности бичу и власти, неспособности внимать вдохновенным и свободным звукам певца.

Скачать полностью и учить текст стихотворение Пушкина «Поэт и толпа» можно онлайн. Его можно читать на уроке литературы в классе.

Procul este, profani.

Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел - а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»

Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы все - на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Подите прочь - какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; -
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, - полезный труд! -
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Стихотворение было написано в 1828 году и носило название "Чернь", а впоследствии в 1836 - было изменено. Самым подходящим прилагательным, характеризующим это произведение, является "хмурое". В этот период писатель переживает серьезные сложности своей жизни: разочарования после восстания декабристов, травля цензоров, нескладывающаяся личная жизнь, все это не могло, не отразится на его самоощущении и конечно, на творчестве.

Жанр

Стихотворение написано в форме диалога, между непросвещенным народом (чернью) и непризнанным гением (поэтом). По своему стилю оно напоминает философскую лирику. Когда мудрая и творческая личность пытается вразумить "темную", недалекую толпу.

Лишь прочитав эпилог уже можно сделать вывод, о чем пойдет речь… "Procul este, profani" (Прочь, неверные) то, что эта фраза написана на латыни наталкивает на мысль, что идея произведения была заимствована, в данном случае у Еврипида. Но, если у античного философа люди и творец в конечном итоге все-таки приходят к консенсусу, то у Пушкина завершение и разрешение конфликта в принципе невозможно. Все дело в том, что большинство "представителей" народа 20 века, в России на самом деле были далеки от понимания всей глубины и сложности профессии, вот это и хотел подчеркнуть классик. Именно исходя из нежелания услышать, и принять творчество поэта, возникает, буквально, невозможность достичь компромисса.

Основная мысль, тема, композиция

Тема: Миссия творца в истории, его роль в обществе и возможность влияния "на умы" людей.

Основная мысль: Непреодолимые разногласия между теми, кто относится к искусству потребительски и тем, кто понимает, что его предназначение просвещать, образовывать обывателей. Непримиримость двух диаметрально противоположных взглядов на жизнь. Народом, который стремится извлечь пользу из всего, в том числе из поэзии, и автором - "избранником небес".

Вначале герой еще пытается вразумить "чернь" осуждая за то, что они не могут оценить статую (задуманную, как образ Бога) и для них дороже "печной горшок", но после жестких реплик в ответ оставляет эти попытки.

Размер: Четырехстопный ямб.

Рифмовка стихотворения достаточно сложная. Происходит чередование мужской и женской рифмы, парной, кольцевой и перекрестной. В репликах народа преобладает парная рифмовка, исключение составляют последние четыре строчки (в них - перекрестная).

Образы и тропы

Уже во вступительной части сразу просматривается симпатия классика по отношению к главному герою. Он характеризует поэта такими эпитетами, как "божественный посланник", "лира вдохновенная". Народ же напротив изображен, как невежественная безликая масса: "тупой", "надменный".

Речь поэта очень эмоциональна. Она изобилует такими эпитетами (дерзкий, бессмысленный), метафорами (рабы безумные, червь земли), для описания народа и сравнениями (душе противны вы, как гробы).

На первый взгляд эти описания могут показаться жесткими и даже агрессивными, но прочитав все стихотворение становится понятно, что через героя говорит сам Пушкин, не пытаясь очернить народ, а всего лишь описывая реальное положение вещей.

9, 10 класс, кратко по плану. 1828 г.

Картинка к стихотворению Поэт и толпа

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Некрасова Пчелы

    Произведение Некрасова « Пчелки » являться, по сути, стихотворной притчей, в которой писатель показывает нравственный пример будущему поколению. В творчестве нашего знаменитого, русского писателя, эта идея прослеживается во многих

  • Анализ стихотворения Бунина Шмель (и цветок)

    Иван Алексеевич Бунин был бедным человеком из дворянской семьи. Писатель являлся лауреатом Нобелевской премии, который очень много путешествовал. Стихотворение написано в 1916 году перед революцией, которая настигла Россию.

  • Анализ стихотворения Маяковского Есенину

    По очень грустному поводу Владимир Маяковский пишет свое стихотворение "Сергею Есенину". В одной из ленинградских гостиниц ушел из жизни в расцвете творчества Сергей Есенин. Его смерть потрясла не только простых людей, но и творческие

  • Анализ стихотворения Баратынского Где сладкий шепот

    Евгений Абрамович Баратынский - русский поэт, а также переводчик. Он однозначно наделен невероятным талантом, часто говорят, что Евгений Баратынский - один из самых интересных образов русской литературы, а также один из самых

  • Анализ стихотворения Есенина С добрым утром

    Многие произведения Есенина рассказывают читателю о его детских годах. Когда поэту исполнилось 17 лет, он решил уехать в столицу и все воспоминания о родном городке Константиново, он пронесет с собой на протяжении жизни,



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!