Российские индейцы. “Медвежий народ”.Русские и индейцы - как это было

Русские индейцы.

При въезде в Нинилчик у края дороги стоит доска. На ней написано по-русски "привет", а затем по-английски: "Меня зовут деревня Нинилчик. Меня основали в начале XIX века русские креолы, алеуты и индейцы. Моих детей зовут Квасникофф, Осколкофф, Комкофф и Астрогин. Они были охотниками и трапперами и надеялись найти свою собственную родину".

На холме над городком возвышается православная церковь Преображения. Здесь и нашли новую, "свою собственную родину" Квасниковы.

Когда на некотором географическом пространстве сталкиваются несколько разных народов, разных культур, часто происходит некое смешение или же, говоря языком научным, креолизация. Возникает новая группа людей, чьи корни уходят в разные стороны, в разные народы.

В истории русской миграции таких моментов было мало. Но все же - были. В первой половине XIX века русские поселенцы добрались до Аляски, до Северной Америки. Имперские администраторы, торговцы, ремесленники, миссионеры, рыбаки, расселились они в основном по побережью от Алеутских островов до Ситки.

Алеутка Аграфена Петровна.

Русских людей на Аляске было мало, и приезжали туда в основном мужчины. Приехав, женились на местных девушках, обращая их при этом в православие.

В 1841 г. Российская Американская Компания построила на Кенайском полуострове дом на три семьи, баню и коровник. Все три семьи оттуда быстро разъехались, но через несколько лет, в 1847 году некий Григорий Квасников, его жена Мавра и их девять детей переехали с острова Кодьяк в полузаброшенный Нинилчик.

Григорий Квасников был православным миссионером из Подмосковья. Его жена Мавра - одной из первых русских креолов Аляски. Ее отец Ефим Расторгуев женился на алеутской женщине Аграфене Петровне и родил с ней Мавру.

Квасниковы в Нинилчике основались прочно: до сего дня практически все жители местечка их потомки. С течением времени они переженились с индейцами племени Денайна и считают себя индейцами русского происхождения. Живут потомки Квасниковых не только в Нинилчике, но и по всей Аляске - в общей сложности, около трех тысяч человек. И называют себя, в честь своей алеутской прародительницы Аграфены Петровны, детьми Аграфены. К детям Аграфены присоединились еще несколько русскоязычных мигрантов. В 1850 году туда в Нинилчик переселился якут Петр Осипов. Еще через год в деревню приехал кузнец по фамилии Острогин.

Как русские американцами стали.

В 1867 году Россия продала Аляску Америке, но русские корни индейцев-креолов Нинилчика продолжали давать побеги. Русская школа там была построена в 1896 году. Православная церковь в 1901-м. По-русски здесь говорили примерно до 50-х годов XX века. Но со временем американские власти заметили существование этой деревни и открыли там школу, в которой преподавание, само собой, велось по-английски. По-русски детям в школе говорить запрещалось, так как в те времена считали, что свободное владение непонятными языками помешает детям стать полноценными американцами. Русский язык понемногу вышел из обращения и на сегодняшний день практически исчез. Народ перешел на английский. Но на английский своеобразный.

В нем до сих пор полно слов русского происхождения, вроде "adyshka (одышка)", "pavarnya (коптильня для копчения рыбы)", "bales (болезнь)", "agroda (изгородь)", "parock (порог)", "piribannick (предбанник)", "vyshka (второй этаж)", "leplyushki (жареный хлеб)", "skotnick (хлев)" и даже "mastalyga (суп из костей лося)".

По-русски в Нинилчике сейчас говорят только некоторые старики. Иногда молодежь изучает язык предков в колледже.

В середине XVIII века, русские колонисты достигли восточных границ материка Евразия. В поисках новых промысловых и охотничьих угодий, они переправляются через Берингов пролив и высаживаются на земли Северной Америки. Так русские начали освоение Аляски.

Первые контакты с местным населением и рост напряженности

Первые встречи с местным населением, согласно документам, датированы 1741 годом. Это были многочисленные племена тлинкитов, они жили кланами и часто вели войны даже друг с другом. Это были самые грозные и воинственные племена на всем северо-западном побережье. С первых же встреч, между колонистами и местными племенами стали происходить мелкие стычки.

Первый серьезный вооруженный конфликт случился в 1792 году. Русские колонисты, под предводительством Александра Баранова, высадились на острове Хинчинбрук где у них произошла стычка с тлинкитами. В этом столкновении победителя не было, так как индейцы были вынуждены отступить, а русские, не решились оставаться на этом острове и вернулись на остров Кадьяк.

К началу XIX века, русские обосновываются на острове Ситка, где довольно скоро заключают перемирие с местным кланом Киксади. На тот момент это было выгодно обеим сторонам, русские получали новые промысловые угодья и территорию под строительство форта, а Киксади получали поддержку в противостоянии с враждебными племенами. К сожалению, это перемирие не было продолжительным.

Как ни странно, но предпосылкой к росту напряженности были различия в подходах к добыче пушнины между русскими колонистами и английскими или американскими торговцами. Русские предпочитали основательно осваивать местность, закладывать новые поселения и форты, самостоятельно добывать шкуры животных, а их англо-американские конкуренты просто скупали шкуры у индейцев, выменивая их на ткань, спиртное, оружие и боеприпасы. Для воинствующих индейцев было крайне важно получать оружие и патроны. Так как русские не хотели продавать оружие местным, то индейцы покупали их у американцев и англичан. Вдобавок активная добыча шкур русскими, привела к оскудению охотничьих угодий, что сказывалось на уровне добычи шкур индейцами. Они, в свою очередь, не гнушались грабить русских старателей и отбирать у них добытую пушнину. Решающим фактором стало заключение мира между индейскими племенами, после чего у Киксади отпала надобность в союзе с русскими. В 1802 году, совет вождей индейских племен принял решение начать войну.

Война 1802 - 1805 годов

Первое нападение индейцев было крайне неудачным. Их атака на Якутатскую промысловую партию, после череды непрерывных атак и перестрелок, закончилась перемирием, о котором попросили сами индейцы. Но ведомые жаждой мести и подстрекаемые англо-американцами, индейцы дождались, когда основная часть промысловой партии ушла из форта Михайловского, а другая, оставив женщин, детей и небольшую охрану, ушла на охоту. Воспользовавшись преимуществом, индейцы атаковали форт многократно превосходящими силами. Были убиты все, кто там находился, включая женщин и детей. После этого они подкараулили, возвращавшийся с охоты, отряд. Следом настал черед небольшой партии Василия Кочесова. Она так же была уничтожена, когда возвращалась с охоты. В этом же году индейцам удалось выследить партию Ивана Урбанова, которая покинула форт Михайловский незадолго до нападения.

В 1804 году, Александр Баранов вместе с отрядом численностью в 650 человек, возвращается на Ситку. С собой он привел целую флотилии кораблей и осадил поселение индейцев в устье реки. Длительное противостояние привело к тому, что все племя индейцев ушло, а на его месте была основана крепость Ново-Архангельск. Последним витком этой войны было уничтожение индейцами форта Якутат в августе 1805 года. И уже осенью было заключено мирное соглашение.

Эта война значительно ослабила Русскую Америку и сделала невозможным дальнейшее продвижение русских колонистов, как вглубь материка, так и на юг вдоль побережья. Помимо людских и материальных потерь, был значительный финансовый ущерб, а угроза со стороны индейских племен оставалась, несмотря на мирное соглашение, вплоть до продажи Америке русской Аляски.


Официально эта война длилась 200 лет и закончилась только в 2004 году.

Когда мне говорят, что американцы убивали индейцев и захватывали их земли, я задаю встречный вопрос: «А сколько индейцев убили русские?». После этого, как правило диалоги прерываются, потому что мало кто слышал, например, о Русско-Индейской войне 1802-1805 гг. Мало кто слышал о карательной операции Ивана Соловьёва, который убил на острове Уналашка более 5 тысяч алеутов (коренных жителей Алеутского архипелага). Мало кто в России слышал об экспедиции Григория Шелихова, который (цитирую источник) «устроил массовую резню местного населения, убив от 500 до 2500 эскимосов». Мало кто слышал об экспедиции Ивана Кускова (1808-1809 гг.), который перед основанием Форт-Росса убил немало индейцев, а потом заключил с ними перемирие. Мало кто слышал о том, как промышленник Ларион Беляев «зачистил» остров Атту от всех алеутов, которые там жили…

За 200 лет до продажи Аляски русские убили много тысяч коренных жителей тихоокеанского побережья Америки. Сейчас историки пытаются восстановить картину прошлого, но даже приблизительно не могут назвать цифру убитых индейцев 49-го штата США. Жертв даже не считали. Да и русских считали только «их благородие», знатных купцов и промышленников. Простой люд был не в счёт.

Зато почитаешь российские исторические документы, письма, записки, донесения, корабельные журналы и пр. создаётся впечатление, что это индейцы напали на Россию и издевались над людьми под Москвой. О своих «подвигах» говорили не охотно, часто умалчивали и вообще не упоминали. Так, например, капитан корабля «Св. Евдоким» Михаил Васильевич Неводчиков в своём бортовом журнале, по прибытию на остров Агатту, сделал запись о том, что «по досадному недоразумению, ружейным выстрелом был ранен алеут». О том, что после этого «досадного» выстрела завязалась потасовка можно узнать только в контексте записей. Сколько же пострадало людей, в ходе этого инцидента, вообще не сообщается.

Итак почти каждая экспедиция. Если кто причаливал к берегам Америки или Камчатки - обязательно проливалась кровь. А виноваты были конечно же местные жители, которых описывали как: «злее самых хищных зверей», «народ убийственный и злой», «кровожаждущие варвары» и т.д.

Но давайте возьмём один из эпизодов русской экспансии на Аляске. У основателя Северо-Восточной компании Григория Шелихова (1747 - 1795) был в подчинении некий промышленник Александр Андреевич Баранов (1746 - 1819), который настаивал на продвижении Русской компании вглубь материка. Шелихову такая идея была по душе и он назначил Баранова вместо себя. А сам уехал в Иркутск за повышением, мечтая занять пост губернатора, но неожиданно умер от цинги в 48 лет.

Баранов же собрал экспедицию из 30 военных моряков и на двух лодках-байдарах (вместимость каждой до 30 человек) отправился восточнее острова Кодьяк, который уже прочно закрепился за русскими. Баранова также сопровождали алеуты, находящиеся в рабстве у русских. Подплыв к острову Монтагью, тогда он назывался островом Сукли, Баранов встретил там индейцев-тлинкитов, которые отличались от остальных жителей Аляски тем, что были искусными охотниками. А потому и вооружены были копьями, топорами, луками, стрелами и ножами. До этого русские ни разу не встречали вооружённых алеутов и убивали их смело, не опасаясь сопротивления. А тут наткнулись на вооружённых индейцев и отступили.

Если подробно, то дело было так: в ночь с 20 на 21 июня 1792 года, когда русские остановились на ночлег, Баранов сотоварищами устроили свой лагерь отдельно, а алеуты - отдельно. Вдруг ночью внезапно раздался крик, топот, сильное шуршание, треск ломанных кустов… Все были подняты на ноги, но тлинкиты почему-то не трогали славян. Они напали на кадьякцев (т.е. алеутов, что приплыли с экспедицией, жители острова Кодьяк) и резали исключительно их, сводя давние счёты.

Однако русские сочли это опасностью для себя и открыли по тлинкитам огонь из ружей. В результате ночного столкновения 2 русских было убито и 15 ранено. Сам же Баранов был «едва не убит». Хотя в этом же письме, в котором он описал ночёвку на Сукли, признался, что был одет в кольчугу, которую «пуля не брала». Именно благодаря ей остался жив. То есть пуля не брала, а индейская стрела чуть не убила…

Сколько при этом погибло индейцев с обоих сторон Баранов не сообщил. Подумаешь какие-то эскимосы. Вот американцы убивали индейцев - это да, геноцид как минимум. Русские - только защищались…

Но продолжу свой рассказ о Русско-Индейской войне. Мысль о продвижении в глубь материка Баранова не покидала. На следующий год Александр Андреевич послал вооружённый отряд Лебедева-Ласточкина, который (цитирую записи) «опустошили два селения чугачей, увезя всех от мала до велика с собою на Грековский (о-в Грин)». А ещё через год (в 1794 -м) лично сам начальник так называемой «Северо-Восточной компании» А.А. Баранов собрал флот из 500 байдарок и отправился на остров Ши (полное название «Ши Аттика» или «Ситка»), который впоследствии был переименован на остров Баранова. Подойдя к берегу, русские увидели индейцев вооружённые ружьями и фальконетами. А потому выходить на берег побоялись и уплыли восвояси.

Откуда у них появились ружья, Баранову не трудно было догадаться. Индейцы успешно торговали пушниной с британскими и американскими (бостонскими) торговцами. Эти по совести платили за каждую шкурку, давая взамен ткани, охотничьи ножи, бытовую утварь и даже «огненную воду» (спиртное). Но в этот раз по заказу британцы доставили индейцам огнестрельное оружие. Баранов был разочарован такой торговлей и сообщил об этом Шелихову.

Шелихов был крайне обозлён на донесение Баранова и лично, за год до своей смерти, отправился в вооружённый поход из Охотска на остров Уналашка. Там он собрал подкрепление и поплыл дальше к острову Атха, который полностью очистил от алеутов. Почему был выбран остров Атха в качестве козла отпущения - историки не объясняют и стараются этот момент обходить стороной. Но после разгрома острова, Шелихов написал гневное письмо Баранову, где чуть ли не в приказном порядке потребовал продвижение вглубь материка. Баранов был сильно напуган рейдом Григория Ивановича и прекрасно понимал, что придётся столкнуться с мощным сопротивлением местных жителей, а потому решил тщательно обдумать план «освоения» восточных земель Аляски.

В результате было принято неожиданное решение - заключить с индейцами мир! Индейцы, конечно, по численности превосходили людей Баранова, так что могли запросто их вымести из острова Кадиак, да и вообще из Аляски, но мир для них - это святое. И в этом плане индейцы готовы на всё. Приплыв к острову Хинчинбрук (по-эскимосски «Тхалха»), Баранов пригласил чилхатского вождя по прозвищу Скаутлельт для заключения мира. Тот охотно согласился. В честь этого был устроен небольшой пир с огненной водой:) Индейцам были преподнесены подарки, в виде ненужных побрякушек, а в ответ вождь племени тлинкитов выдал за Баранова женщину, по имени Алеут, которая родила ему сына Антипатра и две дочери - Ирину и Екатерину (кстати, российская жена, оставшаяся в Петербурге, и дочь так об этом и не узнали).

С 1795 года, после того как был заключён мир с индейцами, русские расположились на острове Ши и построили там Михайловскую крепость. Крепость была названа в честь тлинкитского вождя Скаутлельта, которого Баранов крестил в православие, дав ему имя Михаил. Русским удалось без боя занять остров и обосноваться в заливе Ситка Саунд, в который часто заплывали торговые корабли из Британии, Франции, США и Швеции. К тому моменту патрон Баранова - Шелихов отошёл в мир иной и тем самым подарил полную свободу Александру Андреевичу действовать по своему усмотрению.

Почти пять лет русские и индейцы жили бок о бок, сохраняя шаткий, но всё-таки мир между собой. Хотя местные жители, которые прожили здесь по оценкам историков около 10 тыс. лет, были ужасно недовольны поведением русских. Ведь индейцы-тлинкиты буквально боготворили своих женщин и любое посягательство на них воспринимали как личную обиду и оскорбление. А русские матросы то и дело после принятия горячительных напитков, приобретённых у шотландских и ирландских купцов, насиловали индеек как могли. И только благодаря Баранову-Скаутлельту серьёзных стычек удалось миновать.

Но в 1800-м году Баранова вызвали на остров Кадиак и ему пришлось на время оставить Ситку. В Михайловской крепости оставалось около 120 русских под руководством В.Г. Медведникова и приблизительно 900 алеутов служивших им. Индейцы приняли это как знак. Но вождь племени киксади (самого большого у тлинкитов) Скаутлельт (он же Михаил) выступать против русских отказался. Потому что он был верен тому перемирию, которое было заключено с Барановым. В таких случаях индейцы выражают необыкновенную преданность своему обещанию.

Тогда предводителем восстания стал его племянник - вождь чилхатского племени Катлиан. Первую атаку летом 1800 года русские отбили без проблем, и Медведников об этом Баранову докладывать не стал. Через 2 года Катлиан объединил свои усилия с эяками и наконец осадил крепость Святого Архистратига Михаила, уничтожив всех находящихся в ней.

Тем не менее американские источники говорят, что было убито всего 12 русских, остальные же были просто ранены. Взятие крепости произошло в тот момент, когда несколько кораблей под управлением капитанов Алексея Евглевского и Алексея Батурина отправилась к «дальнему Сиучьему камню» на охоту. Поэтому потери у русских были не такие велики. Возможно индейский вождь прекрасно знал о том, что русские были на охоте, и просто воспользовался моментом.

Вернувшись с охоты, русские обнаружили, что крепость занята индейцами и быстро развернули свои корабли в сторону острова Кадьяк, где на то время находился Баранов. А тот просто пришёл в бешенство, когда узнал о восстании тлинкитов. Глава Северо-Восточной русской компании объявил всеобщую мобилизацию и провозгласил о начале Русско-Индейской войны.

Баранов собрал всё что имелось в своём распоряжении, плюс прихватил капитана Лисянского, который на своём бриге «Нева» случайно оказался там, совершая кругосветное путешествие, и все вместе они выдвинулись на Ситку. Крепость была взята за 4 дня - с 1го по 4е октября 1804 года, не смотря, что индейцы отпустили всех русских и их слуг, которые находились там. 10 ноября Лисянский уже отплыл из Ситки-Саунд за ненадобностью, так как русские к тому времени полностью контролировали южный берег острова Ши. Однако несколько тысяч тлинкитов всё ещё прятались в горах.

В 1805 году Баранов приказал окружить остров и уничтожать всех индейцев, которые попадались на глаза. Так был «зачищен» восьмой по величине остров Аляски, который в скорости переименовали в «остров Баранова». Война закончилась тихо, без подписания капитуляций и мирных соглашений. Да потому что не с кем было подписывать договора. Те индейцы, которым посчастливилось вырваться из острова, бежали. А остальные все были убиты.

Более того, прослышав о том, что 2 крепости в заливе Якутата были заняты индейцами (хотя источники этого не подтверждают и сам Баранов на Ситку отправился из одной из них), главнокомандующий российской армии на Аляске отправил туда отряд Демяненкова, который без разбора сжёг обе крепости. Были ли там индейцы или нет - не известно. Но все погибли, о чём Демяненков доложил Баранову.

До сих пор количество погибших индейцев на этой войне неизвестно. Хотя предполагают, что их могло быть несколько тысяч - не меньше. В России об этом ничего не знают и знать не хотят. По их правильному мнению, если и убивали индейцев, то это могли только американцы.

В 2004 году, уже через 200 лет, на Аляску была приглашена делегация из России во главе с потомком А.А. Баранова - И. О. Афросиной. В окрестностях города Ситка между русскими и американскими индейцами из племени киксади (потомками вождя Катлиана) было заключено перемирие, поставившую жирную точку в войне между индейцами и русскими. Русско-Тлинкитская война (как её называют в России, чтобы никто не догадался кто с кем воевал) официально провозглашена оконченной.

Комментарии: 0

    Конкистадоры прославились своей жестокостью к местному населению, однако и сами индейцы вовсе не были пацифистами. Археологам удалось восстановить хронологию кровавых событий, произошедших почти 500 лет назад.

    Анахронический термин «геноцид индейцев Америки» является одним из краеугольных камней черной легенды, передаваемой врагами Испанской империи для подрыва ее престижа. На голландской гравюре XVII века изображен герой битвы при Лепанто дон Хуан Австрийский, наслаждающийся мучениями группы американских индейцев. Эта ложь вызывающе глупа: внебрачный сын Карла I Испанского никогда не участвовал в завоевании Америки. Так, среди лжи, завышенных цифр и выдуманных событий вызрел и дожил до наших дней миф о том, что испанцы совершали спланированные массовые убийства американских индейцев. Истина в этом историческом споре показывает: несмотря на то, что испанцы не скупились на жестокости в осуществлении своих целей, настоящий геноцид вызвали болезни, завезенные европейцами.

    Существует очень распространенный миф, о том что резкое сокращение численности индейцев, после прибытия в Америку европейцев, было следствием спланированного геноцида. При этом в геноциде обвиняют в том числе и правительство США. Самое интересное это то, что громче всех обвиняют правительство США именно американские авторы, что не удивительно. Сейчас в политкоректной Америке самобичевание стало нормой, а оправдывать политику государства считается дурным тоном. Тем не менее насчет того то что произошло с индейцами существует противоположная точка зрения. Например профессор университета Массачусется, Гюнтер Леви (Guenter Lewy), еще в 2007 году написал статью под названием "Были американские индейцы жертвами геноцида?" (Were American Indians the Victims of Genocide?), перевод которой я хочу предложить вашему вниманию.

    Для большинства наших граждан неизвестным фактом остается помощь американского народа в рамках программы Американская администрация помощи (АРА) (англ. American Relief Administration, ARA) Советской России в 1921-1922 годах во время небывалого голода. Причины трагедии две: ограбление большевиками крестьян, когда были изъяты даже семена для посева, и засуха.

    Историки по-разному оценивают вклад этого человека в историю нашей страны. С одной стороны, его имя ассоциируется с массовыми репрессиями. А с другой - за время его правления Советский Союз стал промышленно развитой страной, что и позволило нам победить во Второй мировой войне. Но как СССР из отсталой аграрной страны всего за несколько лет смог превратиться в индустриального гиганта? Помните знаменитую фразу «Он принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой»? Приоткроем страницы истории, не описанной в школьных учебниках.

    В неосоветском обществе давно укоренилось представление о том, что США - это сравнительно молодая страна, не имеющая серьезного бэкграунда по сравнению с «тысячелетней» Россией. Между тем, первые высшие учебные заведения в США появились раньше, чем в России.

    Голод в мировой истории; Помощь АРА ("Американская администрация помощи") голодающей России в 1922 году; Голод в Нидерландах в 1944-1945 годах; Политика голода в послевоенной Германии; Технологии производства продуктов питания.

    Во время неурожая 1921-23 годов советское правительство не справлялось с голодом и вынуждено было просить поддержки у международных организаций. Так, Американская администрация помощи за два года израсходовала около 78 миллионов долларов на оказание помощи России, обеспечив голодающих продовольствием и медикаментами. Однако деятельность ее по-прежнему остается малоизученной. Публикуем не издававшиеся ранее документы из южноуральских архивов о сотрудничестве российской и американской сторон во время голода 1920-х годов и деятельности Американской администрации помощи на территории Южного Урала.

    Для большинства наших граждан неизвестным фактом остается помощь американского народа Советской России в 1921-1922 годах во время небывалого голода. Причины трагедии две: ограбление большевиками крестьян, когда были изъяты даже семена для посева, и засуха.

    Сохранились протоколы допросов жителей сел, которые массово сначала начали есть трупы односельчан, сваленные возле кладбищ, а затем дошли и до тех, кто был еще жив, но беззащитен. Вот отрывок из "Протокола дознания с. Александровки по делу разследования человечьяго мяса в вареном виде" (орфография документа сохранена) 27 февраля 1922 года: "Несколько дней спустя к нам двое мальчиков странников… и просились обогреться, один ушел, а другого мы задержали и в эту ночь мы его зарезали и съели, резал его мой муж 23 февраля … (неразборчиво) который кричал и очень долго бился и до этого мы зарезали еще Веру Шибилину девочку к нам которая пришла ночевать, а валенки мы с нее сняли и отнесли ее тетке Татьяне Акишкиной и ей сказали что у нас заболела и померла и мы ее схоронили".

Индейцев Северной Америки знает любой россиянин. Нам всем знакомы благородные могикане, хитрые апачи и другие персонажи книг и вестернов, которые пользуются огромной популярность. Но мало кто знает, что в нашей стране есть свои собственные "индейцы" — ительмены. 7 декабря открывается фотовыставка, посвященная этому малочисленному народу.

Вообще, чтобы увидеть ительменов, надо проделать неблизкий путь. Девять часов на самолете из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Потом — десять часов на машине к поселку Эссо. Потом полтора часа добираться на вертолете до села Усть-Хайрюзово. И, наконец, минут сорок потрястись в машине вдоль побережья Охотского моря по отливу, а зимой по насту на снегоходах или на собачьих упряжках. Конечная цель — национальное село Ковран, где и живут ительмены.

Ительмены — индейцы настоящие, а не "киношные". Доказано, что у них близкие родственные корни с индейцами племени тлинкитов, которые и сегодня живут на Аляске. Много общего у ительменов и с другим известным индейским племенем — навахо. Например, общий бог — ворон Кутх, творец земли и всего живого на ней, который является верховным божеством у многих северных народов.

Причем американские индейцы ительменов признали: делегация последних специально ездила в США, чтобы сравнить свои родовые легенды, тотемы, обрядовые песни и танцы с обрядами заокеанских соседей. В итоге выяснилось, что у обоих племен удивительно много общего.

В русских документах ительмены известны с ХIХ века как "камчадалы". Хотя тогда под это определение попадали и другие коренные жители Камчатки — например, коряки. На сегодняшний день насчитывается всего около 1500 ительменов. А ведь когда-то ительменов насчитывалось 12-13 тысяч человек. Как и многие малые народности, ительмены в условиях современного мира оказались на грани исчезновения.

Тем не менее, этому народу удалось сохранить свой многовековой уклад жизни, свой язык и традиции фактически в первозданном виде. А ведь анализ археологических раскопок на Камчатке показал, что самым ранним памятникам ительменской культуры 5200 лет. Основным занятием ительменов во все времена было рыболовство.

Религией ительменов изначально был шаманизм, но после прихода русских поселенцев они приняли христианство. Сохранив, впрочем, и свои традиционные верования — анимизм, тотемизм, фетишизм. Все они связаны с поклонением духам природы: уже упомянутому выше Кутху и другим — например, хозяину моря Митгу, который посылал ительменам их основную пищу, рыбу.

Конечно, сегодня ительмены все-таки поддались прогрессу. У них есть своя, специально для них разработанная в 30-е года прошлого века письменность, свои школы. Некоторые из них по-прежнему занимаются рыболовством, многие стали артистами фольклорных коллективов.

Несколько фотографов, которым довелось пообщаться с этими русскими индейцами, организовали в Москве выставку, посвященную современной жизни и культуре этого самобытного народа. Авторы, Георгий Киселев, Андрей Карпенков, Наталья Богачева и Егор Богачев, считают, что "душевная теплота, искренность и веселый нрав — отличительные черты характера настоящего индейца России".

В фотообъектив попали: культовые обряды с участием шаманов, национальный праздник Алхалалалай с уникальным танцевальным марафоном, который у ительменов длится беспрерывно около 16 часов, а также много других удивительных и ярких моментов из жизни народа ительменов. Выставка продлится с 7 по 12 декабря 2010 года, ежедневно с 11:00 до 19:00, и будет проходить в Москве, в "Фотоцентре" на Гоголевском бульваре.

Конечно, посмотреть на ительменов было бы любопытно всякому, но не каждый может себе позволить такое долгое путешествие. А вот посмотреть фотографии может любой желающий, который интересуется историей России, фольклором и этнографией. К тому же, кто знает, может быть, проникнувшись колоритом русских индейцев, кто-то из посетителей выставки в следующий раз отправится в отпуск не на морские курорты, а на далекую, но не менее прекрасную Камачатку. В конце концов, за экзотикой вовсе не обязательно лететь в Австралию или Африку. У нас и своей с избытком хватает.

Заселение Аляски русскими началось в конце 18 века. Несмотря на то, что с местным населением старались жить мирно, были и конфликты. Так,в начале 19 века случилась война между русскими поселенцами и индейцами из племени колоши. Об этом эпизоде из истории Русской Америки и пойдёт речь в этой заметке. Материал взят из статьи "Связь времен через океан печали..." (газета "Северянка", 25.02.06), написанной Ириной Афросиной - пра-пра-правнучкой Александра Баранова - первого управляющего делами "Российско-Американская компания", фактически главного правителя русских поселений в Русской Америке.

Обитатели острова Ситка, принадлежащие к индейскому племени колошей (тлинкитов), отличались крайней дикостью и свирепостью, имели воинственный нрав. Пребывали в первобытном состоянии, находились под большим влиянием шаманов и старух.

В своих "Записках о колошах" отец Иоанн характеризует их так:


Под именем колошей известны народы, населяющие северо-западный берег Америки от реки Колумбии до горы св. Илии и живущие по островам архипелага принца Валлийского и короля Георга III. Колоши иного происхождения, чем алеуты и другие народы Русской Америки, даже их внешний вид говорит об этом: большие черные открытые глаза, лицо правильное, не скуластое, рост средний, осанка важная и походка грудью вперед. Все это показывает, что они не монгольского происхождения, а особого - американского. По их преданиям, они пришли не с запада, как алеуты, а с востока - с берегов Америки. Себя называют тлинкитами. Англичане их зовут просто "индейцы", а русские - "колоши" или "калюжи". Откуда это имя? Может быть, от калужек - женских колошенских украшений на нижней губе? Точная этимология слова не выяснена. Число колошей в Российской Америке от Кайгана до Якутата - не более 6000.

До прихода русских, даже до того, как они узнали об огнестрельном оружии, у колошей был жестокий обычай бичевания. Так они демонстрировали храбрость и укрепляли свое тело и дух. Бичевание происходило обычно зимою, при сильных морозах, во время купания в море. Голыми прутьями колоши истязали себя, пока хватало сил, потом наносили себе по избитому телу ранения острыми предметами и ножами, после чего сидели в море до окоченения, пока их не выносили и клали у огня. Еще страшнее было вечернее бичевание, происходившее в бараборе (хижине). Оно почти исчезло.

Колоши не чужды гостеприимства, судя по тому, как они принимают и угощают.

Наказаний за преступления у них нет. За убийство платят убийством. Воровство не считается большим пороком - только отнимается краденое. Если кто-нибудь соблазнит чужую жену и ускользнет от ножа обиженного мужа, то платит ему чем-нибудь за оскорбление. Калги (рабы) бесправны. Но убивают их обычно лишь в трех случаях: 1) на поминках; 2) на больших праздниках; 3) на новоселье. Если калга успеет скрыться вовремя, то может после праздника спокойно вернуться домой, и ему ничего не будет. Иногда господа нарочно дают возможность заранее убежать рабам.

Колоши довольно способны, превосходят алеутов сметливостью и ловкостью в торговле. Среди них немало искусных ремесленников: стоит посмотреть на их изделия - баты (небольшие судна), одеяла, плащи, копья, изваяния фигур из аспида и дерева. Могут с успехом плотничать, заниматься огородничеством и др. Способны к наукам,(хотя массового обучения их до отца Иоанна не было).

Если сравнить способности алеутов и колошей, то можно заметить, что смышленность колошей выше, но так называемый природный ум - выше у алеутов. И это, возможно, оттого, что последние раньше познакомились с русскими и приняли христианство.

Алеуты почти все "бессребренники", а колоши умеют запасти продукты в достатке, быть бережливыми и расчетливыми, склонны к накопительству.

Колоши терпеливы, даже до бесчувствия (физически), но им трудно снести обиду и оскорбление, даже неласковый взгляд. Мстительны, но скорее от честолюбия, а не от раздражительности.

Они храбры, когда нападают врасплох или имеют дело не с храбрыми. А от смелых бегут. Имеют стремление к независимости и свободе. Перед алеутами превозносятся своим достоинством, считая их калгами (рабами) русских.


Значком "А" помечен остров Ситка, он же остров Баранова.

Русские в 1795 году появляются на острове Ситка, которым владел клан тлинкитов киксади. Более тесные контакты начались с 1798 года. После нескольких мелких стычек с небольшими отрядами киксади, которые возглавлял молодой военный вождь Катлеан, Александр Андреевич Баранов заключает договор с вождем племени киксади, Скаутлельтом о приобретении земли для строительства фактории. Скаутлельт крестился, и его имя стало Михаил. Баранов был его кресным отцом. Скаутлельт и Баранов договорились об уступке киксади русским части земель на берегу и строительстве небольшой фактории в устье речушки Старригавань.. В 1799 году было начато строительство форта Архистратига Михаила, теперь это место называется Старая Ситка. Три года существовало поселение на берегах Тихого океана. В общем, ничто не предвещало трагедии, которая произошла неожиданно для Александра Андреевича Баранова и всей Русской Америки. До сих пор никто не может выяснить, что же произошло на самом деле в 1802 году, чем же были недовольны индейцы и почему они решили нарушить договор. Вполне возможно, что русские и алеуты нарушили какие-то ограничения или табу местных жителей, а может быть, не все кланы поддерживали Скаутлельта и только ждали возможности показать свою силу. Индейский вождь Ситки Скаутлельт сам продал Баранову землю под постройку города, мореходы Ост-Индской компании забили тревогу. Неукротимая энергия Баранова вызывала у них зависть и озлобление.

Баранов укрепил Кадьяк и поставил на нем пушки. И вот теперь строит укрепление на острове Ситка. Ост-индский капитан Барбер, известный пиратскими выходками, высадил в 1802 году на острове Ситка шесть матросов якобы за бунт на корабле. Их взяли на работу в русский город.

Есть и такая версия – индейцев, что они не предполагали строительства крепости, и ее строительство восприняли как захват земли, а может быть, все было гораздо проще. Русские не продавали индейцам огнестрельное оружие и водку, в отличие от американцев. И, они, недовольные этим и поддержанные американцами, которые мечтали о том, чтобы Россия убралась с этих территорий, в своем недовольстве, в 1802 году разрушили крепость Архистратига Михаила и убили всех ее жителей. Этот поход возглавлял военный вождь киксади, племянник Скаутлельта, молодой вождь – Катлиан. И если о Скаутлельте устное предание киксади умалчивает, то о Катлиане, как «борце» с русскими захватчиками они помнят хорошо. Подкупив индейских вождей оружием, ромом и безделушками, за время долгой зимней стоянки в деревни тлинкитов, посулив им дары, если они прогонять русских со своего острова и пригрозив не продавать ружья и виски, Барбер сыграл на честолюбии молодого военного вождя Катлеана. Ворота форта открыли изнутри американские матросы. Итак, естественно, без предупреждений и объяснений индейцы напали на крепость. Вероятно, крепость бы устояла, но в ней находились предатели. Это были шесть американских матросов, которые якобы бежали с корабля и напросились на работу. Они открыли ворота крепости изнутри. Все защитники, включая женщин и детей, были убиты. Шлем Катлиана, в котором он был во время атаки на крепость, и кузнечный молот, выхваченный им у убитого в кузнице на берегу, которым убивал всех безоружных, считаются реликвиями – регалиями киксади тлинкитов.

Крепость была полностью разрушена, и там до сих пор ничего не строят. Потери для Русской Америки были значительны, два года Баранов собирал силы для того, чтобы прийти на Ситку.

Весть о разгроме крепости Баранову привез сам Барбер. У острова Кадьяк он выставил 20 пушек с борта своего корабля - "Юникорн". Но, побоявшись связываться с Барановым, ушел на Сандвичевы острова - торговать с гавайцами добром, награбленным в Ситке. А на пожарище в Ситке в то время валялись тела русских переселенцев.

Затем наступил год возвращения русских на Ситку. Баранов узнал, что из Кронштадта вышла в море первая русская кругосветная экспедиция, и с нетерпением ожидал прихода "Невы" в Русскую Америку, занимаясь в то же время строительством целой флотилии кораблей.

Летом 1804 г. правитель русских владений в Америке А.А. Баранов отправился к острову со 150 промышленниками и 500 алеутами на своих байдарках и с кораблями "Ермак", "Александр", "Екатерина" и "Ростислав". Когда они достигли Ситки, то нашли здесь капитана Лисянского, совершавшего на корабле "Нева" кругосветное плавание.

А.А. Баранов приказал русским кораблям расположиться напротив селения. Целый месяц он вел переговоры с вождями о выдаче нескольких пленных и возобновлении договора, но все было безуспешно. Индейцы перешли из своей старой деревни в новое поселение в устье Индейской Реки.

Ее устье было мелководным, поэтому байдарки не могли подплыть близко к берегу, и Катлеан чувствовал себя хозяином положения. К этому времени все остальные кланы тлинкитов и американские матросы, уже покинули киксади, и они были один на один с русскими и эскимосами. Начались военные действия. Первая атака Русских на киксади была ими успешно отбита. Во время нее Баранов был серьезно ранен в руку. Однако осада продолжалась. В начале октября к флотилии Баранова присоединился бриг «Нева», которым командовал Лисянский. Это был один из кораблей первой русской кругосветной экспедиции, которую снарядила Российско-Американская компания, для связи со своими территориями на Аляске. Поддержанный пушками «Невы», Баранов предложил Катлеану сдаться, обещая сохранить всем жизнь.

По совещании, Баранов и Лисянский условились о мерах действия и 17 июля всеми судами и с отрядом алеутов вышли из Крестовской гавани, а к вечеру были на якоре у ситхинского селения, против кекура; где, однако же, нашли пустые хижины.

Жители все удалились в крепость, построенную ими на мысе при речке, далее в бухте. 18 (30 сентября по н. стилю) числа тоён Котлеян с некоторым числом человек приходил к крепости для переговоров, и когда предложили ему, чтоб он дал аманатов1, тогда и он требовал к себе такое же число русских и алеутов. Не видя склонности к миру, приказано ему удалиться.

Для очищения окрестного берега с судов сделали несколько пушечных выстрелов с ядрами, чтоб узнать, не скрывается ли кто в засаде для воспрепятствования высадки с судов. После чего Баранов, съехав на берег, занял высокий, утесистый, довольно обширный камень (кекур) и поднял на оном флаг в знак овладения сим местом под Российскую Державу, наименовав оное по-прежнему Ново-Архангельской крепостью.

На кекуре поставили пушки и определили стражу; а партия алеутов заняла все окрестности оного. В то время усмотрена байдара колош, следовавшая с моря в крепость, которую преследовать послан от капитана Лисянского лейтенант Арбузов.

При нападении на оную колоши защищались отчаянно, стреляя из ружей; но байдару вскоре подорвало от бывшего на ней пороха, и большая часть колош утонула; спасено только шестеро: из них два сильно раненных скоро померли, а другие взяты и отвезены на «Неву». Вскоре показались на берегу около 60 человек колош; половина из них осталась на пути, а другие в воинских доспехах, вооруженные ружьями и копьями, пришли под крепость на кекуре, в числе их были и тоёны.

Баранов предложил им, что, забывая все прошедшее, он требует ныне возвращения всех оставшихся у них пленных алеутов; и чтоб в обеспечение пребывания здесь русских, дали аманатов, сами же, оставя свою крепость, отошли бы подалее от занятого нами места. Около двух часов продолжались переговоры, но колоши не приняли сих умеренных предложений и, прокричав громко три раза у! у! у!, удалились.

20 (2 октября по н.ст.) числа все суда подошли к неприятельской крепости, сколько позволяла глубина, и, остановясь на якорях, открыли по оной огонь. Колоши со своей стороны отвечали несколькими пушечными выстрелами. Крепость колошинская состояла, по выражению Баранова, из претолстого, в два и более обхвата, суковатого леса; а шалаши их были в некоторой углубленной лощине; почему, и по отдаленному расстоянию, ядра и картечи наши не причиняли никакого вреда неприятелю.

Это заставило наших решиться взять укрепления приступом. Колоши, собрав все свои силы, открыли из крепости сильный огонь. В то самое время, когда располагались уже ломать и зажигать крепость, Баранов был ранен в правую руку пулей навылет.

Новые в деле военном некоторые промышленные и алеуты показали тыл; тогда было решено: отступя в порядке, возвратиться на судно. 21 числа (3 октября по новому стилю) Баранов, чувствуя боль от раны, не в состоянии был заниматься военными действиями и потому просил капитана Лисянского принять всех людей в свое распоряжение и содействовать по благоусмотрению. Лисянский приказал производить с судов сильную пушечную пальбу по крепости.



Это наконец произвело желаемое: от колош явились парламентеры, с коими имели переговоры о присылке аманатов и о возвращении прежних пленных. На занятом под крепость месте на кекуре, вблизи, построили на первый случай здания, нужные для складки груза; для казармы вырубили до 1000 бревен, а для Правителя выстроили небольшой домик из досок и заложили из стоячих заостренных бревен частокол с будками по углам. Это составляло крепость, безопасную от неприятельского нападения колош.

На рассвете 4 октября 1804 года крепость в устье Индейской реки оказалась покинутой… Все племя ушло. Они не поверили заверениям Баранова, просто потому, что сами никогда бы не отпустили никого живым в подобной ситуации. После предательского нарушения договора и нападения на доверявших им людей. После некоторого сопротивления туземцы предложили переговоры, и 8 октября 1804 г. над туземным поселением был поднят русский флаг. Началось строительство форта и нового поселения. Вскоре здесь вырос город Новоархангельск.

Новоархангельск с августа 1808 г. стал главным городом Русско-Американской компании и административным центром русских владений на Аляске и оставался им до 1867 г., когда Аляска была продана Америке. Баранов занял опустевшее селение и разрушил его. Новую крепость – будущую столицу Русской Америки – Ново-Архангельск он основал совсем в другом месте. На берегу залива, там, где стояла старая индейская деревня, на возвышении, было построено укрепление, а потом и дом Правителя, который так и называли индейцы – Замок Баранова.

Тот злосчастный ночной побег из крепости унес жизни многих слабых детей, стариков и женщин. Индейцы этого не забыли. До сих пор это сражение и картины бегства хранятся в их памяти. Баранов не раз отправлял послов к Катлеану, но шаманы были против заключения мира с русскими. Только осенью 1805 года, было вновь заключено соглашение между Барановым и Скаутлельтом. В качестве даров были преподнесены бронзовый двуглавый орел, Шапка мира, сделанная русскими по образцу тлинкитских церемониальных шляп, и синий халат с грностаями. Но еще долго русские и алеуты опасались углубляться в непроходимые дождевые леса Ситки, это могло стоить им жизни.

Постепенно был выстроен город – Новоархангельск. В Новоархангельском порту стояли деревянная крепость, судостроительная верфь, склады, казармы, жилые дома. Здесь проживало 222 русских и свыше 1 тыс. туземцев. Казалось, что конфликт остался в прошлом, противостояние закончилось мирной жизнью.

Однако шаманы и вожди не провели необходимых церемоний в племени, и для индейцев война все еще продолжалась… Проклятия шаманов все еще неслись из глубины времен, и звучали в умах и сердцах индейцев, как живые.
---

Но на этом эта история не закончилась. Вот что пишет cайт alaska-heritage.clan.su:
После продажи, Аляска сначала считалась территорией, а потом уже и штатом США, но для тлинкитов это были внешние события. Они не затрагивали их основной проблемы – их единственного поражения в военных действиях за всю их историю, гибели людей и огромного чувства вины и потери, которые сохранялись ими и сберегались. Но в умах и сердцах тлинкитов война с русскими еще продолжалась.

Прошло много лет. Аляска сейчас принадлежит США. Обстоятельства и мир изменились настолько, что не существует вероятности разрешения этого внутреннего конфликта, в привычной для индейцев форме. Внешнее давление на членов племени и молодых индейцев все увеличивается, контакты между белыми американцами и индейцами становятся все теснее. Да и русская диаспора на Ситке постепенно увеличивает свою численность.
Вожди киксади - Рей Уилсон, Марк Джейкобс, Эллен Хоуп-Хейз, Харальд Джейкобс, Том Гембл, Джордж Беннет и другие, приняли беспрецедентное в своей истории решение. Они предприняли шаги к разрешению этого конфликта, который просуществовал более 200 лет, чтобы разрешить сложные отношения, полные горя, вины и враждебности, между русскими и тлинкитами, затронувшие несколько поколений людей. Для этой церемонии особенно важным было участие потомков непосредственных действующих лиц той давней истории. В октябре 2004 года, была проведена церемония поминования и примирения. В ней приняли участие потомки алеутов и индейцев, сражавшиеся с обеих сторон.
По требованию клана Киксади, и благодаря сотрудничеству Службы Национальных Парков, Библиотеки Конгресса, российских историков, и Культурного Центра Индейцев Юго-востока Аляски, для обязательного участия в церемонии, в Москве была найдена и приглашена Ирина Афросина, прямой потомок Александра Баранова, первого губернатора Русской Америки, руководившего объединенными силами русских и алеутов в Сражении 1804.
Киксади готовились к этому событию в течение года. Не все старейшины и члены племени поддержали эту идею. Первая памятная церемония – потлач - была уже проведена сто лет назад в 1904 году. Однако тогда она была направлена именно на поддержание памяти о трагедии в умах и сердцах людей племени. Главной идеей, которая появилась в церемонии 2004 года было то, что она не должна быть сосредоточена только на прошлом и фактах конфликта. Для этого были запланированы две отдельных части в форме традиционных церемоний. Первая церемония - оплакивание и прощение - освободила все негативные эмоции людей, чьи предки участвовали в сражениях и кто перенес потерю в результате сражения и дала возможность людям освободиться от горя. Следующая церемония koo.ex или потлач была бы посвящено духу мира и сотрудничества. Очень важно было, чтобы российскую сторону конфликта представляли также непосредственные потомки участников сражения.


Потлач примирения на о-ве Ситка

Первая встреча между русскими представителями РАК и вождями племени происходила в Центре посетителей парка 1-ого октября, накануне церемонии поминовения павших. Вожди приветствовали гостей, и каждый из них говорил об истории своего клана. В этот же день было установлено и принято третье соглашение о мире, и теперь оно будет означать для наших народов: русских и всех коренных племен Аляски – вечный мир. Вопреки обыкновенной ситхинской погоде, в момент заключения этой встречи светило солнце, и это также было отмечено вождями, как благоприятный знак.
Общественные памятные мероприятия были начаты на территории сражения в субботу, 2 октября, с траурной церемонией оплакивания павших в конфликте предков. Официальная церемония проводилась на поляне, рядом с тотемом военного вождя Киксади - Катлиана, вырезанного тлинкитом-резчиком Томми Джозефом, и установленного в 1999 году на поляне непосредственно в зоне сражения. Во время церемонии к киксади присоединялись и поддерживали их в их горе члены других кланов тлинкитов, предки которых участвовали в сражении.
Наконец 3 октября 2004 года закончились эти 200 лет войны.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!