Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе. Как влиться в новый коллектив? Главный принцип – не навреди

С проблемой перехода в другую школу и другой класс дети сталкиваются часто. Как же помочь ребенку справиться с напряжением, которое возникает при смене коллектива?

Согласитесь, идти в новый коллектив всегда боязно. Неуверенность проявляют не только малыши, но и даже взрослые люди. При смене работы или глобальном переезде в другой город/страну, согласно статистике, больше всего боятся попасть в компанию, где не слишком хорошо принимают «чужаков». Что говорить о ребенке, который должен не только идти в новую компанию, но и пытаться подружиться с ровесниками-подростками, которые при уже сложившемся коллективе и давно сформированных приятельских группах часто настроены настороженно по отношению к новичку. Поддержка родителей и друзей в такое время крайне нужна ребенку. Важно так же правильно настроить школьника, рассказать, как лучше вести себя, чтобы подружиться с новыми одноклассниками.

То насколько легко ваш ребенок вольется в новый для него коллектив во многом зависит от характера, коммуникативных навыков. Дети, быстро идущие на контакт, с большей вероятностью без проблем находят новых друзей, сам процесс знакомства, завоевание доверия, узнавания может приносить им большое удовольствие. Дети же с повышенной тревожностью и мнительностью, скорее всего, будут долго привыкать к новым одноклассникам. Здесь очень легко провести параллели и аналогии с нашей взрослой жизнью. Также более чем очевидно, что удачный опыт по адаптации в детстве повлияет на ребенка и в дальнейшем.

Педагоги и детские психологи обращают внимание родителей на то, что смена школы или класса должна происходить после каникул, когда всем детям приходится несколько адаптироваться к школьному ритму . Самому чаду будет проще привыкнуть к изменениям, свыкнуться с мыслью, что придется идти в новый класс и заново влиться в учебный процесс.

Вы лучше подготовите ребенка к переходу, если предварительно вместе приедете в школу, познакомитесь с учителями, покажете класс. Обратите особое внимание на то, как принято одеваться в новой школе. Не затягивайте с приобритением модной школьной формы 2017 в соответствии с той одеждой, которую носят другие ученики.

Тема «переход в новую школу» должна обсуждаться в вашей семье ! Нельзя избегать ее, замалчивать или относиться к этому как к чему-то обыденному. Рассказывайте сыну или дочери о плюсах перехода на новое место учебы, заинтересуйте его или ее, покажите перспективы. Постарайтесь прислушаться и к детскому мнению.

По возможности, приглашайте чаще в гости старых друзей, из предыдущего класса ребенка. Если чадо уже влилось в новый коллектив, зовите в гости и новых приятелей, слияние двух компаний – прежней и только что сформировавшейся также будет естественным и закрепительным процессом.

Научите ребенка постоять за себя и пропускать мимо ушей подколы одноклассников, которые зачастую испытывают на себе новички. Очень важно показать, что сами вы практически не волнуетесь по поводу адаптации, но не потому, что вам все равно, а потому что вы уверены в нем и в его успехе .

Поговорите предварительно с педагогическим составом и расскажите о трудностях, которые могут возникнуть у вашего ребенка, о его чертах характера, слабостях и сильных сторонах в учебе.

Если, например, класс ежемесячно посещает выставки или кинотеатры, дети собираются во время школьных каникул – давайте возможность ребенку участвовать в этих мероприятиях, так как именно в это неучебное время дети больше раскрепощаются и между ними завязываются дружеские отношения.

Иногда жизненные обстоятельства складываются так, что приходится менять место жительства. А заодно и место работы, учебы. Такие перемены, как правило, сопровождаются рядом потрясений, а в некоторых случаях и стрессами. Смена привычной обстановки под силу далеко не всем.

Социальные психологи утверждают, что взрослый человек адаптируется в новом коллективе приблизительно три месяца.

У детей этот период сокращается до двух недель. А у кого-то этот процесс растягивается довольно ощутимо.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться в новой обстановке как можно быстрее, воспользуйтесь такими подсказками.

Прежде всего, настройте ребенка на позитивный лад. Объясните, что новая школа ничуть не хуже, а может даже и лучше старой. Несомненно, жалко, что прежние товарищи и друзья остались в предыдущей школе. Но ведь с ними можно продолжать общаться. Благо, мы живем в мире высоких технологий. А если приложить немного стараний и чуточку терпения, друзья появятся и на новом меcте учебы. И тогда круг общения будет значительно шире. Ведь это так замечательно, когда много друзей. Главное, говорите это уверенным и доброжелательным тоном. Уловив хоть чуточку сомнения в Вашем голосе, ребенок тоже быстро начнет сомневаться в «успехе предприятия».

Предложите ребенку пригласить новых одноклассников пообщаться, так сказать, в неформальной обстановке. Если позволяют жилищные условия, можно организовать дома чаепитие. Если такой возможности нет, поговорите с классным руководителем о возможности проведения «сладкого стола» в школе.

После первого посещения школы, обязательно подробно расспросите малыша, как прошел его день, с кем он подружился, что нового узнал, где живут его одноклассник и т.д. По реакции ребенка, можно понять «пришелся ли он ко двору».

Так, тревожным сигналом, что ребенку тяжело в новом коллективе, может быть его «неохота» ходить в школу. Также насторожить должно то, что он не делится подробностями и новостями школьной жизни. Отсутствие звонков от одноклассников, еще один нехороший признак. Если хотя бы одна из вышеперечисленных ситуаций произошла, постарайтесь откровенно поговорить с ребенком. Узнайте о причинах, которые, по его мнению, привели к этой ситуации. Постарайтесь помочь ребенку и словом, и делом. Если вы видите, что ситуация вне Вашей сферы влияния, обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Сегодня, практически в каждой школе есть такой специалист.

ПОДРОСТОК В НОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

что нужно учитывать при переходе подростка в новый коллектив?

13-15 лет - возраст всепобеждающего стремления к индивидуализации и отрицания типического социального опыта. Но подросток еще не готов к полной личностной автономизации, его душит сильный эмоциональный протест, на фоне мощных душевных переживаний еще нет места анализу, осмыслению, поиску собственных ценностных ориентиров.

Половинчатая автономизация подростка выражается так же причудливо, как половинчатая норматизация в дошкольный период. Подросток освобождается от обобщенных, не работающих в жизни и некритично усвоенных социальных норм мира взрослых, через некритичное, полное погружение в нормы референтной группы сверстников. Теперь основной источник, из которого он черпает материал для познания мира социальных отношений, - стихийный личный опыт, получаемый часто в рискованных, экстремальных формах. Подросток не свободен от типического опыта, ребенок развивается в противофазе к нему. И он не ищет свободы, он к ней не готов. Ему нужна жизненная дорога, по которой можно было бы идти, свободно размахивая своими длинными непропорциональными и неловкими руками, и у которой были бы четко очерченные, понятные и недвусмысленные бордюры. Нет возврата к некритичной нормативности. Вернее, есть, но ценой отказа от индивидуальности.

Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки (9, С.14).

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых, и даже аморальных представлений. Подростки - мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей. Притягательными для них могут стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне земные местные хулиганы, которых "даже милиция боится". Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость - подлостью, уважение к себе - насилием над другими. У нынешних девочек - подростков также немало ложных идеалов. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки - подростки не осуждают проституцию, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.

В подростковом возрасте происходит смена авторитета учителя на авторитет сверстника, авторитет взрослого вернется только в юношеском возрасте к 18-20 годам. Реакция группирования - через общение познание и оценка себя, утверждения своего достоинства и престижа среди товарищей.

Подросток начинает совершать большое количество действий для того, чтобы завоевать внимание ровесников :

Общественно значимые поступки - спорт, учеба, общественная жизнь, если такой коллектив, который способен направить на это.

Антисоциальные проявления - хамство, срывы уроков, демонстративное поведение, особенно, если оно поддерживается друзьями. «Первое хамство прощать нельзя, иначе вырастет подлец», считал А.С. Макаренко (13, С.241).

В этот период доминирует стремление к риску, преодоление всего, в том числе правил, обычаев.

Экстравагантность в одежде, стремление к противоречиям. Независимость в поведении. Склонность к девиантному поведению, то есть отклонениям от нормы. Преступление - тоже как средство заполнить вакуум. Стремление к переживанию сильных эмоций, к предельным переживаниям.

То есть, с одной стороны, стремление к независимости, взрослости, а с другой стороны, - негатив. Его протекание у мальчиков и девочек отличается: девочки - негативные проявления более пассивны, в основном высокая утомляемость, раздражительность, стремление к уединению; мальчики - негативные проявления более агрессивны, грубы, выражаются в более жесткой форме (17, С.208).

Специфика усвоения социальных норм в юности связана с особенностью этапа социализации, включающего завершение первичной ее стадии и начало вторичной.

В юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе. В поисках нового чувства тождественности и преемственности, молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, привлекая к этому свои внутренние силы, а также реальных значимых «других». Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для «других». Эта идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека.

Выделяют следующие виды социальной адаптации подростков и старшеклассников :

Адаптация личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных конфликтов.

Адаптация личности путем ухода от проблемной ситуации.

Адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособлением к ней.

Социальные нормы - это стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия.

Одной из разновидности социальных норм, являются моральные нормы. Моральные социальные нормы - это нравственные императивы; требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях: о добре и зле; о должном либо непозволительном.

Еще одной разновидностью социальных норм являются групповые нормы. Групповые нормы - это нормы морали, эталоны приемлемого и неприемлемого поведения в группе. Групповые нормы: выполняют функции социального контроля за деятельностью личности; способствуют устойчивости и стабильности существования группы; могут препятствовать перестройке деятельности группы в изменившихся социальных условиях.

С понятием социальной нормы тесно связано понятие социализационной нормы. В широком смысле социализационная норма определяется как результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие.

На индивидуальном уровне указанная норма - это многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик. На уровне общества она представляет собой устоявшуюся совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению.

В практической части данной работы, нами было проведено эмпирическое исследование различий в представлениях о социальных нормах и уровне социальной адаптации подростков и старшеклассников при помощи, разработанной нами анкеты и методики социальной адаптации.

Список литературы

1. Абульханова-Славская, К.А. Проблемы активности личности // Социально-психологические аспекты изучения личности. -- М.: Педагогика, 1988.

2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.: Изд. Михайлова, 1998. - 312 с.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев.- Т.1. - М.: Педагогика, 1980. - 386 с.

4. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для высших учеб, заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 239 с.

5. Арсеньев, А.С. Подросток глазами философа / А.С. Арсеньев. -- М.: Владос, 1996. - 523 с.

6. Волков, Б.С. Психология подростка: учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2005. - 208 с.

7. Волочков, А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности: Психология личности / А. Волочков // Психологический журнал. - 2004. - март-апрель. - С.17-26.

8. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. -- СПб.: Свет, 1997. - 487 с.

9. Драгунова, Т.В. Подросток / Т.В. Драгунова. - М.: Знание, 1976. - 96 с.

10. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

11. Забродин, Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский // Вопросы психологии. 1999. - № 6. - С.23-32.

12. Захарова, Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации старшеклассников / Л.Н. Захарова // Вопросы психологии 1998. - № 2. - С.57-67.

13. Зотова, О.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения / О.И. Зотова, М.И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Владос, 1995. С. 241-254.

14. Иванчик, Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности / Т.Ф. Иванчик // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1996. - с. 46 - 48.

15. Ковалева A.M., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Владос, 1999.

16. Ковалева А.М. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Владос, 1996.

17. Колесков, Д.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка / Д.В. Колесков. - М.: Педагогика, 1986. - 419 с.

18. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 298 с.

19. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. -- М.: Политиздат, 1987. - 288 с.

20. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1989. - 378 с.

21. Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М.: Академия, 1999. - 289 с.

22. Леонтьев, Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипенко //Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С.97-110.

23. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002. - 456 с.

24. Мясищев, В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / В.Н. Мясищев // Психология личности. Том 2. Хрестоматия. -- Самара: Издательский дом БАХРАХ, 1999. - 367 с.

25. Носенко, Э.Л. Проблема эмоциональной разумности человека, как детерминанты успешной жизнедеятельности // Вопросы психологии. - 2007. - №1. - С.23-34.

26. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В.В. - М.: Просвещение, 1983. - 489 с.

27. Психология подростка: учебник / под ред. Члена-корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 480 с.

28. Формирование личности в переходный возраст: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной.-- М.: Педагогика, 1987. - 432 с.

29. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1999. - 302 с.

30. Шорохова, Е.В. Психологический анализ нравственной устойчивости личности / Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1983. - 158 с.

http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65635a2ad78a4c43a89421316c27_0.html

Прыгать, бегать, плавать, ловить, лазить - а потом вдруг читать, писать, считать, сидеть, выполнять… Стресс от 1 сентября - вещь неизбежная. Но он увеличивается во много раз, если ребенок идет в новую школу. Как ему вести себя, чтобы завоевать авторитет одноклассников и не стать белой вороной?

19:14 13.01.2013

Так получилось, что в прошлом году я вынуждена была забрать сына-третьеклассника из прежней школы и перевести в новую, поближе к дому. Для Андрея это стало настоящей трагедией. Своих прежних одноклассников он знал еще с детского сада, со многими дружил, его уважали и считали лидером. Расставался, без преувеличения, со слезами на глазах - и с учениками, и с учителями. И все лето переживал, как его примут в новой школе.

1 сентября сын проснулся и сказал, что никуда не пойдет. Мы с мужем просили, уговаривали - он не хотел даже подниматься с постели. Пришлось в добровольно-принудительном порядке умыть, одеть, и папа повел его - заплаканного, с красными глазами - в новый класс. Я, сама не большой любитель новых компаний, с ужасом представляла, как тяжело ему будет влиться в сформировавшийся за три года коллектив со своими лидерами и нравами. Придумывала слова, которыми буду утешать его и уговаривать пойти на занятия на следующий день. С тяжелым сердцем пришла встречать его к школе. И что же? Мой мальчик, который еще несколько часов назад не хотел отпустить папину руку перед дверью класса, выбежал радостный, довольный, в окружении ребят, и стал взахлеб рассказывать о том, как здорово прошел первый день…

Конечно, 4-й класс - не 9-й, дети легче знакомятся и сходятся. Но это и не дошкольный возраст, когда можно подойти к любому на детской площадке и начать рассказывать о себе. Мальчики и девочки уже стесняются и переживают, какое впечатление они производят на других. Далеко не всем удается подавить застенчивость, проявить дружелюбие и продемонстрировать свои сильные стороны. Многое зависит и от учительницы - получится ли у нее мягко ввести новичка в коллектив. Нам повезло: Галина Павловна Иванусь - преподаватель с 45-летним стажем - смогла так представить Андрея, что ребята в первый же день признали его своим. Я попросила Галину Павловну рассказать о том, как облегчить привыкание школьника к новому классу и помочь ему адаптироваться.

Навести мосты

«Ребенок все чувствует так же, как взрослый. Вам будет комфортно в новой обстановке, среди незнакомых людей? Вряд ли, - рассуждает Галина Павловна. - Чтобы понять, что переживает ребенок, представьте себя на его месте - например, при переходе на новую работу. Как бы вы себя вели?»

Во-первых, наверняка поговорила бы с начальником и расспросила о коллективе. Во-вторых, возможно, нашла повод познакомиться с кем-то из будущих коллег чуть раньше. «Вот и с ребенком-новичком до начала занятий подойдите к учительнице, познакомьтесь, расскажите о своем сыне или дочери. Она покажет ему или ей класс, школу, расскажет об особенностях учебы именно в этом заведении, о детях, которые здесь учатся. Тогда будущий ученик не так растеряется 1 сентября», - советует педагог. Неплохо будет взять телефоны родителей двух-трех активных учеников и пообщаться еще и с ними. Спросить, чем интересуются ребята в классе, что собирают, какие секции посещают. Может, кто-то согласится встретиться - тогда ваш ребенок придет в школу, где у него уже будет приятель.

Поддержка родителей

Сколько бы мы ни подбадривали свое чадо, сколько бы ни внушали ему, что «все будет хорошо», и ни рассказывали, что бывали в его шкуре, - это не решит проблемы. Для ребенка предстоящая ситуация - настоящее испытание, и его не успокаивает факт, что родители когда-то успешно прошли через то же самое. Психолог Леся Антонова предлагает уменьшить беспокойство ребенка с помощью следующих приемов.

Ангел-хранитель. Будущему первоклашке, который боится оказаться без родителей, расскажи историю о том, что на его плече будет сидеть невидимый ангел-хранитель, который поможет в случае трудностей и никому не даст Машу (Петю) в обиду. И если малышу будет неуютно, с ним можно тихонько поговорить. Объясни, что ангел-хранитель есть у каждого из нас, что он оберегает нас от неприятностей и на него можно положиться. Хорошо вместе прочитать молитву.

Позитивный сценарий. Попроси ребенка рассказать об идеальном дне в новой школе. Каким он его видит? Этот рассказ должен быть в настоящем времени: «Я вхожу в класс, на меня все смотрят и т. д.» Пусть повторит его перед сном. Озвучивая желаемое, человек программирует положительный сценарий.

В школу идет… двойник. Бывает, что ребенок получил негативный опыт в предыдущей школе - его обижали, не замечали, не признавали. Теперь он очень боится повторения сюжета. Переход на новое место учебы - шанс по-новому построить отношения и с учителями, и с одноклассниками, исправить свои ошибки. Пусть ребенок расскажет, каким бы он хотел быть - общительным, веселым, знающим. А затем представит, что он превратился в своего двойника с таким замечательным характером. Двойник не боится шутить, знакомиться, улыбаться девчонкам или мальчишкам. И в любой ситуации, которая вызывает у ребенка страх, действует его двойник… Заметь также, что в новой школе никто не знает о его неудачах и никто не станет смотреть на него, как на белую ворону.

Талисман. Перед выходом из дому дай ученику какую-то мелочь в качестве талисмана, приносящего удачу: гипсовую фигурку, монетку, украшение. И проводи его в этот день хотя бы до ворот школы.

По одежке встречают

К новенькому отношение всегда настороженное: что за зверь, как себя поведет? Но, с другой стороны, у него есть преимущества: он - центр внимания, к нему прикованы все взгляды, его личность вызывает интерес, который уже давно не вызывают другие одноклассники. Как он сейчас себя проявит, такое место ему и определят в классе: первое впечатление самое сильное. Если уж дети решат, что он авторитет, то это надолго. Если навесят ярлык - «выскочка», «шут», «принцесса», - то придется приложить много усилий, чтобы от него избавиться. Поэтому очень важен момент первой встречи.

Для младших школьников большую роль сыграет то, как именно учитель представит новенького и введет в коллектив. «Узнав заранее об увлечениях ученика, вкратце характеризую его перед классом, - рассказывает Галина Павловна. - Прошу детей понять его чувства и вспомнить, как они сами были новичками. Затем все ученики становятся в круг, называют свои имена, подают друг другу руки, улыбаются. Такая приветливая атмосфера позволяет им расслабиться. В первый день стараюсь дать новичку возможность проявить себя и свои таланты, вызываю на уроках, если тянет руку. Когда играем на переменах в подвижные игры, отдаю ему лидерство. Так дети легче принимают его».

Старшеклассники не играют на переменах в игры. И тут только от подростка зависит, как его примут. Лучшая тактика, по совету Леси Антоновой, - не стараться сразу раскрыться и завоевать доверие, а вести себя приветливо, непринужденно, но вместе с тем скромно. «В каждом классе есть своя иерархия и свои правила. Новичку важно показать: он готов их принять. Плохо замыкаться в себе - есть риск остаться незамеченным. Но и лезть на рожон, показывая, какой ты умный и классный, не нужно - выскочек не любят. Не старайся всем понравиться, ни перед кем не заискивай.

Ребята после лета будут делиться впечатлениями, смеяться. Не стой в стороне, подойди, спроси: «А можно и я послушаю?» Слушай, кивай, улыбайся, но не перебивай и не лезь в разговор, пока не спросят. А не спросят - не нужно. Чем меньше о тебе сейчас знают, тем больше к тебе интерес», - дает психолог «советы по выживанию» подросткам.

Чтобы растопить корочку льда, отгородившую его от класса, новичок может попросить ребят показать школу, спросить, где находится столовая, вкусно ли там кормят, кто преподает физкультуру, проходят ли в школе какие-то внеклассные мероприятия и т. д. Перед тем как идти домой, обязательно со всеми попрощаться: «Счастливо, пацаны (девчонки), до завтра!», «Всем пока-пока!», тем самым демонстрируя свой позитивный настрой и желание влиться в компанию.

Стоит заметить, что социализация мальчиков и девочек происходит по-разному. Девчонки настроены более дружелюбно, они легче примут новенькую, если она не будет слишком ярко выделяться на их фоне. Мальчишки же начнут провоцировать нового ученика, задираться, может, даже придется подраться. Но лучше обойтись без этого. Сыну посоветуй вести себя приветливо, но «наезды» и оскорбления жестко пресекать.

Как выделиться, не выделяясь

Первый день прожит - самое страшное позади. Но есть еще второй, третий, четвертый… И вот тут перед ребенком возникает сложное задание: обратить на себя внимание, заставить коллектив уважать себя, но не прослыть хвастуном и выскочкой.

Как продемонстрировать свои сильные стороны, каждый ищет сам. Родители могут подсказать, направить, помочь подготовиться к урокам, найти дополнительный материал, чтобы ученик заинтересовал класс интересным сообщением или удивил знанием иностранного. Моему сыну сыграло на руку неплохое умение рисовать: на тему «Как я провел лето» он изобразил себя с дедушкой в музее авиации - и этот рисунок привлек всеобщее внимание. Кто-то хорошо поет, кто-то отлично бегает или прыгает в длину, кто-то красиво декламирует стихи - пусть ребенок не боится себя проявить. Его умение не останется незамеченным и наверняка вызовет одобрение, а то и восхищение (даже на фоне зависти, которая как среди детей, так и среди взрослых - явление нормальное).

Но педагоги предостерегают завоевывать ложный авторитет, хвастаясь вещами (мобильный последней модели, дорогие туфли), достижениями родителей («А у меня папа…»), жизненными благами («Да у нас в семье у каждого машина», «Мы живем в крутом районе»). Во-первых, в классе наверняка есть дети, живущие намного скромнее: они будут чувствовать себя подавленно, а значит, сразу невзлюбят хвастуна. Во-вторых, даже если это «крутая» школа, где такие разговоры - норма, нужно учить ребенка не поощрять вещизм и ценить людей за их личные качества, а не за стоимость и престиж окружающих их предметов. Объясни сыну или дочери, что в ситуации, когда дети хвастаются материальными ценностями, лучше просто промолчать или отвечать уклончиво: «Не хуже, чем остальные», «Живем, как все», «Достаточно», «Хватает» (денег в семье), «Не самый плохой» (мобильный, автомобиль). А если начнут «брать на слабо», ответить: «Просто я не придаю этому большого значения».

Если его не принимают

Причина кроется, как правило, в самом ребенке. Чаще всего изгоями становятся замкнутые и необщительные дети либо, наоборот, яркие индивидуальности, сильно отличающиеся от других. Любая черта, выделяющая ребенка среди сверстников, как во внешности, так и в характере, может спровоцировать «особое отношение» одноклассников. Чрезмерная полнота, очки, заикание, излишняя медлительность или вспыльчивость - и новичку дарят обидные прозвища, не принимают в игру, дразнят.

«Когда я вижу, что ученик замкнут, держится в стороне от всех, в играх ведущую роль отдаю именно ему, ставлю его примером для других, - рассказывает Галина Павловна. - Учителю важно в каждом ученике найти достоинства и подчеркнуть их». Она советует: если в прошлой школе у вашего сына или дочки были проблемы с общением, стоит заранее предупредить об этом педагога - он будет более внимательным и тактичным.

Родителям в этой ситуации важно помочь ребенку сформировать позитивную самооценку, убедить, что он не только не хуже других детей, но и имеет ряд талантов, которыми может гордиться. Заручившись вашей поддержкой, он сможет завоевать интерес одноклассников. Организуйте с мужем, например, поход в лес для всего класса - с костром, кулешом, песнями. Запишите сына или дочь на игру на гитаре либо современные танцы - эти умения всегда поднимают авторитет в подростковой среде. Устройте праздник дома и позовите компанию, в которую хочет влиться ребенок. Если вы или ваш муж фотографируете, вы можете организовать для ребят веселую фотосессию на природе. Проведите экскурсию для класса на свои предприятия… Идей много. Важно не оставлять ребенка в стороне с его проблемами, а принимать участие в его жизни, внушая, что он способный, сильный и многого добьется. Вера в себя позволит ему не потеряться и найти свое место - как в классе, так и в жизни.

Стоит ли менять школу?

Переход на новое место учебы - серьезный стресс для ребенка. Но одновременно и хорошая закалка. Мы попросили людей, которые в детстве меняли школы, вспомнить о своих ощущениях.

Алла Март, 35 лет, пиар-специалист

Научилась наблюдать

Мне пришлось поменять школу трижды: в 3-м, 5-м и 9-м классах. Самый сложный переход, пожалуй, был из 4-го в 5-й класс. Потому что мы переехали в другой район, да к тому же поменялась система обучения - нужно было привыкать не только к ученикам, но и к учителям. Но мне повезло: я легко вписывалась в коллективы, часто встречались хорошие люди. Считаю, что это был отличный опыт - теперь я без труда вхожу в любую компанию, смена работы не становится для меня испытанием. Я выработала «позицию новенького»: не активничать поначалу, а спокойно наблюдать и анализировать. Жалею только, что из-за частых переходов у меня нет друзей, как говорят, с песочницы.

Антон Моргуненко, 30 лет, бизнес-тренер

Не повторил школьной ошибки

Я поменял четыре школы, в 7-м, 10-м, и 11-м классе. Самым сложным был первый переход. Почему? В своей прежней школе я сразу занял авторитетную позицию, т. к. обладал самым громким голосом и был самым высоким. И хотя характер у меня неагрессивный, все задиристые ребята стремились добиться моего расположения.

Перейдя в новую школу, я, как понимаю теперь, использовал привычную модель поведения и ожидал всеобщего расположения. Но, разумеется, все прошло не так гладко. Пришлось даже драться. Помню, моей маме на родительском собрании сказали: «Ваш сын въехал в класс на нашем самом задиристом ученике» (а я буквально после драки оседлал его). Потом было еще два перевода. И тоже непростых.

А примерно через 15 лет, во взрослой жизни, я попал в похожую ситуацию, но на этот раз решил ее по-другому. Мне нужно было войти в уже сложившийся рабочий коллектив в должности коммерческого директора. Я не повторил школьной ошибки и влился в группу без «ментальных драк» и враждебности. Считаю, что перемена школы - это урок на развитие адаптивности и эмоционального интеллекта. Урок часто жестокий. После него ребенок может стать как более замкнутым, так и более харизматичным.

Айгуль Козак, 31 год, банковский служащий

В пионеры приняли дважды

Мой отец был военным, и в детстве я часто переезжала с родителями из города в город, но не помню, чтобы смена школ доставляла особенные проблемы. Я училась на отлично, и это меня выручало. Ведь программа по всему Советскому Союзу была идентичной, то есть во всех школах изучали одно и то же и по одинаковым учебникам. Получалось, что вливаться нужно было только в новую тусовку, но не в учебный процесс. Случались, конечно, и казусы, например, в пионеры меня приняли дважды, но в обеих школах - в первых рядах за хорошую успеваемость.

Наверное, теперь родителям не так легко менять школу для ребенка: разные программы, учебники, школы разного уровня… Хотя став мамой, я поняла, что главное - это родительский настрой. Если мама настроена на позитив и не боится трудностей, то и у ребенка все будет получаться, вне зависимости от того, меняет он школы или учится в одной с первого класса до последнего.

Как определить, что он в стороне

Даже хорошие оценки - не гарантия того, что ребенок нашел место в коллективе. Определить, что у него проблемы с общением в новой школе, можно по таким признакам.

  • Сын или дочь ходит в школу с явной неохотой, а выходных ждет, начиная с понедельника.
  • Ему никогда не звонят одноклассники, и он никому не звонит.
  • Сразу после уроков он идет домой, никогда не остается поиграть с друзьями.
  • В новой школе он учится уже несколько недель, а ты еще не знаешь никого из его класса.
  • На все расспросы о школе отвечает неохотно, говорит, что в прежней было лучше.
  • Начал особенно комплексовать по поводу своей внешности или отсутствия каких-то атрибутов (мобильный не той модели, старые кроссовки и т. д.).

NB! Очень важно поговорить по душам. Возможно, понадобится помощь психолога. Игнорировать ситуацию нельзя: ведь в детстве закладываются самые сильные комплексы.

Непохожесть на остальных – частая причина неприятия человека в коллективе. «Белая ворона», которая не может или не хочет быть как все, нередко вызывает отторжение у окружающих.

Повод может быть любым. Другая национальность, физический недостаток из-за болезни, дефект речи или неблагозвучная фамилия, необычная внешность – даже если это всего лишь странная прическа. Оценки выше или ниже, чем у других в классе. У вашей семьи больше или меньше денег, чем у остальных.

Все, что разительно отличает ребенка от большинства, увлекает его в группу риска: он не такой, как все. Чрезмерная опека со стороны старших членов семьи тоже может стать поводом для насмешек одноклассников – не забывайте об этом.

Не у всех роль «отшельника» вызывает психологический дискомфорт. Но если ребенок остро нуждается в друзьях и признании сверстников, а наладить отношения с одноклассниками не удается? Что в этом случае могут предпринять родители?

Как понять, что ребенок стал изгоем?

Если у ребенка не получается найти общий язык с новыми одноклассниками, первые «звоночки» не заставят себя долго ждать. И внимательный родитель быстро поймет, что в жизни сына или дочери происходит что-то неладное. На что стоит обратить внимание?

Ребенок радуется любой возможности не идти в школу – например, из-за болезни.

Постоянно придумывает причины не ходить в школу, хотя вовремя выполнил домашнее задание. Если это не срабатывает, идет на занятия без желания.

Ничего не рассказывает об одноклассниках, не приглашает их в гости. Никогда не участвует в мероприятиях класса.

Из школы всегда возвращается в плохом настроении.

Вы регулярно замечаете мелкие травмы у ребенка, повреждения на его одежде или школьных принадлежностях.

Главный принцип – не навреди!

Естественное желание любящего родителя – защитить ребенка от несправедливости и воздать по заслугам всем виновным. И не только обидчикам, но также учителям, которые «непонятно, куда смотрели, как такое допустили, почему не предотвратили». Но постарайтесь не махать шашкой сгоряча.

Подумайте, чем обернутся такие «разборки» для ребенка? Скорее всего, к нему прилипнет клеймо «стукача», отделаться от которого будет крайне трудно. И жизнь в коллективе станет еще сложнее. Как реагировать правильно, чтобы разрешить проблему, а не загонять ее в тупик?

Первое, что необходимо сделать, – обратиться к классному руководителю. Объясните ему вашу позицию. Он – связующее звено и может урегулировать конфликт, помочь сторонам договориться о приемлемом разрешении ситуации.

Если этого не случилось, следующая инстанция – директор школы. В присутствии классного руководителя он выяснит, почему не удалось решить проблему и что еще можно предпринять. В руках директора сосредоточено максимум ресурсов для разрешения любой сложной ситуации в школе.

Когда ребенок подвергся нападкам, некоторые родители тут же пишут заявление в полицию. Как правило, такие жалобы не дают желаемых результатов. Представители власти могут подавить конфликт, но не решить его – он просто уйдет глубже. Появится видимость решенного конфликта, но в действительности ситуация лишь усложнится.

В это время ребенку особенно нужна поддержка взрослых. Старайтесь повысить его самооценку. Не скупитесь на похвалу даже за небольшие достижения. Покажите, что верите в него. Подумайте, в чем он может успешно самореализоваться – спорт, творчество, учеба? Предоставьте ему такую возможность. Восхищение окружающих вернет ему веру в себя.

Если чувствуете, что ваших усилий недостаточно, обратитесь за помощью к детскому психологу.

Правила общения

Любую проблему легче предотвратить, чем впоследствии разрешить. Как наладить отношения в новом классе и избежать неприятия коллектива? Помогут несколько простых правил.

На личном примере прививайте сыну или дочери важные качества: общительность, дружелюбие и отзывчивость.

Поощряйте общение с одноклассниками вне школы. Пусть ребенок задерживается с ними после уроков, участвует в совместных мероприятиях. Узнайте заранее, чем интересуются дети из класса, и придумайте повод пригласить их к вам домой.

Вместе с ребенком участвуйте в школьных мероприятиях, подготовке к праздникам, поздравлении учителей. Вы лично познакомитесь с детьми из класса и сможете обсуждать с ребенком школьные события.

Проследите, чтобы он и сам проявлял активность в налаживании отношений, не оставался в стороне. Пусть сам подойдет к одноклассникам, попросит принять его в игру.

Дети не любят «зазнаек». Возможно, не стоит приходить в школу в очень дорогой одежде, которая не по карману семьям остальных детей.

Если уровень знаний ребенка заметно выше, пусть он поможет одноклассникам справиться со сложным заданием.

Развиваться и совершенствоваться нужно всю жизнь. Интересуйтесь людьми и событиями вокруг вас. Живите ярко и насыщенно. Будьте интересны самому себе. Активный, всесторонне развитый и позитивный человек легко приживается в новом коллективе. Будьте примером для ваших детей.

Об авторе

– специалист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, член Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании.

3 6 413 0

Каждый третий ребенок становится жертвой травли одноклассников. Чаще всего насмешки и издевательства касаются новеньких.

Ситуация, когда приходиться переводить ребенка в другой класс или школу – не редкость. Причины перевода могут быть разные:

  1. Родители меняют место жительства.
  2. Серьезные конфликты ребенка с одноклассниками.
  3. Смена обычной школы на профильную.
  4. Неподходящая для уровня развития ребенка программа.

В новой школе ребенок часто сталкивается с непринятием в коллектив. Из-за этого нарушается процесс нормальной социализации школьника.

В конечном итоге ребенок не может найти друзей, ощущает психологический дискомфорт, который будет только расти.

Обязанностью родителей является поддержка ребенка в этот нелегкий период и предоставление помощи. Рекомендации нашей статьи помогут принимать посильное участие в школьной жизни чада, чтобы вовремя замечать все изменения в поведении и избежать конфликтов.

Сложности во время адаптации в новом коллективе

Одноклассники не принимают

Это не всегда так. Дети могут присматриваться к новичку прежде, чем вступить с ним в тесный контакт. Новенькие вначале находятся под протекцией учителя, что может сковывать одноклассников в желании как-то проявить себя по отношению к новому другу.

Настоящее неприятие ребенка может произойти лишь в том случае, если школьник проявит себя с нехорошей стороны, начнет задирать других, насмехаться.

Приучите ребенка к объективному восприятию окружающей действительности. Не только он приспосабливается к новому классу, но и класс тоже приспосабливается к нему.

Ребенок не умеет наладить контакт

Новички не знают, как наладить контакт со сверстниками и держатся в стороне. Это нормальное явление, поскольку лишняя навязчивость может отпугнуть друзей. Общение между детьми сводиться к уровню рабочих отношений: «Передай, пожалуйста, дневник», «Одолжи ручку». Весь коллектив или группы детей сами проявляют интерес к новичку. Они первыми идут на контакт и вовлекают ребенка в общеклассную жизнь.

Если же класс отторгает ребенка, нужно обратиться к школьному психологу для дальнейшего разбора причин, которые привели к данному исходу.

Борьба за лидерство

В устоявшемся коллективе уже есть свои лидеры и заводилы, которые составляют классное самоуправление.

Перейдя в новый класс, не стоит сразу заявлять свои намерения перетянуть на себя лавры первенства. Нужно пытаться органично смотреться в коллективе и предлагать свои услуги по мере возможности.

Также не стоит забывать, что всеми процессами в классе должен руководить учитель. Если у вашего ребенка есть лидерские качества, он обязательно их заметит и направит в нужное русло.

Не знаете, как ? Тогда читайте нашу статью.


Ребенок много душевных и физических сил тратит на то, чтобы успешно влиться в коллектив, привыканием к новому учителю. У него не остается энергии на учебу.

Все учителя по-разному преподают один и тот же предмет. Чтобы привыкнуть к новому педагогу и его манере, тоже нужно определенное время. Не судите ребенка слишком строго за его неудачи.

Адаптация длится до 2 месяцев. Если ситуация продолжается, это повод посетить педагога или классного руководителя для выяснения причин плохой успеваемости.

Пообщайтесь с учителем

Переход ребенка в другую школу несет колоссальный стресс и для родителей. Это связано с перестройкой привычного уклада жизни.

Чтобы снизить негативные последствия перехода в другую школу к минимуму, психологи советуют делать это в начале учебного года.

Обязательно перед этим нужно встретиться с классным руководителем, познакомиться, задать волнующие вопросы, узнать о правилах школы, дресс-коде, расписании уроков.

Чем больше информации вы сможете получить, тем больше вероятность, что вашего ребенка с порога не воспримут белой вороной.

Также важно как можно больше рассказать учителю о ребенке:

  • черты характера;
  • успеваемость в предыдущей школе;
  • какие предметы даются легко, а какие с трудом;
  • хобби и посещения секций и кружков.

Чем больше информации получит от вас учитель, тем легче ему будет ввести чадо в коллектив и сплотить его.

Подготовьте школьника

После разговора с учителем вы сможете объяснить ребенку все ключевые моменты в новой школе, какие предметы будут преподаваться, в какое время начинаются переменки, какую форму одежды носить.

Переход должен активно обсуждаться в семье. Ребенку следует понимать, что вы интересуетесь его жизнью и переживаете за него.

Нужно обязательно говорить с ним, оговаривать все возможные ситуации и устанавливать доверительные отношения настолько, насколько это возможно. От доверия школьника к родителям зависит успешность адаптации.

Интересуйтесь школьной жизнью ребенка

Дети, столкнувшиеся с необходимостью покинуть старую школу, чувствуют себя одинокими и брошенными.

Так происходит из-за отсутствия внимания со стороны родителей к сложившейся ситуации. Это приводит к таким проблемам:

  • Неспособность адаптироваться к новым правилам и требованиям;
  • падение успеваемости;
  • депрессивное состояние;
  • частые болезни.

Ваша поддержка важна для школьника. Необязательно постоянно выспрашивать у ребенка все, он должен сам хотеть делиться с вами. Также можно искать пути решения проблем за просмотром мультиков, чтением сказок, проводить параллели между сложившейся ситуацией и другими случаями из жизни. Это предоставит ребенку бесценный опыт и даст возможность увидеть результат при разных вариантах решения проблемы. Искренность вашего участия в школьной адаптации поможет облегчить переход в новый коллектив.

Поддерживайте и заботьтесь, но не кудахтайте над чадом

Относитесь к ребенку как к равному, уважать его предпочтения и взгляды, мягко их корректировать, направлять в правильное русло. Но не забывайте, что из-за отсутствия жизненного опыта ребенок может совершать ошибки и не критикуйте его строго.

Вы можете помочь малышу сделать поделку для школьного конкурса или выставки. Или устройте праздник для детей и пригласите одноклассников, подготовьте конкурсную программу с командными или коллективными играми.

Такие мероприятия помогают наладить общение между детьми в неформальной обстановке. Ребенок будет чувствовать себя не так скованно, поскольку остальные будут находиться на его территории. Дайте ребенку понять, что стремление нравиться всем никогда не увенчается успехом. Достаточно и уважение к другим.

Как ребенку произвести правильное впечатление на одноклассников

    Подготовьте одежду

    Она должна быть чистой и выглаженной. Лучше одеться нарядней.

    Сложите портфель заранее

    Не оставляйте этот процесс на утро, поскольку из-за переживаний вы можете что-то забыть.

    Откройтесь новым впечатлениям

    Заходите в школу с гордо поднятой головой и ровной спиной. Никто не должен заметить вашего переживания. Будьте спокойны и уверенны в том, что все получится.

    Вежливость



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!