Адаптация в школе бывает у всех детей. Психологические особенности адаптации ребенка к школе

Школа - самый важный этап в жизни ребенка, предшествующий его полноценному вхождению во взрослую жизнь. Именно здесь он будет приобретать все необходимые знания, умения, получать навыки для дальнейшего творческого, профессионального и духовного развития.

Как показывает практика, даже успешные и лояльные в детском садике дети, тяжело воспринимают абсолютно новый для себя социум, с массой строгих требований, необходимостью полноценной и планомерной учебы, дисциплины, не говоря уже о тех будущих первоклассниках, кто вообще не посещал дошкольное учреждение. Для всех них нужна правильная, системная адаптация.

Необходимо начинать загодя, желательно со старшей группы детского сада. Естественно, в рамках ДОУ проводится работа местного социального педагога по ознакомлению детей с принципами школьной программы, поведения, дисциплины, осуществляется кратковременная симуляция рабочего процесса первоклассника. Однако как показывает практика, данных процедур зачастую явно недостаточно - малыш, все равно воспринимает вышеописанные мероприятия в сугубо игровой форме, этому же способствует регулярное посещение дошкольной группы.

Основные направления, по которым следует работать в данном контексте:

  • Создание правильной психологической атмосферы и нацеленность на комплексный обучающий процесс. Следует в доступной форме объяснить и регулярно повторять чаду, зачем нужна школа, что он будет там делать, каких правил необходимо придерживаться и как себя вести. Отдельно необходимо акцентировать внимание на явных плюсах школы перед ДОУ, особенно если малышу не нравились отдельные аспекты посещения дошкольного учреждения (необходимость спать днём, нахождение в заведении до позднего вечера и так далее);
  • Имитация школьного обучающего процесса в домашних условиях. При наличии выходных и свободных дней у ребенка, можно поиграть в школу дома. Роль учеников и учителя могут играть как дети, игрушки, взрослые;
  • Нормализация суточных ритмов и приведение их в соответствие со школьным расписанием. Данный нюанс особенно актуален для тех детей, кто не посещал ДОУ и не привык к стандартному расписанию с ранним вставанием, чётко обозначенными периодами для употребления пищи, сна и так далее;
  • Сопряжение усилий родителей и будущего учителя. С учителем, педагогическим коллективом и родителями других детей необходимо поддерживать обратную связь, совокупно обсуждая потенциальные проблемы и пути их разрешения в сфере адаптации ребенка, дисциплины и иных факторов;
  • Соблюдение классических медицинских рекомендаций. Чадо должно быть готово к школе не только психологически, но и физически.

Особенности адаптации ребенка к школе

Современные дети сложно адаптируются к школе. Ряд социальных и педагогических исследований показывает, что только каждый пятый первоклассник без особых проблем вливается в коллектив и практически сразу привыкает к стандартному учебному процессу. Около половины всех будущих первоклассников даже посещая регулярно ДОУ и имея хорошие психологические характеристики, а также удачно пройденные тесты на готовность к школе, в конечном итоге имеют проблемы с адаптацией, преимущественно связанные с дисциплиной и успеваемостью. Причина данных проблем при отсутствии других негативных факторов (негативная социальная ситуация в семье, наличие проблем со здоровьем и так далее) - сосредоточенность на игровой составляющей описанной социальной ячейки общества. Ребенок, не будучи правильно и заранее подготовленным, плохо приспосабливается к новым для себя условиям, как психически, так и социально.

Со всеми вышеозначенными проблемами можно справиться лишь комплексно, помогая ребенку правильно расставлять акценты в процессе обучения и познавания, поощряя его за любые успехи в образовании, формируя четкие дисциплинарные рамки поведения в школе.

Психологическая адаптация ребенка к школе

Если социальная адаптация ребенка к будущей школе во многом зависит от социума и детского окружения, а также педагогического влияния ДОУ, домашних условий, то психологический вектор приспособления представляет собой целостную сложную систему взаимосвязанных компонентов. Они включают в себя мотивацию, достаточность познавательного, речевого и интеллектуального развития, регуляции действий ребенка по отношению к ряду ситуаций, типовида отношений чада со сверстниками и взрослыми.

В современной практике приоритетными считаются три компонента:

  • Личностная готовность. Указывает на то, хочет ли ребенок учиться, ходить в школу, устанавливать новые уровни отношений сотрудничества со сверстниками, реализовывать иные потребности в контексте общественно значимой деятельности;
  • Наличие воли и мотивации. Коррелирует со способностью контролировать поступки и действия усилием воли, слушать, понимать и вникать в указания учителя, действовать в рамках правил, удерживать внимание определенный промежуток времени;
  • Общий интеллектуальный уровень. Интерпретируется уровнем познавательного развития, способностью усваивать новые объективные знания, различать отдельные стороны предмета, уметь формировать собственное мнение, сравнивать, обобщать, проявлять иную умственную активность.

Итак, ребенок, наконец, пошел в начальный класс. Первые дни школы в рамках ознакомления учебным заведением обычно положительно воспринимаются любыми детьми - атмосфера праздника, новизны, новых ощущений через некоторое время сменяется классическим учебным процессом. Именно на данном этапе могут возникнуть первые проблемы - если их вовремя не разрешить, то у ученика начинаются наблюдаться признаки дезадаптации.

Комплексная работа по оказанию помощи в период привыкания к школе должна вестись в двух направлениях - это мероприятия со стороны педагогического коллектива, учительницы и психолога, а также оказание поддержки дома.

Основные процедуры в рамках школы:

  • Диагностика первоклассников и их семей на предмет готовности к учебному процессу;
  • Оказание персонифицированной помощи детям, с выраженными признаками дезадаптации;
  • Организация и правильная реализация психолого-педагогических занятий (как индивидуальных, так и групповых), которые направлены на освоение нового социального пространства, умения взаимодействовать со сверстниками, соблюдать правила и нормы школьной жизни;
  • Правильное позиционирование первой учительницы с акцентом на систематический учебный процесс, разбавленный периодами отдыха, непринуждённого общения и плавным переходом от концепции воспитательницы с амплуа преподавателя с точки зрения детей.

Домашние мероприятия:

  • Соблюдение максимально благоприятного психологического климата без ссор и истерик;
  • Поощрение даже малых успехов в первых этапах обучения;
  • Детальный разбор школьного дня - как он был проведен первоклассником;
  • Снижение требований к оценкам в контексте того, что ребенка любят не за хорошие оценки, а, безусловно;
  • Поиск и нахождение дополнительной сферы деятельности, где ребенок хочет себя проявить в рамках школьных кружков или иных занятий, естественно не в ущерб отдыху и развлечениям;
  • Максимальная оптимизация суточных ритмов отдыха и активной деятельности, обеспечение полноценного 8-ми часового сна;
  • Полноценное разнообразное и рациональное питание, а также организация дополнительных сухих рационов в школу (даже при наличии школьного обеда) - печенья, яблок, воды, сока;
  • Во время эпидемий ОРВИ (обычно они начинаются с октября месяца) - дополнительные витаминно-минеральные комплексы, профилактическое употребление анаферона.

Период адаптации ребенка в школе

Точных временных рамок, которые бы могли интерпретировать успешное окончание периода адаптации первоклассника попросту не существует - слишком много факторов влияют на данный комплексный процесс. Однако условно выделяют 3 основные категории детей в данном аспекте:

  • Группа 1. Дети адаптируются к школе на протяжении первых двух месяцев учебного процесса. Ребенок, относящийся к данной категории, быстро вливается в коллектив сверстников, осваивает азы поведения и учебы в школе, заводит новые знакомства. Психологический фон его устойчив, требования учителя выполняются без напряжения. Первые недели они могут ощущать некоторый дискомфорт в отношениях с детьми либо классным руководителем, однако уже к концу октября полностью осваиваются с новым для себя статусом, имеют преимущественно хорошее настроение, внешне и внутренне спокойны, доброжелательны и добросовестны;
  • Группа 2. Дети этой категории имеют больший период адаптации - как правило, до полугода. Они сложно воспринимают новый для себя процесс обучения, имеют проблемы с дисциплиной, часто играют на уроках, негативно реагируют на замечания учителя, имеют небольшие или средние трудности с усвоением базовой школьной программы, часто идут на конфликты со сверстниками. К концу первого полугодия основные негативные вышеозначенные проявления значительно ослабевают либо исчезают вовсе;
  • Группа 3. Социальная и психологическая адаптация этой группы детей сопряжена с серьезными трудностями. Негативные и отрицательные эмоции у них преобладают вне зависимости от обстоятельств, часто даже ко второму полугодию наблюдается частичное либо же полное невосприятие школьной программы и знаний. На уроках ребенок третьей группы практически не контролируем, более того, он систематически мешает учебному процессу и работе учителя. В данном случае классическими адаптационными мерами ощутимых результатов достичь не получается - необходима индивидуальная системная работа психолога и социального педагога, притом как в отношении первоклассника, так и его семьи (в подавляющем большинстве случаев именно семейный фактор оказывает ключевую роль в неприятии школы как таковой).

В первый год школьного обучения родители ребенка часто сталкиваются с системными трудностями адаптации чада к новому социуму. В ряде случаев их удаётся устранить безболезненно, отдельные же проблемы могут преследовать семью на протяжении длительного периода времени, вплоть до средней школы. Типичные негативные ситуации и методы их возможного разрешения:

  • Неуспеваемость. Следует разделять действительное невосприятие ребенком школьной программы и некоторое отставание от неё - в последнем случае основной негатив часто вносится самими родителями, которые ожидают от чада неоправданно высоких достижений. При их отсутствии даже скрытая демонстрация недовольства может негативно влиять на первоклассника. Неизбежные адаптационные трудности, связанные с вливанием в новый социум, индуцируются и развиваются завышенными требованиями, что в конечном итоге не позволяет усваивать новый материал. Вместо более длительного и плавного вхождения в учебный процесс, ребенок все сильнее отстаёт от основной программы. Решение данной проблемы заключается в более лояльном отношении к успеваемости детей младшего школьного возраста и поощрением любых, даже незначительных успехов на поприще обучения;
  • Лень. Данная проблема общеизвестна и причин её может быть множество. Чаще всего это невысокая потребность познавательных мотивов (ребенок увлечен чем-то другим), общая медлительность темпа собственной мыслительной деятельности из-за темперамента, тревожность и неуверенность в себе, отсутствие четкой мотивации, боязнь неудачи, а также избалованность. Побороть лень можно только длительной систематической работой с ребенком (в том числе и по выполнению домашних заданий), дополнительной мотивацией и иными методами без жесткого давления на психику ребенка и скандалов;
  • Уход от продуктивной деятельности. Ребенок присутствует на уроке, но при этом не занимается учебой? Типичная проблема может быть связана с повышенной отвлекаемостью, уходом в себя, а также отсутствием внимания, любви и теплых чувств со стороны родителей. Времяпровождение в школе он воспринимает как отдых от домашних проблем. Возможные пути исправления - это выделение ребенку большего количества внимания, минимизация ссор в семье;
  • Демонстративное непослушание. Если ребенок излишне требователен к вниманию, любит быть всегда в его центре, то он часто провоцирует ситуации, связанные с публичным непослушанием, в том числе и грубыми нарушениями общих норм дисциплины и правил поведения, несмотря на просьбы учителя. «Игра на публику» иногда приводит к срывам уроков и вынужденному вызову завуча, директора и родителей, которые своим персонифицированным вниманием частично удовлетворяют данную потребность. Истинное наказание в этом случае, которое часто помогает побороть проблему - это временное лишение внимание. При этом проводить воспитательную меру нужно комплексно, коррелируя усилия педагогического коллектива и родителей;
  • Вербализм. Очень противоречивая и глубинно проблемная ситуация, связанная с нарушением процессов адаптации ребенка к школе - это высокий уровень развития речи первоклассника наряду с задержкой мыслительных процессов. В дошкольном возрасте многие родители уделяют речи чада максимально возможное внимание, при этом, никак не работая с абстрактным, практическим, логическим мышлением малыша, в результате чего бойкая речь, завышенная самооценка со стороны родителей и самого учащегося не подкрепляется качественным усвоением знаний. Это порождает за собой много проблем, в том числе негативное отношение матери и отца ребенка к педагогическому коллективу - они не могут понять, почему их чадо, отлично говорящее и рассказывающее стихи, хронически не усваивает основную школьную программу. Разрешение этой ситуации заключается в форсированном развитии образного мышления (мозаика, аппликации, рисунки и так далее) со стимуляцией продуктивной деятельности и ингибиции речевого потока.

Как понять, что ребенок приспособился к новым для себя условиям и его процесс адаптации подходит к завершению? Для этого, стоит произвести качественную оценку чада по ряду критериев:

  • Школьные нормы поведения. Мониторингу поддаётся поведение ученика согласно нормам школьной дисциплины, усидчивость на занятиях, соблюдение режима;
  • Эффективность познавательной деятельности. Насколько сильные усилия необходимо прилагать ребенку для выполнения начальных школьных заданий, как проходит самостоятельная работа первоклассника над материалами, какие общие характеристики успешности обозначает учитель;
  • Наличие социальных контактов. Оценивается уровень взаимоотношений ребенка с одноклассниками и педагогическим коллективом;
  • Общее эмоциональное благополучие. Уровни спокойствия, благожелательности и настроя на учебный процесс, а также оценочные суждения ребенка о школе в целом.

Если по всем вышеописанным критериям вы можете поставить средний либо высокий балл, то с большой долей вероятности, ребенок приспособился в новом для себя социуме и далее сможет успешно осваивать новые знания.

Методика адаптации детей к школе

Существует множество методик адаптации детей к школе, в том числе специализированного характера для учащихся со специфическими потребностями (инклюзивные классы). Мы предлагаем наиболее простые общие подходы, которые могут помочь типичному ребенку без особых проблем со здоровьем (физических либо психических) быстро освоиться в школе. При серьезных затруднениях, связанных с особыми факторами социально-психологической интеграции детей в любом случае родителям требуется помощь квалифицированных специалистов.

Общая схема:

  • Хвалить, а не ругать. Временная неуспеваемость первоклассника, особенно на начальном этапе посещения школы, объяснима сложностями интеграции в новый для него социум. Нельзя ругать ребенка за плохие результаты или как-либо выражать недовольство - это вызовет в нём массу негативных эмоций и снизит интерес к учебе. Хвалите чадо при малейшей возможности и даже малом успехе;
  • Сравнение с другими - недопустимо. Довольно часто, не слишком дальновидные родители начинают публично сравнивать способности и таланты своего ребенка с каким-либо другим (сыном подруги, дочерью знакомой и так далее), указывая на недостатки чада. Делать это не допустимо! Таким образом, существенно снижается самооценка и исчезает мотивация к дальнейшей учебе. Сравнивать ребенка можно только с ним самим, делая акцент на улучшении собственных результатов;
  • Щадящая оценка. Не ждите быстрых и высоких результатов в учебной деятельности ребенка - первый год познавательный процесс сформирован таким образом, чтобы привить ребенку интерес и любовь к школе, оценки же отходят на второй план. Более того, для смягчения процесса адаптации в 1 классе начальной школы вообще не проводится официальное оценивание, а домашние задания - минимальны;
  • Развитие скрытого потенциала. Если ребенок любит публичное внимание, очень любознателен и имеет нерастраченную в школе энергию, то стоит найти ему наиболее подходящую сферу, где он сможет реализовать себя в рамках продуктивного процесса. Это может быть спорт, танцы, различные кружки. Естественно, дополнительные занятия и род деятельности должны в обязательном порядке согласовываться с чадом и не мешать отдыху, а также основному школьному обучению;
  • Награда. Лучшая награда для первоклассника - это не игрушки и сладости (они должны предоставляться в меру и не как плата за хороший результат в учебе либо поведении), а доверительное, открытое общение и похвала.

Признаки успешной адаптации детей к школе

Как можно понят, что ребенок полноценно освоился в школе? В первую очередь, понаблюдать за ним!

Признаки завершения адаптации и перехода к продуктивному учебному процессу с социальной интеграцией в новое для себя общество:

  • Ребенку нравиться ходит в школу, он с большим удовольствием рассказывает обо всех аспектах нахождения в классе, своих маленьких победах и неудачах;
  • Малыш хорошо спит, жизнерадостный, активный, любопытный, не жалуется на разнообразные боли (в том числе мнимые), редко болеет;
  • Чадо самостоятельно одевается и переодевается (как дома, так и в школе), хорошо ориентируется в здании учебного учреждения, без проблем ходит в столовую и туалет, а при необходимости может обратиться к педагогам за помощью;
  • У ребенка появились друзья в классе, он знает их по именам и общим интересам;
  • Чадо положительно относится к основному учителю и иным преподавателям, а на предложение вернуться в дошкольное учреждение отвечает решительным отказом.


Этот страх многие передают своим детям, которым только предстоит узнать, что такое школа. А ребёнок рассматривает предстоящие изменения в своей жизни как что-то интересное и неизведанное. Ведь по своим физиологическим особенностям ребёнок в этом возрасте любознательнее, чем мы с вами, взрослые. Так давайте же разберёмся, как нам ещё до школьных дней не погасить ту искорку интереса в детской душе. У нас впереди целое лето.

, сравнивать школьную систему с детсадовской, проводя параллели между личными качествами ребенка и его будущими неудачами в школе. Сами того не осознавая, взрослые своими страхами и напутствиями «из лучших побуждений», создают для ребенка негативную программу его школьной жизни. У каждого взрослого имеется свой (удачный или менее успешный) школьный опыт, а ребенок приобретёт свой собственный. Обязанность родителей – защищать и помогать ребенку в преодолении трудностей на этом пути. Ведь бывали весёлые моменты среди школьных будней! Ваши рассказы об этом пойдут только на пользу, помогут несколько снять напряжение у ребенка перед неизвестным будущим. Смешные истории известных писателей, таких как, В. Драгунский, В. Голявкин, Э. Успенский, тоже будут вам помощниками.

Домашняя система подготовки действует с учетом личных качеств ребенка, и в этом ее преимущество. Всем знакомо чувство, когда после длительного отдыха приходится перестраивать свой режим дня и менять привычки в спешном порядке. Это всегда дается с большим трудом и вызывает естественное отторжение к нагрянувшим переменам. Если же начинать , можно избежать стресса и принять перемены в позитивном ключе. Также и с подготовкой ребенка к школе, лучше начинать ее уже с первого месяца летнего отдыха.

:

Ø организованность;

Ø развитие навыков коммуникабельности;

Ø самостоятельность;

Ø развитие учебных навыков;


Дети проходят эту стадию с неодинаковой скоростью, у многих пик кризиса выпадает на первые месяцы обучения в школе или как раз на летние месяцы. Ребенку сложно контролировать свои эмоции по поводу поступления в школу, а они довольно разнообразны. Часто встречаются ситуации, когда дети начинают активно протестовать против своего взросления, это проявляется и в поведении (подражание малышам ясельного возраста), так и в физиологии (недержание мочи и кала, проблемы с речью и. т. п). Родителям не следует стыдить непоседу, тем более в присутствии посторонних, ставить ему в пример детей своих знакомых. Каждый проходит эту стадию по-разному, но, чтобы

Ø

Игры – это замечательный способ лучше узнать собственного ребенка. Можно завести хорошую вечернюю традицию настольных игр образовательного направления для детей 6-7 лет. Играть лучше всей семьей, чтобы создать дух соперничества. Для развития словарного запаса ребенка можно периодически играть с ним в «слова», это также развивает сообразительность. Интерес к предстоящей учебе можно подогреть ролевыми играми в школу. Примеряя на себя роль учителя, ребенок показывает свои знания взрослым, а в роли ученика приобретает новые знания гораздо легче, чем в настоящей школе.

Для этого подойдут ролевые игры в магазин, хождение по настоящим магазинам с целью обучения счету. Бытовая математика хорошо осваивается везде в бытовых ситуациях: сосчитать количество ягодок на виноградной кисти, бельевых прищепок на верёвке, поделить поровну между членами семьи конфеты, пельмени и т.п. Арифметические задачки про пироги или куски пирога, которые нужно разделить поровну между всеми членами семьи, помогут ребенку легко решать абстрактные задачи по математике за весь курс начальной школы.

Можно выделить для этого по 15-20 минут ежедневно. Лучше начинать с первого летнего месяца, ведь для закрепления устойчивых привычек требуется, как минимум, двадцать один день. Действуя в согласии с темпераментом ребенка, методично и целенаправленно, можно достичь хороших результатов к сентябрю.

Ø

Это чувство очень важно для того, чтоб ребенку было легче привыкнуть к школьному распорядку. Конечно, ориентироваться по минутам семилетке еще сложно, поэтому на помощь придут «особенные часы». Это часы с циферблатом, на которых вместо цифр будут картинки с изображением действий, которые нужно делать в это время суток. При изготовлении таких часов можно проявить творческие способности, идеи легко найти в интернете. Чтобы часы работали, в них можно вставить настоящий механизм, и периодически обращать внимание ребенка на движение стрелок по кругу. Если он интересуется значением цифр в часах, можно рассказать ему основы, научить определять время в часах и минутах. С целью приучения ребенка к организованности, можно ознакомить его с тематическими сказками, например, можно почитать ему «Сказку о потерянном времени» Е.Шварца.

Ø

Вот этот момент самый трудный и необходимый для развития в ребёнке самостоятельности и навыка самообслуживания, так необходимого в школьной жизни.

В 6-7 летнем возрасте ребенку уже по силам выполнять некоторые домашние поручения. Нужно выделить круг обязанностей, которые ребенок должен делать самостоятельно. Пусть сначала это будет одно-два дела, но надо следить за тем, чтобы их выполнение вошло у ребенка в привычку. Хорошо, если у ребенка в этом возрасте есть домашнее животное. Тогда можно поручить ему право ежедневно кормить своего питомца и следить за состоянием его жилища (лотка, туалета). Убирать испражнения животного ребенку необязательно, но он, как хозяин, может следить за ситуацией и вовремя сообщать взрослому о необходимости уборки.

Также, необходимо выделить ребенку ту зону, за которую он ответственен при уборке в доме. Это может быть уголок с его игрушками, где он устанавливает свой порядок, в который нельзя вмешиваться. Не столь важно, насколько чисто будет в этой зоне, хотя приучать ребенка к чистоте и аккуратности тоже нужно, но это придет со временем. Основная задача – сформировать у ребенка чувство ответственности за вещи, находящиеся в зоне его внимания. Личный пример тоже важен, поэтому родителям нужно и самим грамотно распределить домашние обязанности между собой и не лениться их выполнять в срок.

Подготовьте психологически своего ребёнка для успешности обучаемости в школе. В остальном вам помогут учителя.

Успехов вам, дорогие родители!!!

Учитель начальных классов высшей категории

МБОУ СШ №4 г. Вязьмы Смоленской области

Максимова Валентина Сергеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку легче адаптироваться к школьной жизни.

В конце мая проходят выпускные в детских садах, впереди звонкое лето. Но тревожатся родители будущих первоклассников, их пугает неизвестность: как мой сынок или доченька адаптируются в условиях школы? Родители испытывают естественное волнение, связанное со вступлением ребенка в ряды первоклассников. Современная школа вызывает страх. Последнее время у всех на устах ФГОСЫ, ТЕСТЫ, МОНИТОРИНГИ, ЭКЗАМЕНЫ и прочие «страшилки» типа: «Школа – не садик, там тебя заставят подчиняться, там всё строго!» Эти свои сомнения и страхи многие взрослые передают своим детям и внукам, которым только предстоит узнать, что такое школа.
Этот страх многие передают своим детям, которым только предстоит узнать, что такое школа. А ребёнок рассматривает предстоящие изменения в своей жизни как что-то интересное и неизведанное. Ведь по своим физиологическим особенностям ребёнок в этом возрасте любознательнее, чем мы с вами, взрослые. Так давайте же разберёмся, как нам ещё до школьных дней не погасить ту искорку интереса в детской душе. У нас впереди целое лето.

Нельзя настраивать ребенка негативно , сравнивать школьную систему с детсадовской, проводя параллели между личными качествами ребенка и его будущими неудачами в школе. Сами того не осознавая, взрослые своими страхами и напутствиями «из лучших побуждений», создают для ребенка негативную программу его школьной жизни. У каждого взрослого имеется свой (удачный или менее успешный) школьный опыт, а ребенок приобретёт свой собственный. Обязанность родителей – защищать и помогать ребенку в преодолении трудностей на этом пути. Ведь бывали весёлые моменты среди школьных будней! Ваши рассказы об этом пойдут только на пользу, помогут несколько снять напряжение у ребенка перед неизвестным будущим. Смешные истории известных писателей, таких как, В. Драгунский, В. Голявкин, Э. Успенский, тоже будут вам помощниками.

На что нужно обратить особое внимание?

Домашняя система подготовки действует с учетом личных качеств ребенка, и в этом ее преимущество. Всем знакомо чувство, когда после длительного отдыха приходится перестраивать свой режим дня и менять привычки в спешном порядке. Это всегда дается с большим трудом и вызывает естественное отторжение к нагрянувшим переменам. Если же начинать подготовку к предстоящим переменам заблаговременно и постепенно , можно избежать стресса и принять перемены в позитивном ключе. Также и с подготовкой ребенка к школе, лучше начинать ее уже с первого месяца летнего отдыха.

Подготовка ребенка к школе ведется по нескольким направлениям :

  • организованность;
  • развитие навыков коммуникабельности;
  • самостоятельность;
  • развитие учебных навыков;

Акцентировать внимание нужно на развитие личностных качеств ребенка. Учителя начальных классов отмечают, что современные дети меняются очень быстро, отличаются большой мобильностью в образовании, и очень быстро могут заполнить прорехи в своих знаниях. А вот научить ребенка общению с другими детьми, развить в нем лучшие личностные качества, которые помогут успешному обучению и адаптации в школьной среде – это задача родителей, а не учителей. В домашней обстановке можно развить у ребенка самостоятельность, чувство времени, умение отстаивать свои интересы и многие другие навыки, которые помогут ему в преодолении кризисного первого года обучения.
В возрасте 6-7 лет в организме ребенка происходят значительные физиологические и психологические изменения. Дети проходят эту стадию с неодинаковой скоростью, у многих пик кризиса выпадает на первые месяцы обучения в школе или как раз на летние месяцы. Ребенку сложно контролировать свои эмоции по поводу поступления в школу, а они довольно разнообразны. Часто встречаются ситуации, когда дети начинают активно протестовать против своего взросления, это проявляется и в поведении (подражание малышам ясельного возраста), так и в физиологии (недержание мочи и кала, проблемы с речью и. т. п). Родителям не следует стыдить непоседу, тем более в присутствии посторонних, ставить ему в пример детей своих знакомых. Каждый проходит эту стадию по-разному, но, чтобы помочь дошкольнику перейти на новую ступень развития, нужно приучать его к новшествам постепенно. В основе желания навсегда остаться в беззаботном детстве, лежит неуверенность и страх перед будущим. Поэтому не нужно лезть к ребенку с бесконечными «надо», лучше расширить круг его обязанностей, но при этом оставлять место для его интересов. Иногда можно подурачиться вместе с ним, больше уделять времени совместным играм, общению в кругу семьи.
Итак, постепенно, ненавязчиво готовим ребёнка к новому статусу его жизненного, пусть ещё недлинного, пути:

  • Увлекательные игры на закрепление полученных знаний и освоение новых.

Игры – это замечательный способ лучше узнать собственного ребенка. Можно завести хорошую вечернюю традицию настольных игр образовательного направления для детей 6-7 лет. Играть лучше всей семьей, чтобы создать дух соперничества. Для развития словарного запаса ребенка можно периодически играть с ним в «слова», это также развивает сообразительность. Интерес к предстоящей учебе можно подогреть ролевыми играми в школу. Примеряя на себя роль учителя, ребенок показывает свои знания взрослым, а в роли ученика приобретает новые знания гораздо легче, чем в настоящей школе.

Для этого подойдут ролевые игры в магазин, хождение по настоящим магазинам с целью обучения счету. Бытовая математика хорошо осваивается везде в бытовых ситуациях: сосчитать количество ягодок на виноградной кисти, бельевых прищепок на верёвке, поделить поровну между членами семьи конфеты, пельмени и т.п. Арифметические задачки про пироги или куски пирога, которые нужно разделить поровну между всеми членами семьи, помогут ребенку легко решать абстрактные задачи по математике за весь курс начальной школы.

Можно выделить для этого по 15-20 минут ежедневно. Лучше начинать с первого летнего месяца, ведь для закрепления устойчивых привычек требуется, как минимум, двадцать один день. Действуя в согласии с темпераментом ребенка, методично и целенаправленно, можно достичь хороших результатов к сентябрю.

  • Развивать у ребенка чувство времени.

Это чувство очень важно для того, чтоб ребенку было легче привыкнуть к школьному распорядку. Конечно, ориентироваться по минутам семилетке еще сложно, поэтому на помощь придут «особенные часы». Это часы с циферблатом, на которых вместо цифр будут картинки с изображением действий, которые нужно делать в это время суток. При изготовлении таких часов можно проявить творческие способности, идеи легко найти в интернете. Чтобы часы работали, в них можно вставить настоящий механизм, и периодически обращать внимание ребенка на движение стрелок по кругу. Если он интересуется значением цифр в часах, можно рассказать ему основы, научить определять время в часах и минутах. С целью приучения ребенка к организованности, можно ознакомить его с тематическими сказками, например, можно почитать ему «Сказку о потерянном времени» Е.Шварца.

  • Распределение домашних обязанностей.

Вот этот момент самый трудный и необходимый для развития в ребёнке самостоятельности и навыка самообслуживания, так необходимого в школьной жизни.

В 6-7 летнем возрасте ребенку уже по силам выполнять некоторые домашние поручения. Нужно выделить круг обязанностей, которые ребенок должен делать самостоятельно. Пусть сначала это будет одно-два дела, но надо следить за тем, чтобы их выполнение вошло у ребенка в привычку. Хорошо, если у ребенка в этом возрасте есть домашнее животное. Тогда можно поручить ему право ежедневно кормить своего питомца и следить за состоянием его жилища (лотка, туалета). Убирать испражнения животного ребенку необязательно, но он, как хозяин, может следить за ситуацией и вовремя сообщать взрослому о необходимости уборки.

Также, необходимо выделить ребенку ту зону, за которую он ответственен при уборке в доме. Это может быть уголок с его игрушками, где он устанавливает свой порядок, в который нельзя вмешиваться. Не столь важно, насколько чисто будет в этой зоне, хотя приучать ребенка к чистоте и аккуратности тоже нужно, но это придет со временем. Основная задача – сформировать у ребенка чувство ответственности за вещи, находящиеся в зоне его внимания. Личный пример тоже важен, поэтому родителям нужно и самим грамотно распределить домашние обязанности между собой и не лениться их выполнять в срок.

Подготовьте психологически своего ребёнка для успешности обучаемости в школе. В остальном вам помогут учителя.

Успехов вам, дорогие родители!!!

Учитель начальных классов высшей категории

МБОУ СШ №4 г. Вязьмы Смоленской области

Максимова Валентина Сергеевна


Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку.

Адаптация (от лат. adapto - приспособляю и socialis - общественный) - 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;

2) результат этого процесса.

Психологический словарь трактует адаптацию личности как процесс активного приспособления к условиям социальной среды и как результат этого процесса. В психологической литературе понятие адаптации интерпретируется с акцентом на индивидуальные, личностные качества и структуру личности в целом (А.А. Алдашева, Ф.Б. Березин, Н.Г. Колызаева).

Особое значение имеет адаптация ребенка к школе, как процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и взаимодействия ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Понятие "адаптация к школе" рассматривается Г.Р. Дичевым, Б.Т. Гурусбековым как сложная система приспособительных мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связанная, прежде всего с изменением статуса ребенка .

По мнению М.Р. Битяновой, адаптация ребенка к школе - значит приспособление его к функционированию: выполнению учебных и социальных требований, принятию на себя ролевых обязательств школьника. Естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном: формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником - послушным и старательным. Следовательно, адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.

Под адаптацией детей к школе В.Р. Цылев понимает процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, к новым условиям жизни. По его словам, ребенок к школе должен адаптироваться не только к организационной стороне жизни, не только к своей социальной роли, но, прежде всего, к особенностям усвоения знаний в условиях урока. Образовательная среда, которую организуют педагоги и в которой "обитает" ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей, которые как бы присваивает ребенок, с другой стороны, из его отношения к этим правилам, деятельностям, с третьей - из отношения ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоциональные самоощущения в ней .

Как отмечает В.С. Мухина, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Адаптация ребенка к школьной жизни сопряжена с трудностями, которые он должен преодолеть:

Освоение нового школьного пространства;

Выработка нового режима дня;

Вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс);

Принятие множества ограничений и установок, регламентирующих поведение;

Установление взаимоотношений с учителем;

Построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации .

Адаптация первоклассников к школе непосредственно связана с "готовностью ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и личностную.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе в течение многих лет изучали специалисты Института возрастной физиологии РАО Антропова М.В., Кольцова М.М. и др. В результате многочисленных экспериментов и наблюдений они пришли к выводу, что физиологическая адаптация к школе у детей проходит в несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма .

Первый этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем (две-три недели).

Второй этап - организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Считается, что средняя продолжительность всех трех фаз пять-шесть недель. Первые недели обучения характеризуются достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, симпатоадреналовой системы, а также низким показателем координации различных систем организма между собой.

Только на пятой-шестой неделях обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой, симпатоадреналовой), т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на пятой-шестой неделях обучения, весь первый год (если сравнить показатели на следующих периодах обучения) можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

Успешность процесса физиологической адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. В зависимости от состояния здоровья выделяются группы детей, с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой.

При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Критериями благополучной физиологической адаптации детей к школе могут служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала .

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий.

1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - т.е. умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - т.е. умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки - т.е. устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Эмоциональное состояние ребенка выступает важным показателем удовлетворенности пребывания его в школе, оно тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

О степени адаптированности ребенка к школе судят по показателям или параметрам адаптации: отклоняющееся поведение, тревожная застенчивость, проблемы в учебе, измерение показателей учебной деятельности, как правило, осуществляют по трем параметрам: самооценка ребенка, оценка ребенка учителем, объективные показатели учебной успеваемости.

И.А. Коробейников анализирует аспекты успешной адаптации первоклассников, резюмируя главные критерии успешности:

удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;

ребенок легко справляется с программой;

самостоятельность ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;

удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем .

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

Г.М. Чуткиной в экспериментальных исследованиях были выявлены факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации (таблица 1).

Таблица 1. Факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации (по Г.М. Чуткиной)

Благоприятные факторы социальной микросреды

Процент выборки, классифицирующий по данному фактору группу детей высокого уровня адаптации

Полная семья

Высокий уровень образования отца

Высокий уровень образования матери

Правильные методы воспитания в семье

Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье

Отсутствие конфликтной ситуации в семье

Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса

Мотивационная готовность к обучению в школе

Благоприятный статус ребёнка в группе до поступления в первый класс

Удовлетворённость в общении с взрослым

Адекватное осознание своего положения в группе сверстников

Таким образом, в числе наиболее благоприятных факторов - адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников, мотивационная готовность к обучению в школе, уровень образования родителей.

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, мотивационная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении с взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования родителей, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя, неполная семья.

Значимость семейных факторов на успешность школьной адаптации подтверждается исследованиями финских ученых (Taanila A., Ebeling H., Kotimaa A.). Так, в неполных семьях (при разводе родителей или в семье с одним родителем) чаще отмечаются нарушения поведения в период адаптации к школе, особенно среди мальчиков, у девочек более часты эмоциональных расстройств. Более высокая распространенность нарушений адаптации отмечается в семьях, имеющих одного ребенка, в то время как в многодетных семьях распространенность нарушений встречается реже .

Flay, BR. подтверждается тот факт, что нарушения приспособления к школе связаны со спецификой социальной ситуации развития ребенка. Автор выделяет следующие особенности школьной дезадаптации у младших школьников:

школьная дезадаптация связана с невозможностью овладеть, в первую очередь, операциональной (а не социальной) стороной учебной деятельности;

трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя;

причины возникновения школьной дезадаптации часто связаны с отношением в семье к ребенку и его учебе .

Таким образом, первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.

Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс не завершается на протяжении всего первого года. Сохраняется низкая работоспособность, отмечается плохая успеваемость. Такие дети быстро утомляются. К концу учебного года у них нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья, которые чаще всего проявляются нарушениями со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем.

Таким образом, адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Одним из основных факторов, препятствующих нормальной адаптации ребенка, как мы уже знаем, является недостаточный уровень школьной зрелости, а, в частности, мотивационной готовности к обучению в школе.

Многие родители недоумевают, почему их дети с поступлением в школу становятся агрессивными, остро реагируют на любую критику и очень быстро устают. Это связано с изменениями условий, в которых развивается ребенок. Адаптация к увеличению нагрузки и требований у каждого длится по-разному: все зависит от внутреннего резерва малыша и помощи взрослых.

Виды адаптации

Само слово «адаптация» обозначает перестраивание организма на развитие в изменившейся среде. Она происходит на физиологическом и психологическом уровнях.

Физиологическая адаптация

Связана с приспосабливанием к новым условиям всех физиологических процессов и систем организма.

Она обычно проходит 3 этапа:

  • Острая адаптация: длится 2-3 недели и является самой тяжелой для первоклассника. В это время меняют «рабочие настройки» почти все системы организма, что связано с изменением режима дня, труда и отдыха, активной деятельности. В результате ослабляется иммунитет, и увеличивается риск заболеваний.
  • Неустойчивая адаптация: реакция организма на нагрузки становится более устойчивой, но оптимальный вариант еще не найден.
  • Относительно устойчивая адаптация: организм реагирует на изменившиеся условия практически без напряжения.

До момента полного приспособления к школьной среде обычно проходит 2-6 месяцев. Успешность адаптации зависит в первую очередь от .

Последствия могут быть разными:

  • Потеря аппетита, снижение веса.
  • Изменение артериального давления.
  • Появление головных болей.
  • Снижение работоспособности усталость.
  • Плохой сон.
  • Неврозы и депрессия.

Социально-психологическая адаптация

Связана с приспособлением ребенка к окружающей среде и его психоэмоциональным состоянием, что неизбежно приводит к стрессу.

Причем, он может проявляться по-разному:

  1. Ребенок, до этого не отличавшийся организованностью, самостоятельно встает утром, заправляет кровать и идет в школу. Родители радуются, что их чадо стало более ответственным. Такой тип поведения не нужно корректировать, но когда ребенок приспосабливается к новым условиям, он чаще всего становится таким же как был.
  2. Еще один вариант (более частый): всегда собранный малыш становится рассеянным, отказывается соблюдать режим дня, грубит и капризничает. И вот здесь уже нужно быть внимательным.

Стресс сам по себе сильно действует на организм, но не переходит границ его адаптивных возможностей. Он стимулирует к положительным изменениям, к более быстрой адаптации. Длительное воздействие имеет разрушительные последствия: нервные заболевания, срывы (стадия дистресса).

От поступков взрослых в этот период зависит, сможет справиться ребенок с таким состоянием, или же стресс скроется в глубине подсознания и станет проявляться в нестандартных ситуациях, заставляя своего «хозяина» действовать импульсивно и неожиданно. И уже в эти моменты важно понять, что физическими наказаниями добиться послушания и желания хорошо учиться невозможно .

Предварительная работа

Легче всего ребенку приспособиться, когда он знаком с тем, что его ждет и тут помощь взрослых неоценима:

  • Положительные рассказы о школьной жизни : как вместе ходили в поход, каким интересным был учитель, как интересно было на уроках и весело на переменах. Не нужно заранее запугивать строгими учителями и плохими отметками. Ведь вполне возможно, что и учителя ему попадутся хорошие, и учиться он будет с удовольствием.
  • Совместное приобретение товаров для школы : канцелярские принадлежности, одежда портфель. Ведь это не просто нужные вещи, а еще и положительные эмоции, которые так или иначе связаны со школой!
  • Постепенный переход на новый распорядок дня : к концу лета приучать детей к раннему отбою и подъему.

Помощь ребенку в физиологической адаптации

Чтобы малышу легче было приспособиться к изменившимся условиям, нужно учесть следующие нюансы:

  1. Витамины : можно, но по рекомендации специалиста, ведь их избыток может оказаться гораздо хуже недостатка. Лекарства без консультации с врачом принимать не следует.
  2. Завтрак – обязательно. Ведь не всем детям нравятся завтраки в школьной столовой, и порой им приходится голодать до обеда. Хорошо бы еще дать малышу с собой небольшой перекус и бутылочку с водой или соком.
  3. Продленка – не выход, ведь ребенку требуется полноценный отдых после учебной нагрузки. Лучше договориться с родственниками или неработающими знакомыми, которые будут находиться с учеником после школы.
  4. Домашние задания первоклассники выполняют только по желанию. Делать лучше в период с 16 по 18 часов (в это время наблюдается второй пик активности мозга), но не вечером, когда малыш устал. Нужно приучить его к самостоятельности, но нельзя отказывать, если просит о помощи.
  5. Зрение с увеличением нагрузки может ухудшиться, поэтому нужно свести к минимуму время нахождения ребенка за компьютером или телевизором.
  6. Полноценный сон (не меньше 11 часов) просто необходим. Поэтому отбой – в 21 ч. Выспавшись, малыш сделает зарядку, позавтракает, а к началу занятий окончательно проснется. Невыспавшийся школьник будет«спать» на первых двух уроках и не сможет усвоить необходимый материал.

Немаловажную роль играют организация пространства, соблюдение режима дня и двигательной активности.

С поступлением в школу, такой привычный распорядок меняется. И эти перемены не все дети воспринимают положительно. Поэтому важно составить такой режим, который позволит избежать переутомления и удовлетворить все потребности ребенка. Расписание должно быть четким и наглядным, чтобы первокласснику было легче воспринимать его.

Что нужно учесть при составлении режима дня:

  • Строгое соблюдение всех пунктов каждый день!
  • Смену видов деятельности (для предупреждения переутомления).
  • Включить только основные этапы: урочное время, дополнительные занятия и выполнение домашнего задания. Все остальное время ребенок играет, поэтому указывать его нецелесообразно.
  • Расписание следует делать гибким, чтобы карточки можно было менять местами.

Организация рабочего пространства

Ребенок легче приспосабливается к школьной жизни, если дома у него имеется свое рабочее пространство.

При его организации важно учесть следующие моменты:

  • Хорошая освещенность комнаты.
  • Мебель подбирают в соответствии с ростом ученика.
  • При работе свет должен падать спереди или слева, если ребенок правша, справа – если он левша.
  • На столе должен быть организован порядок: каждой вещи – свое место.

Нужно следить за правильностью положения ребенка за столом, во время чтения или письма. От этого зависит не только осанка, но и острота зрения.

Двигательная активность

Многие первоклассники недосыпают 1,5-2 часа, мало двигаются, не соблюдают режим питания, несколько часов подряд сидят за компьютерным столом, а потом и перед телевизором. Все это приводит к уменьшению двигательной нагрузки (практически в 2 раза!) и, как следствие, торможению роста и развития ребенка, повышению риска заболевания организма.

Кто-то может понадеяться на уроки физкультуры, но они проводятся, во-первых, всего 3 раза в неделю, а во-вторых, их продолжительность составляет лишь полчаса. Как утверждают специалисты, они компенсируют лишь десятую часть необходимой двигательной активности первоклассников и не позволяют восстановить силы в полном объеме.

Для нормализации процессов важно обеспечить полноценную активность малыша (не менее 3-х часов в сумме), включив в его режим дня:

  • Утреннюю зарядку.
  • Прогулки.
  • Подвижные игры на свежем воздухе.

Прививая культуру активного отдыха, можно нормализовать процесс развития организма. Заинтересовать ребенка можно собственным примером: совестные утренние пробежки и вечерние прогулки не только сблизят, но и помогут успешно преодолеть адаптационный период.

Помощь ребенку в социально-психологической адаптации

Пока малыш не привык к новой роли, ему необходима поддержка со стороны родителей. В первое время желательно провожать его в школу и забирать домой: ребенок еще успеет побыть самостоятельным, а в это время ему нужна поддержка и осознание собственной «нужности».

Еще несколько правил поведения родителей для успешной адаптации детей в школьной среде:

  • Первые 1,5-2 недели ребенка нельзя наказывать! Ведь это время – самое тяжелое для него, он меняется и не может справиться со своими эмоциями, поведением. Поощрять грубость и агрессию также не следует. Но добиться своего можно спокойным тоном и проявлением внимания, а не унижением и угрозами.
  • В день делать не более трех замечаний (в крайнем случае!) . Ведь ребенок еще ничего про себя не знает, поэтому вынужден верить взрослым. Негативные высказывания способствуют развитию заниженной самооценки.
  • Хвалить ребенка за успехи и радоваться вместе с ним , мотивировать на преодоление трудностей, поощрять любые начинания.
  • Когда ребенок капризничает, сердится или у него что-то не получается, он нуждается в поддержке и ласке . Не нужно наказывать его прерыванием эмоциональной связи или оставлением наедине с самим собой – не всегда малыш может справиться сам, ему требуется помощь.
  • «Видеть» ребенка всегда! Психологи утверждают, что констатация самого факта присутствия ребенка (незначительное высказывание, типа «Читаешь книгу?») вызывает у малыша радость от того, что его заметили, о нем помнят, его видят, значит, он нужен. Только при таком отношении у него может сформироваться нормальная самооценка.
  • Помочь разобраться с правилами поведения и взаимоотношения в классном коллективе . Если малыш поймет, зачем нужно поднимать руку во время урока или почему нельзя грубить одноклассникам, ему станет легче их соблюдать.
  • Стараться быть в курсе всей школьной жизни ребенка . А для этого – беседовать с учителем и ребенком. Вот только не следует спрашивать у первоклассника, как он себя вел на уроке или перемене. Подобные вопросы могут усилить напряженность и тревожность ребенка.
  • Помнить, что учитель для первоклассника – авторитет . Поэтому не следует о нем отзываться негативно. Лучше решить вопрос с педагогом наедине, без ребенка.

Любое неадекватное поведение первоклассника – это не всегда каприз, который . Ребенок так выражает свое состояние, неумение справиться с конфликтом. И задача родителя – поддержать его, помочь, а не предъявлять требования. Ведь здоровый ребенок – успешный ученик.

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Наталья Кацевич психолог

Обсуждение

хорошая статья

спасибо за статью

здравствуйте! А что делать если ребенок пошел в первый класс,выбрала ему учителя построже,который любит детей как мне говорили. А этот учитель после второй недели в вестибюле при всех начинает орать и говорить бросайте работу,занимайтесь детьми,они на уровне 4 лет,это обо всех,идите к психологам,буду отчислять и т д Это что эмоции? Как такое понять После этого взрослый идет в школу и боится,а что мне сегодня день готовит? А что испытывают дети я вообще боюсь представить. что делать? Ребенок говорит "Я старался!"и плачет. Это при том что в садах сейчас занимаются с детьми и логопеды и дополнительно занимались целый год платно. Ребенок не слышит,так как его научить слышать в слове все буквы? Записались еще к логопеду. Надеюсь что все6 будет хорошо. Ребенок поступил в музыкальную школу,а звуки не слышит,абсурд получается какой-то. может это разные вещи,а мы делетанты,так подскажите как правильно,неужели мы для своих детей не сделаем и не поможем им! Вы же специалисты!!! Спасибо! Эмоции,за ошибки извините,крик души

Комментировать статью "1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников"

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников. Раздел: -- посиделки (школа 1468 родительское собрание первоклашек 19 июня 2017 отзывы родителей). сходила...

Раздел: Школа (впечатление ребенка о школе). Первоклашки - расскажите про впечатление детей от школы. Как у детей настрой? все ли нравится? Подготовка к школе. ? родителям первоклассников. расскажите плз, на сколько велика разница в детках первого класса тех, кто...

Обсуждение

Полный восторг! ДЗ нет, только если пропускаешь. Самое яркое впечатление от школы "Там есть подружки и завтраки!"

а про свою расскажете???))))
Первое сентября прошло хорошо, правда из-за штормового предупреждения линейка была в столовой (хотя погода была изумительная!!!) - душно, жарко, толпа... но дочка встретила единственного садиковского друга, и он попал в тот же класс, что и мы - поэтому все на позитиве было)))))
Сейчас тоже нравится все, учителя слушает, говорит только что тяжело сижеть 30 минут, но это думаю всем тяжеловато.
Мне родители понравились - собрание было, активные, веселые - я тоже довольна))))
Домашка будет - учитель сразу сказал, потому что без нее к концу года "мы будем иметь круглый ноль" - ее слова.
Кормят после первого урока плотенько так - для меня хоть отпала необходимость утром завтраком кормить)))
В общем, пока полет нормальный - хоть бы дальше так же было)))
Завтра, кстати, на кайквандо пойдем первый раз в школу)))) Дочь дождаться не может)))

Вопрос к родителям первоклассников. HELP. Школа. Ребенок от 7 до 10. Посмотрите другие обсуждения: Английский для первоклашки: советы родителям. Как поднять ребенка в школу: 4 вопроса родителям. 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям...

Обсуждение

Я бы в спортивную секцию отдал. Лучше в борьбу (Дзюдо, Самбо), где "мордобой" правилами запрещён. Там мальчик сможет дать выход своей энергии и дисциплине быстрее научиться.

Если Вы про адаптацию, то сегодян 9 число, а адаптация идет от месяца до 6.
Только я не уверена, что при адаптации надо руки другим детям заламывать. Это, по-моему, уже от ребенка зависит - полно детей, которые очень плохо адаптируются, но никого при этом не трогают.

Трудности адаптации к школе.. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Трудности адаптации к школе. Позади сентябрь – первый учебный месяц, самый сложный для всех учеников, а особенно И еще главный совет – не делать проблемы из возникших трудностей.

тем, у кого первоклассники... Школа. Ребенок от 7 до 10. У моего первоклашки -левши с руками всегда беда была. Я задолго до школы знала, что будут у нас в этом деле проблемы. 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников.

Обсуждение

Мои дети первоклассники пишут не охотно, медленно и чаще всего не стараются:(Хотя могут писать красиво - когда стараются, результат поразительный, но замотивировать на старание в данной области совсем не просто. Вроде и с моторикой не так уж и плохо. Например, с огромным удовольствием и старанием малюсенькой отвёрточкой раскручивают и закручиавют малюсенький винтики, разбирая и собирая что-то, оечнь любят придумывать и рисовать игры с описаниями, правилами и инструкциями, которые обычно старательно выводятся, правда печатными буквами, но как доходит до письма в тетрадках - письмо идёт вкривь и вкось... Нет стремления делать как просит учительница, зато велико стремление делать исключительно по-своему.:)

мы уже буквы пишем: а, о, и; цифры до 5.

как пишет? старается. сам видит где написано неаккуратно.
со второй недели у нас дома черновики, где мы повторяли написание букв-цифр.
потом появились тетради, где учитель пишет задание: (например, строчку о, О; по половине строчки 2,3,4,5). С одной стороны это приучает делать д\з, а с другой закрепление, тренировка.

делаем задение сразу. без черновиков, так как рука быстро устает у них еще. делает сам, без моего присутствия. потом сам оценивает выполненное (без подчеркивания). критичен. справедлив.

после перерыва он садится и в черновых тетрадях пишет буквы-цифры. по строчке, если они были кривыми и половина строчки, если в чистовике было всё ОК.

он старается. не с высунытым языком:-) старается, чтобы было чисто и аккуратно. сейчас от отрабатывает навыки. я считаю, что в этом случае пофигизм несвоевременен.

Кризис первоклассника. Школа. Ребенок от 7 до 10. Кризис первоклассника. Что-то никак из него не выберемся:(В школу начал ходить хорошо, не сказать,что с удовольствием, но без нытья и слез. Вот здесь есть интересные советы по взаимодействию с первоклашками: [ссылка-1] 09.04.2018 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников.

Обсуждение

Да, обязательно сходите к школьному психологу. Они как раз и сидят для таких ситуаций. Она и с класс. руком поговорит.
А потом Вы сами обязательно к классной руководитильнице сходите поговорить (лучше без детей-свидетелей). Чем мама больше беспокоится о ребенке, тем классная к этому ребенку внимательнее. Вы ей все расскажите и попросите помощи: помочь преодолеть етот период без потерь, возможно, усилить похвалы ребенку и ставить оценки более мягко. Если классная сопротивляется - поднажмите, даже поскандальте слегка, пригрозите пойти к директору.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!