Семинары для воспитателей детских садов. Творческая активность воспитателей: семинар-практикум

Семинар-практикум

Тема: «Организация и проведение мероприятий по профилактике сколиоза и плоскостопия».

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

Правильная осанка – важный показатель здоровья.

Лекция

21.01.2009.

1.Сообщение теоретического материала:

а) актуальность проблемы, значение правильной осанки в жизни человека;

б) формы и методы работы воспитателя по профилактике сколиоза и плоскостопия;

в) совместная лечебно – профилактическая работа ДОУ и родителей.

2. Обзор литературы по теме.

Задания для воспитателей :

разработать систему упражнений и игр для профилактики сколиоза и плоскостопия у детей соответственно своей возрастной группе; в уголке для родителей подобрать соответствующую данной теме информацию.

Старший воспитатель

50мин

50мин

« Принять правильную осанку!»

Практическое занятие.

27.01.2009.

1. «Обмен опытом» воспитателей по вопросу профилактики сколиоза и плоскостопия у детей.

2. Анализ выполнения домашнего задания воспитателями.

3. Игровые задания для воспитателей. «Игра - путешествие».

а) самомассаж: «Что умеют наши пальцы на руках и на ногах?»

б) первая станция «Лесная».

Упражнения для выработки навыка правильной осанки (профилактика сколиоза).

в) вторая станция «Веселый зоосад».

Упражнения на укрепление мышц стоп и голени и формирование свода стопы.

г) третья станция «Игровая».

Упражнения для профилактики плоскостопия, развития мелкой моторики ног.

д) четвертая станция «Подвижные игры».

Игры для детей, имеющих нарушения осанки» Стоп», «Горячий мяч».

е) релаксация.

4. Работа с родителями:

Консультации.

5. Подведение итогов семинара.

Срок : постоянно.

Старший воспитатель, воспитатели.

20 мин

1 час 10 мин

1 час 30мин

Семинар - практикум

Тема: «Как приобщать дошкольников к традициям и обычаям народов Поволжья».

(ознакомление с историей родного края)

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

«Система работы ДОУ по ознакомлению дошкольников с историей родного края»

Лекция

28.09.2009.

а) воспитание любви к своей малой родине;

б) организация развивающей среды при ознакомлении детей с историей Поволжья;

в) ознакомление дошкольников с историей Поволжья через различные формы работы;

г) совместная деятельность ДОУ и семьи в вопросах приобщения дошкольников к истории родного края (анализ анкетирования).

2. Обзор литературы по теме.

3. Задания для воспитателей:

  • разработать перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с историей и традициями народов Поволжья (соответственно возрасту детей);
  • продумать развивающую среду в своей группе при ознакомлении детей с историей родного края;
  • продумать конспект открытого занятия с детьми по данной теме;
  • совместно с детьми и родителями сделать макеты «Подворье народов Поволжского края»

Срок: 3 недели

Старший воспитатель

50 мин

30 мин

1 ч.20 мин

Практическое занятие «Родной край»

Систематизация знаний педагогов о родном крае, формы работы с детьми, «педагогическая копилка».

Семинар-практикум

22.10.2009г

2. Практические советы педагогов по приобщению дошкольников к истории Поволжья - «Педагогическая копилка».

3. Демонстрация наработанного материала по теме (домашнее задание).

4. Викторина для воспитателей «Знаешь ли ты свой край».

Воспитатели,

старший воспитатель

50 мин

1ч. 50 мин

2ч. 40 мин.

«Саратовский калач»

(чаепитие)

Круглый стол

28.10.2009

Отчет воспитателей о проделанной работе.

Подведение итогов семинара.

Старший воспитатель

1 ч.10 мин

1 ч. 10 мин

Семинар-практикум

Тема: «Аукцион педагогических идей. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Цель: активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы, повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь членам коллектива реализоваться на педагогическом поприще.

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

1

з

а

н

я

и

е

«Здоровьесберегающая система ДОУ».

Презентация программы «Здоровья».

Семинар (лекция)

14.01.2010 г.

1. Сообщение теоретического материала:

а) сущность здоровьесберегающей педагогической системы: понятие, критерии, технология;

б) обзор методик здоровьесберегающей системы в ДОУ;

в) презентация программы «Здоровье» в ДОУ.

3. Домашнее задание:

Разработка перспективных планов по формированию представлений у дошкольников о здоровом образе жизни;

Изготовление воспитателями групп пособий, которые можно использовать в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками;

Подготовка теоретического и практического материала для «Аукциона педагогических идей.»

Старший воспитатель.

1час 40мин

1час 40мин

2

з

а

н

я

т

и

е

«Аукцион педагогических идей.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ».

Семинар-практикум

20.01.2010г.

2. Первый лот: методы здоровьесберегающей системы ДОУ (теоретический аспект и примеры из практики);

3. Второй лот: нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками (теория и практика);

4. Третий лот : виды массажа, применяемые в работе с детьми.

5. Четвертый лот: биоэнергетическая и дыхательно-звуковая гимнастика (задачи, комплексы упражнений);

6. Пятый лот: лечебно-профилактическая работа в ДОУ.

7. Заключительное слово ведущего.

8. Рефлексия.

Старший воспитатель, воспитатели, старшая медсестра.

1 ч 10 мин

1ч. 20 мин

2ч.

30 мин

3

з

а

н

я

т

и

е

Мастер-класс: «Изготовление пособий для профилактики и коррекции сколиоза и плоскостопия»

Практическое занятие

27.01.2010г.

1. Представление вниманию педагогов папки-передвижки «Упражнения для профилактики плоскостопия и неправильной осанки».

2. Изготовление воспитателями пособий и атрибутов для профилактики сколиоза и плоскостопия.

3. Подведение итогов семинара.

- продолжать формировать у дошкольников представления о ЗОЖ;

Систематически и регулярно использовать в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии;

Продолжать работу по профилактике сколиоза и плоскостопия;

Систематически проводить совместно с родителями спортивные мероприятия;

Срок: постоянно

Воспитатели групп

1ч.20 мин

1ч.

20 мин

Семинар-практикум

Тема: «Технология речевого развития».

Цель: знакомство педагогов с технологиями речевого развития, с использованием игровых методов и приемов, систематизация знаний педагогов по данной теме.

Речь – великая сила: она убеждает,

обращает, принуждает.

Р. Эмерсон.

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

1

з

а

н

я

т

и

е

Семинар,

26.02. 2010 г.

1. Сообщение теоретического материала:

а) актуальность проблемы речевого развития;

б) обзор методик речевого развития в ДОУ;

в) условия успешного речевого развития в детском саду;

г) диагностика речевого развития;

д) анализ планирования занятий по развитию речи детей.

2. Обзор методической литературы.

3. Домашнее задание:

Разработка конспектов занятий по речевому развитию с использованием игровых методов и приемов.

Изготовление воспитателями групп дидактических пособий для речевого развития в игровой деятельности;

Анализ анкетирования родителей «О развитии речи вашего ребенка», подготовка наглядной информации для родителей.

Срок: до 03.03.2010 г.

Старший воспитатель, учитель-логопед, воспитатели.

1час 50мин

1час 50мин

2

з

а

н

я

т

и

е

«Развитие речи детей дошкольного возраста в ДОУ».

Практикум

04.03.2010г.

1. Вступительное слово ведущего.

2. Проведение викторины для педагогов по речевому развитию дошкольников (Брейн-ринг).

3. Демонстрация дидактического (игрового) материала по развитию речи.

4. Подведение итогов семинара за круглым столом.

5. Рефлексия.

1ч. 20 мин

1 ч. 20 мин

МДОУ «Детский сад № 235» Утверждаю

Заведующая д/с ___________

План проведения семинаров на 2009/2010 учебный год

п/п

Тема и цель семинара

Дата проведения, количество занятий

Литература

Практическая деятельность

Ответственный

«Как приобщать дошкольников к традициям и обычаям народов Поволжья»

Цель: систематизация знаний педагогов о родном крае, систематизировать знания о формах работы с детьми; активизировать деятельность педагогов, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Сентябрь-октябрь,

3 занятия

1. Н.В.Елжова. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ.

2. Гаврилова А.В. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - М.: Детство-пресс, 2009

3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до5 лет. - М.:Айрис-Пресс,2009

1. Просмотр открытых занятий и развлечений.

2. «Педагогическая копилка» - презентация наработанного материала по теме.

3. Викторина «Знаешь ли ты свой край».

4.Разработка перспективных планов работы по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов Поволжья.

5.Изготовление макетов «Народное подворье» совместно с детьми и родителями.

Семинар для родителей «Готовим ребенка к школе».

Цель: познакомить родителей подготовительных групп с особенностями подготовки детей к школьному обучению, с мотивационной, педагогической, психологической, волевой готовностью к школе.

Октябрь,

2 занятия

1. Диагностика готовности ребенка к школе./Под ред. Н.Е.Вераксы.Г.А.Широкова

2.Справочник дошкольного психолога.

3. Справочник старшего воспитателя. №4, 2008 г.

1. Открытый просмотр занятия в подготовительной группе.

2. Практические советы педагога-психолога и учителя-логопеда.

3. Методики определения «школьной зрелости».

Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед

«Аукцион педагогических идей. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Цель:активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы, повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение подбирать нужную информацию из разных источников; помочь членам коллектива реализоваться на педагогическом поприще.

Январь,

3 занятия

1. Орлова М.А. Основы здорового образа жизни. - Саратов: Научная книга, 2000

2. Чупаха Н.В., Пужаева Е.З., Соколова Н.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном, М.,Ставрополь: Народное образование, 2003

1. Разработка перспективных планов по формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников.

2. Отбор практического материала по теме семинара и его презентация.

3. Изготовление воспитателями пособий и атрибутов для профилактики сколиоза и плоскостопия (мастер-класс).

Старший воспитатель, воспитатели

«Технология речевого развития»

Цель: знакомство педагогов с технологиями речевого развития, с использованием игровых методов и приемов, систематизация знаний педагогов по данной теме.

Февраль - март,

2 занятия

1. Ушакова О.С., Арушанова А.Г. И др. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Совершенство, 1998.

2. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: Спец-курс./Авт.-сост. О.С.Ушакова

1. Разработка конспектов занятий по речевому развитию с использованием игровых методов и приемов.

2. Презентация дидактического материала по развитию речи в игровой деятельности.

3. Викторина для педагогов. Выработка рекомендаций для родителей.

Старший воспитатель, учитель-логопед, воспитатели

Семинар для воспитателей

Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, повышать методический уровень, способствовать введению инновационных технологий (метод проектов).

26. 01. 2011г.; 24. 02. 2011 г.

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

1

з

а

н

я

т

и

е

«Проектный метод в деятельности ДОУ»

Семинар,

26.01. 2011 г.

1. Сообщение теоретического материала:

а) лекция с использованием презентации «Проектный метод в деятельности ДОУ»;

б) знакомство с положением о проектной деятельности в ДОУ;

в) условия успешного внедрения метода проектов в работу ДОУ;

в) создание алгоритмического предписания (моделирование);

г) анкетирование педагогов о проектной деятельности в работе детского сада.

д) обзор литературы по теме семинара.

2. Сообщение воспитателя подготовительной группы «Роль проектной деятельности в организации экологического воспитания в детском саду».

3. Домашнее задание:

Разработать план проекта по экологическому воспитанию дошкольников, определить цели, задачи, условия его внедрения в работу ДОУ;

Продумать работу с родителями по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс группы;

Срок: до 23.02.2011 г.

Старший воспитатель, воспитатели подготовительной группы.

1час 40мин

1час 40мин

2

з

а

н

я

т

и

е

«Приобщение родителей к проектной деятельности в ДОУ».

Семинар

24.02.2011г.

1. Вступительное слово ведущего.

2. Выпуск информационных буклетов для родителей.

3. Демонстрация итогов работы над проектом.

4.Подведение итогов семинара за круглым столом.

5. Рефлексия. Оценка своего участия в семинаре.

Старший воспитатель, воспитатели групп.

1 час 20 мин

1 ч. 20 мин

Семинар для родителей

Тема: « Готовим ребенка к школе»

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

Проблема подготовки детей к школьному обучению. Актуальность проблемы.

«Творческая гостинная»

1. Причины затруднений адаптации детей к школе.

2.Прием в школу детей 6-летнего возраста. «За» и «против».

3. Методики определения

« школьной зрелости».Тест Керна-Ирасека.

4. Советы психолога.

5. « Грамотность речи дошкольников». Рекомендации логопеда.

Старший воспитатель, педагог-психолог, логопед.

50 мин

40 мин

1 час 30мин

« Мне скоро в школу».

Открытый просмотр занятия для родителей в подготовительной группе

Приветствие « Комплименты».

Упражнение « Двигательный диктант».

Игровое упражнение « Ваню в школу провожать – надо нам поколдовать».

Релаксация.

Игровое упражнение « Собери портфель».

Рисование « Дошкольник-первоклассник».

Прощание друг с другом.

Старший воспитатель, воспитатели

30 мин

30 мин

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

Занятие 1. «Рассматривание картин»

Цель: стимулировать творческую активность воспитателей при рассматривании художественных картин; вырабатывать творческий подход при составлении литературных произведений по картине; закреплять знания о литературных жанрах, умения владеть на практике заданным литературным жанром. Преобразовывать и применять при работе с детьми методы и приемы рассматривания картин (художественных произведений), которые использовались во время проведения семинарского занятия.

  1. Деление педагогов на команды по 5-7 человек.
  2. Выбор капитанов команд.
  3. Выбор репродукций художественных произведений для рассматривания.
  4. Знакомство с картиной.
  5. Поиск странностей в изображении.
  6. Выбор литературного жанра командами.
  7. Изучение владения жанром.
  8. Составление литературного произведения командами в выбранном жанре.
  9. Оценка литературного произведения товарищами, самооценка.

Материалы: репродукции художественных картин, разрезанные открытки, столы, указки (материал предоставляется по количеству команд), мелкие предметы для обозначения принятых ответов команд.

Ход занятия

В зале расположены столы, на одном из них - разрезанные части двух открыток. Воспитателям предлагается взять каждому по части открытки и составить целые открытки из частей. При составлении образуются две команды. Команды выбирают капитанов. Ведущий предлагает подойти капитанов к нему. (Отдельно лежат репродукции картин художников). Совместно выбирают одну из репродукций.

С этого момента начинается знакомство с картиной. Ведущий предлагает найти на картине то, что есть в помещении, где проводится семинар. (Команды по очереди называют. Правильные ответы отмечаются мелкими предметами). Далее ведущий предлагает найти и назвать белые предметы на картине, твердые предметы, предметы, в названии которых имеется звук «р»; предметы, которые начинаются на звук «р». После этого ведущий предлагает найти странности на картине и обосновать их. (Команды выполняют задание.)

После детального рассматривания картины ведущий спрашивает, какие литературные жанры знают команды (команды называют). Предлагается выбрать каждой команде литературный жанр. (Команды совещаются, и капитан называет ведущему выбранный литературный жанр.) Для изучения владения командами выбранного литературного жанра ведущий называет три слова, например, щенок, гулять, вечер. С этими словами в выбранном литературном жанре предлагается составить небольшое литературное произведение. (Команды выполняют задание. Капитан зачитывает литературное произведение). Если команды владеют выбранными жанрами, то дается задание составить произведения по картине. (Команды составляют литературные произведения. Капитаны команд зачитывают произведения, а члены команды оценивают собственное произведение, потом оценивают произведение соперников.)

Подводятся итоги работы с картиной для каждой из команд. Награждается лучшая.

В конце семинарского занятия каждой команде дается задание к следующему семинару: придумать и продемонстрировать костюмы: «Воспитатель в настоящем», «Воспитатель в будущем».

Занятие 2. «Мастерская фантазий»

Цель: стимулировать творческую активность воспитателей; развивать умение работать сообща в экстремальных условиях, эффективно взаимодействовать в ходе общения.

  1. Показ и презентация домашнего задания.
  2. Анализ выполнения домашнего задания. Оценка товарищей и самооценка.
  3. Задание с ограничением времени для каждой команды - изготовить атрибуты для инсценировки предложенной сказки. Показать инсценировку предложенной сказки в новой интерпретации.
  4. Обсуждение увиденного. Оценка товарищей, самооценка.

Материалы: цветная бумага (для каждой команды), клей, ножницы, лоскутки цветной ткани, нитки, иглы, фломастеры, карандаши, грим, краски акварельные, белые листы бумаги, ватман, резинки, шнурки и т. д. Столы по количеству команд. Конверты (количество на один-два больше, чем команд), в которых находятся названия наиболее известных программных сказок («Репка», «Курочка Ряба», «Зайкина избушка» и т. д.).

Ход занятия

Показ и презентация домашнего задания каждой из команд (костюмы «Воспитатель в настоящем» и «Воспитатель в будущем»). После представления костюмов команды анализируют и оценивают друг друга.

Ведущий раскладывает конверты с названиями сказок, а капитаны команд вытягивают конверт, вслух зачитывают название сказки.

Ведущий дает задание: «В течение 20 минут командам изготовить атрибуты для инсценировки предложенной сказки и проинсценироватъ в новой интерпретации. (На отдельном столе находятся различные материалы для изготовления атрибутов. Члены команд подходят и выбирают то, что им необходимо.)

Команды показывают инсценировку выбранных сказок. Далее ведущий вместе с командами обсуждают увиденное и оценивают результат.

В конце семинарского занятия ведущий предлагает изменить состав команд для проведения педагогического КВН «Творчество плюс ИЗО». (Если команды согласны, происходит новое деление на команды.)

Подготовка к следующему занятию:

  1. Домашнее задание для команд: придумать название команды, придумать рекламу для своей команды.
  2. Выбрать капитанов команд.

Занятие 3. КВН «творчество плюс ИЗО»

Цель: стимулировать творческую активность воспитателей при проведении КВН; вырабатывать творческий подход при решении педагогических ситуаций; вырабатывать умения действовать сообща, умело и точно распределять функции участников для достижения необходимого результата. Закрепить знания и умения, полученные на прошлых семинарских занятиях.

  1. Представление жюри.
  2. Приветствие команд.
  3. Презентация команд.
  4. Оценка жюри.
  5. Разминка «Что бы это значило?»
  6. Оценка жюри.
  7. Конкурс капитанов «Творческий рассказ по картине».
  8. Оценка жюри.
  9. Конкурс команд. Творческое рисование на заданную тему.
  10. Оценка жюри.
  11. Подведение итогов жюри.
  12. Награждение победителей.

Материалы: зарисовки (иллюстрации) для конкурса «Что бы это значило?», репродукция художественной картины для конкурса капитанов, ватман (по количеству команд) для конкурса, таблички с цифрами до 6 для каждого члена жюри.

Подготовительная работа: жеребьевка команд.

Ход занятия

Ведущий представляет жюри и предлагает занять им почетные места. Объявляется конкурс «Приветствие команд» и максимальный балл данного конкурса. Презентация команд. После окончания конкурса ведущий предоставляет слово жюри. Оценивается каждая команда.

Ведущий объявляет следующий конкурс - разминка «Что бы это значило?». Командам показываются композиции из игрушек, нарисованные странные предметы, символы, недорисованные предметы - через десять секунд каждая команда отвечает на вопрос: «Чтобы это значило?» После окончания разминки жюри выставляет оценки, называет общий счет.

Ведущий объявляет конкурс капитанов. Капитанам показывается картина из серии «Мы играем», предлагается составить творческий рассказ по ней. Дается время 10 минут. Капитаны выходят из помещения. В это время с командами проводится игра «Необитаемый остров».

(Представьте себе, что вы плывете на корабле. Корабль терпит бедствие, рядом с местом крушения два маленьких необитаемых острова (две развернутые газеты). Вокруг в море (на полу) плавают опасные акулы. Вы можете плавать вокруг острова, но как только услышите команду «опасно», то вся команда должна собраться на острове так, чтобы ноги не касались воды. Тот, кто коснется пола после команды, считается съеденным акулой и выходит из игры. Но есть еще одно предупреждение, что остров все время уменьшается на половину. Побеждает та команда, которая сохранит максимальное количество членов экипажа. Победившей команде присуждается 1 балл.

После игры «Необитаемый остров» и конкурса капитанов жюри оценивает и подводит общий счет.

Далее ведущий объявляет конкурс команд - творческое рисование на заданную тему. Командам даются листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры. Ведущий предлагает нарисовать рисунок за 3 минуты и защитить свою работу перед жюри. После окончания конкурса жюри оценивает работы команд и выставляет оценки.

Подводится общий итог. Награждается команда-победитель.

Семинар-практикум – эффективная форма методической работы с педагогами.

Ершова Валентина Анатольевна,

c тарший воспитатель, первая квалификационная категория

МБДОУ «Детский сад № 13 «Незабудка» комбинированного вида»

Подготовка любого методического мероприятия начинается с определения цели. Важно ответить на вопросы «Чего мы хотим добиться, организуя это мероприятие?», «Каков должен быть результат?», «Что измениться в деятельности педагогов?». Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, вызывает у него активность.

На сегодняшний день главной целью становиться – совершенствование методов работы с педагогами, ведь у каждого воспитателя свой уровень педагогического мастерства.

Отвечая на вопрос «Что такое педагогическая опытность?», К.Д. Ушинский пояснял: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, квалифицироваться в нём по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уж эта мысль, а не самый факт, сделается правильной воспитательной деятельностью».

Методическая работа в ДОУ призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Необходимо так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению его педагогической компетенции, что в свою очередь привело бы к повышению эффективности и качеству обучения и воспитания дошкольников.

Планируя методическую работу с педагогами нашего учреждения, мы используем известные, широко вошедшие в практику формы методической работы, которые можно разделить на две группы:

- групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры и др.);

- индивидуальные (самообразование, индивидуальное консультирование, собеседование, наставничество и т.д.).

Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Главными задачами семинаров-практикумов являются:

Совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;

Развитие творчества и фантазии педагогов;

Обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;

Создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;

Создание реально выполнимых рекомендаций.

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.

Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого используются перфокарты, рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов. Однако можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:

    подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т.д.) – целью является выявление проблемы;

    организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т.д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;

    теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т.д._ - целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;

    практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;

    подведение итога мероприятия - итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т.д.), изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться все педагоги.

Таким образом, в методической работе на данном этапе развития дошкольного образования необходимо использовать такие формы работы, которые способствовали бы непрерывному образованию педагогических кадров, повышали их профессиональную квалификацию, оказывали реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. И семинары-практикумы одна их таких форм методической работы.

«Значение народных игр для развития детей раннего возраста»

(семинар-практикум)

Задачи: актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года; развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, распространение педагогического опыта.

I .Подготовительная работа.

Выставка народных дидактических игр, оперативный (выборочный) контроль по организации игровой среды в группах.

II . Организационный момент.

Педагогам предлагается разделиться на две команды «Теоретики» и «Практики» и из набора дидактических игр выбрать те, которые, по их мнению, являются народными. Затем команды обосновывают свой выбор и с точки зрения своей позиции доказывают «за» и «против» использования народных игрушек в педагогической практике.

III . Теоретическая часть.

    Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.

Исследователями отмечено, что порядка 70% игрушек на прилавках детских магазинов так называемые «антиигрушки», их отличает яркость, доступная цена и плохое качество, примерно 20% – западного производства, их отличает высокая цена, хорошее качество и технопрактичность, и только около 10% – отечественные фирмы-изготовители. Как ни странно, но сегодня среди родителей бытует ошибочное мнение, что чем больше игрушек, тем лучше для ребенка, и они активно скупают некачественные товары. Не смотря на то, что, казалось бы, именно такая игрушка призвана для того, чтобы ребенок радовался, увлеченно играл с нею часами, через довольно непродолжительное время интерес иссякает, и игра с нею уже не приносит прежнего удовольствия. Мы считаем это следствием подмены качества игрового средства на количество.

По мнению многих специалистов, материал для изготовления игровых средств имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Они трогают разные поверхности и структуры материалов. Слушают звучание, исследуют свойства и качества самых разных предметов. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, а весить очень мало. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает подлинную информацию о мире: кора дерева – шершавая, песок – сыпучий, камень – гладкий, вода не содержит форму. Когда ребенок берет что-то в руку, происходит передача информации в мозг. Взаимодействуя с природными материалами, ребенок получает гораздо больше информации, чем от соприкосновения с пластмассой. Поэтому для маленького ребенка, только начинающего познавать окружающий мир, развивающие игрушки целесообразнее делать из природных материалов.

Дерево – вероятно, самый древний материал для изготовления детских игрушек. Оно легко поддается обработке, способно принимать разные формы и окрашиваться в разные цвета, весьма долговечно. А еще оно «теплое», «живое». Многие производители выбирают дерево главным материалом для игрушки не случайно. Это экологически чистый природный материал, который способен творить чудеса.

С уверенностью можно сказать – если игрушка не помогает развиваться ребенку, особенно в самом раннем возрасте, то это пустая игрушка. Важно осознать, что ребенок должен играть с пользой. В большей же степени развитию самых важных умений и навыков могут помочь именно деревянные игрушки. Если давать малышам возможность взаимодействовать с развивающими деревянными и народными игрушками, то легко убедиться в том, что дети сами начинают тянуться к ним. К сожалению, современные родители зачастую считают не актуальными такие «бабушкины» игры. Видимо слишком долго современных детей отучали от не модных, не престижных «деревенских» игрушек. Даже матрешки почему-то не являются популярной детской игрушкой, хотя в них заложены большие возможности для игры. Эти «посланцы из прошлого» считаются ненужными в настоящем. Или же, например, пока ребенок маленький (1,5–3 года) хрупкие и бьющиеся глиняные игрушки ему почти не дают, а если дают, то ненадолго и под присмотром, что не может не сказываться на исследовательских процессах.

Важно отметить, что дома у детей должны быть народные игрушки с самого раннего возраста. Прежде всего, это глиняные и деревянные игрушки. Очень хорошо, если дома собрана небольшая коллекция таких игрушек, она может располагаться на небольшой полочке или в волшебном коробе. Особый интерес у малышей вызывают, например, такие народные игрушки, как матрешки, бирюльки, свистульки, дымковская, каргопольская и филимоновская игрушка.

С раннего детства необходимо «приучать» детей к народным игрушкам, воспитывать вкус и глаз ребенка. Понемногу приобщать детей к настоящей красоте и гармонии, которой обладают подлинные народные игрушки. Общение детей с народными игрушками необходимо и для того, чтобы ребенок, познающий окружающий мир через игры и игрушки, смог начать приобщаться к культурным ценностям, к истории своего отечества, к искусству и нравственности.

2) Педагогам предлагаются буклеты с наиболее распространёнными народными играми и описанием развивающего эффекта:

1. Матрешка классическая народная игрушка для малышей. Дети любят разбирать и собирать и такая игра помогает им сосредоточиться, научиться терпению и усидчивости, развивается логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движений рук. Уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную деятельность ребенка, дарит ему новые впечатления и хорошее настроение.

2. Пирамидки – уже с полугода ребенок начинает интересоваться этой игрушкой. И это хорошо, так как она благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, координации движений, логики, мышления. Если пирамидка цветная, то также происходит знакомство с цветами.

3. Волчки вызывают на удивление оживленный интерес детей. Игры с волчками не только способствуют развитию мелкой моторики и дифференцированию движений пальцев рук, но также стимулируют развитие внимания, подражания.

4. «Бирюльки» - старинная семейная игра, развивающая глазомер, ловкость и терпение. Эта замечательная игра чрезвычайно полезна для детей. Во-первых, во время игры ребенок учится взаимодействовать с другими игроками, соблюдать очередность. Во-вторых, малыш учится правильно распределять и концентрировать свое внимание. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения и движения кистей рук. В-третьих, дети учатся терпению, усидчивости, аккуратности. В-четвертых, детальки игры настолько мелки, что манипуляции с ними являются прекрасной тренировкой для детской руки, для развития мелкой моторики.

5. Сортер. Суть этой игры в том, что ребенок должен взять объемный объект (например геометрическую форму) и поместить его в соответствующее место в основную часть игрушки. Объекты практически всегда бывают разного цвета. В этом случае ребенок не только изучает объемы и объекты, но и еще цвета. Игра направлена так же на развитие мелкой моторики рук, пространственного восприятия, развития логики, памяти и внимания.

6 . Рамки-вкладыши или доски Сегена и разрезные картинки . Суть рамок в том, чтобы подобрать тот объект, который соответствует отведенному месту. Когда ребенок играет в эту игру, то он изучает формы и объекты, цвета. Ему нужно задействовать свои логические способности и развивать их.

7. Развивающая игра «Бочонки» состоит из бочонков, которые легко разбирать и складывать один в другой по принципу русской народной матрёшки. В процессе игры ребёнок учится различать цвета и размеры. Также это хорошая зарядка для маленьких ручек малыша. С бочонками можно проводить игры с песком, природными материалами, шариками разной величины. Другими вариантами такой игры могут мыть мисочки, шары, яйца.

8. «Волшебный мешочек» тоже очень привлекает малышей. С ее помощью ребенок познакомится с геометрическими фигурами, развивает осязание и тактильное восприятие, перебирая игрушку пальцами и пробуя ее на ощупь со всех сторон. Тренирует процессы мышления (сличение, классификация).

9. Шнуровки могут быть самые разные, наиболее привлекательны для детей шнуровки в виде яблока, груши, апельсина, гриба, помидора и кусочка сыра. Игра рассчитана на возраст от 1,5 лет, и, как было сказано, развивает мелкую моторику рук, помогая тем самым приобретать навыки письма и речи. Кроме того, развивает соотносящие и дифференцированные движения пальцев рук.

10. Деревянные наборы посуды способствуют развитию орудийных действий. Ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые сначала нелегко даются малышу. Здесь важны именно культурные способы действий.

11. Бусы для нанизывания . Формирование целеустремлённости и настойчивости осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий хорошо подходят бусы для нанизывания, фигурные пирамидки, пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (бусы, кубики, разрезные картинки и др.).

12. Наборы деревянных фигур , изображающие персонажей известных сказок, людей, диких и домашних животных необходимы для речевого развития детей. Развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов.

13. Кубики развивают мелкую моторику рук, сенсорику, координацию движений. Ребенок изучает геометрические фигуры, основные цвета (если набор окрашен), осваивает строительство башен.

14. Угадайка . Одна из наиболее любимых игр, которая представляет собой рамку с ячейками, закрывающимися дверками. В ячейках прячутся уточка, зайчик, гриб и елочка. Ребенок для начала самостоятельно изучает рамку, затем взрослый предлагает угадать, за какой крышечкой кто прячется. Игра развивает память, логическое мышление и способствует соотнесению основных цветов.

15. Наборы для пальчикового театра по тематикам сказок. Направлены на развитие координации движений, мелкой моторики, творческих способностей и развитие активной речи.

12.11.2014

Семинар для воспитателей:

«Современный воспитатель в эпоху образовательных реформ»

Ответственный: старший воспитатель Кудяшова Е.В

Форма проведения: тренинг

Цель семинара: снижение эмоциональной перегрузки и мышечного напряжения, развитие позитивного восприятия себя, актуализация своих внутренних ресурсов, способствование отреагированию педагогами негативных эмоций (злость, обида, страх).

Педагогические технологии: игротренинг, коммуникативные игры, релаксация, технология коррекции поведения, технология музыкального воздействия.

Оборудование:

листы бумаги, карандаши или ручки на каждого участника, пачка влажных спиртосодержащих салфеток, старые газеты и клейкая лента, музыкальный центр, записи веселой и спокойной музыки.

Система дошкольного образования сегодня переживает серьезные реформы. Как воспитателю в условиях таких стремительных перемен освоить и применить на практике то, что соответствует современным требованиям в области дошкольного образования, не снизив при этом эффективности труда?

Каждому современному педагогу необходимо выработать личностную стратегию повышения собственной компетенции в современных условия модернизации образовательной системы:

Изучение законодательной базы,

Прохождение курсов повышения квалификации,

Рациональное пользование методической службы ДОУ,

Самообразование (самостоятельное изучение принципов работы в условиях ФГОС, глубокий анализ своей деятельности)

Совершенствование собственной педагогической компетенции.

…………………………………………………………………………………………………….

Профессиональный рост педагогических кадров – непременное условие совершенствования качества учебно-воспитательного процесса. И осуществлять его необходимо через свободные дискуссии, создавая атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия. Современный воспитатель должен иметь не только профессиональные знания, но и знания о закономерностях общения и взаимоотношений в педагогическом коллективе, детской группе, работе с родителями. Поэтому, большое внимание следует уделять формированию собственных коммуникативных умений:

Публично выступать,

Создавать атмосферу сотрудничества,

Регулировать отношения между детьми,

Управлять своим поведением,

Четко и убедительно излагать свои мысли,

Понимать внутреннюю позицию,

Владеть демократическим стилем общения,

Целенаправленно строить общение и управлять им,

Разумно и своевременно перестроить свои мысли с учетом ответной реакции.

Труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью: необходимость общения в течение дня со всеми участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители, администрация), большая ответственность за жизнь, здоровье детей, а так же за качество усвоенных знаний, умений и навыков, необходимость быть всегда «на высоте» (использовать новые приемы, технологии в работе, быть выдержанным и корректным, приятным во внешности и общении).

Усугубляет ситуацию частая недооценка или недопонимание значимости труда среди коллег и администрации, ненормированный рабочий день, когда он не заканчивается после ухода со службы, а продолжается в виде написания конспектов дома перед экраном компьютера или просто в виде ненавязчивых мыслей о работе. Эти и многие другие факторы провоцируют возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний. Одной из форм эффективной помощи педагогов являются тренинговые занятия., включающие релаксацию, музыкотерапию, анализ проблемных ситуаций и способов их решения, коммуникативные игры и упражнения.

  1. упражнение-приветствие «Здравствуйте, я сегодня…»
  2. игровое упражнение «Трамвайчик»
  3. мини-лекция «Как позаботиться о себе»
  4. упражнение «Карандаш»
  5. притча «спасти одну звезду»
  6. игровое упражнение «Я люблю»
  7. упражнение «Ответственность»
  8. игровое упражнение «Бумажные шарики»
  9. упражнение-релаксация «Водопад»
  10. игра «Аплодисменты»
  11. итог занятия. Обратная связь.
  1. Упражнение-приветствие «Здравствуйте, я сегодня…»

Здравствуйте, уважаемые педагоги! (участники тренинга стоят возле своих стульев, расставленных в форме круга). Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди произносит слова: «Здравствуйте. Я (называет свое имя)! Я сегодня вот такая…» затем показывает какое-либо движение, отражающее его теперешнее физическое или душевное состояние. Например: «Здравствуйте, я….(называет имя)! Я сегодня вот такая…» (придерживая край платья, грациозно приседает).вся группа говорит хором: «Здравствуй, Люда! Люда сегодня вот такая». И повторяет жесты, мимику Люды. Игра заканчивается, когда все участники приветствуют окружающих. Все участники хором говорят «Здравствуйте!».

  1. игровое упражнение «Трамвайчик»

Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие. В мир общения с самим собой. Отправится туда я предлагаю на трамвайчике. Прошу всех сесть по кругу. Нам понадобится один свободный стул. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я зайцем», а четвертый заявляет «А я с… (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, торопится сесть на стул, и все по аналогии повторяется сначала.

  1. мини-лекция «Как позаботиться о себе»

Представители различных профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенная усталость, снижение самооценки, учащение жалоб на здоровье, ухудшение чувства юмора, упадок сил. Это не что иное, как признаки профессионального выгорания. Так ваша личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.

По общему признанию отечественных и зарубежных специалистов, педагогическая деятельность – это один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. С увеличением педагогического стажа у воспитателей и учителей СОШ снижаются показатели психического и физического здоровья. Профессия педагога занимает лидирующие позиции по наличию стрессогенности и отрицательному влиянию на здоровье. Зачастую это связано с невысоким доходом, лавинообразным увеличением документации, новыми требованиями, зачастую неконкретными и расплывчатыми, новыми положениями об аттестации, нарастанием сверхусилий, направленных на поиск дополнительных источников дохода.

ВСТАЕТ ВОПРОС: «Что же делать?» в данной ситуации особенно важным становится осуществление мер, направленных на предупреждение или устранение эмоциональных перегрузок педагогов. Наиболее доступным в качестве профилактики является создание комплекса мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, укреплению самообладания.

упражнение «Карандаш»

Одним из признаков психического истощения может быть синдром хронической усталости, желание плакать и грустить, повышенная раздражительность, чувство тревоги. Простое упражнение поможет вам улучшить эмоциональное состояние. Для начала сейчас вам необходимо постараться дать оценку своему эмоциональному состоянию (педагоги выполняют задание, фиксируя на листе бумаги балл). А теперь я попробую улучшить ваше настроение без каких бы то ни было препаратов. Необходимо сжать в зубах карандаш (участники выполняют упражнение, по необходимости протирая карандаш влажными салфетками). Что вы чувствуете при этом? Сжимая в зубах карандаш, вы задействуете те же мышцы лица, когда вы улыбаетесь. Таким странным, довольно простым способом упражняйте определенные мышцы и поднимает настроение.

притча «Спасти одну звезду»

Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, забывает или не успевает. Усталость и стресс накапливаются. Возникает ощущения тупика, одиночества, не удается быстро восстанавливаться, учащаются заболевания, многие из которых переходят в хроническую стадию.

Но самое главное в этой ситуации – понять: самое важное в этой жизни – это мы сами, наше здоровье тела и здоровье духа. Именно такими – здоровыми, счастливыми, веселыми, самодостаточными хотят нас видеть самые дорогие люди на Земле – семья, дети. Следовательно, стоит остановиться, посмотреть на себя со стороны, отбросить мысли о безнадежности попыток, о том, что «все равно ничего не выйдет, и все-таки сделать то, что мы всегда откладываем «на потом», «до лучших времен». И, может быть, это самое событие изменит в лучшую сторону всю вашу жизнь.

Послушайте одну притчу.

  • Спасти одну звезду

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

-Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

-если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

-но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд. Берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

-Нет, мои попытки изменят очень много…для этой звезды.

Игровое упражнение «Я люблю».

Человеку «помогающей» профессии, к которой и относится педагог, необходимо постоянно помнить, что помимо работы есть множество интересных занятий, взаимоотношений с родными и с друзьями. Графу «Ваше хобби» в последнее время стали включать в пункт составления резюме, так как считается, что наличие у человека некоторого количества увлечений, которыми он регулярно занимается на досуге для души, является признаком стрессоустойчивости. Хобби может быть хорошим способом борьбы со стрессом; кроме того, любимые занятия зачастую помогают развить кругозор, расширить круг друзей и самореализоваться.

Перед выполнением следующего задания необходимо вспомнить свои увлечения, а потом участники по очереди (по желанию) должны встать и пантомимой показать, чем они любят заниматься в свободное от работы время. Желательно, не повторять ранее показанные движения. Остальные – угадывают данное действие, словесно обозначая его.

упражнение «Ответственность»

Риску выгорания подвержены люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие, стремящиеся к непременному успеху; уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу; испытывающими комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успевает.

Ответьте мысленно или письменно, в чем именно для вас заключается понятие «ответственность» (участники выполняют задание) . Теперь необходимо оценить, насколько именно это ВАША ответственность (предоставляется возможность проанализировать написанные высказывания ).

Всех нас с детства приучали быть ответственными. Но, как и в любом деле, необходимо чувство меры, чтобы не происходило дисгармонии в отношении воспитателя ответственности у наших детей, друзей, коллег. Необходимо четко научиться разграничивать, где чья ответственность.

Если мы часто говорим себе: «Если не я, то кто же? Кто же, кроме меня, сделает это?», то быстрыми шагами приближаемся к тупиковым взаимоотношениям. Беря все в свои руки, мы посягаем на ответственность других. То есть, чем больше ответственности мы берем за человека, тем меньше ответственности у этого человека остается. Тем самым мы инфантилизируем этого человека и перегружаем себя. И не нужно потом удивляться, что нам тяжело живется. А остальным в нашем окружении ни до чего нет дела!

Вопрос . Если у командира роты сто процентов ответственности, сколько процентов ответственности у каждого солдата?

Ответ . У солдата тоже сто процентов ответственности – сто процентов солдатской ответственности: дочерней, родительской, профессиональной. Не нужно брать всю ответственность нужно взять только свою!

  1. игровое упражнение «Бумажные шарики»

Синдром профессионального выгорания часто возникает как ответ на стрессовые ситуации, которые приводят к накапливанию. Отрицательных эмоций, формированию негативных качеств личности, таких, как обидчивость, раздражительность, нетерпимость, завистливость. Эти нежелательные эмоции необходимо отреагировать. При этом важно социально приемлемыми способами научиться «выпускать пар». Этому и способствует следующая игра.

Возьми каждый по большому листу газеты, как следует, скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь рассчитайтесь на «первый – второй» и разделитесь, пожалуйста, на 2 команды. Пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По моей команде вы начинаете бросать мячи в сторону противника. Игроки каждой команды должны стремиться как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию (во время выполнения упражнения звучит веселая музыка. В заключении подсчитывается количество шариков, оказавшихся на стороне каждой команды) .

  1. упражнение-релаксация «Водопад»

В любой профессии, изобилующей напряженными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя сбрасывать напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. Упражнения – релаксации помогут снять усталость, обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе.

Сядьте поудобнее (ноги поставьте на пол, несколько разведите их в коленях; руки положите на колени; голову немного наклоните вниз) и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните (звучит спокойная музыка). Вы можете слышать мой голос или же просто наслаждаться спокойной музыкой. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это на совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове…Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи…Белый сет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А сет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете что они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами.

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил…немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

игра «Аплодисменты»

у многих педагогов с течением времени возникает ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата, ощущение бесправия и принесения себя в жертву, чувства неоцененности.

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души.

В следующей замечательной игре все происходит по парадоксальной логике: последние становятся первыми. Она построена таким образом. Что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего пика, когда последний участник получает аплодисменты всей группы.

У нас сложилась очень хорошая группа, каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который так же получает свою порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже тройка выбирает следующего претендента на овации и т.д. каждый раз тот, кому аплодировали имеет право выбирать следующего. Таким образом. Игра продолжается и овации становятся все громче и громче.

Итог занятия. Обратная связь.

В конце нашей встречи я предлагаю установить обратную связь, проанализировать опыт, полученный в ходе групповой работы.

Педагогам предлагается ответить в свободной форме на вопросы:

  1. какие впечатления остались у вас после сегодняшней встречи, удалось ли с помощью данных упражнений улучшить настроение, взбодриться, получить эмоциональное удовлетворение от неформального общения с коллегами?
  2. какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
  3. ваши пожелания по поводу проведения последующих тренингов.

Цель:

Активизация знаний педагогов доу по развитию одаренности у детей дошкольного возраста,

Стимулирование участников к поиску способов развития способностей малышей,

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, цветная бумага, магнитная доска, конверты с заданиями.

Ход семинара психолога детского сада для воспитателей

1. Вступительное слово

Приветствие, сообщение темы.

2. Практическая работа «Географическая карта»

Задача: изобразить на бумаге объекты «Страны одаренных» и составить географическую карту:

Храм Логики;

Лес почемучек;

Долина Творчества;

Замок Фантазии;

Горы Возможностей;

Равнина Общения.

Вывод: Все объекты зря оказались в «Стране Одаренных».

Важнейшими характеристиками одаренности считают:

Развитие логического мышления, скорость и точность выполнения умственных операций;

Раннее проявление высокой познавательной активности;

Творческое выполнения задач;

Умение придумывать свои стихи, сказки, мелодии и песни.

Богатство словарного запаса, скорость и оригинальность вербальных ассоциаций;

Раннее проявление способностей: математических, конструктивно-технических, художественных, музыкальных, литературных и др.

3. Мозговой штурм

Вспомните, что такое задатки, способности, одаренность.

: «Но не все так прекрасно в нашем королевстве. Завились в Стране одаренных вирусы зависти, лени, обиды, гнева. И превратилась «равнина общения» в «поле одиночества», «лес почемучек» - в непроходимую чащу, «храм логики» разрушили, «долина творчества» заросла колючками, «замок фантазии» пал, «горы фантазии» стали опасными из-за угрозы схода снежных лавин.

Как нам восстановить эту замечательную страну? Пожалуй, как и в каждой сказке нам необходимо пройти через определенные испытания.

Давайте сначала восстановим «храм логики» (по мере выполнения заданий, педагог снимает закрытые объекты на карте).

4. Логические задачи:

Двое котят отправились в гости к бабушке. Первый поехал на автомобиле, а второй-на велосипеде. Какого из них бабушка увидит первым? Почему?

Лягушонок и Мишка играли у пруда мячиком. Вдруг он упал в воду. Кому легче достать мяч? Почему?

Утенок, Белочка и Синичка отправились на лодке в путешествие. Отплыли далеко от берега и вдруг вспомнили, что забыли на берегу пакет с конфетами. Кого послать за ним? Почему?

Ворона и Поросенок купили новые ботинки и начали их надевать. Кто обуется быстрее? Почему?

Сложное было задание? Именно такие задачи вам необходимо использовать в работе с детьми для развития логического мышления.

Мы продолжаем восстанавливать «Страну одаренных» и на очереди «равнина общения».

Задача: составить цепочку ассоциаций.

5. Упражнение «Созвездие талантов»

Каждый воспитатель получает написанное на бумаге словосочетание.

Задача: представить то, что написано на листе, и передать на рисунке.

Перечень словосочетаний:

веселый дом

больное дерево;

необычный подарок;

колючая кофта;

теплый дождь;

загадочный лес;

приятный запах;

неправильная тарелка;

печальная ворона;

надоедливая муха.

Как вы думаете, упражнение «Созвездие талантов» является сложным? Можно использовать его в работе с детьми? Чем оно полезно для развития ребенка?

Итак, «долина творчества» снова расцвела.

Но на нашем пути «замок фантазии».

6. Упражнение «Кто такой? Кто такая?»

Воспитателям раздаются портреты взрослых людей или детей.

Задача: составить рассказ о человеке. Как его зовут, сколько ему лет, где он живет, что любит делать, с кем дружит и тому подобное.

Понравилось ли вам фантазировать? А ваши воспитанники любят это делать? Давайте создавать им для этого условия.

7. Упражнение «Минута славы»

Сегодня вы участники шоу «Минута славы», то есть имеете возможность показать свои способности.

Задача:

Вылепить из пластилина героя сказки;

Создать архитектурный шедевр, пользуясь конструктором;

Сыграть мелодию на музыкальном инструменте;

Спеть колыбельную песню;

Создать картину, используя нетрадиционные техники рисования.

Скажите, чем уникально это упражнение? Дает ли оно возможность каждому ребенку проявить свои способности.

8. Упражнение «Веселые почемучки»

А сейчас мы направляемся в «Лес почемучек».

Задача: вспомнить и назвать самые интересные и оригинальные вопросы детей-воспитанников.

Психолог. - Наше путешествие в «Страну одаренных» оказалось интересным и достаточно содержательным. В завершение хочу предложить вам несколько советов:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!