Заниженная самооценка у подростков. Низкая самооценка у подростка

Как повысить самооценку у учащихся.

Что такое самооценка?

Самооценка играет важную роль в нашей жизни, определяя, чего мы ждем от себя и от окружающих, и чего мы в конечном итоге сможем добиться. Что такое самооценка, какая она бывает и из чего складывается — на эти и другие вопросы вам поможет ответить эта статья.

Самооценка, как видно из названия, отражает ваше отношение к самому себе, показывая, каким вы себя видите своим внутренним взором, как оцениваете свои способности, достижения, какое место отводите себе в обществе и в жизни в целом. Самооценка тесно связана с таким понятием, как уровень притязаний, т.е. то, чего мы хотим добиться и на, что рассчитываем. Чем выше самооценка, тем больших достижений мы ждем от себя, тем на более сложные задачи замахиваемся, и тем больших результатов, в конечном итоге достигаем.

Самооценка может быть заниженной, адекватной и завышенной.

Заниженная самооценка означает, что мы не вполне объективно оцениваем себя и свои способности, преуменьшая их значимость. Люди с заниженной самооценкой часто объясняют свои достижения удачно сложившимися обстоятельствами, сводя роль собственных усилий до минимума. По их словам, в их успехе «виноват» друг, вовремя пришедший на помощь, удача, которая помогла вытащить нужный билет, учитель, научивший их какому-то особому приему. В общем, все, кто угодно, только не они сами.

Да, так говорят и люди, желающие казаться скромными. Отличие в том, что люди с заниженной самооценкой искренне верят в незначимость собственных усилий. Кстати, такие люди, совсем, не умеют принимать комплименты. Они стесняются, краснеют, оправдываются, пытаются доказать, что сказанное об их достоинствах явно преувеличено, даже могут высказывать недоверие и демонстрировать агрессивное неприятие. В общем, какова бы не была форма их реакции, суть ее одна — они не принимают комплимент на свой счет, относя его на склонность говорящего заблуждаться или преувеличивать.

Адекватная самооценка — отражает умение человека воспринимать себя и свои достижения с достаточной степенью объективности. Это отнюдь не значит, что такой человек всегда абсолютно уверен в себе и своих силах. У него тоже бывают взлеты и падения, но в целом, если спросить его, доволен ли он собой, то ответ его будет положительным. Такой человек не будет стремиться достигнуть намеченной цели любой ценой. Его также сложно бывает заставить совершить необдуманные поступки путем провокации.

Помните, как поступал герой фильма «Назад, в будущее», когда ему говорили «Слабо тебе?». Он тут же пытался доказать, что не слабо и постоянно попадал в какие-то передряги. Так вот, человеку, имеющему адекватную самооценку не нужно никому ничего доказывать. Он знает себе цену и оценивает себя по своей собственной шкале, отметая все напускное и ненужное.

Да, человеку с адекватной самооценкой также важно мнение окружающих, но воспринимает он его лишь как еще один фактор, но отнюдь не самый значимый. И рассматривает он это мнение в общей совокупности и временной перспективе. Т.е. он не делает выводы по одному неосторожно сказанному слову, а собирает информацию из нескольких источников и за какой-то период времени. Конечно, делает он это не целенаправленно и не вполне осознанно, но, тем не менее, постоянно.

Это как с погодой, мы всегда знаем, какая сейчас погода, хотя редко об этом задумываемся целенаправленно. И если летом температура резко упала, мы, ведь не делаем вывод, что уже наступает осень? Точно также и человек по резкому порицанию своих поступков со стороны других не делает вывод, что он плох в целом, но понимает, что что-то он сделал неправильно, чем и вызвал неприятие окружающих.

Человек же с заниженной самооценкой в подобной ситуации сделает вывод, что он плох сам по себе. Он подумает, что он плохой человек, а не то, что он ошибся, поступил неправильно, и это вполне можно исправить при желании. Т.е. его восприятие критики будет более генерализованным, обобщенным.

А еще такие люди «коллекционируют» свои неудачи, мысленно постоянно к ним возвращаясь, рассматривая их еще и еще раз с разных сторон. Часто говорят себе: «Ах если бы…» При этом, как правило, они не делают выводов на будущее, и вновь попадая в подобную ситуацию, могут совершать те же ошибки. А что касается успехов, то они не замечаются ими, как случайные, не вписывающиеся в их картину себя.

Завышенная самооценка подразумевает склонность человека преувеличивать собственные способности и достижения, часто преуменьшая при этом способности других, хотя последнее и не обязательно. Человек с завышенной самооценкой не склонен замечать роль посторонних факторов, приведших его к успеху. Как правило, он считает, что всеми достижениями в своей жизни обязан лишь себе самому, в то время как его неудачи — результат стечения обстоятельств или злой воли других людей.

И вообще, он склонен отбрасывать свои неудачи и оплошности, как нечто несущественное, не имеющее к нему никакого отношения. Он очень плохо реагирует на критику, агрессивно отстаивая свои позиции. Да, критику никто не любит. Но люди с завышенной самооценкой ее совсем не приемлют, почти свято веря в собственную непогрешимость. Им просто жизненно необходимо быть всегда правыми! А все потому, что где-то глубоко в душе они вовсе не так уж уверены в собственном превосходстве.

Завышенная самооценка часто является компенсаторной реакцией на базовое чувство собственной неполноценности.

Особого внимания, со стороны педагогов, заслуживает заниженная самооценка. Ниже даны рекомендации, которые помогут педагогам повысить самооценку учащихся.

  1. Учащийся должен учиться, оценивать сам себя.

Выполняя задания на уроке, подросткам предлагается оценить их самим до того, как отдать на проверку педагогу. После того, как работы проверил и оценил педагог, обсудить случаи несовпадения оценок, выяснить основания, на которых строили самооценку подростки, и показатели, по которым оценивал работы педагог. Привлечение подростков к оценке результатов своей деятельности постепенно приводили к тому, что количество несовпадений уменьшиться. (Это показывает практика психологов, работавших с коррекцией самооценки). Этот эксперимент свидетельствует о том, что включение ученика в оценку достигаемого им результата играет важную роль как в усвоении требований, которым должны удовлетворять выполняемые учебные задания, так и в формировании у него критического отношения к получаемому результату, верного представления об уровне своих учебных достижений. Важно не оставлять это несовпадение без обсуждения даже если оно вызывает конфликтные ситуации, споры, необходимо привлечь остальных учащихся к обсуждению, а не ограничиваться соотношением ролей учитель-ученик.

  1. Не нужно сравнивать подростков между собой.

В процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях неминуемо складываются условия, стимулирующие постоянное сравнивание одного ученика с другим. Но в процессе сравнивания достижения и неудачи каждого становятся известными всем остальным. Постоянное подчёркивание недостатков одних и достоинств других неблагоприятно сказывается на личном развитии подростков. У тех, кого демонстрируют, как образец возникает чувство превосходства над другими, у других, которыми постоянно недовольны - теряется вера в себя. Важно чтобы у подростка развивалось чувство собственного достоинства. Наиболее предпочтительные варианты работы в этом случае, когда успехи одного подростка сравниваются с неуспехами другого, с тем лишь различием, что составляют равного с равным ему по возможностям (способностям), но в силу определённых личностных качеств достигающим в учении других результатов. В этих случаях все оценки, замечания высказываются с целью показать, что отставание или успех в учении зависят от отношения к работе. Либо другой вариант: когда каждого подростка на протяжении года сравнивают только с ним самим, не вынося это на всеобщее обсуждение, и не сопоставляя его результаты с другими. Сравнение учащихся не должно носить случайного, стихийного характера. Его следует «грамотно» применять как способ воздействия на учебную деятельность, личностное развитие и совершенствования личности подростка.

  1. Неуспевающий в роли «учителя».

Изучение неуспевающих и недисциплинированных подростков показывает, что их плохое поведение является чаще всего реакцией на неуспех, формой протеста против сложившегося отрицательного отношения к ним со стороны учителя и сверстников. Утрата позиции в коллективе влечёт за собой изменения и в самой личности подростка, ведет к нарастанию неуверенности в себе и снижению самооценки. Работа с такими подростками должна вестись на изменение его социальной позиции через организацию новой деятельности. Как пример можно предложить подростку оказывать помощь другим. В психологическом плане это означает резкое изменение социально-личностной позиции подростка, характера его деятельности и отношения к себе. Из ставшей привычной для него позиции слабого, отстающего, ущербного он сразу становится в позицию более сильного, знающего, способного обучать другого и самостоятельно оценивать его достижения. Здесь можно преследовать две цели:

1.создаются объективные предпосылки для повышения самооценки, уверенности в себе, укрепления чувства собственного достоинства.

2. роль «учителя» ставит неуспевающего перед необходимостью самому овладеть тем учебным материалом, которому он должен обучить другого, причём так, чтобы суметь объяснить другому суть задания и приёмы его выполнения.

  1. Типичные ошибки, допускаемые педагогами в общении с учащимися, которые резко отрицательно сказываются на формировании подростковой самооценки:
    • Снижение оценок за дисциплину - оценка должна соответствовать действительным знаниям, а особенности поведения подростков- это прежде всего особенности данного возраста, которые педагог должен учитывать в своей работе.
    • Важно не только какую оценку поставил педагог, но и что он при этом сказал: подросток, прежде всего, должен знать чего от него ждёт учитель? Не захваливать легко успевающих, но поощрять хотя бы малейшее продвижение старательного, трудолюбивого. Помнить что положительная оценка- это ориентация на положительное в учащемся.
    • Педагогический такт! - не снисходительность - а прежде всего требовательность к личности, не унижение - а уважение к личности, не презирать - а уважать личность, взывать к достоинству и открывать перед подростком возможность стать другим, верить в растущего человека и его возможности.
    • Обращение свысока - лучше сотрудничество, помощь и поощрение самостоятельности мышления.
    • Безличность образования - от этого страдают учащиеся с недостаточной внешней и внутренней мотивацией, они не воспринимают лицей, следовательно, необходимо больше уделять времени общению с подростками, например, регулярное проведение проблемных классных часов, организация внеурочной деятельности, и т. д. Это дает возможность более тесного общения с учащимися, более доверительного взаимодействия.
    • Ограниченность одним предметом - самооценка подростка во многом определяется уровнем интеллектуального развития. Человек с широким кругозором и умственной пытливостью склонен проявлять любознательность не только к научно-техническим, художественным или другим предметным знаниям, но и к человеку, его психологии и поведению, познанию законов формирования человеческих отношений. Поэтому важно расширять кругозор подростков, воспитывать в них любопытство и жажду знаний.

Всем большой привет! Подростковый возраст – очень сложный период в жизни человека. Он уже не ребенок, но еще далеко не взрослый. Личность еще пока не может владеть собой, как это делают люди постарше, но уже и детская непосредственность тоже ей не под силу. Как правило, индивид в это время не в состоянии самостоятельно разобраться в том, что же с ним происходит. Очень многое зависит от родителей подростка. Именно они являются основным источником снижения или повышения его самооценки. Ребенок доверяет им, восхищается ими, сверяет по ним всю свою жизнь. Поэтому, когда он слышит со стороны родственников критику, тем более высказанную в грубой форме, он чувствует себя отвергнутым и нелюбимым. Сегодня я хочу поговорить на тем, как повысить самооценку подростку.

Причины снижения самооценки подростка

Психика человека в этот период чрезвычайно чувствительна. В такое время еще только закладываются основы его личности и поколебать их очень легко. В дальнейшем такому индивиду будет очень сложно адаптироваться к суровой взрослой жизни.

Заниженная самооценка – это представление подростка о самом себе, как о несостоявшемся человеке. Он постоянно беспокоится, что о нем подумают окружающие, боится завязывать социальные связи, начинать новое дело. Некоторые молодые люди, которые не чувствуют поддержки родителей или друзей, могут даже впасть в депрессию, которая нередко кончается покушением на самоубийство.

Причинами пониженной самооценки у подростка могут стать:

  • изменившаяся внешность;
  • очки;
  • постоянная родительская критика;
  • отсутствие заботы;
  • трудности с обретением друзей;
  • отставание в учебе;
  • не выявленные художественные задатки;
  • одиночество;
  • пьющие родители;
  • невозможность побыть одному и др.

Следует понимать, что снижение самооценки в это время – процесс практически нормальный. Это явление временное, поэтому желательно как можно быстрее подать подростку руку, чтобы помочь ему быстрее перейти через такой этап. Это достаточно несложно, если в семье есть любовь. Но, одновременно, это повседневный душевный труд для родителей, при котором они не имеют право оступиться.

Очень часто причиной заниженной самооценки подростка становятся бесконечные нелестные сравнения его со взрослыми и вполне состоявшимися людьми. Дотянуться до их уровня молодой человек не в состоянии и из-за этого страшно страдает его самолюбие.

Не меньше вреда приносят родители и учителя, сравнивая детей друг с другом. Это заведомо неконструктивный путь. Если, например, Вася отлично считает, это не значит, что Петя – неудачник, потому что он, в свою очередь, прекрасно рисует. Все люди разные и каждый обладает свойственными только ему достоинствами. Но ребенок понять этого еще не в состоянии и у него возникает иллюзия того, что он бездарность.

В первую очередь при этом страдает его самооценка. Ее искажение формируется в результате неверных действий со стороны семьи, педагогов и других наставников. Если они настроены чересчур критично, постоянно говорят ребенку, что он ни на что не годен или у него нет вообще никаких талантов, то юное существо свято в это верит.

Подросток перестанет вообще делать хоть что-нибудь, чтобы исправить такое положение вещей. У него просто еще недостаточно имеется для этого силы воли и веры в себя. Скорее всего, он полностью замкнется в себе или пристанет к сомнительной компании, которая не станет слишком строго его судить или, что еще хуже, будет всячески одобрять каждую выкуренную им сигарету или выпитую бутылку пива.

Самооценка подростка во многом базируется не только на его личностных характеристиках и отношении окружающих. Индивидом в это время управляет изменившейся гормональный фон, перестройка опорно-двигательного аппарата, изменения в психике.

Нередко в это время появляется объект внимания противоположного пола и очень важно, чтобы такая первая любовь была взаимной. При полном отсутствии интереса со стороны избранника или избранницы, самооценка подростка падает еще ниже и это уже может отразиться на всей взрослой жизни человека.

Как повысить самооценку подростку

Именно старшие родственники первыми сталкиваются с проблемами своего ребенка. Сначала они не понимают, что случилось. Еще вчера все было благополучно, а сегодня подросток стал каким-то не таким. Не все осознают, что это их вина в том, что у человека сформировалась заниженная самооценка. В такой период достаточно грубо поговорить с ним, проигнорировать его достижения, посмеяться над его и он уже почувствует себя униженным.

Заметить, что подросток сильно страдает для родителей не так уж и сложно. Существуют определенные признаки:

  • У него нет друзей, ему никто не звонит и не приходит в гости.
  • Нередко он отстает в учебе.
  • Подросток замкнут и много времени проводит в своей комнате, читая приключенческие романы или просматривая по телевизору боевики. Еще хуже, если источником общения для него станут социальные сети. Там для молодого человека существует масса опасностей, начиная от педофилов и заканчивая торговцами наркотиками.
  • Подросток не гордится своими успехами и не принимает одобрения со стороны окружающих. В сложных случаях он может отталкивать любовь родителей или предложения дружбы со стороны одноклассников.
  • Девочки часто плачут, закрывшись в своей комнате, а мальчики становятся чересчур агрессивными и даже могут мучать животных.
  • Подростки ничем не делятся с родителями, скрывают от них своих успехи и провалы, избегают общения с людьми.

Поднять самооценку молодого человека до адекватного уровня просто необходимо. Это обязанность родителей. Если вовремя не сделать этого, он останется неуверенным в себе на всю жизнь, ему сложно будет строить отношения с противоположным полом и двигаться по карьерной лестнице.

Поэтому родственники обязаны проявить всю свою любовь и заботу, помогая подростку поверить в себя. В этом возрасте ему это еще совсем несложно. Исправить самооценку взрослого человека будет гораздо труднее.

Ответственные родители, несомненно, сделают все, чтобы позволить ребенку прочно встать на ноги. Это совсем несложно. Достаточно:

  • чаще хвалить подростка;
  • оказывать ему поддержку;
  • не критиковать лицо, фигуру и молодого человека;
  • помочь избавиться от юношеских недостатков кожи;
  • покупать ему приличную (не обязательно дорогую одежду);
  • чаще приглашать в гости одноклассников ребенка;
  • не навязывать ему свое мнение;
  • не высмеивать даже самые наивные мечты подростка;
  • чаще говорить о своей любви к нему;
  • с уважением обращаться к своему ребенку;
  • не требовать от него невозможного;
  • не делать нелестных сравнений с другими людьми;
  • спокойно относиться к временным неудачам в школе;
  • интересоваться повседневной жизнью подростка;
  • укреплять его веру в себя;
  • восхищаться его успехами;
  • вызывать молодого человека на откровенные разговоры;
  • рассказывать о своих юношеских промахах;
  • не ссориться с ребенком по пустякам;
  • разрешить ему отказывать в просьбах по уважительным причинам;
  • не заставлять подростка делать то, что ему не под силу или не принесет особой пользы;
  • осуществлять родительский контроль ненавязчивыми средствами;
  • быть примером для подражания своему ребенку;
  • спокойно принимать его отказ в участии в семейных мероприятиях по уважительной причине и т.д.

Это работа не на один день. Выполнять все эти рекомендации следует постоянно. Во всяком случае, до тех пор, пока родители не заметят, что подросток стал , у него появились устойчивые планы на жизнь и ему не грозит вовлечение в дурную копанию.

Как человек может помочь себе самостоятельно

Подростку следует осознать, что все остальные люди не лучше и не хуже его. Ему необходимо понять, что его увлечения никому не мешают и имеют право на существование, даже в том случае, если они далеки от совершенства. Никто из школьников не обязан быть первым на уроках физкультуры или лучше всех знать географические названия. Необходимо разрешить себе право на ошибку.

Подростку не нужно концентрироваться на своей внешности. Она вполне нормальна для человека этого возраста.

Неплохо для поднятия собственной самооценки найти в Интернете фотографии звезд эстрады и кино в юности и посмотреть на них. Скорее всего, эти красавцы и красавицы ничем особенным не блистали. У подростка появляется надежда, что с ходом времени и при определенных усилиях над собой вполне можно измениться к лучшему.

Молодому человеку следует разрешить себе гордиться своими учебными, творческими и человеческими успехами. Не нужно стесняться совершать добрые поступки: перевести старика через дорогу, покормить бездомное животное, помочь подняться тому, кто упал на улице.

Критику старших подростку стоит принимать спокойно. Это – не . Она неприятна, но нужно уметь с ней мириться. Для этого нужно самому поменьше осуждать окружающих, стараться находить в них положительные черты.

Молодому человеку очень важно научиться . Постоянная готовность к согласию – это один их ярких признаков заниженной самооценки. Вскоре окружающие люди перестают считаться с такой личностью и попросту садятся ей на шею. Все это не поднимает ее мнение о себе.

В подростковом возрасте неплохо иметь перед глазами образ того человека, на которого хотелось бы быть похожим в будущем и понемножку приближаться к нему. Не стоит копировать его внешность, лучше приглядеться к его лучшим индивидуальным чертам.

Подростку желательно выбрать себе хобби. Оно должно соответствовать его природной склонности. Такое увлечение может быть спортивным, творческим или техническим. Стоит попытаться выучить новый сложный иностранный язык. По мере появления успехов самооценка человека будет расти сама собой. Эти занятия полезны еще и тем, что позволяют пройти профориентацию и, возможно, даже сделать первые шаги на пути своей будущей карьеры.

Не стоит тратить время впустую. Компьютерные игры, общение в социальных сетях или просмотр боевиков ничего не добавят к развитию личности подростка. Лучше не проводить также слишком много времени в одиночестве, но и постоянно находиться среди людей тоже не стоит.

Молодому человеку не следует уклоняться от новых знакомств с юношами или девушками, отвергать сделанные ими комплименты или отказываться от приглашений друзей. В компании доброжелательно настроенных товарищей он быстро вырастает в своих глазах.

Одним из самых основополагающих критериев нормализации самооценки подростка становится доброжелательное отношение к своей внешности. Для этого лучше всего просто ежедневно следить за собой, быть опрятным, избавиться от юношеских угрей, активно заниматься физкультурой. Не стоит также высмеивать чужую внешность.

Если чье-то замечание все-таки задело подростка, то лучше сразу же подойти к зеркалу и убедиться, что придирка ни на чем не основана. А если в ней и есть доля правды, то понять, что вполне можно исправить положение вещей. В таком юном возрасте внешность очень легко изменить к лучшему.

Подростку лучше мотивировать себя на учебу, подготовку к ВУЗу или освоение какой-либо профессии, чтобы иметь возможность самому заработать себе деньги. Ничто не доставит такого большого удовольствия и не поднимет так высоко самооценку личности, как первые полностью самостоятельно заработанные деньги.

Таким образом, день за днем, с помощью родителей, друзей и собственными силами подростку можно значительно повысить свою самооценку. Это очень важно, так как она станет основой зрелой личности на всю последующую жизнь. Относиться к этому процессу становления человека следует очень ответственно.

Психолог.

С. Л. Рубинштейн, описывает развитие самооценки подростков через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.

В процессе развития подростковой самооценки центр внимания все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне (Рубинштейн С. Л., 1989).

Формирование самооценки подростков

Согласно исследованию самооценки подростков Д.И. Фельдштейна, на первой стадии (10 – 11 лет) детям свойственна особая критичность в самооценке. При обследовании 34% мальчиков и 26% девочек дали себе полностью отрицательную характеристику, примерно 70% испытуемых, хотя и нашли у себя позитивные черты, обнаружили преобладание негативных. Потребность в самооценке (и одновременно неумение себя оценивать) проявляется очень остро.

На второй стадии (12 – 13 лет) на фоне общей адекватной самооценки большинства подростков, появляется ситуативное отношение к себе, нередко отрицательное и зависящее от отношения окружающих, прежде всего сверстников.

Третья стадия (14 – 15 лет) развития самооценки в подростковом возрасте характеризуется ориентацией на некий эталон (81%), состоящий из идеальных черт других людей. В этот период возникает "оперативная самооценка", определяющая отношение подростка к себе "здесь и теперь", и основанная на сопоставлении себя как личности и своего поведения с определенными нормами, выступающими как "идеальная форма" себя и своего поведения.

Важнейшей особенностью самооценки личности подростка, обоснованной в работах Д.И. Фельдштейна, стало утверждение, что "…подростком решается не просто задача занятия определенного "места" в обществе, но и проблема взаимоотношений в обществе, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активно позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования".

Уровни самооценки подростков

Можно выделить 3 уровня самооценки подростка:

Адекватная самооценка – реалистичная оценка самого себя, своих способностей и поступков. Адекватная самооценка помогает подростку правильно соотнести свои силы с различными задачами и требованиями окружающих. Подростки с адекватной самооценкой имеют много интересов, межличностных контактов. Их активность умеренна и целесообразна, направлена на познание других и себя в процессе общения.

Завышенная самооценка – неадекватно высокое оценивание подростком своих умений и способностей. Подростки с завышенной самооценкой имеют большую направленность на общение, причем малосодержательное. Они меньше склонны выражать себя через продуктивную деятельность.

Заниженная самооценка – неадекватное недооценивание себя подростком, принижение своих достоинств. Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.


Для диагностики самооценки подростков используются в основном следующие методики:

  • Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей. С ее помощью определяется уровень притязаний юношей и девушек в возрасте от 10 до 16 лет и величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой;
  • Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси – тест на самооценку для подростков, дающий ее характеристику по таким параметрам, как: высокая/средняя/низкая, адекватная/неадекватная;
  • Тест В. В. Новикова "Кто я есть в этом мире". Методика, определяющая уровень самооценки подростков по следующим параметрам: тенденции к завышению/занижению, явно завышенная/заниженная, адекватная самооценка.
В. Кваде, В. П. Трусов выявили факторы, определяющие уровень самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает ориентация на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм поведения.

Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку – низкая психологическая устойчивость (Кваде В., Трусов В. П., 1980).

Особенности самооценки подростков

В подростковом возрасте адекватность самооценки постепенно увеличивается.

Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.

Этот период отмечен резким переходом от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Кроме того, совершенствуется их видение своих недостатков.

Вместе с этим внешность начинает оказывать очень сильное влияние на развитие самооценки в подростковом возрасте: соответствие внешних данных ребенка стандартам, принятым в группе сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

Здесь стоит отметить, что самооценка девочек подростков часто бывает ниже, чем у мальчиков, потому что для девушек оценка привлекательности своего тела важнее его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.

Неоднократно доказанная теория "зеркального Я" Ч.Кули о позитивном отношении значимых других как одном из основных условий становления адекватной самооценки справедлива и для взаимосвязи самооценки подростка с его окружением.

Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья – родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

При этом подросткам свойственно создавать группировки с жесткой внутренней иерархией, что напрямую влияет на уровень самооценки.

Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей влияния самооценки на социальный статус подростков:

  • Тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;
  • Эгоцентрическая нивелировка – тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
  • Ретроспективная оптимизация – тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.
Отсюда следует, что чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его социальный статус. При этом высокая самооценка и уровень притязаний снижают положительный или отрицательный социометрический статус, в зависимости от поведения подростка по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу "пренебрегаемых", склонные к нонконформизму попадают в группу "отвергаемых".

Как повысить самооценку подростку

Л. Бассет (1997) исследовал вопрос, как повысить самооценку и уверенность подростку, и разработал методику "Восемь способов изменения самооценки".

1. Постарайтесь более позитивно относиться к жизни. Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное.

2. Относитесь к людям так, как они того заслуживают. Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства.

3. Относитесь к себе с уважением. Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые.

4. Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе. Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да – то не откладывайте.

5. Начинайте принимать решение самостоятельно. Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать.

6. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние. Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои "слабости".

7. Начинайте рисковать. Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика.

8. Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д. Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, " отойдите в сторону" и просто подождите.

Кроме того, для повышения самооценки очень полезна аффирмация: "Во всем мире нет абсолютно такой (го) же, как я. Мне принадлежит все, что есть во мне мысли, чувства, действия. Мне принадлежат все мои фантазии, сны, мечты, желания. Мне принадлежат мои победы и поражения, успехи и неудачи, достижения и ошибки. Я – это Я!"

1. Назови пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.

2. Чаще думай над тем, чего тебе удалось добиться, а не концентрируйся на своих неудачах.Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.

3. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес: это не истина в последней инстанции, а просто частное мнение. Пользуйся критикой, чтобы учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать твою личность.

4. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.

5. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты сильно не уверен.

Хотя родительский авторитет теряет свою важность в подростковом возрасте, их влияние на самооценку подростка по-прежнему очень сильно. Их поддержка, одобрение и вера в ребенка способны сотворить настоящее чудо с подростковой самооценкой. То же касается и оценки его учебных успехов со стороны учителей.

Низкая самооценка у подростков - явление распространенное. Если маленьким детям свойственно переоценивать свои способности (все могу, все умею, все знаю - я лучший), то по достижении подросткового возраста ребенок начинает смотреть на себя совсем другими глазами (так ли я хорош и хорош ли вообще?).

Сказывается и половое созревание, и пробуждающийся интерес и желание нравиться противоположному полу, и первое серьезное знакомство с взрослой жизнью, например, необходимость качественно и вовремя выполнять школьные задания, участвовать в общественной жизни, принимать самостоятельные решения.

Подавляющее большинство подростков реагируют на эти изменения резким снижением самооценки и уверенности в себе. И тут на помощь должны прийти родители. Итак, как помочь ребенку в подростковом возрасте повысить свою самооценку?

Низкая самооценка в той или иной мере является проблемой любого подростка. Но у некоторых детей этот период быстро проходит, не оставляя никаких негативных последствий, а у других, без преувеличения, появляются психологически проблемы, которые способны изрядно портить жизнь даже взрослому человеку.

В первом случае никакой особой помощи извне подростку не требуется. Родителям нужно лишь быть внимательными, доброжелательными и искренними по отношению к своему чаду, второй случай требует серьезной поддержки.

Как отличить первый вариант от второго?

Признаки низкой самооценки у подростка:

  • отшельничество (шумной вечеринке или походу в кино с одноклассниками ваш ребенок предпочитает вечер в своей комнате);
  • замкнутость (подросток неохотно делится с вами не только переживаниями, но и просто событиями из своей жизни);
  • подросток отказывается от чего бы то ни было нового в своей жизни (новых друзей, нового занятия, опасаясь быть непонятым или высмеянным);
  • ухудшение результатов учебы (боязнь стать «белой вороной»);
  • сильная зависимость от мнения окружающих (если кто-то в классе назовет новую шапку вашего ребенка смешной, больше он ее никогда не наденет, даже если она ему очень нравилась);
  • явное подражание кому-то из сверстников, обычно неформальному лидеру компании (прическа, одежда, аксессуары, жаргон, манера поведения в отдельных ситуациях);
  • частые приступы упаднического и даже панического настроя (меня никто не любит, я никому не нужен, я неудачник, я урод, зачем я живу и т.п.);
  • чересчур пристальное внимание своей внешности (кричащий макияж, вызывающая одежда) или полное равнодушие к своему внешнему виду (демонстративное пренебрежение к своей одежде, обуви, прическе – зачем, если и так я хуже всех);
  • постоянное сравнивание себя с другими, естественно, не в свою пользу (Даша крутая, у нее новый айфон, у Игоря классный батя, у Марины длинные ноги, а я бедный, жирная, очкарик, тупица и тому подобное).

Разумеется, к анализу этих признаков нужно подходить взвешенно. Даже самый уверенный в себе подросток (как впрочем, и взрослый человек) может переживать периоды уныния и неверия в собственные силы. Но если у вашего ребенка имеются минимум 2-3 из перечисленного, ему точно нужна ваша помощь.

К сожалению, многие родители чересчур легкомысленно относятся к тому, что их ребенок имеет низкую самооценку. Ну, это возраст такой, пройдет, - уверены они. Увы, не всегда это проходит вместе с подростковым возрастом, а проходя, оставляет совершенно ненужные комплексы и другие психологические проблемы.

Ребенок вырастает неуверенным в себе, зависимым от чужого мнения, легко поддающимся манипуляциям человеком, у которого будут проблемы на работе и в личной жизни. Такому человеку практически невозможно достичь самореализоваться и жизненного успеха.

Помимо негативных последствий укоренившихся вследствие низкой самооценки комплексов, неуверенные в себе подростки часто попадают в плохие компании с самыми нехорошими сюжетами. Стремясь найти коллектив, где их внешний вид, поведение и прочие важные вещи будут одобряться безусловно, они подпадают под влияние различных проходимцев, а тут уже и до беды недалеко.

Какой выход у родителей? Не сидеть в сторонке, наблюдая изменения в ребенке, а брать ситуацию под контроль. О том, как это сделать правильно, читаем дальше.

Как помочь поднять самооценку подростку

Не критиковать

Критика - это то, о чем следует вообще забыть при общении с подростком. Проблема в том, что мы в большинстве случаев не умеем критиковать правильно, обязательно переходя на личности. Не «ты плохо сегодня убрал в комнате», а «ты - неряха». Но если взрослый человек адекватно оценит такое высказывание, то для подростка это станет еще одной причиной для низкой самооценки.

Хотите что-то исправить, выбирайте нейтральные фразы. Вместо оценочного «ты - неряха» можно сказать: «Тебе не мешают вещи на полу? Если нужно помочь с уборкой, зови».

Не сравнивать с другими

Вообще. То есть не только не говорить о том, какой Ваня молодец, потому что сдал английский на максимальный балл, а ты, эдакий лентяй и неумеха, едва набрал необходимый минимум, а даже не хвалить за то, что ты оказался лучше Пети. Любые сравнения говорят подростку только об одном - его сравнивают и оценивают по тому, насколько он лучше или хуже остальных.

Вместо этого сделайте вашего ребенка центром Вселенной. Какой вам дело до какого-то Пети или Васи? Сравнивайте его успехи или неудачи только с его прошлыми успехами или неудачами. Причем делать это нужно исключительно конструктивно - для похвалы или выяснения причины, с которой можно бороться.

Не обсуждать ребенка с посторонними

«Он у меня такой стеснительный», «А нам так плохо математика дается» или «Ничего, нам бы похудеть немножко и будет красавица», сказанные в присутствии подростка, способны повергнуть вашего ребенка буквально в депрессию. Следите за тем, что вы говорите не только ему, но и о нем.

Вообще желательно никогда не обсуждать своего ребенка с кем бы то ни было из посторонних, если не хотите потерять его доверие, конечно. Но если кто-то из ваших знакомых навязчиво расспрашивает об успехах в учебе или о чем-либо еще, достаточно вспомнить о чем-либо, в чем ваш ребенок действительно успешен.

Помочь добиться успеха

Но только гордиться успехами ребенка мало - важно помочь ему стать успешным. Поощряйте в нем стремление к новым увлечениям, знаниям, видам деятельности. Зажгите искру и будьте всегда рядом. Конечно, не факт, что ваш сын или ваша дочь станет блестящим спортсменом, танцором, фотографом или полиглотом. Но сейчас это неважно. Куда важнее, чтобы ребенок смог почувствовать вашу поддержку и готовность быть с ним рядом во всех его начинаниях.

Создайте благоприятную обстановку для его всестороннего развития. Ваши усилия обернуться сторицей.

Считаться с его мнением

Приучите себя считаться с мнением ребенка. Подростковый «бунт» зачастую является следствием неправильного поведения родителей, которые пытаются держать свое чадо в рамках поведения маленького ребенка. Ваш ребенок становится взрослым, и с этим обстоятельством придется смириться.

Дайте ему свободу: выбирать друзей, хобби, времяпровождение. Это вовсе не вседозволенность и отсутствие контроля. Это - нормальное общение взрослых людей, имеющих право выбора.

Особенно деликатными нужно быть, если . Даже если вам не очень нравится избранник вашего сына или дочери, проявите терпение и не начинайте разговор об этом с давления или угроз.

Помочь с внешним видом

Подростки часто неадекватно оценивают свою внешность. Равняясь на кумиров, считают себя сильно худыми, толстыми, маленькими, долговязыми… Помогите вашему ребенку выглядеть лучше. Сходите в салон красоты, подберите стрижку, купите хорошие вещи в том стиле, который он предпочитает. Научите подчеркивать достоинства.

Если с внешностью есть какая-то реальная проблема (хотя чаще эти проблемы надуманы), признайте это. Не пускайте ситуацию на самотек.

Лишний вес, прыщи, угревая сыпь, обильная перхоть - это не мелочи. А для подростка это вообще серьезные проблемы, отравляющие жизнь. Дети жестоки, и вашего ребенка травить сверстники, а это повышению самооценки, как понимаете, никак не способствует.

Обратитесь за помощью к специалистам при необходимости.

Не отказывать в покупке «мечты»

Последний пункт, о котором часто молчат психологи. Материальная сторона вопроса. Ваш сын давно просит какой-то электронный гаджет? А дочь мечтает о какой-то новомодной вещице, в которой щеголяют признанные модницы школы? Не отмахивайтесь от таких просьб.

Для подростков такие вещи - это не просто вещи, это некое подтверждение статуса. У всех в классе есть смартфоны, а ваш ребенок пользуется старой кнопочной моделью, потому что «ребенку и этого хватит»? Тогда не удивляйтесь, если ребенок начнет избегать общества сверстников.

Конечно, идти на поводу всех просьб не стоит, но периодически баловать подростка модными вещами просто необходимо, чтобы он чувствовал себя «своим» в своей тусовке.

Самооценка - это совокупность представлений человека о различных свойствах собственной личности, как то наличие личных достижений, достоинств, недостатков и их значение и др. Как правило, эти качества воспринимаются в соотношении или сравнении с аналогичными качествами других людей. Завышенная самооценка личности - это состояние психики, характеризующееся неадекватно положительным представлением человека о себе.

Что такое самооценка?

Одно из главных свойств личности - формирование системы представлений индивида о самом себе, что может включать в себя оценку собственных поступков, внешности, восприятие определенных недостатков и достоинств и пр. Такие установки в своей совокупности выполняют 3 функции:

  • личностного развития. Конкретный вид самооценки побуждает индивида к совершенствованию тех или иных навыков. Если определенные качества воспринимаются как высокоразвитые, усилия по их развитию не предпринимаются. Как вариант, человек считает себя идеальным, поэтому полностью отрицает потребность в самосовершенствовании;
  • защитная. Оценка соответствующих личных качеств в определенной мере предостерегает человека от опрометчивых поступков. К примеру, если он понимает, что не сможет справиться с определенным объемом работы, то не будет брать на себя такие обязательства. Также совокупность устойчивых представлений о собственных качествах, предотвращает деформацию личности под влиянием внешней среды и поведения других людей;
  • регуляторная. Человек значительную часть решений принимает в зависимости от представлений о самом себе. Так, на основе условного списка наиболее развитых качеств выбирается будущая профессия.

Люди с завышенной самооценкой испытывают затруднения при коммуникации, а разрешение повседневных задач подчас отнимает у них больше сил, что в конечном итоге может привести к психоэмоциональному истощению, невротическому или психическому расстройству.

Чем опасна завышенная самооценка?

Ряд проведенных исследований показывает, что многие успешные бизнесмены, политики, общественные деятели необоснованно положительно оценивают свои личные качества. В определенной степени типичная модель поведения в подобных жизненных ситуациях понятна - пока окружающие дотошно исследуют все аспекты проблемы, человек с завышенной самооценкой мгновенно приступает к ее решению. Тем не менее гораздо чаще переоценка собственного потенциала приводит к негативным последствиям:

  • для индивида существует единственно верная точка зрения - его собственная. Однако даже высокообразованный человек с отменной деловой хваткой нередко ошибается. Свести риск неудачи к минимуму можно лишь при рациональном исследовании вопроса;
  • человек с завышенной самооценкой может брать на себя задачи, которые никогда не сможет решить, поскольку не обладает соответствующей квалификацией, личными качествами или другими необходимыми для этого ресурсами. Неоднократный срыв рабочих проектов постепенно приводит к профессиональной деградации и разрушению карьеры;
  • человек перестает принимать во внимание значимость других людей. Он демонстрирует пренебрежение к окружающим, в различной форме оскорбляет их. Такое поведение неизбежно разрушает социальные связи и регулярно провоцирует конфликты;
  • индивид отрицает необходимость самосовершенствования (полностью или в отношении определенных качеств). В дальнейшем это приводит к личной и профессиональной деградации;
  • любая критика воспринимается крайне болезненно и провоцирует ответную агрессию.

Поскольку большинство актов коммуникации человека с завышенной самооценкой сопровождается острыми конфликтами, постепенно наступает психоэмоциональное истощение. Это может привести к развитию опасных болезней, психических и невротических расстройств. Параллельно разрушаются социальные связи (человек теряет друзей, партнера, не может начать новые отношения), деградируют профессиональные качества индивида.

Человек с завышенной самооценкой всегда уверен в своих действиях, что может быть подспорьем в профессиональном развитии. С другой стороны, нередко самоуверенность не имеет под собой реальной почвы, поэтому индивид переоценивает свои возможности, берясь за какое-либо дело. В любом случае, проблема завышенной самооценки заключается в тяжелом разочаровании и даже депрессивных состояниях, которые развиваются, когда ожидаемого результата не происходит.

Проявления завышенной самооценки

В зависимости от степени проявления и сопутствующих признаков завышенная самооценка может указывать на:

  • индивидуальные особенности характера. В этом случае завышенная самооценка не искажает восприятие реальности так, чтобы повлечь за собой слишком деструктивные последствия;
  • нарциссическую акцентуацию характера. Завышенная самооценка значительно затрудняет повседневную жизнь;
  • нарциссическое расстройство личности. Человек убежден в собственной уникальности, избранности, наличии выдающихся достижений и талантов. При этом он полностью отрицает существующие правила, вся его деятельность направлена на поиск восхищения окружающих. Также в психиатрии выделяется нарциссическая травма, которая возникает вследствие продолжительного общения с человеком, страдающим нарциссическим расстройством. Для нее характерно стремление к поддержанию ощущения собственной сверхзначимости, но при этом сохраняется способность к эмпатии;
  • маниакальный синдром, биполярное аффективное расстройство. Помимо завышенной самооценки у пациента наблюдаются ускорение мышления (вплоть до скачки идей), повышение настроения, двигательной и побудительной активности.

Для людей с завышенной самооценкой характерные следующие черты поведения:

  • надменное, высокомерное поведение, граничащее с агрессией;
  • отношения с другими людьми носят поверхностный характер, эмпатия почти никогда не возникает;
  • в целом вся деятельность направлена на поддержание собственной сверхзначимости - получение одобрения со стороны окружающих;
  • единственная цель близких отношений с другими людьми - самоактуализация. Это справедливо даже для собственных детей и партнера;
  • сравнение вслух себя с другими людьми не в пользу последних, подчеркивание своих достоинств на фоне собеседников;
  • самоутверждение за счет окружающих;
  • болезненная реакция на критику - плач, крик, злость.

Выделяют 2 вида явления:

  • адекватно завышенная самооценка чаще встречается у взрослых людей. Как правило, она обусловлена реальными достижениями на профессиональном, социальном, семейном поприще. В этом случае она становится своеобразной формой признания индивидом собственных заслуг. Поскольку завышенная самооценка искажает восприятие объективной реальности, в этом случае корректировка личностных установок и поведения может быть необходима;
  • неадекватно завышенная самооценка наблюдается преимущественно у детей, подростков и людей с отсутствием достижений. Источник завышенной самооценки этого типа - неудовлетворение собой, собственными достижениями, стремление приписать себе хоть какие-то успехи. Завышенная самооценка у ребенка ко всему прочему нередко подпитывается родителями, бабушками и дедушками.

Причины завышенной самооценки

В исключительном большинстве случаев самооценка формируется на этапе первичной социализации - в процессе воспитания родителями, обучении в дошкольных образовательных учреждениях, школе, в результате общения ребенка с близкими родственниками, сверстниками. Слом закрепленных установок в более зрелом возрасте обычно возможен лишь после психического насилия и пережитой психотравмирующей ситуации или в результате развития болезни, психического или невротического расстройства.

Выделяют ряд факторов, способствующих формированию завышенной самооценки:

  • нарциссизм родителей. В процессе первичной социализации родители в должной мере не удовлетворяют эмоциональные потребности ребенка, поскольку он сам является всего-навсего средством самоактуализации взрослых (или одного из родителей). В дальнейшем завышенная самооценка становится способом компенсации недополученных положительных переживаний;
  • человек - первый или чаще единственный ребенок в семье;
  • избалованность в детстве, неправильно выстроенные отношения «ребенок - взрослый», когда внимание взрослых в семье приковано к ребенку, его интересы находятся на первом месте, а желания удовлетворяются по первому требованию, вне зависимости от возможных препятствий (болезнь родителей, отсутствие денег);
  • внешние данные - нередко люди обоего пола считают себя лучше окружающих из-за собственной привлекательной внешности;
  • необоснованно положительное отношение преподавателей и учителей. Достаточно часто возникают ситуации, когда педагоги выделяют некоторых своих учеников из-за личной симпатии, высокого материального или социального положения их родителей;
  • отсутствие адекватных испытаний собственных способностей. Так, при наличии личных способностей и хорошей дошкольной подготовки ребенок может блестяще справляться с программой обычной школы, тогда как обучение в более престижном учебном заведении потребовало бы от него дополнительных усилий. При продолжительном отсутствии серьезных испытаний, человек может начать приписывать себе выдающиеся способности.

Причины завышенной самооценки в каждом конкретном случае можно попытаться выявить при помощи методов психодиагностики. Результаты такого обследования играют ключевую роль в дальнейшей коррекции установок, поведения или лечении расстройства.

Завышенная самооценка: признаки

Завышенная самооценка человека зачастую очевидна для окружающих, но им самим редко воспринимается как проблема. Индивид с подобными установками в качестве причины собственных неудач видит негативное стечение обстоятельств, зависть и происки недоброжелателей, отсутствие должных профессиональных качеств у деловых партнеров или коллег по работе и пр. Психолог или психиатр могут достоверно установить уровень самооценки и при необходимости назначить процедуры, корректирующие поведение и установки.

Для определения самооценки проводятся:

  • исследование образа жизни индивида. При подозрении на психическое или невротическое расстройство большое значение получают сведения, полученные от близких пациента;
  • исследования на основе опросников самоотношения;
  • беседа специалиста с пациентом. Она проводится в свободной форме, но по ее завершению должны быть получены четкие ответы на вопросы, характеризующие отношение индивида к различным аспектам собственного Я.

В целом завышенный уровень самооценки характеризуется:

  • непоколебимой уверенностью в собственной правоте, даже при наличии доказательств обратного;
  • стремлением навязать всем собеседникам свое мнение, агрессией в случае неудачи;
  • признанием в качестве авторитета лишь самого себя;
  • отрицанием любых правил, кроме тех, которые устанавливаются им самим;
  • отрицанием чужого авторитета и власти;
  • поиском «внешнего врага», виновного в неудачах. Наиболее часто таковыми выступают родители, государство (не только родное, но и иностранное), коллеги;
  • желанием во что бы то ни стало быть на ведущих ролях, нередко не прилагая к этому усилий;
  • «яканием» в разговорах, попытками перетянуть тему на обсуждение собственных проблем;
  • отсутствием самокритики, агрессивным восприятием критики со стороны;
  • восприятием помощи как жалости и, следовательно, отказом от нее;
  • болезненным переживанием неудач вплоть до депрессии, страхом ошибки.

Как скорректировать завышенный уровень самооценки?

Взвешенный анализ может показать, что главная виновница жизненных неудач человека - его завышенная самооценка. Что делать в такой ситуации, подскажет психолог или психотерапевт. Самостоятельно справиться с неадекватной оценкой себя и своих действий бывает довольно сложно. Это требует большой самодисциплины и самоконтроля, которые зачастую отсутствуют у людей с завышенной самооценкой. Наилучшие результаты в коррекции установок и поведения показывают различные методы когнитивной психотерапии, которые в данном случае направлены на:

  • анализ собственного поведения и поступков. Индивид должен перестать искать виновного в неудачах, научиться рассматривать каждый отдельный случай и оценивать свой вклад в случившееся;
  • формирование способности прислушиваться к мнению окружающих, не оппонировать в разговоре, принимать чужие суждения;
  • спокойное восприятие критики и развитие самокритичности;
  • формирование способности принимать помощь, например, от более успешных специалистов в профессии;
  • оценку своих возможностей до начала новых проектов, проведение расчетов, составление пошаговых планов;
  • анализ собственного поведения в части того, как оно влияет на окружающих, не обижает ли близких людей, не создает ли препятствий к дружбе и романтической привязанности;
  • формирование уважения чувств и желаний окружающих.

В общении с нарциссом некоторые специалисты рекомендуют не стесняться откровенности: говорить о том, что он ставит себя выше других, напрямую спрашивать, на чем основаны его заявления. С другой стороны, этот подход является довольно грубым, и неспециалист может спровоцировать острый конфликт, который исключит возможность дальнейшей терапии.

Коррекция завышенной самооценки детей имеет ряд специфических особенностей. Главным образом они касаются изменения модели поведения родителей и близких родственников (бабушек и дедушек):

  • похвала должна следовать за каким-либо достижением, но не сама по себе и не за то, к чему ребенок не прикладывал усилий (например, внешность);
  • интересы ребенка не должны стоять на первом месте, если это не касается его здоровья, развития, питания;
  • не стоит смягчать последствия поступков ребенка. Он должен знать объективный результат своих действий. Если ребенок намеренно сломал игрушку, нельзя срочно покупать ему новую. В противном случае малыш не учится оценивать собственные поступки и у него не формируется способность восприятия связей между действиями и их результатами.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!