Новые направления в психологии. Современные направления в психологии

Лекция 8 Классические направления и научные школы психологии

В начале XX в. возникло сразу несколько школ, которые предлагали свой подход в выделении предмета психологии. Направление, которое открыло новую эру в психологии, был бихевиоризм .

Методология нового направления была заложена Джоном Уотсоном (1878 - 1958), (Рис 20) которая была им представлена в программной статье «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913). Некоторые авторы с выходом данной статьи обозначают начало открытого кризиса. Как отметил Поль Фресс, статья оказалась основополагающей только потому, что ознаменовала собой решительный разрыв с предшествующими концепциями.

Психология получит право называться наукой, если выработает объективный метод. Поэтому предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем, а его целью - служение практике. От слова «поведение» и произошло название данного направления (по англ. behavior).

Даная концепция исключила сознание из предмета изучения психологии, потому как его невозможно объективно изучить. И в наблюдении не открывается ничего такого, что моно было бы назвать сознанием (Дж.Уотсон).

Являясь учеником Энджелла, он рассматривал поведение как приспособительные реакции. Под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы, посредством которых индивид приспосабливается к среде. Представленная Э.Торндайком схема соотношения стимула и реакции стала главной в объяснении изучаемых явлений. В соответствии с этим основной задачей бихевиоризма было «наблюдение над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать, ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана» (Дж.Уотсон), анализ структуры и генезиса поведения, факторов, которые помогают или препятствуют становлению связи между стимулом и реакцией. Изменение поведения отождествлялось с развитием психики. Это положение привело к рассмотрению социального фактора, окружающей среды как ведущего в процессе генезиса.

Работы Уотсона показали, что в психике практически нет врожденных актов, на нескольких врожденных рефлексах выстраивается все поведение человека. Новые реакции, полученные в ходе закрепления, называются навыками. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Здесь один из возможных путей выдается за единственный и обязательный.

К середине 20-х гг. бихевиоризм получил широкое распространение в Америке. В то же время для исследователей становилось все более ясно, что исключение сознания, приводит к неадекватной трактовке поведения. На это указал Эдуард Толмен (1886 - 1959), введя в схему внутреннюю переменную – когнитивную карту, потребности и др. Он задал так называемый молярный подход к изучению поведения. Это положило начало необихевиоризму.


Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Барреса Скиннера (1904-1990). Сохраняя двучленную схему его анализа (стимул - реакция), изучает только его двигательную сторону. Скиннер (Рис 21) формулирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном – таких реакций, которые не вызываются стимулами, а выделяются организмом. Подкрепление реакции становится средством формирования нового поведения.

В 70 е гг. бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении. Произошел поворот к изучению социального поведения и нахождению факторов, направляющих и приобретение социального опыта и норм поведения. Появились теории социального научения, социальный бихевиоризм. По мнению Джорджа Мида (1863-1931), формирование человека происходит путем принятия определенных ролей, отражающих взаимодействие с другими. Джон Доллард (1900 - 1980) обратился к изучению асоциального (агрессивного) поведение, в основе которого видел состояние фрустрации. Альберт Бандура (1925 - 1988) показал, что одна из главных причин психологических особенностей человека связана со склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для самого человека. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия, он также должен предвидеть последствия своего поведения путем самостоятельной оценки.

Бихевиоризм не потерял своей значимости до сих пор, несмотря на серьезные критические замечания. Хотя произошли серьезные модификации положений, заложенных Уотсоном, основные принципы остались неизменными. Заслугой является положение о необходимости и возможности направленного обучения, разработка методов, осуществляющих процесс научения, появление тренинга как метода коррекции поведения.

В то время, когда в США вспыхнул бихевиоральный «бунт» против психологии сознания, в Германии другая группа молодых исследователей отвергла прежние установки рассмотрения сознания. Эта группа стала ядром новой научной школы, выступившей под названием гештальтпсихология (от нем.Gestalt – форма, структура).

Ядро образовали Макс Вертгеймер (1880 - 1943), Вольфганг Келер (1887 - 1967) и Курт Коффка (1886 - 1941), которые встретились в 1910 г. во Франкфурте-на-Майне. Дискуссии относительно проводимых Вертгеймером экспериментов по построению образов восприятия видимых движений (фи-феномен) привели к рождению нового направления. Результаты изучения этого феномена были изложены в статье "Экспериментальные исследования видимого движения" (1912), которую рассматривают как начало данного направления.

Гештальтпсихология существенно трансформировала прежнее понимание структуры сознания и высших психических процессов. Главная идея состояла в том, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. В соответствии с таким пониманием предмета предлагают и метод. Предложили феноменологический метод, позволяющий увидеть наивную картину мира наблюдателя, не отягченного предвзятыми представлениями об ее строении. Изучать реакции так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность.

В. Кёлер (Рис 22) проводит мысль о том, что физический мир, так же как и психологический, подчинен принципу гештальта. Психические образы изоморфны физиологическим процессам в мозгу (мозговым полям), возникающих в результате внешних воздействий. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами как выражение структурного единства мира. Этим положением Кёлер предвосхитил отдельные положения общей теории систем.

Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к разнообразным проблемам - восприятия, мышления, потребностей и волевых действий, аффектам, личности. В решении вопросов восприятия и мышления открыли много закономерностей и богатый феноменологический материал. Открытое Кёлером и Вертгеймером (Рис 23) явление «инсайта» (от англ. insight – озарение) как переструктурирования ситуации, объединения условий в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации выявило активность человека при решении задач. Человек не приспосабливается к ситуации, не производит бесконечный поиск правильного решения, а активно преобразует дискретные события и придает им смысл.

Курт Левин (1890 - 1947) (Рис 24) в понимании причин активности личности в статье «Намерения, воля и потребности» (1926) обозначает основные положения теории поля и динамической теории личности. Данная работ имеет принципиальное значение, т.к. обращается к экспериментальному изучению областей психической жизни, наиболее трудно поддающихся экспериментальному исследованию (потребности, аффекты, целеобразование, воля). Исследования, проводимые им и его учениками, ввели в психологию комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение, связанных с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и др.

Также многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития ребенка, так как в исследовании развития психических функций видели доказательства правильности своей теории. В рамках данного направления, по сути впервые, был раскрыт принцип целостности изучения человека.

Плодотворные исследования в рамках данной школы продолжались до 30-х гг. социальные изменения, которые произошли в Германии, вынудили ученых уехать из страны. Вертгеймер, Кёлер, Коффка, Левин эмигрировали в Америку. Здесь теоретические исследования не получили значительного продвижения. К 50-м гг. интерес к гештальтпсихологии спадает. Однако идеи гештальтпсихологии повлияли на преобразование первоначальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, на развитие гештальт-терапии Ф.Перлза, на концепцию саморазвития А.Маслоу.

Первая теория, которая обратилась к изучению личности, был психоанализ (глубинная психология). В становлении этого направления важная роль принадлежит Зигмунду Фрейду (1856-1939). Данное направление возникло в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. Методы Ж.Шарко и М.Бернгейма, у которых он проходил практику, произвели большое впечатление на Фрейда и способствовали такому пониманию происхождения неврозов и их лечения, которое составило ядро его будущей концепции. Невротические болезни он начал понимать как патологическое функционирование "ущемленных" аффектов, сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. При изучении этих аффектов он открыл один из защитных механизмов, предложил новый способ терапии и методом исследования, который назвал психоанализом. В его основу легло учение о бессознательном.

Первый вариант представления о системе душевной жизни, как имеющей глубинное строение, представленное тремя уровнями: сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними, - появился в работе «Толкование сновидений» (1900). С нее условно считают рождение данного направления.

Источником предположений о бессознательном стало изучение фактов, которые являются нормальными проявлениями душевной жизни, но не поддаются сознательному контролю (забывчивость, описки, сновидения, ошибочные поступки). Оно сами открываются сознании, а их причины нет. Придерживаясь позиции психологического детерминизма, Фрейд (Рис 25) полагает наличие психологической структуры, проявлением которой и являются данные факты. И называет ее бессознательным. Вопрос о содержании и сущности бессознательного привел к выделению влечений, с которыми наше социализированное сознание не может примириться, вытесненное из сознания как недопустимое па своей природе. Основными из этих влечений считает сексуальное влечение (либидо) и под влиянием событий первой мировой войны добавляет влечение к смерти (мортидо). Они исходный момент душевной жизни и истинная психическая реальность. Влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Они находятся в постоянном столкновении, существует конфликт противоположно направленных сил:

Позже данная структура была им преобразована в структуру личности и психическая сфера разделилась на три образования: «Я», «Сверх-Я», «Оно». Влечения стали рассматриваться в соответствии с принципами удовольствия - сексуальные влечения, с принципом реальности инстинкт самосохранения-влечения «Я». Они объединяются в группу влечений к жизни (эрос).

Данную структуру Фрейд перенес на понимание социальных и культурных процессов в обществе. События человеческой истории, взаимодействие между человеком и природой, культурным развитием и отказом от первобытного опыта... – не более чем отражение динамических конфликтов между Я, Оно и Сверх-Я, которые психоанализ изучает в индивиде, те же самые процессы, повторенные в более широком масштабе (З.Фрейд).

В 1902 г. к Фрейду присоединились представители разных профессий (врачи, писатели, художники), желающих изучить психоанализ и применить его в своей практике, из которого вышли новые направления изучения бессознательного. Альфред Адлер (1870-1937) (Рис 26) полагал, что существуют и другие, не менее значимые мотивы, которые могут стать ведущими в формировании личности, одно из главных - стремление к преодолению совей неполноценности. Карл Густав Юнг (1875 - 1961) (Рис 27) ввел коллективное бессознательное, представил более сложную структуру личности и ее индивидуацию, ввел в качестве критериев построения типологии личности – психические функции и направленность энергии, расширил понимание либидо до диффузной творческой силы, проявляющейся разными путями.

Позже в рамках данного направления появилось достаточно много самостоятельных теорий, выступивших с модификациями учения о бессознательном в психоанализе. Среди них можно выделить Вильгельм Райх, Отто Ранк, Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Салливан и др.

Важным моментом в развитии психоанализа было изменение подхода к психологической защите, в концепциях Фромма, Салливана, Хорни он уже рассматривался при конфликтах личности и окружающим. Анна Фрейд проанализировала психологические механизмы Я уже на новых положениях структуры личности, выделяя в качестве главной структуры личности, Я (Эго). Развивая идеи Эго-психологии, Эрик Эриксон (1901 -1980) (Рис 28) соединил психоаналитический подход с идеями гуманистической психологии, в идеи о важности осознания и сохранения идентичности с собой и с обществом, ее цельность.

Данное направление приобрело широкую известность во всем мире, повлияло на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком. В этом направлении впервые были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития, разработаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потребностной сферы человека.

В конце 50-х-начале 60-х гг. большие направления, возникшие в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования - необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология - начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического подхода как возможности объективной психологии.

Наиболее важным обстоятельством, способствовавшим такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теории. Это исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В.Франкла, исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге - нейрофизиологии, нейроморфологии, нейропсихологии. Широкое распространение получила психогенетика человека. Развиваются межкультурные исследования.

Критическое отношение к положениям бихевиоризма и психоанализа привело к появлению в США «Третьей силы» - гуманистической психологии . Это направление заявило о себе в 60-е гг., хотя ее основные методологические положения начинают фомироваться в 40-е гг. на основе школы экзистенциализма. Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности сформулировал Гордон Олпорт (1897 - 1967). (Рис 29) Было представлено новое понимание личности как открытой и саморазвивающейся системой, важность для развития контактов с окружающими людьми. В основе развития человеческой личности лежит потребность взорвать равновесие и, достичь новых вершин, потребность саморазвития.

Прежние подходы не давали объяснение стремлению человека к самосовершенстованию, развитию своей духовной уникальности, творческой реализации своих потенциальных возможностей привело к оформлению гуманистической психологии как междисциплинарного направления. Ведущими представителями выступают Гордон Олпорт, Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970), Ролло Мей.

Предметом данного направления становится здоровая целостная личность с ее реальными проблемами, верой в доброту и собственные силы человека, учетом реальности чувств и ценностей, интенций личности, подчеркиванием уникальности личности. Каждый человек уникален. Люди, утверждают они, совершают акты свободного выбора, а не направляются подкреплениями и бессознательными силами. Каждый совершающий выбор индивидуум наделен ответственностью за развитие системы ценностей, которая будет служить для него направляющей силой в достижении осмысленной и полноценной жизни. Это достижение они назвали самореализацией, или самоактуализацией.

Маслоу (Рис 30) предложил теорию мотивации, получившую всеобщую известность самой высшей потребностью рассматривалась самоактуализация. Для одного индивидуума она может выражаться в области искусства, для другого в науке, а для третьего - в покорении горных вершин. Он считал, что самоактуализированные люди являются наиболее здоровыми и что изучение ценностей этих людей может привести к формированию научно обоснованной универсальной этической системы.

Данное направление ставит больше практического характера, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Благодаря такой практической направленности эта психология приобретает влияние и получает широкое распространение. Большая заслуга в таком направлении развития гуманистической психологии принадлежит Карлу Роджерсу. (Рис 31) Он разработал теорию полноценно функционирующей творческой личности и соответствующую ей личностно-ориентированную психотерапию, известную под названием «клиент-центрированной терапии». Она представляла собой радикальный отход от теории и практики психоанализа, позволяя индивидууму самому определять путь к своему выздоровлению и наиболее полному выражению себя.

Одним из наиболее популярных видов психотерапии стала логотерапия, разработанная Виктором Франклом (1905 - 1997). (Рис 32) В качестве базисного мотива человека является смысл, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум. Смысл имеет конкретное содержание, он индивидуален и составляет сущность существования применительно к каждому человеку. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь. Логотерапия создана была для обнаружения смысла – логоса – своего существования.

Гуманистическая психология впервые обратила внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны в поведении человека, но и на позитивные стороны личности. Она обратилась к человеку в его уникальности и сделала предметом исследования личную сферу, субъективность, признавая свободу выбора. Человек избирает свой жизненный путь и принимает на себя ответственность за свою самость и свои достижения в жизни. Данное направление является и в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ. Наибольшее распространение получило в Европе, а с 90-х гг. XX в. и российские исследователи обратились к проблемам человека с позиции гуманистического направления.

В середине 60-х гг. в США возникает когнитивная психология , критикующая взгляды бихевиористов на отрицание роли сознания и внутренней организации психических процессов. Данное направление выступало и против упрощенного подхода бихевиористов к обучению человека, который не мог служить основой для совершенствования учебного процесса.

В когнитивной психологии решающую роль играет система когнитивных реакций, которые связаны и с внешними стимулами и с внутренними переменными. Человек представлен в этой концепции как система, занятая активными поисками сведений и переработкой информации: перекодирование в другую форму, отбор определенной информации для дальнейшей переработки или исключение некоторую информацию из системы.

У истоков когнитивной психологии стоят Джером Брунер (р.1915), Герберт Саймон (1916 - 2001),. Леон Фестингер (1919 - 1989) и др., ведущими представителями являются Ульрих Найссер (р.1928), Джордж Миллер (р.1920).

Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы – память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход распространился также на исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также социальную психологию.

Когнитивная психология представила довольно много объяснительных моделей когнитивных процессов, однако при этом человек выпал из рассмотрения. В связи с чем когнитивная психология вынуждена наряду с когнитивными процессами допустить особое начало, гипотетического участника, носителя психической деятельности. При этом произошла редукция в изучении психического.

Тем не менее, когнитивная психология имеет достаточно большое распространение и сегодня. Особое развитие данное направление получило в социальной психологии, где все большую роль получает изучение социальных когниций и их роли в межгрупповом взаимодействии. Работы данного направления способствовали появлению экологического подхода, одного из распространенных направлений современной психологии.

Современная психология – весьма разветвленная система знаний. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.

В 60-е гг. в связи с исследованиями мозга оживляется интерес к проблеме сознания и его роли в поведении. Возникли исследования, ставящие своей задачу выяснить связь мозговой структуры и психические процессы. Появились исследования, посвященные функциональной асимметрии мозга в психической организации. Исследуются профессиональные различия в использовании полушарий и особенности психических процессов у представителей различных культур.

В это же время широко развернулись исследования по психогенетике человека. В центре находится вопрос о соотношении генетических факторов и условий внешней среды в формировании психики человека. Наиболее разработанной областью психогенетики является интеллект, хотя исследуются также восприятие, психомоторика, способности, темперамент и личность с целью выявления генетической обусловленности их составляющих.

Проблема психического развития в онтогенезе и качественного изменения сознания в ходе исторического развития легло в основание генетического подхода, основателем которой является Жан Пиаже (1896 - 1980). (Рис 33) В результате своих исследований он пришел к выводу, что психическое развитие – это развитие интеллекта, через которые проходит ребенок. Разработал проблему происхождения интеллекта, описал механизмы перехода с одной стадии на другую. Обогатил психологию, выделенными феноменами детского мышления. Которые получили название «феномены Пиаже». Показал, что интеллект ребенка другой по сравнению со взрослым. Данный подход имеет много последователей. Идеи Пиаже о моральном развитии ребенка получили новое понимание в теории Лоуренса Кольберга (1927 - 1987).

Изучение развития человека в зависимости от социально-культурных факторов определили интерес к межкультурным исследованиям, получивших развитие в зарубежной психологии начиная с 50-х гг. В этих исследованиях ставилась задача проверки универсальности психических процессов, выявление особенностей познавательной деятельности разных культур и народов Африки, Дальнего Севера (Аляски), островов Океании, индейских племен.

Изменение, происходящие в общественно-социальных условиях, ставят перед психологией новые задачи. Появляются новые отрасли, направленные на решение проблем эмиграции, толерантности, терроризма, возникновения и разрешения конфликта. Развиваются и прикладные направления: психология менеджмента, организационное поведение, медицинская психология и многие другие.

Во второй половине XX в. возникло движение «новой волны», выросшей из практики психотерапии, как осмысление полученного опыта, его обобщения и передачи другим специалистам. Наиболее известными подходами «новой волны» являются эриксонианский гипноз, нейро-лингвистическое программирование, позитивная психотерапия, психотерапия, фокусированная на решении. Данные направления показали, что любые теоретические постулаты, принципы, модели могут быть изменены в зависимости от целей, задач, условий, ресурсов пациента и психотерапевта.

Огромное многообразие теоретических концепций, теорий личностей, методического инструментария, практико-ориентированных направлений ставит перед психологий методологические вопросы, о понимании специфики психологического знания, предмет психологии, соотнесения данных, полученных в различных направлениях.

Претерпела множество метаморфоз и изменений. Каждая эпоха, каждый новый век, каждое десятилетие привносили в психологию что-то своё, благодаря чему в наши дни существует не просто психология как самостоятельная и самодостаточная дисциплина, но психология, которая имеет всевозможные ответвления и направления. В этой статье мы поговорим о десяти наиболее популярных в нашу современность психологических направлениях. К ним можно отнести:

Ниже вкратце о каждом из этих направлений.

НЛП

Является одним из направлений в практической психологии и психотерапии, основанным на специальных техниках моделирования вербального и невербального поведения человека, успешного в какой-либо области, а также наборе особых связей между памятью, движением глаз и формами речи.

НЛП появилось в 60-х – 70-х годах прошлого столетия благодаря деятельности группы учёных: Ричарда Бендлера, Джона Гриндера и Фрэнка Пьюселика, работавших под патронажем известного антрополога Грегори Бейтсона. НЛП не признаётся академическим научным сообществом, а многие методики, согласно заключениям противников этого метода, не могут быть научно обоснованы. Однако в наше время НЛП является очень популярным, имеет огромное количество сторонников и практикуется множеством организаций во время психологических тренингов, а также различными тренинговыми и консалтинговыми компаниями.

Психоанализ

Представляет собой психологическую теорию, которую разработал австрийский невролог Зигмунд Фрейд на рубеже XIX-XX веков. Психоанализ также считается эффективнейшим методом лечения психических отклонений, основанным на этой теории. Благодаря деятельности таких учёных как К.Г. Юнг, А. Адлер, Г.С. Салливан, К. Хорни, Ж. Лакан и Э. Фромм это направление получило сильнейшее развитие. Среди основных положений психоанализа можно выделить то, что поведение, опыт и познание человека определяются, главным образом, внутренними нерациональными бессознательными влечениями; структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве; противостояние между сознательным и бессознательным может приводить к психическим расстройствам и т.д.

В современной интерпретации психоанализ состоит более чем из двадцати различных концепций человеческого развития, а подходы к лечению психических недугов посредством психоанализа столь же различны, сколько и сами теории.

Гештальтпсихология

Школа была основана в начале XX века чешским психологом и философом Максом Вертгеймером. Предвестниками её появления стали исследования восприятия, а в центре внимания находится стремление психики к организации получаемого человеком опыта в доступную для понимания единицу. Согласно идеям гештальтпсихологии, базисными психологическими данными являются гештальты – целостные структуры, которые не выделяются из общего числа компонентов, их образующих. Им присущи свои законы и характеристики.

В последнее время гештальтпсихология сменила свои позиции по отношению к сознанию человека и утверждает, что анализ этого сознания должен в первую очередь быть направлен не на отдельные элементы, а на целостные психические образы. Вместе с психоанализом и феноменологией гештальтпсихология стала основой гештальттерапии, где основные идеи перенесены с процессов восприятия на общее миропонимание.

Расстановки по Хеллингеру

Системно-семейные расстановки являются феноменологическим методом системной семейной терапии, основные важные открытия в котором были сделаны немецким философом, психотерапевтом и богословом Бертом Хеллингером. Сам метод предназначен для коррекции системных семейных травм, называемых системными динамиками, и устранения их последствий.

Терапевты, работающие по этой методике, определили, что многие проблемы людей связаны с семейными травмами, имевшими место в прошлом, такими как убийства, суициды, ранние смерти, изнасилования, переезды, разрывы семейных отношений и т.п. Расстановки по Хеллингеру отличаются от других подобных методов тем, что они являются кратковременными и используются лишь один раз. В своих книгах Хеллингер относит эту методику не столько к психотерапевтическим направлениям, сколько к духовным практикам.

Гипноз

Гипнозом называют измененное состояние сознания, которое характеризуется одновременно как признаками бодрствования, так и сна, во время которого могут происходить и сновидения. Благодаря гипнозу в одно и то же время могут параллельно сосуществовать два состояния сознания, которые в обычной жизни являются взаимоисключающими. Первые сведения о гипнозе датируются ещё третьим тысячелетием до нашей эры – гипноз практиковался в Древней Индии, Египте, Тибете, Риме, Греции и других странах.

Идея гипноза базируется на двойственности природы психики, в которой есть сознательное и бессознательное. И случается так, что бессознательное оказывает больше влияния на психику, нежели разум. Поэтому в настоящее время при помощи гипноза опытные специалисты разрешают всевозможные проблемы людей, которые не удаётся устранить более традиционными методами.

Позитивная психотерапия

Метод позитивной психотерапии является одним из основных в своей сфере. Он был основан немецким неврологом и психиатром Носсратом Пезешкианом в 1968 году, но Европейской ассоциацией психотерапии был признан в 1996 году, а Всемирным советом психотерапии — лишь в 2008 году.

Эта психотерапевтическая методика относится к разряду транскультурных, психодинамических психотерапевтических методик с гуманистической позицией. Согласно ей, важнейшей данностью человеческой природы являются способности (как врождённые, так и приобретённые). А сама методика построена таким образом, что включает в себя рациональный и сугубо научный западный подход, а также восточную мудрость и философию. В 2009 году основатель позитивной психотерапии номинировался на Нобелевскую премию за заслуги в физиологии и медицине.

Клиент-центрированная терапия

Клиент-центрированная терапия в качестве психотерапевтического метода была предложена американским психологом Карлом Роджерсом как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Изначально автором была представлена гипотеза, согласно которой человек в силах самостоятельно изменить себя, а психотерапевт выполняет лишь роль наблюдателя, контролирующего процесс. Однако позже был сделан уклон на улучшении методов, которые помогут специалисту лучше понять состояние клиента и изменения в нём в ходе терапии. Именно благодаря основной идее метода (прийти к пониманию самовосприятия человека) метод и получил своё название. Есть и ещё один важный момент: в клиент-центрированной терапии главнейшая роль отводится построению взаимоотношений между пациентом и терапевтом как залога достижения успеха в лечении.

Арт-терапия

Арт-терапия представляет собой особый вид психологической коррекции и психотерапии, который основывается на творчестве и искусстве. В более узком понимании арт-терапию можно назвать лечением посредством изобразительного творчества, целью которого является воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Сам термин, обозначающий «лечение искусством», был введён в 1938 году британским художником и терапевтом Адрианом Хиллом в то время, когда он описывал свою работу в медицинских учреждениях с больными туберкулёзом. Затем метода была применена в США в работе с детьми, которые были вывезены из концлагерей фашистов во время Второй мировой войны. С течением времени арт-терапия набирала всё больше приверженцев, а в 1960 году в США была основана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная психотерапия является терапевтической практикой, которая позволяет работать с неврозами и проблемами людей посредством телесного контакта. Основателем этого направления считается ученик Зигмунда Фрейда американский и австрийский психолог Вильгельм Райх, отошедший в своё время от психоанализа и акцентировавший внимание на теле.

В основе этой терапии лежит понятие «мускульного (характерологического) панциря», согласно которому мышечные зажимы формируются как защита от беспокойств, возникающих у детей на основе сексуальных желаний и сопровождающихся страхом быть наказанными. Со временем подавление этого страха становится хроническим, в результате чего образуются специфические черты характера, которые и образуют этот панцирь.

Позже идеи Райха были продолжены Идой Ролф, Гердой Бойесен, Мэрион Розен и Александром Лоуэном. В России к данному направлению психотерапии часто относят метод Фельденкрайза.

Коучинг

Коучинг — это сравнительно недавно появившийся метод тренинга и консалтинга, отличающийся от традиционных тем, что в нём отсутствуют жёсткие рекомендации и советы, но присутствует совместный с клиентом поиск решения проблем. Также коучинг отличается ярко выраженной мотивацией на достижение определённых целей и результатов в деятельности и повседневной жизни.

Основоположниками коучинга считают американского коуча и создателя концепции внутренней игры Тимоти Голви, британского автогонщика и бизнес-тренера Джона Уитмора и основателя Университета коучей и других коуч-организаций Томаса Дж. Леонарда.

Основная идея коучинга состоит в том, чтобы переместить человека из области проблемы в область её эффективного решения, позволить ему увидеть новые способы и пути максимального раскрытия своего потенциала, а также помочь наладить дела в различных сферах своей жизнедеятельности.

Конечно, представленные описания не могут вместить в себя всю полноту этих психологических направлений, так же, как и не могут раскрыть все их особенности. Но нашей задачей было лишь познакомить вас с ними, представив очень краткую характеристику. А в каком направлении развиваться вам – это уже дело вашего личного выбора.

Мы будем рады, если вы поучаствуете в нашем небольшом голосовании. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое из описанных направлений показалось вам наиболее интересным?

Современная психологическая наука представляет собой конгломерат различных направлений, каждое из которых имеет свои представления о сущности психики. Поэтому в настоящее время психологи затрудняются в определении единой теоретической концепции. Такое положение дел объясняется большим разнообразием проявлений психических явлений.

Общая характеристика основных направлений психологии:

1. Интроспективная психология изучает сознание. Это ряд направлений в психологической науке, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение за содержанием сознания (интроспекцию). Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта – Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, путем созерцания или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания (В. Вундт, Э. Б. Титченер, Ф. Брентано, К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльне). Таким образом, в интроспективной психологии преобладает субъективизм, основное внимание уделяется сознанию, не учитываются другие стороны психики.

2. Бихевиоризм (behavior – поведение). Данное направление психологии возникло в начале ХХ в. в США. Основатель – Джон Уотсон. Считается, что изучать можно только лишь то, что объективно наблюдаемо, т.е. поведение. Поведение понимается как мышечные реакции, вегето-сосудистые изменения и деятельность желез внутренней секреции и описывается с помощью формулы – S–R , где S – стимул, предшествующий поведению и вызывающий его, а R –поведение. Подкрепления являются следствием поведения. Если они нежелательны, то поведение затормаживается, если благоприятны – воспроизводится. Бихевиоризм в основном критикуют за то, что не учитываются влияния внутреннего (мотивов, желаний, установок, интересов) на внешнее (поведение). Не дается ответ на вопрос: «Почему люди при одних и тех же одинаковых для них внешних стимулах дают разные реакции?».

3. Глубинная психология включает:

    психоанализ З. Фрейда;

    индивидуальную психологию А. Адлера;

    аналитическую психологию К.Г. Юнга.

Основные положения.

    Психика – это бессознательное, содержание которого составляют врожденные инстинкты, направленные на получение удовольствия. По З. Фрейду – это сексуальный инстинкт и агрессия (стремление к разрушению, танатос), по К.Г. Юнгу – архетип (коллективное бессознательное), по А. Адлеру – стремление к превосходству, совершенству, преодолению чувства неполноценности.

    Структура психики:

    сверх-Я (superego ) – моральные стандарты и запреты, усвоенные бессознательно (совесть, чувство вины):

    Я (ego ) – реально воспринимаемая информация о мире и регуляция действий индивида. Я живет в реальном мире;

    Ид (оно, alterego ) – слепые инстинкты (секс и агрессия), стремящиеся к удовлетворению.

    Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры. Это создает напряжение, от которого индивид спасается с помощью следующих защитных механизмов:

а) вытеснение – забывание и подавление неприятных, асоциальных, общественно неодобряемых побуждений;

б) отрицание – выбрасывание из памяти неприятных событий жизни. Например, фантомные боли при ампутированных конечностях, истерическое бегство, амнезия;

в) проекция – отчуждение неприемлемых чувств и приписывание их другим;

г) рационализация – при сокрытии неприемлемых чувств человек впадает в крайность, в рациональное объяснение бессознательных процессов;

д) регрессия – перед лицом несчастий человек начинает вести себя по-детски, отказываясь от принятия самостоятельных решений. Например, энурез ребенка при появлении новорожденного в семье;

е) сублимация – «возгонка», перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Например, военные игры для взрослых мужчин, кукла для битья, которые способствуют снятию агрессии социально приемлемым способом.

Таким образом, психическое и социальное развитие человека идет через установления баланса между инстинктами и культурными нормами. При этом игнорируется роль сознательного. Человек становится рабом своих инстинктов.

4. Гештальтпсихология (гештальт – целостная форма, образ)возникла при изучении познавательных процессов (К. Коффка, М.Вертгеймер, В. Келлер, Ф. Перлз). Основное внимание уделяет исследованию высших психических функций как целостных структур. Основное положение данного направления психологии заключается в следующем: для психической деятельности человека свойственно стремление к целостности и завершенности. Любое незаконченное действие оставляет в психике след в виде напряжения, которое стремится разрядиться в реальном или символическом плане. Данное положение используется в гештальтпсихотерапии, поэтому любые незаконченные действия лучше запоминаются человеком. Ассоциативная психология (ассоцианизм) – направление гештальтписхологии, утверждающее, что психические процессы объединены по принципу ассоциации, а сама психика – психический образ, являющийся продуктом ассоциации.

5. Когнитивная психология , представителями которой являются Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Дж. Фодор, М. Айзенк, Дж. Кеттел, возникла в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века как реакция на бихевиоризм, отрицающего роль внутренней организации психических процессов. Предметом изучения являются когнитивные (познавательные) процессы, интеллектуальные характеристики человека. В этот период были созданы интеллектуальные тесты, позволяющие оценить уровень развития познавательной сферы человека. Представителям данного направления не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.

6. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс) – экзистенциональное направление психологической науки (экзистенция – смысл жизни). Основным положением данного направления психологии является то, что ведущий мотивом человека – его стремление к самоактуализации, под которой понимают непрерывный поток развития. У каждого человека есть внутренний потенциал, который стремится к раскрытию. Психоанализ и бихевиоризм не признают человеческой свободы: в одном случае человек – заложник слепых инстинктов, в другом – условий среды. Нормально развивающийся человек всегда хозяин жизни и у него есть возможность выбора.

7. Психология деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин) возникла и развивается в России.

Основные положения:

    развитие психики осуществляется через деятельность – взаимодействие человека со средой. Сама же психика проявляется во внешней и внутренней деятельности. К внешней деятельности относится предметно-практическая активность, а к внутренней – перцептивная, мыслительная, мнестическая, имажитивная, речевая деятельность;

    сознание является внутренним планом деятельности, поэтому психика – это совокупность внутреннего и внешнего;

    психические функции человека носят опосредованный характер, т.е. субъект управляет собственной психикой благодаря усвоенными из культурно-исторического опыта понятиям, значениям, логическим операциям. С помощью данных психических орудий (значений и понятий) люди регулируют свою психику и деятельность.

Вывод. В каждом направлении психологии и научной школе лежит идея об «единице» психике:

    сознание (интроспективная психология);

    поведенческий акт (бихевиориальная психология);

    обратимые реакции (Ж. Пиаже, когнитивная психология);

    значение и переживание (Л.С. Выготский, психология деятельностного подхода);

    предметная деятельность (А.Н. Леонтьев, психология детельностного подхода);

    когнитивные процессы (когнитивная психология);

    установка (теория установки Д. Н. Узнадзе);

    фигура и фон (гештальтпсихология);

    ориентировочная основа деятельности (П.Я. Гальперин, психология деятельностного подхода);

    бессознательное (глубинная психология).

Это еще раз доказывает отсутствие единой концептуальной теории о психике и свидетельствует о великом разнообразии ее проявлений.

Вопросы для самопроверки:

    Какова специфика психологии как науки? Определите задачи психологии.

    Дайте характеристику основных этапов формирования психологии как науки.

    Раскройте особенности материалистического и идеалистического понимания сущности и происхождения психики.

    Назовите основные свойства психического отражения.

    Каковы основные функции психики? Приведите примеры.

    Чем обусловлено возникновение различных направлений психологии как науки?

    В чем заключается сущность каждого направления психологии?

Литература

    Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Гл. 1 /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2002. Гл. 2.

Направления современной психологии.

В этом очень кратком обзоре, мы обозначим основные направления современной психологии, что бы внести ясность в общепринятые и всем известные термины – и психология . Клиент приходит на консультацию к , подчас не подозревая, что сегодня в мире не существует единой науки - психологии и единой системы психологического знания, а есть различные направления с отличными стандартами и методами работы. Дело не в том хороши или плохи различные школы психологии , скорее, каждая школ позволяет добиться хороших результатов у тех клиентов, которые соответствуют ей по своей психологической организации, особенностям индивидуального развития, темпо-ритму своего сознания. Наверное, было бы идеальным, если бы каждый психолог интегрировал в себе знания всех школ и владел многими методами практической психологии , чтобы достичь успеха с каждым клиентом.

ПСИХОАНАЛИЗ.

Направление в современной психологии , основанное З. Фрейдом в начале XX века. Акцент данного направления направлен на исследование динамики либидо (Зачастую либидо сводят только к сфере сексуального. Это не так. Либидо по Фрейду является универсальной формой психической энергии, несущей в себе потенциал возможностей для любых действий несущих наслаждение – это может быть творчество, эстетика, работа, спорт, секс). Наиболее важен детский период жизни во время которого закладываются стереотипы сексуального поведения, являющиеся областью наиболее цензурируемых отношений. Именно в детском периоде сознание каждого человека сталкивается с неразрешимыми противоречиями между нормами морали и инстинктивными побуждениями в результате чего «запретное» вытесняется, отдавая предпочтение социальной, семейной, религиозной морали, то есть, уступая свое природное естество авторитету взрослых. Подобно айсбергу большая часть психической деятельности скрыта под поверхностью сознания и подвержена воздействию неконтролируемых сил – это было известно до Фрейда, также как существовал и термин бессознательное. Фрейд детально исследовал структуру осознаваемого и бессознательного и описал механизмы протекающих в них процессов. То, что существовало в дофрейдовской психологии в качестве наметок или проектов приобрело вид законченной теории человеческой личности. Психоанализ исследует такие процессы психики, как вытеснение, реактивные формации, сублимация, замещение, проекции, инстинкты, агрессия – все то, что скрыто в глубинах бессознательного, в той подводной части «айсберга», которая не подлежит контролю разума, но при этом является подлинным правителем человека. Осознание «скрытой информации» позволяет добиваться выраженного терапевтического эффекта в борьбе с неврозами, депрессиями, психотическими состояниями, болезнями.

Одной из фундаментальных работ З. Фрейда является «Толкование сновидений». Сновидения в психоанализе рассматриваются, как свидетельства нереализованных желаний и страхов.

Психоанализ обычно проводиться в форме одночасовых сессий. Это длительный процесс, состоящий из десятков или даже сотен сессий, которые проводятся в течение многих месяцев или даже лет.

Несмотря на то, что сегодня по прошествии века психология пересматривает некоторые позиции учения Фрейда, без его концепций не обходится ни одна современная школа.

Самый известный из последователей Фрейда, швейцарский психиатр, психолог и философ К. Г. Юнг расширил концепцию бессознательного и основал, по сути, новую школу, которая сегодня известна, как

ЮНГИАНСКИЙ АНАЛИЗ . Кроме индивидуального бессознательного - продукта личной истории, К. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», то есть субстанции разума, которая принадлежит всему человечеству в целом. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные «архетипами» - изначальными образами. Не стоит считать, что коллективное бессознательное представляет собой, лишь некую негативную сферу, от которой необходимо отстроится. На самом деле коллективное бессознательное скорее выступает, как общая информационная база, которую можно и нужно использовать во благо себе. Негативное влияние проявляется лишь там, где присутствует слепое следование системе. Все знания, таланты и способности, все лучшее, что накоплено человечеством за его долгую историю, предназначены для того, чтобы реально помогать каждому человеку. Задача юнгианского аналитика - уметь синтезировать все это в своей практике, непрестанно совершенствуя и творчески видоизменяя для каждого конкретного случая и в соответствии с требованиями времени. В отличие от психоанализа Фрейда, стремящегося к точным научно обоснованным интерпретациям, которые, к сожалению могут порой носить разоблачительный характер и вызвать у клиента отторжение, юнгианские аналитики проводят сессии исходя из того, что верно лишь то, что верно для самого клиента. Они будут стараться не только обсудить проблему со всех возможных точек зрения, но и способствовать пробуждению любых творческих начинаний у клиента, которые могут проявиться в любви к рисованию, лепке из глины, в сочинении сказок, ведении дневника и т.п.

ПСИХОДРАМА

Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, и философа Я. Л. Морено. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил – «Вы разрешили людям говорить, я разрешу им действовать». Впервые психотерапевтические сеансы из индивидуальных трансформировались в групповые, переносясь из замкнутого психоаналитического кабинета в реальную людскую среду. Таким образом, Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения, в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.

Психодраматическая сессия начинается с разогрева, - это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы. Затем происходит выбор протагониста (актер, играющий главную роль), то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так - ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.

После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства и даже сновидения). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. Психодраматическая сцена заканчивается, когда протогонист находит решение проблемной ситуации или почувствует, что получил достаточно информации о ситуации. После этапа действия проходит шеринг – обмен впечатлениями между «участниками действия» и «зрителями». Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, какого им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы – мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.

Психодрама сегодня в оригинальном виде распространена мало, однако, ее элементы широко используются во всех направлениях психологии.

ЛОГОТЕРАПИЯ

Психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом в 40-х годах XX столетия, основанная на убеждении, что развитие личности невозможно без поиска и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он таков, что реально недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация (жизненный застой), приводящая к неврозам и психическим заболеваниям. В процессе логотерапии ставится задача помощи клиенту в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других, каким бы привлекательным он не был. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это: творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. Логотерапия имеет собственные уникальные терапевтические методики, такие как метод парадоксальной интенции, дерефлексия и др.

Логотерапия эффективна для помощи в различных ситуациях: неврозы, фобии, страхи, сложности во взаимоотношениях, депрессии, проблемы в области сексуальности, преодоление психологических травм и насилия и др.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

о формилась, как самостоятельное течение в 50-60-х годах и представляет собой скорее совокупность сходных философских воззрений на человека, что дает практическим возможность строить обоснованный терапевтический процесс. Основу гуманистической психологии заложили такие всемирно известные мыслители, как Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт. и др. Согласно представлениям гуманистической психологии , человек наделен врожденным и неодолимым стремлением к самореализации и самоактуализации, причем важен, как внутренний сокровенный уровень сознания так и уровень самосознания в пространстве социума. В определенной степени, самоактуализация не может протекать бесконфликтно: свобода и социальность, творчество и ответственность, любовь и долг – коллизии, которые нуждаются в глубоком философском осмыслении для каждого человека. Особое внимание придается тому, что реальность, воспринимаемая человеком согласно стереотипных представлений большинства, имеет условный характер, в то время, как истинной реальностью являются только внутренние переживания самого человека.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал «выздоровления», относительно всех явлений человеческой жизни. При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для восстановления личности в процессе психологических консультаций. Гуманистического психолога отличает особая степень безусловного принятия клиента, поддержки, эмпатии (сопереживание), внимания к индивидуальности, стимулирования осуществления выбора и принятия решений, подлинности. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической научной базе и использует широкий набор терапевтических технологий и методов. Гуманистическая терапия помогает: найти себя, разрешить внутренние и межличностные конфликты, принять трудные решения, справиться с зависимостями , выйти из , преодолеть одиночество, научиться получать удовольствие от жизни, вернуть интуицию и спонтанность, восстановить здоровье, преодолеть конфликты в отношениях с близкими, восстановиться после перенесенных психологических травм и насилия, повысить качество жизни.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

– (лат. existentia – существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др.. Психологическое направление, изучает: 1). Проблемы времени, бытия и небытия; 2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества; 4) Сущность Бога. Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности забвение которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии.

Целью экзистенциальной психологии является решение задачи восстановления аутентичности конкретной личности - соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

(нем. gestalt - целостная форма или структура)начала развиваться в Германии в начале XX столетия. Данное направление основывается на том постулате, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Однако, имея ряд потребностей, причем конкурирующих потребностей, человек склонен к «упрощению» картины окружающего мира, выделяя лишь отдельные доминирующие потребности для их реализации. В таком случае человек видит только то, что хочет видеть и не замечает окружающего. Потребность становиться фиксированной, навязчивой и поэтому принципиально неразрешимой. Неудовлетворение потребностей приводит к дефицитарному образу жизни. Задача гештальт-терапевта добиться того, чтобы клиент опознал свою потребность и научился с ней взаимодействовать. Невозможность почувствовать потребность делает поведение человека дезорганизованным и неэффективным, сопровождается тревогой или депрессией и выражается противоречием между осознаваемыми аспектами и неосознаваемыми феноменами поведения. В этом случае задача терапевта – помочь клиенту с прояснением его потребности, исследуя феноменологию и показывая клиенту, как она в нем проявляется, чем замещается потребность и где прерывается. Гештальт-терапия , основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, основывается на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента, как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей. Многие гештальт - психологи считают, что при правильной постановке гештальт-терапия в отличие от психоанализа не вызывает сопротивления клиента.

Основные приемы работы и техники гештальт-терапии - осознавание, фокусировка внимания, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

- направление в психологии , изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. В своей практической части, построена на принципах терапии разработанной А. Беком. В качестве основы данного метода принят, доказанный многочисленными экспериментами факт, что познание (имеется в виду построение картины мира) является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (неврозы, депрессии, конфликты и др. негативные состояния) объясняется прежде всего за счет неправильно построенного описания своей личности. Ответы на вопросы - Каким я вижу себя?, Какое будущее меня ожидает?, Каков окружающий мир?, безусловно, не имеющие стандартных решений, тем не менее, могут быть, как адекватными, так и неадекватными реальности. Неадекватные ответы приводят человека к ошибочным действиям и соответственно к «катастрофе». В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения („автоматические мысли“) определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На первом этапе (логического анализа) пациент вырабатывает критерии обнаружения ошибок собственных суждений, возникающих в критических ситуациях; на втором этапе (эмпирического анализа) отрабатывает приемы соотнесения суждений объективной ситуации; на третьем этапе (прагматического анализа) строит оптимальное осознание себя самого и своих действий.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является С. Грофф. Трансперсональная психология , впервые, открыто проводит масштабные исследования психологии человека, учитывая доперсональный период жизни, то есть внутриутробный и предшествующий ему цикл духовного существования вне телесной формы. Все три периода представляются, как единый цикл бытия данного индивида, что позволяет рассматривать позитивные или негативные коллизии земного человека с гораздо более высокой точки, чем это было прежде. Трансперсональная психология изучает сознание в более широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания в многомерном бытии, высшие состояния сознания, парапсихологические феномены, метапотребности и метаценности. Соответственно, в качестве терапевтических методов используются, ранее неприемлемые с точки зрения науки: медитация, холотропное дыхание, активное воображение, религиозный и мистический опыт, измененные состояния сознания. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в тренингах личностного роста, лечении наркомании, алкоголизма, суицидальных тенденций, психозов и неврозов, как разновидностей духовного кризиса.

– направление психологии , оформившееся в 70-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Основателями НЛП являются две харизматические личности - лингвист Д. Гриндер и Р. Бэндлер. Школа НЛП представляет собой скорее набор многочисленных техник, чем концепцию о человеке и его психологической реальности. Основой для разработки техники явилось изучение ряда высокоуспешных исторических личностей и выявление моделей их поведения коммуникации с окружающими. На основе этих моделей были разработаны техники, позволяющие клиенту быстро и эффективно изменить мысли, поведение и убеждения, которые мешают развитию, достижению целей и пониманию окружающего мира. Ряд техник направлен на достижение нужного результата при взаимодействии с другими людьми и успешную коммуникацию. НЛП - исключительно практическое направление, которое ставит основным критерием результат. Техник НЛП существует множество: шестишаговый рефрейминг, генератор нового поведения, модельный взмах, музей новых убеждений, якорение ресурсных состояний и многие другие, все они весьма эффективны в определенных случаях и работают по принципу «Делаешь так, получаешь результат». Слабостью НЛП, по мнению многих специалистов (мы к этому мнению присоединяемся), является отсутствие осмысления «картины мира» и построения адекватных моделей поведения, способных эффективно работать в самом широком диапазоне задач, в изменяющихся условиях реальности.

КОУЧИНГ

сформировался в 90-е годы XX столетия (тренинговая концепция на стыке психологии , философии, спорта и менеджмента) (Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса, однако сейчас с успехом применяется практически для всех социальных групп). причисляется к тренинговым направлениям, однако в действительности является неформальным обучением. Мероприятия проходят в формате собеседования и позиционируются, как по подразделениям бизнеса: менеджмент, маркетинг, финансы и других сфер, например, спорт, так и по личностным параметрам: лидерство, креативность, коммуникабельность и др. заканчивая категориями - life , то есть, здоровье, душевная гармония, искусство быть счастливым. Методология коучинга строится на разблокировке изначально существующего внутреннего потенциала человека в результате (до конца не изученного) взаимодействия коуча и клиента-игрока.

Коучинг – это высокоэффективный тренинг, в результате которого клиент приобретает способность к эффективному действию в меняющихся условиях. Однако следует учитывать, что разблокировка сознания клиента-игрока происходит в достаточно ограниченной зоне из всей сложной и многомерной структуры мышления и принятия решений.

Коучинг, обычно, проводится в формате сессий от получасовых до часовых, возможно по телефону, что может быть в ряде случаев очень удобным.

Психология - наука о душе. С помощью нее мы можем анализировать человеческое поведение, корректировать внутреннее состояние, определять области, в которых индивид может лучше реализоваться, и многое другое.

Множественные направления психологии, существующие сегодня, формировались на протяжении долгого времени и возникали по мере необходимости: когда специалисты сталкивались со сложной проблемой, которую не могли решить с помощью имеющихся методов, они были вынуждены применять новые подходы, которые, будучи эффективными, потом становились отдельными отраслями.

В этой статье мы определим основные из них, а также те, которые возникли относительно недавно.

Основные направления в психологии

Изначально психологию разделяют на два вида: фундаментальную (теоретическую, базовую) и прикладную (практическую). Они взаимосвязаны между собой: практическая психология «подталкивает» теоретиков к тому, что нужно изучить, а они, в свою очередь, поставляют информацию практикам, чтобы те могли применить разработанные системы. Поэтому эти две отрасли равноценны и одинаково важны.

Фундаментальные знания психологии сгруппированы в отрасль общей психологии. Здесь субъектом исследований выступают общие вне зависимости от того, в какой области жизни они проявляются.

Прикладная отрасль занимается вопросами, которые ограничены родом деятельности людей или различными ситуациями, социальным положением, возрастом и другими параметрами. Она нацелена на то, чтобы практически улучшить определенную область: например, семейная психология, реабилитационная и др.

Предметы изучения общей психологии:

  • личность и ее характеристики (общие);
  • ощущение;
  • восприятие;
  • мышление;
  • память;
  • воображение;
  • воля;
  • темперамент и характер.

Предметы изучения прикладной психологии

  • образовательная сфера (поведение и самоощущение учеников, воспитателей, преподавателей и др.);
  • трудовая;
  • медицинская;
  • управленческая.

Здесь мы видим такие направления психологии, как: педагогическая психология, трудовая, инженерная, психология управления, юридическая, возрастная и медицинская.

Педагогическая и возрастная психология взаимосвязаны. В зависимости от возраста ребенка оказывается помощь в его адаптации к социуму и осуществляется корректировка способностей для успешного усвоения знаний. Также осуществляется поддержка взрослых людей, которые нуждаются в обучении: психолог оценивает их особенности и способности, и, учитывая это, дает советы касательно методики обучения и повышения эффективности усвоения новых знаний.

Среди прикладных отраслей психологии выделяется также психодиагностика, которая занимается изучение данных о психике детей и взрослых. Среди методов самым популярным является психологический тест, который состоит либо из вопросов, либо требует от пациента нарисовать картину, выбрать цвет, и так далее.

Медицинская психология граничит с психиатрией, поскольку объект ее исследования - пограничные состояния пациентов, где осуществляется переход от психологической проблемы к психическому заболеванию. Это очень ответственная область деятельности психолога, поскольку от него зависит, останется ли человеческое состояние в пределах нормы или перерастет в патологию, которая требует уже медикаментозного лечения у психиатра.

Основные направления современной психологии

20 век стал очень важным этапом в развитии психологии, поскольку открыл миру гениальных людей, внесших большой вклад в явив новые методы и способы изучения индивида и работы с ним. Среди них масса необычных взглядов на классическое понимание личности, где применяются такие же нетипичные методики корректировки

Такие направления психологии, как психоанализ, коучинг, логотерапия, психодрама, когнитивная психология и НЛП в современном мире являются достаточно распространенными, и, главное признаны эффективными. Каждый метод - ключ к конкретной личности и путь разрешения ситуации, поэтому очень важно определить, какой из перечисленных методов может оказать максимальное воздействие на пациента.

Психоанализ введен Зигмундом Фрейдом и направлен на изучение динамики либидо, от которого, по мнению основателя направления, и зависит строение психики и основные поведенческие особенности человека. Также этому разделу психологии свойственно акцентированное внимание к детству человека, когда закладываются основные модели и стереотипы, представления о жизни и мире.

Затем идеи, изложенные З. Фрейдом, продолжил Карл Юнг, внеся некоторые корректировки. Он расширил область психоанализа, добавив к индивидуальному Здесь же он вводит понятие архетипов - изначальных образов, которые присутствуют в личности каждого, но в разной степени проявлены. Для изучения собственной психики К. Юнг предлагал обращать внимание на сновидения, в которых с помощью образов проявляется личность человека и его истинные желания и эмоции.

Такие направления психологии, как психодрама и логотерапия, сейчас не так распространены, как другие современные отрасли. В психодраме происходит обмен опытом между участниками группы с участием физических действий, которые направлены на раскрытие личности и ее творческого потенциала. Логотерапия предлагает обрести смысл жизни, после чего человек сможет решить все свои Однако смысл жизни должен быть достижим, чтобы не возникло фрустрации. Основной метод логотерапии - сократический диалог, который эффективен при неврозах, фобиях и депрессии.

Таким образом, психологических методик и направлений достаточно много, и сегодня нельзя говорить в психологии как единой и целостной науке, скорее, это совокупность отраслей и систем психологического знания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!