Лего технологии как средство развивающего обучения. Лего- технология в образовательном процессе доо

Lego-технология как средство развивающего обучения в системе дошкольного образования

Пробняк В.В., Сатыбалова А.А.

МБДОУ «Детский сад «Звездочка», город Новый Уренгой

Ямало-Ненецкий автономный округ

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала»

Ж. Пиаже

Государство в настоящее время испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами.

На современном этапе дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование психических процессов и развитие личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности. Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы образования, методов воспитания и обучения. Вопрос применения педагогических развивающих технологий в дошкольных организациях в части подготовки личности такого плана актуален .

Одной из инновационных технологий, направленных на формирование интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, развитие технических способностей, конструкторских умений, воспитание творческой личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения является образовательная Лего-технология.

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина, др.) показывают, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Тогда, когда в этот сенситивный период формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции, особой ценностью данной технологии является то, что практически, через непосредственную деятельность, обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления; развиваются способности ребёнка к определению проблемы, аналитическим операциям и возможности самостоятельному выбору пути её решения .

Конструктивной деятельности, занятиям лего-конструированием, уделяется немало внимания в реализации общеобразовательных программ дошкольных образовательных организаций. Однако, как правило, педагоги активируют ребёнка к занятиям конструктивной деятельностью, ориентированной на развитие мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте. Тем не менее, ресурс выполнения множественных манипуляций во время занятий лего-конструированием, робототехникой, во время реальных экспериментов с использованием лабораторного оборудования, может служить основой не только для развития моторики, стимулирования развития сенсорных способностей ребёнка, но и достаточно высоким фактором мотивации для занятий интеллектуальной деятельностью, экспериментированием, конструированием, техническим творчеством, начиная уже с раннего дошкольного возраста .

Традиционно, конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста чаще организуется в свободной деятельности (носит характер сюжетного конструирования) и реже в специально организованной. Идея сделать лего-конструирование в детском саду процессом направляемым, а не спонтанным легла в основу системной работы коллектива муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Звездочка» города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа.

Несколько лет учреждение работает в направлении развития конструктивной деятельности и технического творчества посредством использования лего-технологии и образовательной робототехники, является ресурсным центром Российской ассоциации образовательной робототехники (РАОР г. Москва). В сетевом взаимодействии с муниципальными образовательными учреждениями города Новый Уренгой: МБОУ ДО Домом детского творчества и МБОУ СОШ № 17 функционирует в статусе региональной инновационной площадки. Результаты реализации такой деятельности позволяют сделать выводы об эффективности использования вышеназванной технологии в условиях непрерывного преемственного образования.

Организацию и содержание процесса взаимодействия педагогов с воспитанниками по развитию у них интеллектуального потенциала с применением Лего-технологии определяют концептуально новые подходы, направленные на эффективность данного процесса:

1. Внедрение образовательного легоконструирования в совместную образовательную деятельность (НОД), в режимных моментах, в самостоятельной деятельности в течение дня, в соответствии с календарно-тематическим планом работы. Занятия по конструированию носят творческий характер. Они направлены, в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Для развития у детей интереса к конструктивной деятельности педагоги используют занимательные игры-эксперименты, игры-фантазии, разные формы организации обучения детей конструированию: конструирование по образцу, по модели, по условиям, по простейшим чертежам и схемам, по замыслу, по теме. Для занятий по лего-конструированию создается банк схем для детей разных возрастов (схемы объединены в тематические блоки), картотеки игровых упражнений и дидактических игр на развитие логического мышления с использованием лего-конструктора. Дети начинают заниматься Лего-конструированием, как правило, с младшей, средней групп. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

Строясь на интегративных принципах, Лего-технология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. Большое значение имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе творческих занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, диалогической и монологической речи, расширением словарного запаса, формированием логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируется умение сотрудничать с партнером по игре, работать в коллективе. В процессе лего-конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве, совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Легоконструирование развивает и коммуникативные навыки, активизируя мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.

Одна из основных возможностей легоконструирования – развитие у детей умений эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше. При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции. Важно организовывать условия, при которых участники совместной деятельности могли бы решать возникающие проблемы, общаясь и советуясь друг с другом, а также учиться на своих ошибках. При этом у дошкольников развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими детьми.

Занятия конструированием помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Корабли осваивают Вселенную», «Путешествие в сказку» и другие. Занимаясь легоконструированием во время совместной образовательной деятельности в течение дня, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей и, следовательно, планировать деятельность.

2. Организация развивающего пространства, способствующего конструктивной деятельности: оснащение дошкольных групп интерактивными досками с программным обеспечением ПервоРобот LEGO WeDo (комплект интерактивных заданий), лего-конструкторами нового поколения, в том числе и роботизированными (лего-DUPLO, лего-WEDO, лего-конструктор «Первые конструкции», лего-конструктор «Первые механизмы», тематические Лего-конструкторы – аэропорт, муниципальный транспорт, ферма, дикие и домашние животные и др.).

3. Создание «умной» образовательной среды – функционирование Технопарка как площадки интеллектуального досуга детей дошкольного возраста всех муниципальных дошкольных организаций города, оснащенного интерактивными комплексами, интерактивными столами, современными развивающими играми, лабораторным оборудованием для организации исследовательской деятельности, лего-конструкторами, в том числе программируемыми.

4. Внедрение парциальных программ по направлениям технического творчества , реализуемые в качестве дополнительного образования для детей от 4 до 7 лет: «Юный строитель» (4-5 лет), «Школа маленьких волшебников» (5-7 лет), «Лего-мультипликаторы» (6-7 лет).

5. Организация познавательных экскурсий в ЛЕГО-классы МБОУ СОШ № 17.

6. Создание «диалогового» взаимодействия с семьями воспитанников (организована работа родительского Клуба «Малыши-умняши», семейной мастерской «Наши руки не для скуки», что позволяет мотивировать родителей воспитанников на расширение границ семейного познавательного досуга).

Результативность данной системы в практике работы «МБДОУ «ДС «Звездочка» «на лицо» – для воспитанников учреждения достигнуты следующие показатели качества дошкольного образования: повысился уровень готовности воспитанников к школе (доля детей с высоким и выше среднего уровнями развития познавательных (психических) процессов за текущие три учебных года выросла на 10-15%); у детей и родителей сформирована мотивация к занятиям исследовательской и конструктивной деятельностью, техническим творчеством (увеличена на 25%, по сравнению с исходными показателями); сформирован устойчиво позитивный имидж в отношении ДОО на рынке образовательных услуг в городе и округе (показатель удовлетворённости родителями образовательной деятельностью ДОО вырос до 98 %, на 10% выше данных за три предыдущих учебных года).

Таким образом, можно сделать вывод, что в силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является эффективным развивающим материалом; применяемая в дошкольном образовании лего-технология позволяет разнообразить процесс обучения дошкольников, повысить качество предоставляемых образовательных услуг.

Используемая литература:

1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. – М.: ИПЦ «Маска», 2013. (с.117)

2. Кудрявцев В.И. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. /Дошкольное воспитание. – 2015. – №12. (с.61-68)

3. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2016. (с.24)

Рейтинг:

Лого-технология – средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. лого-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.




Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. Развивать операции логического мышления, Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу; Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей; Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.



1. Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. 2. Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. 3. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива. 4. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. 5. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. 6. Имеются представления: о деталях конструктора и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями.





Свою работу я начала с создания лого –центра в группе.В этом мне помогли родители. Вначале родители приобрели нам простой конструктор лого, а затем лого « Дупло». В старшей группе планируется приобрести лого «Дакта». Для того, чтобы помочь родителям в конструктивной деятельности в домашних условиях и подготовке проектов я разработала памятки с методическими рекомендациями.

Лагунова Анастасия Андреевна, Воспитатель первой квалификационной категории, МАДОУ ЦРР-д/с№587, г. Екатеринбург Студент гр. МТРК-1501, ИПиПД, УрГПУ, г. Екатеринбург

Аннотация. В статье автор рассматривает значение лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста. Описывает игру и ИКТ-технологии, как благоприятные усло-вия, способствующие формированию положительно социализированной личности.

Ключевые слова: личность, конструирование, творчество, лего-конструктор, игра, развитие, социализация, деятельность, педагогическое средство, технологии.

Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связана с выходом на первый план личностно-ориенированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множество проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий создает необходимость быть не просто человеком, а личностью которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др.

Актуальность формирования личности человека, начиная с дошкольного детства, обусловлена тем, что дошкольное детство – это стартовая площадка на пути в жизнь. Но развивать качества личности, востребованные в недалеком будущем нужно уже сегодня. Наиболее перспективный путь в этом направлении – это обогатить и разнообразить детскую деятельность, которая является основой для развития ребенка.

Очень важным является то, что дошкольный возраст – период становления основных способностей, которые необходимо развивать, раскрывать за счет создания развивающей предметно-пространственной среды. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте сказано: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников» .

Среди всех факторов, влияющих на развитие детской одаренности, авторы «Рабочей концепции одаренности» ставят на первое место, личностно развивающее обучение, которое должно быть построено на основе психологических принципов развития, на основе индивидуальных особенностей, а также с учетом познавательных потребностей ребенка. Такое обучение должно включать: духовно-нравственное развитие, развитие индивидуальности одаренного ребенка, широкую образовательную подготовку педагога, условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала .

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. В процессе игры с конструктором происходит самореализация личности, а также ребенок, получающий удовлетворение от деятельности, достигает ситуации успеха. За счет этого происходит всесторонне развитие ребенка. Кроме того, помимо приобретения конструкторских навыков воспитанники осваивают и социальные нормы, умения слаженно работать в группе сверстников, в паре.

В связи с этим появляется необходимость для поиска новых средств, технологий и методов, которые помогут в формировании всесторонне развитой личности. Одним из таких средств, по моему мнению, является лего-конструктор, основной направленностью его является развитие интеллекта, познавательных способностей и творческого мышления детей. В процессе конструирования и моделирования у детей развивается не только логическое мыш-ление, но и творческое воображение, фантазия, а также появляется возможность для творческого самовыражения детей.

Лего-конструктор привлекает для педагогов и воспитанников тем, что:

  • наборы имеют яркий дизайн, многообразие деталей;
  • крепления деталей просты и удобны;
  • существует многообразие наборов лего-конструктора (например, серия конст-рукторов «Lego-Duplo» ) , которые имеют широкие возможности дополнения, объединения, изменения и т.д.;
  • многофункциональность лего-конструктора позволяет использовать его в разных видах детской деятельности, а также же комбинировать их в зависимости от поставленных задач;
  • у педагога имеется возможность подобрать лего-конструктор с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (например, подбор размера деталей) .

Но для того, чтобы конструктор лего был не просто игрушкой, а стал средством, действительно развивающим личность ребенка педагогу нужно занять опосредованную роль в процессе лего-конструирования. Это необходимо для того, чтоб научить ребенка основным способам соединений деталей, с некоторыми принципами построения объектов. Для этого используются три основных вида конструирования:

Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома) .

При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим) .

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования становится основным в развитии творческой одаренности детей.

Обязательным также становится то, что при работе с этим педагогическим средством педагог не должен забывать о методических возможностях других технологий, а также со-временных технических средствах, которые можно использовать в процессе лего-конструирования, например интерактивные комплекс (ноутбук, проектор, программа «SmartNoteBook» ) . А также программа «Story Visualizer» , позволяющая создавать совместно с детьми и их родителями комиксы, где используются объекты, сконструированные из лего-деталей. Современный ребенок, растущий в мире информационный технологий и коммуни-каций, в процессе создания комикса с удовольствием осваивает конструирование картинки на интерактивной доске. Несомненными плюсами этой программы является то, что дети проявляют свою креативность, т.к. перед ними появляется очень много вопросов: о чем бу-дет данная история? какие герои будут в этой истории? какие персонажи и объекты необходимо создать для составления комикса? и т.п.

Непосредственно такая работа влияет и на формирование личности детей. Ведь чтобы создать комикс необходимо продумать сюжет, правильно составить диалоги между персонажами, создать необходимые объекты и сделать их фотографии, а также смонтировать комикс. Создание сюжета для комикса, придумывание и рассказывание лего-сказок, историй способствует раскрепощению детского воображения, обращение к имеющемуся эмоциональному и литературному опыту детей.

Развитие данных умений осуществляется в общении с педагогом, который помогает детям координировать замыслы, находить пути выхода из спорных ситуаций. В случае затруднений воспитатель направляет замыслы детей наводящими вопросами.

С позиции ФГОС дошкольного образования, можно сказать, что технология лего-конструирование способствует обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
  • ребенок проявляет любознательность; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности .

Таким образом, можно сказать о том, что лего-конструктор является одним из самых доступных средств развития положительно социализированной личности детей. лего-конструирование помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Рабочая концепция одаренности, М.: ИЧП «Издательство Магистр» , 1998.
  2. Ильин Е.П., Психология творчества, креативности, одаренности, - СПб.: Питер; 2009.
  3. Немерещенко О.Д., Использование Лего-технологий в развитии способностей у детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / Томск: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №40» , 2014. – 37 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

МАДОУ № 85 г. Златоуст., Челябинская область..

Тема: «Использование LEGO- технологий в воспитательно- образовательном процессе детей дошкольного возраста, в рамках реализации адаптированной общеобразовательной программы дошкольного возраста в соответствии ФГОС»

Методическая разработка для педагогов ДОУ внедряющие Лего-технологии в образовательных учреждениях.

Направленность: общеобразовательные дошкольные учреждения.

Разработка методического сопровождения использования конструктора Лего в образовательном процессе. Использование Лего-конструктора в проектной деятельности, в режимных моментах. Приобщение детей к техническому творчеству.

Цель: Повышение качества общего образования путем приобщения педагогов и воспитанников к использованию конструктора ЛЕГО как помощника в решении задач реализации адаптированной ООП ДОУ в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Задачи:

1. Проанализировать эффективность влияния работы с конструктором Лего на развитие творческих способностей детей;
2. Выделить методы и формы работы с конструктором Лего,
3. Разработать календарно-тематическое планирование по использованию Лего-конструкторов в рамках реализации проекта: «Говорит и показывает Лего» для воспитанников дошкольных образовательных организаций общеразвивающего вида.
4. Апробировать технологию.
5. Внедрить предложенную методическую разработку, как руководство к пользованию конструктором Лего в решении воспитательно- образовательных задач в практику нашего ДОУ.

Пояснительная записка

Актуальность:

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности с целостным представлением картины мира. Дошкольное образование требует новых подходов, которые заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Важнейшей отличительной особенностью стандарта нового поколения является их ориентация на результаты образования на основе системно-деятельного подхода.
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов и творческого потенциала. . Это означает, следующее, чтоб ребенок развивался, необходимо организовывать его деятельность согласно анатомо-физиологическим особенностям, так же необходима «зона ближайшего развития». Значит, образовательная задача, в том числе, состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Актуальность вопросов эффективности приобщения дошкольников к техническому творчеству, правильному выбору действий возрастает в связи с потребностью страны в творчески мыслящих личностях.

Над решением данной проблемы началась работа в нашем ДОУ с 2015 года в рамах реализации ФГОС ДО и поиска инновационных форм в работе с детьми в рамках реализации адаптированной ООП, основанной на концептуальных основах программы « От рождения до школы» авторы: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, дополнить, расширить и реализовать которую нам позволила образовательная среда Лего.

Разработка програмно-методического сопровождения использования конструктора Лего в образовательном процессе стала актуальнной задачей для успешного выполнения поставленной цели. т.к. поступившее оборудование конструктора было без методических рекомендаций и программного обеспечения.

Лего-технология заинтересовала меня как старшего воспитателя, своей необычностью, возможностью развития интеллектуально-творческих способностей.

Так как формирование творческой личности более эффективно через осуществление проектной деятельности, поэтому свою пробную работу я начала с создания тематического проекта под названием: « Космодром». Впоследствии в рамках фестиваля «Удивительная страна –Лего», что проводился на муниципальном уровне,мы с ребятами приняли участие. Продолжая работу в данном направлении мы стали дипломантами Всероссийского конкурса по теме: «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности». Курсы повышения квалификации, которые проходили на базе центра развития образования Златоустовского городского округа, по теме: «Использование образовательных решений Лего в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО», показали перспективы и возможности развития детей в условиях использования инновационных технологий, как действенное дополнение к решению воспитательно-образовательных задач, в рамках реализации адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Анализ работы показал, что использование Лего-конструктора в проектной деятельности способствовал развитию творческой активности, индивидуальных способностей детей, навыков межличностного общения и коллективного творчества, развитию речи и способности анализировать и планировать, а работа в группах способствует воспитанию чувства ответственности перед коллективом. Способствует развитию коммуникативных навыков. Использование Лего-конструкторов повышает мотивацию воспитанников к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех областей, которые педагоги реализуют не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах, работая с детьми.

Опыт работы с конструктором позволил мне сделать вывод, что использование образовательной системы Лего особенно уместно не только в тех областях знаний, которые важны будут детям в будущем: информатика (абстракция, логика), технология (конструирование), математика (моделирование), но и в изучении предметов гуманитарного цикла: литературное чтение, история, русский язык (развитие речи).

Положительная динамика развития качества знаний и развития мотивационной сферы воспитанников, потребность педагогов в постоянном обновлении методического инструментария, стремление к поиску знаний, побудили к поиску литературы и ее анализу по лего-конструированию,в рамках разработки методических рекомендаций для реализации проекта: «Говорит и показывает Лего» для детей дошкольного возраста.

Итак, на данном этапе нами был разработан перспективно-тематический план реализации проекта,охватывающий детей с 4-7 лет. Так же подобраны методы и формы работы с конструктором Лего, соответствующие возрастным группам детей.

В методических рекомендациях широко используется проектная деятельность. Конструктор LEGO открывает перед воспитанниками широкое поле для творчества, является уникальной базой для осуществления межпредметных проектов. Тематика таких работ может быть разнообразна и многопланова. Конструктор LEGO и работа с ним позволяет решить образовательную задачу предметно, комплексно, используя ранее приобретённые знания. Тематический подход к проекту позволяет объединить в одно целое знания из разных областей. Дети учатся самостоятельно принимать решения, объяснять, аргументировано отстаивать свои идеи. Совместная презентация проектов помогает сплочению коллектива, воспитывает чувство взаимопомощи, развивает речь детей, любознательность. Перспективно-тематический план разработан с учетом годового плана работы нашего учреждения. В методических рекомендациях отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Корректировка методических рекомендаций осуществляется творческой группой Учреждения, решения утверждаются приказом заведующего.
Управление реализацией методических рекомендаций осуществляется заведующим учреждения и старшим воспитателем.
Механизм реализации методических рекомендаций предусматривает разграничение деятельности всех участников образовательного процесса.

С помощью Лего-технологий формируются воспитательно-образовательные задачи разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для Лего-педагогики. Каждый ребенок может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным. В предлагаемых методических рекомендациях на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Формы организации обучения Лего- конструированию.

1.Конструирование по модели.
2.Конструирование по условиям.
3.Конструирование по образцу.
4.Конструирование по замыслу.
5.Конструирование по теме.
6.Каркасное конструирование.
7.Конструирование по чертежам и схемам.

Методы применяемые в процессе обучения по Лего-конструированию.

Наглядный:

Манипуляции с предметом;
Речевое обследование предмета по образцу педагога, сверсника;

Практический:

Метод сенсорного насыщения;
Метод соучастия (с педагогом, со сверстником);

Словесный:

Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
Метод нетривиальных (необыденных) ситуаций, пробуждающий интерес к деятельности;
Метод эврестических и поисковых ситуаций.

Задачи конструктивной деятельности детей:

1. Обучающие:
сформировать знания об окружающем мире на основе создания
конструктивных моделей;
познакомить с деталями конструктора и способами создания
моделей;
научить решать конструктивные, изобразительные задачи.
2. Развивающие:
развить пространственное мышление, воображение, креативные и
творческие способности;
развить интерес к созданию конечного продукта труда.
3. Воспитательные:
воспитывать толерантность друг к другу;
воспитывать волевые качества, доводить начатое дело до конца.

1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления,
творческого воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной
системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
3. Речевое развитие: активизация активного и пассивного словаря,
выстраивание монологической и диалогической речи.

Примерная тематика курса для детей с 4-5 лет

Проекты:

«Растения»
«Город красок»
«Времена года»
«Домашние животные»
«Дикие животные»
«Сказочное царство»
«Зоопарк»
«Мир сказок»
«Прогулочный участок»
«Правила дорожного движения»

В более старшем возрасте происходит закрепление пройденного материала. Например: работа по проекту «Мой город», который обозначен в списке приоритетных направлений работы и основанный на идеях народной педагогики — программа «Наш дом -Южный Урал» в рамках реализации адаптированной ООП ДОУ, позволяет детям узнать подробнее о городе, в котором они живут. Педагог воспитывает в детях уважительное отношение к родному городу, людям труда, интерес к истории и архитектуре родного города. В процессе занятий и во время тематических бесед ребята знакомятся не только с профессиями и историей родного города, но и совершают экскурсии к памятникам.

Расширение данной темы – проект «Сохраним наш город в чистоте» ,даёт возможность задуматься в этом возрасте о безопасности проживания и сохранении своего города чистым.

Проект «Храмы города Златоуста» позволяет развить познавательный интерес у детей, воспитывает любовь к архитектуре родного края и уважение к людям труда. Дети учатся составлять сюжетные картинки по фотографии, учатся конструировать по воображению.

Примерная тематика курса для детей 5-6 лет

Проекты:

«Сказочная архитектура»
«Мой город»
«Транспортные средства»
«Космос»
«Военная техника»
«Железная дорога»
«Домик в деревне»
«Экологически чистый город»
«Храмы города Златоуста »

С каждым годом работа усложняется и уже в преддошкольный период обучения, ребята работают над проектом «В мире архитектуры». В этот проект включаются три других:

«Я шагаю по Москве», где учащиеся знакомятся с архитектурой Москвы (Большой театр, Исторический музей, Останкинская башня и другие). Каждый объект ребята строят по группам, подбирая цвет и форму деталей (заданая уель: необходимо приблизить объект к оригиналу).
Примерная тематика курса для детей 6-7 лет.

Проекты:

«Я шагаю по Москве»:

подроекты:
«Большой театр»
«Исторический музей»
«Останкинская башня»

Учитывая возраст детей, их способности и познавательный интерес, на седьмом году обучения начинается работа с конструктором Лего WeDo. Этот конструктор позволяет развить технические способности у детей. Также он воспитывает усидчивость и уважение к технике, умение работать в группах.

Работа с таким конструктором является своего рода трамплином к изучению физики в школе. Большие возможности дают конструкторы Лего для проведения занятий с использованием элементов информатики по темам, связанным с программированием. Среда программирования Лего конструкторов WeDo, позволяет визуальными средствами конструировать программы для роботов, т.е. позволяют ребенку буквально “потрогать руками” абстрактные понятия информатики, воплощенные в поведении материального объекта (команда, система команд исполнителя, алгоритм и виды алгоритмов, программа для исполнителя). Конструирование роботов остается за рамками непосредственно образовательной деятельности: дети только учатся собирать, с помощью взрослого и программировать различное поведение собранных роботов. Это позволяет концентрировать внимание детей на проблемах обработки информации. Тоесть благодаря доступному интерфейсу программы, воспитанники учатся включать и выключать робота,задавать ему разнообразную программу исполнения действий,а это позволяет уделить большое внимание различным алгоритмам управления.

Примерная тематика курса

Проект: «Lego WeDo»

Основные цели обучения:

Вся работа с конструктором LEGO WeDo подчинена развитию познавательных способностей у детей и воспитанию на каждом этапе уважения к труду и людям труда и подготавливает к профессиональному самоопределению.

Апробация.

Вывод:

Введение проекта: «Говорит и показывает Лего», позволило нам реализовать многие позитивные идеи – сделать обучение радостным, поддержать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом становится деятельность самих детей, когда при координировании и помощи педагога, они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи. Работа детей с конструктором LEGO позволили им подробнее познакомиться со многими аспектами окружающего мира. Наборы LEGO универсальны. Их можно использовать и как наглядные пособия, которые помогают решать многие воспитательно – образовательные задачи.

Цель данного курса: научить детей ставить задачи, выдвигать идеи, планировать ход решения, конструировать модели и применять их в сюжетно-ролевых играх. Лучшим результатом можно считать такой, когда ребёнок самостоятельно находит решение поставленной задачи, конструирует и защищает свой проект.

«Лего» – умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«Лего» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «Лего» поиграть полезно

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ

«Развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества посредством легоконструирования и робототехники»

1.ВВЕДЕНИЕ

1.1.Актуальность, инновационная значимость технологии. Качественный скачок развития новых технологий повлёк за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения, в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуются не только владение определённым багажом знаний, но и, в первую очередь, умения добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, уметь трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся условиям.

Совершенствование образовательного процесса в условиях модернизации дошкольного образования идёт по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. На современном этапе дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование психических процессов и развитие личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, «творческость» или креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности, которая характеризуется:

  • Ø умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации;
  • Ø умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий;
  • Ø владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат;
  • Ø умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.

Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы образования, методов воспитания и обучения.

Актуален вопрос применения инновационных педагогических технологий в части подготовки личности такого плана, однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-6 лет посредством использования легоконстуирования и робототехники отсутствует.

Отечественными педагогами и психологами признан тот факт,что Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина, др.) показывают, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Ценность реальной технологии заключается в том, что практически, через непосредственную деятельность, обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления; развиваются способности ребёнка к определению проблемы, аналитическим операциям и возможности самостоятельному выбору пути её решения.

В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько «детское конструирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития». Познавательно –исследовательская и конструктивная деятельность позволяет объединить практически все виды деятельности и все стороны воспитания дошкольников: развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умения изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать у детей стремление к учебной деятельности, воспитывать творчески ориентированную личность.

Учёными (Лурия. А.Р., Рубенштейн С.Л., др.), занимающимися исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказана связь мелкой моторики с развитием речи и интеллектуальным развитием ребёнка в целом. Конструктивной деятельности, занятиям лего-конструированием, уделяется немало, внимания в реализации общеобразовательных программ дошкольных образовательных учреждений. Однако, как правило, педагоги активируют ребёнка к занятиям конструктивной деятельностью и деятельностью, направленной на развитие мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста, чаще организуется в свободной деятельности, и реже в специально организованной.

Тем не менее, ресурс выполнения множественных манипуляций во время занятий лего-конструированием, робототехникой может служить основой не только для развития моторики, стимулирования развития интеллектуальных способностей и психических процессов ребёнка, но и достаточно высоким фактором познавательной мотивации, конструированием, техническим творчеством, начиная уже с раннего дошкольного возраста.

Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день существует актуальную проблема повышения познавательной мотивации и интеллектуального развития дошкольников через познавательно-исследовательскую, конструктивную деятельности и техническое творчество, посредством легоконструирования и робототехники, которую необходимо решать на всех ступенях образования, в рамках организации взаимодействия на сетевой основе с образовательными учреждениями города.

Как показывает практика, организация такой деятельности лежит в основе деятельностного подхода, который в области легоконструирования и робототехники не получил широкого распространения, как в игровой, продуктивной, проектной, опытно-экспериментальной видах детской деятельности.

Актуальность выявленных нами проблем объясняется необходимостью преодоления следующего противоречия: между необходимостью развития познавательной мотивации и технического творчества у детей дошкольного возраста и поиском концептуально новых подходов, методов и приемов в этом направлении.

В аспекте выявленных выше проблем и противоречий нами была определена тема нашей образовательной ЛЕГО-технологии: « Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники ».

2. Цели и задачи образовательного курса технологии.

Цель развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством легоконструкторов и робототехники. Формирование интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, технических способностей, конструкторских умений и навыков, воспитание творческой и целеустремленной личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

Задачи:

  • Ø Развитие индивидуальных способностей ребенка;
  • Ø Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
  • Ø Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Ø Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
  • Ø Развивать операции логического мышления,
  • Ø Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
  • Ø Развивать мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве;
  • Ø Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
  • Ø Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
  • Ø Развитие кругозора и культуры;
  • Ø Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит и способствует развитию одарённости .

Основная идея и новизна технологии.

Основная идея и новизнасостоит в том, что предложенная нами образовательная развивающая технология отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное , инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность.

Основные целевые группы, на которые направлена технология.

Открытый характер инновационной деятельности МБДОУ ДС ОВ «Звездочка» (городская инновационная площадка), способы апробации и диссеминации результатов деятельности (форумы, Интернет - конференции, презентации, обучающие семинары и городские мастер - классы) позволят на практике реализовать технологию по развитию познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники. Данная технология может быть адресована воспитателям и специалистам ДОУ, руководителям, заместителям руководителей, слушателям курсов повышения квалификации педагогических работников и др.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников.

Актуально использование в дошкольных образовательных учреждениях технологии образовательного легоконструирования и роботехники:

ü использование лего - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, конструктивная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная),

ü основой образовательной деятельности с использованием лего-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. Лего – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

ü использование лего-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

ü лего-технология - средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, целеустремленности, способности решать любые задачи творчески.

ü лего-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

В дошкольном образовательном учреждении лего - конструкторы использовались и ранее, но чаще в самостоятельной деятельности детей и носили характер сюжетного конструирования. Идея сделать легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла с принятием ФГОС., т. к. изучив запросы современного общества к формируемой личности с первой ступени дошкольного образования, мы задумались об актуальности использования в воспитательно – образовательном процессе технологии образовательного легоконструирования и робототехники. Посредством использования легоконструкторов можно эффективно решать образовательные задачи реализуемой в детском саду в соответствии с примерной общеобразовательной программы ДОУ, как в инвариантной, так и в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, т.к. программа позволяет оптимально сочетать базисное содержание образования и приоритетные направления в работе ДОУ. Леготехнологию можно внедрять в воспитательно – образовательный процесс и удачно интегрировать с другими образовательными областями « Познавательной», «Речевой», «Социально - коммуникативной», «Художественно- эстетическая », «Физическая».

В процессе ЛЕГОконструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Легоконструирование развивает и коммуникативные навыки, активизируя мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

На наш взгляд, одна из основных возможностей в легоконструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше. При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции. Важно организовывать условия, при которых участники совместной деятельности могли бы решать возникающие проблемы, общаясь и советуясь друг с другом, а также учиться на своих ошибках. При этом у дошкольников развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими детьми.

Занятия по ЛЕГО-конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Корабли осваивают Вселенную», «Путешествие в сказку» и другие. В дни календарных праздников в уголке детского творчества организуются тематические выставки, в которых неизменно представлены работы детей, посещающих дополнительные занятия по ЛЕГО-конструированию.

Занимаясь легоконструированием во время совместной образовательной деятельности течение дня, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.

В легоконструировании формирования и развития художественно-эстетических навыков легко может быть достигнуто при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда для создания целостного образа в ход может идти не только конструктор, но и бумага, карандаши, другие материалы.

В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Это находит отражение в проектной деятельности. Слово «проект» удачно вписалось в систему работы нашего детского сада, где дети имеют возможность проявить свою индивидуальность, реализовать творческие задумки в рамках совместн0-родительских проектов в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОУ. Задача таких мероприятий – вызвать у родителей желание участвовать вместе с ребенком в тематическом конструировании, дать им возможность получить навыки взаимодействия с детьми на основе сотрудничества и равноправных отношений. И в этой ситуации ЛЕГО-конструктор выступает в качестве универсального материала, работа с которым доставляет одинаковое удовольствие и детям, и взрослым. Также в конце учебного года в детском саду проводятся досуги, где дети вместе с родителями принимают участие в строительстве ЛЕГО-городка с улицами, парками, детскими площадками. Совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять интересы и раскрыть таланты своего ребенка, установить взаимопонимание, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле.

Итак, легоконструирование и робототехника позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс ДОУ, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами.

В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует формированию творческой личности.

Организацию и содержание процесса взаимодействия педагогов с воспитанниками по развитию у них интеллектуального потенциала определяют концептуально новые подходы , направленные на эффективность данного процесса:

Внедрение образовательного легоконструирования в совместную образовательную деятельность (НОД), в режимных моментах, в самостоятельной деятельности в течение дня;

Организация развивающего пространства способствующего конструктивной деятельности с различными видами легоконструкторов в самостоятельной деятельности в течение дня;

Факультативная работа в данном направлении, нацеленная на развитие интеллектуального потенциала посредством развития конструктивной деятельности и технического творчества;

Основная часть представлена нами следующей технологической цепочкой действий: потребность – мотив - реализация процесса взаимодействия – результат, направленные на разработку, внедрение и реализацию развивающей технологии:

1-е действие

Ориентир на потребности , это ресурс эффективного процесса взаимодействия педагога с дошкольниками в области конструктивной деятельности и технического творчества, направленный на развитие познавательной мотивации, интеллектуальных возможностей дошкольника посредством легоконструирования и робототехники.

2.1. Методы и приемы , используемые для реализации технологии:

наглядные (использование ИКТ – технологий, просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых)

словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ минутки размышления, проблемные вопросы и ситуации, беседы, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки.

2-е действие

Создание педагогических условий в ДОУ, так называемой «Умной среды», способствующих повышению мотивации удовлетворить вышеперечисленные потребности.

3-е действие

Алгоритм реализации процесса взаимодействия педагога с детьми включает следующие позиции:

1. Аналитический отчет педагога, о его готовности к расширению границ инновационного пространства по взаимодействию с детьми в области конструктивной деятельности и технического творчества.

2. Характеристику взаимодействия (где выстраивается смысловая цепочка направления деятельности: что делаем? – из чего делаем? -для кого? – зачем? – с кем вместе?).

3. Организацию процесса взаимодействия педагога с воспитанниками, которую определяют концептуально новые подходы, психолого – педагогические принципы и этапы деятельности:

Концептуальные подходы

Деятельностныйподход это подход, в центре которого стоит деятельность ребенка (ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе деятельности). Данный подход также предполагает различный спектр и смену используемых методов, приемов обучения и развития (метод графического моделирования, метод сравнения, приемы составления построек по схеме, строительство на основе модели, приемы фантазирования, мн.др.); рассмотрен в виде вектора последовательности: «цель-мотив-задача-средство-действие-операция-результат-оценка-прогноз-последействие».

Акмеологическийподход – установка и стремление всех участников образовательного процесса в контексте «дети – родитель - педагог» к общему успеху (А. Асмолов).

Гуманный подход – признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого.

Психолого-педагогические принципы

Принцип «развитие через деятельность», предложенный американским ученым Д.Дьюи: учет интересов детей; развитие через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей.

Принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями обучения на уровне содержания технологии).

Принцип психологической комфортности.

Принцип творчества и вариативности.

Принцип учета возрастных особенностей детей (выбор методов и приемов, соответствующих возрасту ребенка).

Принциппоэтапности, который влечет за собой распределение деятельности между всеми участниками педагогического процесса:

3. Распределение деятельности

между участниками педагогического процесса (этапы реализации)

Таблица 1

Деятельность детей

1

2

3

4

1. Этап экспресс диагностики.

Подбор диагностических методов и методик, направленных на выявление у детей сформированности предпочтений к занятием конструктивной деятельностью и техническим творчеством Проведение мониторинга (приложение 1).

Участие в диагностическом обследовании.

Согласие родителей на диагностирование детей.

Обработка результатов мониторинга.

Изучение результатов.

2. Этап разработки и внедрения технологии

Разработка технологии развития познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники. Внесение, предложенных родителями идей в содержание технологии.

Ознакомление с технологией. Предложение своих идей по данному направлению.

3. Этап планирования предстоящей деятельности

Деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения

Деятельность родителей, как ассистентов

Деятельность детей

Совместное обсуждение уровня подготовки предстоящей деятельности:

Выбор темы, цели с учетом разработанного примерного перспективного планирования (приложение 2);

Подбор методов, приемов и содержания материла;

Определение места и времени проведения образовательной деятельности;

Подготовка практического материала (подготовка наглядного, дидактический, раздаточный материал в виде схем, моделей,создание компьютерных слайдов, программ, и т.д.);

Выявление технологических особенностей при построении образовательного процесса по развитию «познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники».

Организация педагогом образовательного процесса, координация, практическая помощь, контроль, корректировка на практическом этапе.

Принятие позиции партнерства.

4. Практический этап

Деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения

Деятельность детей

Деятельность родителей, как ассистентов

Деятельность по развитию познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества посредством легоконструирования и робототехники у дошкольников строится в следующей последовательности:

1 этап. Минутка вхождения в день (для поднятия эмоционального настроения детей и их положительного настроя в деятельности используются

2 этап. Мотивация предстоящей деятельности. Для привлечения интереса и внимания дошкольников к предстоящей деятельности используется различный спектр методических приемов, например: игровой и сюрпризный момент (появление какого-нибудь сказочного героя в младшем дошкольном возрасте и загадывание загадок в старшем дошкольном возрасте), создание проблемных ситуаций, которые вызывают у ребенка интерес и состояние радостного ожидания, что же его ждет впереди.

3 этап. Анализ построенных объектов моделирования:

а) выделение и называние основных деталей в построенном объекте (степень подробности может быть разной, это зависит насколько ребенок владеет терминологий: выделение основных объектов и их деталей и выделение только главных объектов. Для определения деталей одного объекта можно использовать такой игровой прием как «Охота за подробностями», когда детям предлагается назвать и описать детали основного объекта. А также на этом этапе используется метод – беседы, способствующей анализу построек, описательных характеристик объектов. Данные приемы и методы направлены на активизацию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей дошкольного возраста. (При этом педагог должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей);

б) конструктивное моделирование основных объектов (детям предлагается внимательно посмотреть на представленные перед ним графические объекты и выбрать именно тот, с помощью которого он будет производить моделирование);

в) выделение и называние второстепенных объектов (можно использовать те же приемы и методы, что и при выделение основных объектов;

д) соединение основных и второстепенных объектов для постройки сюжета (предложить детям соединить, а потом смоделировать сюжет. Педагогу здесь необходимо:

  • подвести дошкольников к кратким рассуждениям. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем соединятся, какие детали используются, затем почему – аналитические рассуждения: почему так, а не иначе, что произойдет, если изменить последовательность крепления деталей
  • если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно дополнительными вопросами натолкнуть его на определенный выбор объектов;

е) завершение построения объекта, сюжета (после установления взаимосвязей между основными и второстепенными объектами, педагог предлагает детям самостоятельно построит, создать, любой понравившейся тематический сюжет).

4 этап. Презентация построенного объекта, сюжета (на данном этапе можно использовать такие приемы, как: ; прием фантазирования, самостоятельной коммуникативной презентации ; приемы «Гордость» и «Шанс», где каждый ребенок получает шанс оказаться в центре всеобщего внимания и продемонстрировать свою постройку, объкт, используемый в общем сюжете, при этом получая всеобщее одобрение).

6 этап. Придумывание детьми описательного рассказа к постройке, объекту, сюжета (данный этап предполагает как развитие коммуникативной компетентности, так и раскрытие творческого воображения дошкольников.

Принятие позиции партнерства и активного участника, как ассистента.

5. Этап рефлексии

Деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения

Деятельность детей

Деятельность родителей, как ассистентов

Получение обратной связи. Выводы «Скажите о том, что сделано», «Что вызвало сложность», «Что вы сделали, чтобы решить возникающие затруднения»,«Какие чувства вас переполняют сейчас».

Рефлексия начинается с концентрации детей на эмоциональном аспекте, чувствах, которые они испытывали в процессе и в результате деятельности.

Свои предложения и комментарии.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.Знакомство с новыми деталями конструктора лего Дупло, закрепление знаний об уже известных детям.

2. Учить детей создавать сюжетную композицию на плате.

3.Продолжать учить выполнять постройку по собственному замыслу.

4. Учить планировать свою работу, уметь рассказать.

5.Продолдать знакомить детей с понятием устойчивости постройки, её прочности.

6. Учить детей анализировать постройку по картинке, выделять в ней основные конструктивные части.

7. Продолжать учить работать в коллективе, учить сооружать совместную постройку, планировать этапы её создания.

8. Учить передавать форму объекта средствами конструктора лего, подбирать детали по форме, размеру и устойчивости в соответствии с содержанием.

9.Учить следовать инструкции педагога.

10.Дать понятие симметрия.

11.Продолжать учить детей работать по образцу.

12.Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве (на плоскости), употреблять слова, обозначающие пространственные отношения.

13.Продолжать знакомить детей с различными способами скрепления деталей лего.

14.Продолжать знакомство детей с лего-мозаикой, учить различать геометрические формы, их цвет расположение в пространстве.

15. Учить различать геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения, учить объединять фигуры по цвету и форме.

16. Дать возможность детям поэкспериментировать с конструктором лего

1.Закреплять знания детей о деталях лего-конструктора, различать и называть их.

2.Познакомить детей с конструктором лего Дакта, его деталями. Сравнить его с лего Дупло.

3.Продолжать учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки.

4. Продолжать учить детей работать коллективно.

5. Учить мысленно, изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.

6.Учить анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность и на основе этого создавать образ объекта.

7.Учить детей конструировать по схеме, предложенной взрослым и строить схему будущей конструкции.

8.Учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!